Конспект НОД по познавательному развитию
во второй младшей группе
«Правила дорожные – верные, надёжные!»
Цель: познакомить детей с правилами дорожного движения, формировать представление о безопасности пешеходов на дороге, закреплять знания о правилах поведения вблизи проезжей части, закрепить значения сигналов светофора.
Задачи:
Образовательные:
-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;
-формировать и обогащать представления детей о правилах поведения на дороге;
- уточнить знания о сигналах светофора и их значениях;
-учить устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие:
- развивать умение применять правила безопасности на дороге;
-развивать умение сравнивать и анализировать;
-развивать воображение, мышление в процессе наблюдения за объектами транспорта и людьми;
-развивать умения и навыки выполнять роль в предлагаемой игровой ситуации;
-развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
-воспитывать навыки безопасного поведения, сохранения своего здоровья, культуру поведения на дороге;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению.
Оборудование: набор дорожных знаков, светофор, иллюстрации с изображением улицы с пешеходным переходом, рули, игрушечные машинки, коляски с куклами, круги красного, желтого и зеленого цвета.
Методы: словесный, наглядный, игровой, практический;
Приёмы: проблемная ситуация, показ, объяснение, художественное слово, пояснение, беседа, вопросы, похвала, проговаривание правил дорожного движения.
Словарная работа: тротуар, проезжая часть, пешеход, пешеходный переход, «зебра».
Предварительная работа: беседа о правилах дорожного движения, рассматривание иллюстраций, подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по улицам нашего города. Познакомиться с правилами дорожного движения.
Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте, и скажите о чем оно.
На улице нашей машины, машины,
Машины малютки, машины большие.
Эй, машины, полный ход!
Спешат грузовые, фырчат легковые.
Торопятся, мчатся, как будто живые.
У каждой машины дела и заботы.
Машины выходят с утра на работу.
О чем я вам прочитал стихотворение?
Дети: О машинах.
Появляется Степашка и плачет.
Воспитатель: Что с тобой, Степашка?
Степашка: У меня лопнул мяч. Я играл на проезжей части и мой мячик попал под машину.
Воспитатель: Ребята, а можно ли играть на проезжей части, выбегать на неё?
Дети: Нет! По дороге ездят машины и могут наехать на человека.
Воспитатель: Правильно! Запомни, Степашка, и вы, ребята: играть на дороге опасно для жизни! А где можно поиграть с мячом на улице? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята, во дворах, на площадках и дорожках, где нет машин.
Рядом с дорогой опасно играть
И на нее за мячом выбегать,
Миг — и случится большая беда…
Ты у дорог не играй никогда!
Воспитатель: Ты, Степашка, еще маленький и совсем не знаешь, как нужно вести себя на дороге. Ребята, поможем нашему гостю узнать об этом?
Дети (хором): Да!
Воспитатель: Степашка, а ты знаешь, что когда мы выходим на улицу, то мы становимся пешеходами и гулять можно только по тротуару.
Степашка: Почему это я должен гулять только по тротуару?
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем со Степашкой в подвижную игру «Воробушки и автомобиль», для того, чтобы объяснить ему, для чего нужен тротуар.
(Дети и Степашка становятся воробушками, вылетают из своих гнезд на проезжую часть, начинают прыгать в разных направлениях. Раздается гудок и появляется автомобиль - назначенный ребенок с рулем в руках. Воробушки пугаются и улетают в гнезда. Автомобиль возвращается в гараж).
Степашка: Ох, и испугался же я, чуть не попал под колеса автомобиля, еле целым остался.
Игра повторяется.
Воспитатель: Вот видишь, чуть – чуть не случилась с тобою беда, поэтому надо ходить по тротуару! Это главное правило пешехода!
Степашка: Ну, ладно, теперь я буду гулять только по тротуару. А если я захочу перейти на другую сторону улицы, тогда что мне делать?
Воспитатель: А в этом случае тебе поможет «зебра».
Степашка: Какая еще «зебра»?
Воспитатель:
Зебра в Африке живет.
Полосата очень,
Воду пьет, траву жует,
Порезвиться хочет.
А на улице у нас,
Здесь, у перекрестка,
Точно зебра в самый раз —
Переход в полоску.
«Зебра»- это место, по которому пешеход может переходить дорогу. Называется она пешеходный переход. Пешеходный переход – дорожка, похожая на полосатую лошадку зебру (рассматриваем иллюстрацию с изображением пешеходного перехода).
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в пешеходов и водителей. Девочки с куклами в колясках переходят дорогу, мальчики с рулём в руках их пропускают.
Воспитатель: Пешеходы ходят по тротуару, а по дороге ездят…?
Дети: Машины!
Воспитатель: Правильно, машины! Машины ездят по дороге быстро, но аккуратно. Знаете ли вы, что помогает машинам правильно двигаться по дороге? Это дорожные знаки и светофор. Водителю надо знать, что обозначает каждый знак и сигнал светофора.
Игра «Назови дорожный знак»
А вы знаете, что обозначают сигналы светофора? Какого они цвета? (Ответы детей)
Воспитатель:
Светит красный светофор:
Нет проезда – стой шофер!
Светит желтый – значит жди,
Свет зеленый впереди.
Шофер нажимает на педаль
И машина мчится вдаль.
Воспитатель: А сейчас, ребята, чтобы Степашке было понятней и вам лучше запомнились сигналы светофора, давайте поиграем в игру «Красный, желтый, зеленый». Вы - шоферы. Когда я подниму красный сигнал, это значит, вы стоите на месте, держите рули в руке внизу. А когда подниму желтый сигнал – приготовиться, руль держите двумя руками и готовьтесь двигаться. Когда показываю зелёный сигнал, то можно ехать, вы двигаетесь под музыку.
Игра проводится несколько раз
Воспитатель: Понравилась тебе, Степашка, наша игра?
Степашка: Да. Спасибо, дети!
Воспитатель: Ребята, вы запомнили правила поведения на улице? Давайте ещё раз напомним Степашке, о чём мы сегодня говорили? (Ответы детей).
Воспитатель:
На улице будьте внимательны, дети!
Твердо запомните правила эти!
Правила эти помни всегда
Чтоб не случилась с вами беда!
Воспитатель: Степашка, мы надеемся, ты сегодня многое узнал и многому научился?
Степашка: Да, теперь мне стало все понятно: если не соблюдать правил дорожного движения, то может случиться беда. Вы меня многому научили, побегу к своим друзьям и расскажу им обо всем, чему сегодня вместе с вами научился. До свидания, ребята!
Дети: До свидания, Степашка!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с очень важными правилами дорожного движения, закрепили правила поведения вблизи проезжей части, узнали, как и где правильно и безопасно переходить через дорогу, по которой движутся автомобили и узнали значения сигналов светофора. Вы молодцы, внимательно слушали, всё запоминали и повторяли, а так же дружно играли!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.