Конспект НОД по развитию речи с использованием интеллект-карт "Зима"

  • docx
  • 02.03.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект НОД Скосарева.docx

МОУ «Бендерский детский сад № 43»

 

 

 

Конспект НОД по развитию речи.

 «Зима»

с использованием технологии интеллект-карты.

 

 

 

 

Учитель-логопед 1 кв.категории:

Лищенко Татьяна Владимировна

Воспитатель лог.  группы с ОНР

                                                                         2 кв.категория:

Скосарева Надежда Владимировна.

 

 

2022г.

 

Цель: составление рассказа

Программные задачи:

Образовательные:

-обобщать и систематизировать знания детей о зиме

- формирование умения отвечать на вопросы

-активизировать словарь детей ;

- формирование умения подбирать родственные (однокоренные) слова –

-формирование умения составлять рассказ, используя технологию интеллект карты;

- учить с помощью интеллект карты обогащать знания о зиме.

Развивающие:

-развитие навыка словообразования ;

-развитие мышления, речи, внимания, запоминания.

Воспитательные:

-воспитание у детей интереса к сезонным изменениям в природе

- воспитание любви к родному языку,

- воспитание культуры общения.

Методы и приемы: игровой, сюрпризный, словесный, вопросы, поощрение, наглядный.

Материалы и оборудование: корзинка с сюрпризами,сюжетные картинки о зиме. конверты со снежинками, ватман, фломастеры. телевизор для показа слайда. снежинки на палочках на подгруппу детей.

Предварительная работа: беседа о зиме, закрепление признаков зимы, чтение стихотворении, дидактические игры «Когда это бывает?». «Играем зимой», наблюдения в природе.

 

Организационный момент. Дети входят в группу, встают в круг.

Воспитатель: - В круг ребята становитесь, за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь! (Дети встают в круг и улыбаются друг другу).

Воспитатель: - Сегодня нам пришло письмо (показывает письмо, а от кого сейчас мы с вами узнаем. Адресовано оно детям подготовительной группы детского сада «Пчёлка».

(Читает письмо)

«Здравствуйте ребята! Пишет вам прекрасная белая повелительница. Угадайте кто я? Вот вам моя загадка. Дел у меня не мало, я – белым одеялом всю землю укрываю, в лёд реки убираю, белю поля, дома, а зовут меня…. (зима).

Слайд «Зима» - Я знала, что вы меня узнаете, приготовила я для вас задания, если вы с ними справитесь и составите обо мне рассказ, то я вас щедро награжу. Задания находятся на снежинках, которые я развесила у вас в группе, будьте внимательными. С уважением Зима».

Логопед: - Ребята, вы готовы справиться с заданиями, которые нам приготовила Зима?

Проводится упражнение на развитие речевого дыхания «Подуй на снежинку» (Игра проводится в парах.)

Воспитатель: - Дети, давайте мы с вами найдем все снежинки, которые развесила Зима. (В конвертах со снежинками находятся задания и картинки для «умной карты». Воспитатель выставляет ширму с зимним пейзажем, на ней прищепками прикреплены конверты со снежинками и цифрами от 1 до 6. Задания из конвертов выполняются по очереди.)

1 снежинка – задание. «Вопросы о Зиме»

- когда наступает зима? (ответы детей – сразу после осени, с наступлением холодов, по календарю – 1 декабря).

- как светит солнце зимой? (Ответы детей - зимой солнце светит ярко, оно мало греет, слабо).

- какое небо зимой? (ответы детей – голубым, светлым, безоблачным, чистым, серым, тучным, красивым, вечерним, утренним, ласковым, бездонным, как океан).

- какие деревья зимой? (Ответы детей - Зимой все деревья спят. Осенью деревья сбросили с себя листья. Опавшие листья на земле легли как теплое одеяло и защитили корни деревьев от вымерзания – согрели их. Снег укрывает корни и ветки деревьев).

- что зимой происходит с реками? (Ответы детей - Реки покрываются льдом).

- назовите зимние месяцы. (ответы детей - декабрь, январь, февраль).

Воспитатель: вы правильно ответили на вопросы, в конверте лежит картинка с сезонными изменениями в природе зимой, давайте мы ее наклеим на карту.

Дети размещают картинку, дорисовывают обозначения по желанию.

2 снежинка – задание. Загадки о зиме

Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал. (снег)

С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой. (снежинки)

Наши окна — как картинки.

Кто художник-невидимка?

На стекле букеты роз

Нам нарисовал. (мороз)

Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц.

Зимушки-зимы подруга,

Северная гостья. (вьюга)

В зимний день на пруд легло

Очень скользкое стекло.

Нас в хоккей играть зовет

Синий крепкий гладкий. (лед)

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз

Акробатка - крохотулька,

Зимний леденец. (сосулька)

Логопед: - Давайте назовем все наши отгадки и разместим картинку и рисунки на нашей «умной карте». – приметы зимы.

3 снежинка – задание. «Подбирай, называй, запоминай»

Дети подбирают к существительному прилагательное.

, –зима - суровая, холодная, морозная, белоснежная ;

-снег - пушистый, белый, ватный, холодный, колючий и скрипящий.

- снежинки – холодные, прозрачные, узорные, ажурные, белые, холодные… ;

- лёд – прозрачный, твердый, хрупкий, скользкий, холодный.

(Ответы детей)

Воспитатель: - Дети, мы назвали с вами с вами погодные явления. И можем сказать о жизни животных и птиц зимой.

- как ведут себя птицы, животные зимой? (ответы детей - птицам в зимнею пору очень холодно и они пытаются найти место потеплее, некоторые улетают, а некоторые остаются зимовать. Медведь устраивает берлогу в чаще леса. Берлога - это глубокая яма в земле. В ней медведю тепло. Не спит зимой заяц, скачет он по лесу, по полю, и страшно ему, ведь рядом бродят волк и лиса. Не спит и белка. Скачет она с ветки на ветку в своей теплой зимней шубке. Отыщет на веточках и в дупле заготовленные с осени запасы, подкрепится и дальше поскачет).

Логопед: вы правильно ответили на вопросы, в конверте лежит картинка с животными давайте мы ее наклеим на карту.

Дети размещают картинку, дорисовывают обозначения по желанию.

4 снежинка – задание. «Скажи наоборот»

- летом дни жаркие, а зимой - (холодные)

-летом день длинный, а зимой - (короткий)

- летом солнце греет, а зимой - (не греет)

-весной лёд на реке тонкий, а зимой - (толстый)

-одни сосульки длинные, а другие - (короткие)

- снег мягкий, а лёд - (твердый)

Воспитатель: - Дети после наших сравнений скажем об изменениях в поведении человека зимой.

. - как зимой одеты люди? (Ответы детей - люди одеваются в теплую одежду – шапка, шубка, шарфик, пуховик, унты, валенки и. т. д.).

Воспитатель: вы правильно ответили на вопросы, в конверте лежит картинка с зимней одеждой, давайте мы ее наклеим на карту.

 

5 снежинка – задание. «Скажи ласково».

Зима - (зимушка, мороз – (морозец, лёд – (ледок, холод – (холодок, снежинка – (снежиночка, метель – (метелица, снег – снежок, санки – саночки, снеговик – снеговичок, валенки – валеночки.

Логопед: - А теперь давайте назовем зимние игры и забавы.

(Дети называют)

. Давайте наклеим на карту картинку со снеговиком. (Дети по желанию дополняют рисунками.)

Воспитатель. : - ребята, вы очень хорошо отвечали на задания Зимы, я предлагаю Вам отдохнуть.

Физкультминутка «Зимнее окошко»

Посмотри в окошко: (Имитация)

Белая дорожка, (Волнистые движения кистями рук)

Занесло качели, (Вращение руками)

Спят под снегом ели. (Приседание с закрытыми глазами)

В небе желтая луна. (Подтягивание на носочках)

Лишь одна не спит она. (Круговые движения головой).

6 снежинка – задание «Назови предмет для зимнего развлечения»

-Дети должны назвать только те предметы которые относятся к зиме – коньки, ледянка, лыжи, санки,, клюшка с шайбой и т. д.

Воспитатель: - Обратите внимание, снежинки закончились, а значит, и закончились все задания Зимы, вы молодцы хорошо справились со всеми заданиями. Теперь давайте посмотрим на нашу «умную карту» - все что мы знаем о зиме разместилось на карте и мы сможем составить рассказ о прекрасном времени года, а картинки и рисунки помогут вам. (Дети составляют рассказ о зиме. Начинают с первой картинки. по часовой стрелке.)

Примерный рассказ: «Зима начинается после осени, 1 декабря. Солнце зимой светит, но не греет, небо бывает ясным, голубым, но бывает и пасмурным. Деревья зимой спят. А реки покрываются льдом. Зимой выпадает снег, бывают мороз. Метели, снегопад. Сосульки. Зверям в лесу холодно-голодно. Заяц и белка меняют шубку, медведь спит в берлоге, а птиц надо подкармливать. Люди тоже надевают теплую одежду, шубу, валенки. Шапки, варежки. Зимой из снега можно лепить, кататься на лыжах, санках, хорошо лепить снежки снеголепами, играть в хоккей с шайбой, кататься с горы. Мы очень любим зиму.

Итог: Какие задания Зимы вам понравились? Чей рассказ получился интересным? (ответы детей) вас ожидает награда, зажмурьте глаза (дети закрывают глаза, воспитатель выносит корзину с подарками – конфеты «Раффаэлло» -снежные комочки.).