Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Чтение и заучивание стихотворений о зиме.
Подготовила Москалева Л.В., воспитатель МБДОУ д/с № 21, г.Новочеркасск,2020г.
Цель. Приобщать детей к поэзии. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворения.
Задачи.
Образовательные.
· Формировать умение детей запоминать стихотворения.
Развивающие.
· Развивать память детей, воображение, интонационную выразительность речи.
Воспитательные.
· Воспитывать интерес к литературе, эстетические чувства.
Речевые.
· Совершенствовать отчетливое произношение, обогащать словарь детей: пелена.
Формы организованной образовательной деятельности.
· Беседа, чтение стихотворения, рассматривание картин.
Форма организации: группа.
Методы и приемы: наглядный, словесный методы; игровые.
Словарная работа: пелена.
Материалы и оборудование: иллюстрации на тему «Зима», кукла Лида, снежок.
Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание картинок, чтение стихотворения «Зима», игра «Доскажи словечко», физкультминутка «Снежинки».
Предварительная работа.
· Рассматривание иллюстраций
· Беседы с детьми.
Ход НОД
Дети с воспитателем в игровой зоне стоят в кругу.
1.Организационный момент:
Психогимнастика.
Дети,встанем, возьмемся за руки, чтобы у всех было замечательное настроение и улыбнемся друг другу самой доброй и приветливой улыбкой в мире, пожмем друг другу руки и подарим тепло и доброту своих рук друг другу.
Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы-
И зима настала!
Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Лида. Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Лида так тепло одета?
Дети: Холодно, зима.
Воспитатель: Зима шагает по земле и хочет знать – знаете ли вы ее приметы?
Вот сейчас мы с вами поиграем – Зима передала снежок из снега я буду вам его давать, а вы берите и отвечайте.
Воспитатель: Какая у нас зима?
Дети: снежная, холодная, морозная, ветреная;
Воспитатель: Что бывает зимой?
Дети: метель, ветер, вьюга, река замерзла;
Воспитатель: Что можно сказать о снеге? Какой он?
Дети: пушистый, мягкий, укрыл всю землю, грязный, холодный;
Воспитатель: Молодцы, хорошо описали зиму!
Кукла спрашивает когда же будет тепло, будет ярко светить солнышко, можно будет загорать.
Дети: Летом.
Воспитатель: Не расстраивайся, Лида, зима тоже хорошее время года. Давайте посмотрим, как красиво зимой!
(рассматривание иллюстраций)
Воспитатель: Ребята, какие краски в основном использовали художники в своих работах?
Дети: Синюю, голубую, белую
Воспитатель: Почему?
Дети: Изображали снег.
Воспитатель: А снег какой?
Дети: Белый, холодный, пушистый, мягкий.
Воспитатель: На что он похож?
Дети: На одеяло, покрывало, пеленку.
Воспитатель: Ребята, Лида, вам понравилась зимняя природа?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем в игру «доскажи словечко»:
Воспитатель: Тихо-тихо, как во сне, падает на землю…
Дети: снег.
Воспитатель: С неба всё скользят пушинки - серебристые…
Дети: снежинки.
Воспитатель: На поселке, на лужок, всё снижается…
Дети: снежок
Воспитатель: Вот веселье для ребят - все сильнее…
Дети: снегопад.
Воспитатель: Все бегут в перегонки, все хотят играть в…
Дети: снежки
Воспитатель: Словно в белый пуховик, нарядился…
Дети: снеговик.
Воспитатель: Рядом – снежная фигурка, это девочка…
Дети: снегурка.
Воспитатель: На снегу-то, посмотри, с красной грудкой…
Дети: снегири.
Воспитатель: Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…
Дети: снег.
Воспитатель: Какие слова вы добавляли?
Дети: снег, снежинки, снежок, снеговик…
Воспитатель: На какое слово они все похожи?
Дети: на слово «снег»
Динамическая пауза.
Мы снежинки мы пушинки
Покружится мы не прочь
Мы снежинки балеринки
Мы танцуем день и ночь
Встанем вместе все в кружок получается снежок
Воспитатель: Ребята, не только художники, но и поэты в своих стихах передают красоту зимней природы. Послушайте внимательно стихотворение И. Сурикова «Зима». Чтение воспитателем стихотворения.
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы - и зима настала.
Воспитатель: Вам понравилось?
Дети: Да.
Какой снег в стихотворении?
Дети: Белый, пушистый.
Воспитатель: Что он делает?
Дети: В воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится.
Воспитатель: С чем сравнивает поэт снег в стихотворении? На что он похож?
Дети: Белая пеленка, пелена.
Воспитатель: Ребята,Лида спрашивает: «Как понять слова: «темный лес – что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею крепко, непробудно»? О какой шапке говорит поэт?
Дети: Снег.
Воспитатель: Послушайте, как поэт описывает, что произошло утром с полем. (воспитатель зачитывает отрывок и объясняет значение слова пеленою)
Пелена –это сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон.
Воспитатель: А что произошло с лесом?
Дети: накрылся шапкой и засну.
Воспитатель: Послушайте еще раз это красивое стихотворение.
Чтение стихотворения детьми (2-3 индивидуально, затем коллективно).
Заключительная часть.
Кукла Лида говорит спасибо, ей теперь тоже очень нравится зимнее время года. Давайте скажем до свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.