План- конспект занятия по развитию речи в средней группе.
Тема: «Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов (длинные и короткие), моделированием, рисование иголок ежатам»
Цели и задачи:
-знакомить с протяженностью слов (длинные и короткие);
- продолжать знакомить с многообразием слов; познакомить с тем, что слова могут звучать похоже;
- учить отгадывать загадки; развивать внимание, логическое мышление; учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;
- продолжать знакомить с моделированием- слово обозначается в виде прямоугольника;
- учить детей делить слова на слоги, обозначать количество слогов, используя модель слова;
- учить рисовать короткие линии (иголки ёжикам);
- формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач;
- формировать навык самоконтроля и самооценки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята.
-А какая сейчас часть суток? (утро, день)
-а какое время года за окном? (весна)
- Молодцы, все вы у меня знаете. А сейчас мы садимся с вами ровно, ручки кладем на стол и начинаем наше занятие.
2. Игровое упражнение «Соедини правильно»
-Ребята, посмотрите, а кто у меня в руках? (мишка)
-Вы произнесли слово «мишка» и каждый день мы много произносим разных слов и все они звучат по-разному. Но некоторые слова звучат похоже. Например: мишка- шишка, матрешка- кошка и т.д. Вот мишка просит вас внимательно посмотреть на первый рисунок и назвать, что там нарисовано. (лук, санки, банки, жук)
-Медведь просит вас еще и соединить картинки, названия которых звучат похоже. Попробуйте выполнить это задание. (дети выполняют задание)
-Что вы соединили и почему? (мы соединили лук- жук, санки- банки, потому что эти слова звучат похоже)
3. Игра «Загадки и отгадки»
- Ребята, мишка предлагает вам отгадать загадки, которые он для вас приготовил. Как только вы отгадаете загадки, вы должны обвести по точкам прямоугольник.
-А прямоугольник это что? (это слово которые мы называем)
Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь
Стучим, стучим. (Часы)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая.
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет. (Мяч)
Не будильник, а звонит,
Не приемник- говорит.
Угадайте, кто же он?
Ну конечно… (Телефон)
- Назовите предметы, под которыми есть прямоугольники. (телефон, часы, мяч, кошка)
-Как звучат названия этих предметов? (по-разному)
-Каждое слово мы можем прохлопать. Сколько хлопков мы сделаем, столько слогов в каждом слове. Хлопнуть в ладоши слово «мяч». Сколько раз хлопнули? (один)
-Значит в этом слове один слог.
- Хлопнули в ладоши слово «часы». Сколько раз мы хлопнули? (два)
-Хлопнули в ладоши слово «кошка». Сколько раз мы хлопнули? (два)
-Хлопнули в ладоши слово «телефон». Сколько раз мы хлопнули? (три).
-Какое слово у нас получилось самое короткое? (мяч)
- А какое у нас слово самое длинное? (телефон)
- Сколько в нем слогов? Сколько мы хлопков сделали? (три)
Давайте попробуем прохлопать наши имена
4. Физкультминутка.
«Хомка», «Буратино», «Зайка», «Ракета», «Путаница».
5. Игра «Какие бывают слова?»
- Ребятки, я вам сейчас прочту очень интересное стихотворение про слова, а вы должны его внимательно послушать. Готовы? (да)
Есть сладкое слово- конфета,
Есть быстрое слово- ракета,
Есть кислое слово- лимон,
Есть слово с окошком- вагон,
Есть слово колючее- ёжик,
Есть слово упрямое- цель,
Есть слово колючее- ель,
Есть книжное слово- страница,
Есть слово лесное- синица,
Есть слово пушистое- снег,
Есть слово веселое- смех.
-Назовите «сладкие слова». (конфета, мороженное, торт, пирожное, йогурт)
-Назовите «быстрые слова». (ракета, самолет, поезд)
-Назовите «колючие слова». (ёжик, иголки, ель, гвоздь, шило)
- Какие вы у меня все внимательные и умные. Вот вы назвали очень много слов, но они все звучат по-разному.
6. Дорисуй иголки ёжикам.
-Наш мишка рисовал- рисовал и нарисовал ежей. Но что-то забыл нарисовать. Как вы думаете, что? (иголки ёжикам)
-Помогите мишке, дорисуйте иголки. (дети рисуют иголки)
7. Итог.
-Вот наше занятие подошло к концу.
-Чем мы занимались? Что нового узнали? (мы узнали что много слов очень похоже звучат, например «мишка- шишка»; мы соединяли картинки, названия которых звучат похоже; мы обводили прямоугольники под картинками; узнали то, что можно слова прохлопать и разделить на слоги, сколько хлопков столько и слогов в слове; мы узнали что слова бывают разные: кислые, сладкие, колючие, быстрые и т.д.; помогали мишке нарисовать иголки ёжикам)
8.Рефлексия.
-Скажите, а занятие вам понравилось? (ответы детей)
-А на что похоже ваше настроение после занятия: тучка, солнце или дождик? (ответы детей)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.