Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе
Тема: «Осень. Периоды осени»
1. Коррекционно-образовательные цели.
Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень». Расширение словосочетания «золотая осень». Совершенствование грамматического строя речи (подбор существительных-синонимов, однородных определений, согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже).
2. Коррекционно-развивающие цели.
Развитие связной речи, фонематических представлений (развитие навыка звукового анализа слов), дыхания, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, артикуляционной и мелкой моторики.
3. Воспитательные цели.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, творческой активности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: корзинка с осенними листьями, мольберт, наборное полотно, предметные картинки с изображением деревьев (лиственных и хвойных). Репродукции картин (И. Шишкин «Рожь», И. Левитан «Золотая осень»), картинка с изображением поздней осени. Контейнеры с фишками. Эспандеры, зеркала, магнитофон.
Ход занятия
1. Организационный момент (создание эмоционального фона занятия). Дети входят в группу. На ковре рассыпаны разноцветные «живые» листья.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас погулять по опавшим листьям. Представьте, что мы пришли в лес. Вспомните, как шуршат, шелестят под ногами листочки, улыбнитесь лесу, улыбнитесь друг другу. (Звучит «Осенняя песня» П. Чайковского. Через 1-2 минуты магнитофон выключается). Хорошо, а теперь садитесь на «лесную полянку» (дети садятся на ковер). Подышим свежим лесным воздухом.
2. Упражнения дыхательной гимнастики по схеме «Вдох-выдох» (по одному разу каждое упражнение).
- Не забывайте: спину держите прямо, руки на коленях, ноги «калачиком». При вдохе плечи не поднимать, при выдохе щеки не надувать (дети выполняют упражнения, следя за указкой).
Воспитатель:
3. Молодцы, вы правильно выполнили дыхательные упражнения (схема убирается).
- А сейчас внимательно послушайте загадку:
Время года отгадай:
Собирают урожай,
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ежик листья собирает,
Свою норку утепляет.
Дети:
- Осень.
Воспитатель:
- Какие приметы осени вы узнали в этой загадке?
(Дети перечисляют приметы осени, которые запомнили из загадки).
- молодцы, вы хорошо отвечали и сегодня мы продолжим разговор об осени, о том, почему осень называют золотой, узнаем, какие периоды различают у осени и чем они отличаются друг от друга.
4. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.
Воспитатель: Назовите осенние месяцы по порядку.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Октябрь – золотой осенью, а ноябрь – поздней осенью. У этих периодов много отличий. Например, ранней осенью днем часто бывает тепло, как летом. Вспомните, как Людмила Ивановна разрешала вам снимать курточки во время прогулки. Но ночью и утром уже прохладно. Ранней осенью мы еще наблюдали за некоторыми насекомыми. Вспомните, за какими? (божьи коровки, жуки, пауки). Птицы в этот период только начинают готовиться к отлету, еще много цветов, а деревья ранней осенью стоят зеленые и только некоторые листочки начинают менять окраску.
А как вы думаете, в какой период осени собирают урожай овощей и фруктов?
Дети: Ранней осенью.
Воспитатель: Конечно, ранней осенью. А какой самый главный урожай собирают ранней осенью?
Дети: Урожай хлеба.
Воспитатель: Вспомните пословицы и поговорки о хлебе.
Дети:
Будет хлеб – будет и песня.
Хлеб – всему голова.
Хлеб – наше богатство.
Много снегу – много хлеба.
Рожь поспела – берись за дело.
С хлебом русский человек – богатырь из века в век.
Воспитатель: Отлично! Молодцы!
Саша, прочитай нам, пожалуйста, стихотворение о ранней осени. (Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»)
Ты хорошо подготовилась, правильно произносила звуки и трудные слова.
Антон ты хочешь загадать нам загадку, которую выучил к этому занятию? Мы тебя слушаем.
Ребенок:
С мамой мы пошли гулять,
Стал он землю поливать.
Поливал да поливал,
Всех под зонтики загнал.
5. Физ. минутка.
Воспитатель: Предлагаю вам встать в круг. Поиграем в игру «Осенний дождик» (проводится игра). А сейчас садитесь за столы.
6. Упражнения на развитие мелкой моторики (с эспандерами), с речевкой: «я сожму свое кольцо…».
Упражнения артикуляционной гимнастики:
- для губ – «улыбка», «колесо», «трубочка», «заборчик-окошечко».
- для языка – «маляр», «лопаточка», (подуть на кончик языка – холодный ветерок), массаж языка зубами (та-та-та), губами (пя-пя-пя), «лошадка», «чашечка» (звук Ш – теплый ветерок).
Воспитатель:
7. Вслед за ранней осенью наступает золотая осень. Это самый красивый период осени.
Продолжим прогулку по осеннему лесу.
(Дети встают из-за столов, подходят к логопеду, который берет в руки корзину с листьями и предлагает детям понюхать их).
Дети: Осень пахнет опавшими листьями, последними цветами сыростью и прохладой.
Воспитатель: Выберите по одному листочку, подержите в руках. Расскажите, какие они на вид, на ощупь. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какие осенние листья?».
Дети: Осенние листья разноцветные, пестрые, яркие, резные, узорчатые, гладкие, прохладные, душистые…
Воспитатель: Сложите на столе ковер из осенних листьев.
(Дети выполняют задание).
Молодцы, вы дружно поработали и поэтому «ковер» у вас получился особенно красивым. Посмотрите на него и подумайте, почему осень называют золотой.
Дети: Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, алыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк, он кажется золотым.
Логопед: Мне очень понравились ваши ответы. Золотой осенью трава тоже начинает менять свою окраску и засыхать. Как можно сказать иначе (трава вянет, желтеет…). Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет.
- Кто видел птичьи стаи? Как сказать по другому? (клин, караван). Продолжим нашу прогулку по лесу. (Дети проходят к столу, где лежат предметные картинки с изображением деревьев).
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Чьи листья?». Вы должны будете взять по одной картинке, подумать, какое это дерево и как правильно назвать его листья. Например: «У клена листья кленовые». (Дети поочередно выставляют свои картинки на наборное полотно, отвечают по образцу полными предложениями).
Молодцы, вы отлично справились с заданием. Пройдите за сотлы. (На столах контейнеры с фишками).
- Кто знает, какое лиственное дерево дольше других стоит зеленым.
Дети: Это дерево – дуб.
8. Упражнение «Составь схему».
Воспитатель: Выложите из фишек звуковую схему слова «дубы» (звуковой анализ и синтез, деление на слоги, выделение ударного слога и ударного звука).
Воспитатель: Молодцы, вы правильно выполнили это задание. И сейчас Соня прочитает нам стихи о золотой осени. (А.С. Пушкин «Осень» - Унылая пора, очей очарованье…).
Воспитатель: Очень хорошо, садись на свое место.
- Пройдет период золотой осени, деревья потеряют листву, станет холоднее, все перелетные птицы улетят, насекомые спрячутся, дожди будут идти чаще, а ветра будут холоднее. Как будет называться этот период осени? Кто догадался?
Дети: Это будет поздняя осень.
Воспитатель: Стихи о поздней осени прочитает нам Даша. (С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»).
Воспитатель: Молодец, Даша. Спасибо.
9. Упражнение «Периоды осени».
(Логопед раскладывает на столе репродукции картин И. Шишкина «Рожь», И. Левитана «Золотая осень» и картину В. Попова «Поздняя осень»).
Воспитатель: Посмотрите на картины русских художников и определите, где изображена ранняя осень, где – золотая осень, а где – поздняя осень. Можете посовещаться, а потом расставьте картины на мольберте именно в таком порядке.
(Дети выполняют задание логопеда)
Воспитатель: Что ж, вы отлично выполнили задание. Действительно, на картине И. Шишкина «Рожь» изображена ранняя осень. Художник И. Левитан изобразил золотую осень. А картина В. Попова так и называется «Поздняя осень». Расскажите, что помогло вам правильно выполнить задание.
(Дети рассказывают, на какие приметы они обращали внимание, выполняя задание).
10. Итог занятия. (Оценка работы детей).
- Наше занятие в осеннем лесу подошло к концу. Что нового вы узнали сегодня? Что вам было интересно делать? (Затем логопед оценивает работу детей на занятии).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.