Конспект НОД с использованием интеллект карт "Путешествие к звездам"

  • docx
  • 11.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром.docx

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром

«Путешествие к звездам» с использованием интеллект-карт

Цель: систематизировать знания детей о планетах Солнечной системы. Задачи:

образовательные:

– закрепить понятия «космос», «Вселенная»;

– научить составлять интеллект-карты;

развивающие:

– развить навыки работы с интеллект-картой;

– сформировать навыки творческого рассказывания, умения придерживаться избранной сюжетной линии;

воспитательные:

– воспитывать уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса;

– воспитывать привычку работать сообща.

Активизация словаря: звездное небо, планета, созвездия, космический корабль, спутник, космический полет, скафандр, конструктор Сергей Королев, Вселенная, галактика, планеты.

Оборудование: воздушные шары, фломастеры (по количеству детей); образец интеллект-карты по те- ме ООД; экран, презентация.

Ход ООД:

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о планете Земля. Еще в древности люди решили, что она круглая. Отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь в одном и том же направлении, они возвращались туда, откуда начали путешествие. Сейчас мы это сами увидим. Возьмите по одному воздушному шару и фломастеру. Представьте, что вы отправляетесь путешествовать. Отметьте точку на верхушке шара – это наш город. Проведите свой путь фломастером, который пойдет все время вниз.

Дети рисуют фломастером путь и поворачивают шар за движением фломастера.

Воспитатель:

Видите, мы оказались в той точке, откуда начали свой путь. А вы знаете, что окружает Землю? Ее окружает огромное пространство – космос. (Показывает заполненную интеллект-карту.) Это пространство заполнено различными космическими телами – звездами, планетами, кометами, метеоритами. И сей- час мы исследуем его: отправимся в путешествие к звездам.

На экране демонстрируется слайд «Звездное небо».

Воспитатель выкладывает на столе картинку с изображением ракеты в небе – главная тема интеллект-карты.

Воспитатель:

Было время, когда люди считали Землю плоской. Они думали, что днем она накрыта голубым колпаком – небом, по которому движется Солнце. А по ночам огромный великан закрывает ее черным колпаком. Колпак этот весь в маленьких дырочках, через которые на Землю попадает свет. Вот эти дырочки

и есть звезды. Только потом ученые выяснили, что звезды – это газовые шары, излучающие свет. Но нам они кажутся маленькими, потому что находятся очень далеко. А какая звезда к нам ближе всех?

Дети: Солнце.

Воспитатель: Да, это единственная звезда Солнечной системы. Она дает нашей планете свет и тепло, и без нее не было бы жизни на Земле.

На экране демонстрируется слайд «Солнце».

Воспитатель:

Звезды, которые мы видим на небе ночью, различаются величиной и яркостью.

Назовите самые яркие звезды ночного неба?

Дети: Сириус, Альдебаран.

Воспитатель:

Верно! Это ярчайшие звезды ночного неба. Объединяясь в группу, звезды об- разуют созвездие. Предлагаю вам рассмотреть созвездия поближе и расска- зать то, что мы о них знаем.

Работа с интеллект-картами

Воспитатель выкладывает картинку с изображением телескопа – главная тема интеллект-карты

«Созвездия». Затем дети и педагог выкладывают картинки с изображением созвездий

и по очереди рассказывают о них.

Воспитатель выкладывает картинку

созвездия Северного полушария неба – Большая Медведица.

Воспитатель:

Древние люди оставили нам много сказок про звезды. Видите на картинке семь ярких звезд? Кажется, что на небе точками нарисована кастрюля. Это созвездие Большая Медведица. Недалеко от этого созвездия горит в небе Полярная звезда. Она не такая уж и яркая, но показывает направление на север.

Воспитатель выкладывает картинку созвездия Северного полушария неба – Кассиопея.

Воспитатель:

А вот еще созвездие. Пять звездочек похожи на букву М, у которой расползлись в стороны ножки. Древним людям они напоминали полулежащую на кресле девушку. Это созвездие Кассиопея. Какие еще есть созвездия?

1-й ребенок: Вокруг созвездия Кассиопея есть три других: Цефей, Андромеда, Персей. 2-й ребенок: А здесь звезды рассыпались в виде креста. Это созвездие Лебедь.

3-й ребенок: А это созвездие Орион – сказочный бесстрашный охотник,

который замахну ся дубинкой на какого-то огромного зверя.

4-й ребенок: А на другой стороне неба притаился Скорпион. Когда смотришь на эти звез- дочки, кажется, что в темноте блестит длинный хвост необычного насекомого.

Воспитатель: Звездное небо – это целая книга сказок. Давайте полюбуемся, какое красивое у нас получилось небо.

Воспитатель обращает внимание детей,

что у них получилась интеллект-карта с созвездиями.

Воспитатель:

У Солнца есть друзья. Это девять планет, которые вращаются вокруг него. Ка- кие вы знаете планеты Солнечной системы?

Воспитатель выкладывает картинку с изображением Солнца – главная тема интеллект-карты «Солнечная система».

Затем дети выкладывают картинки с изображением разных планет и рассказывают о них. Параллельно на экране демонстрируется слайд «Солнечная система».

Воспитатель:

Слово «планета» в переводе с греческого означает «блуждающая». Если звезды стоят на месте, то планеты движутся. Одни из них ближе к Солнцу, другие дальше от него. Среди них и наша планета Земля. Планеты сами не светят. Они светят только потому, что горит Солнце. Все они вращаются вокруг Солнца. Вы знаете, сколько кругов делают разные планеты за один год?

1-й ребенок: Самая быстрая планета – Меркурий. За год она обегает вокруг Солнца

четыре раза.

2-й ребенок: Планета Венера за год делает два круга вокруг Солнца.

3-й ребенок: Земля обходит вокруг Солнца в течение года один раз, а Марс – половину круга.

Воспитатель: Все верно! Итак, мы вспомнили, что в Солнечной системе есть звезда –

Солнце, вокруг которой вращаются девять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс,

Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Планеты расположены очень далеко, по- этому ни одна из них не видна на небе, как Луна. Но мы с вами можем на них посмотреть на нашей карте.

Воспитатель обращает внимание детей,

что у них получилась интеллект-карта «Солнечная система».

Воспитатель:

Чтобы изучить космическое пространство, люди мечтали полететь в космос. Но первыми космонавтами были животные. А 12 апреля 1961 года мечта сбылась – в космос отправился космический корабль с человеком на борту. Это был наш космонавт Юрий Гагарин. После этого в космосе побывали и другие космонавты. Благодаря космонавтам и ученым сегодня мы с вами знаем много о планетах, созвездиях, кометах. Но о космонавтах и освоении космоса мы поговорим на следующем занятии.

В ходе ООД на темы «Животные – покорители космоса»

и «Наши космонавты – чудо всей Земли» дети составляют интеллект-карты с главными темами: «Животные – космонавты» и «Люди – космонавты».