Приложение
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых, ИКТ-технологий мнемотаблиц, элементов ТРИЗ, музыкотерапии
Тема: «мЫ В ОСЕННЕМ ЛЕСУ»
Цель: Заучить стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Скучная картина» при помощи самостоятельного составления мнемотаблицы.
Задачи:
v учить находить художественный образ к художественному слову;
v расширять активный и пассивный словарь;
v развивать слухоречевую память;
v развивать словесно-логическое мышление, пространственное воображение, зрительное и слуховое восприятие;
v развивать произвольное внимание, его объем и концентрацию;
v развивать фразовую речь;
v развивать воображение детей через изображение предмета;
v воспитывать любовь к поэзии;
v воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Оборудование: Магнитная доска, маркер, заготовки для составления мнемотаблицы на каждого ребенка, простые карандаши, сундук с посланием и сюрпризом, куб «Эмоции», тучки на ниточках, тазик с водой, красная пальчиковая краска, влажные салфетки, ватные палочки, веточка чахлой рябины, дорожки для босохождения, фонарик, плед, подарочки на каждого ребенка для сюрпризного момента, музыкальное сопровождение.
Ход НОД:
Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите какой красивый сундучок у нас тут стоит. Давайте подойдем к нему, откроем и посмотрим, что в нем лежит.
(пытаются открыть сундучок – не получается)
- Тут какое-то письмо. Наверно, для нас! Давайте прочитаем.
Знакомство со стихотворением А.Н. Плещеева «Скучная картина»
Содержание письма (письмо состоит из 7 маленьких листочков):
Чтобы открыть чудесный ларчик, воспитатель вместе с детьми читает это стихотворение:
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....
(после прочтения, воспитатель роняет листочки)
Воспитатель: - Что же делать? Чтобы восстановить текст стихотворения, нужно собрать листочки и сложить их в нужном порядке. Я запомнила слова и сейчас вам их подскажу, но чтобы текст больше не рассыпался, предлагаю его зарисовать.
(раздаются заготовки таблицы для зарисовывания схем)
Воспитатель: - Итак, я сейчас буду проговаривать для вас каждую строчку стихотворения, и мы с вами будем вместе придумывать, как эти слова можно зашифровать в рисунок.
СКУЧНАЯ КАРТИНА
- Давайте подумаем, как мы зашифруем эту строку?!
- Мы можем нарисовать картину!
(В первом квадратике рисуем картину)
картина |
|
|
|
|
|
|
|
Эмоциональная гимнастика
Воспитатель: - Поэт говорит: «СКУЧНАЯ…», как можно изобразить нашей мимикой это слово. Какие другие эмоции может вызывать картина? (Радость, злость, страх, удивление)
Давайте проговорим еще раз эту строчку:
СКУЧНАЯ КАРТИНА!
Воспитатель продолжает: - ТУЧИ БЕЗ КОНЦА
- Что мы можем нарисовать в следующем пустом квадратике нашей таблицы?
- Тучи! (Рисуем тучи)
картина |
тучи |
|
|
|
|
|
|
Дыхательная гимнастика
Воспитатель: -У меня тоже есть тучи (атрибут для дыхательной гимнастики). Предлагаю вам подуть на мои тучи сначала слабо, потом сильно, затем снова слабо.
Проговариваем, что мы зарисовали в первом и втором окошках:
СКУЧНАЯ КАРТИНА!
ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,
Воспитатель продолжает: ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,
ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…
- Что нарисуем?
-Дождик, лужи, крыльцо.
картина |
тучи
|
Лужи, крыльцо, дождик |
|
|
|
|
|
Упражнение для развития мелкой моторики рук
Воспитатель: -Наверно, каждый из вас гулял под дождем! Я предлагаю сейчас каждому из вас сделать свой дождик.
(Дети подходят к тазику с водой, окунают пальчики и брызгают – имитация дождика)
Воспитатель: - Возвращаемся к нашей таблице. Проговариваем с самого начала:
СКУЧНАЯ КАРТИНА!
ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,
ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,
ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…
Воспитатель продолжает: - ЧАХЛАЯ РЯБИНА
МОКНЕТ ПОД ОКНОМ,
- Что нарисуем?
- Рябину и окно!
картина
|
тучи
|
Лужи, крыльцо, дождик |
Рябина, окно |
|
|
|
|
Нетрадиционная техника рисования
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам нарисовать ягоды рябины при помощи краски и ватных палочек.
Воспитатель: - Повторим с самого начала:
СКУЧНАЯ КАРТИНА!
ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,
ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,
ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…
ЧАХЛАЯ РЯБИНА
МОКНЕТ ПОД ОКНОМ,
Воспитатель продолжает: - СМОТРИТ ДЕРЕВУШКА
СЕРЕНЬКИМ ПЯТНОМ.
Воспитатель: - Что такое деревушка? (уменьшительно-ласкательное слово деревня) Что нарисуем на эти строки?
Дети: - Глаз, домики, серое пятно.
Картина
|
Тучи
|
Лужи, крыльцо, дождик |
Рябина, окно |
Глаз, домики, серое пятно |
|
|
|
Гимнастика для глаз
Воспитатель: - Слово СМОТРЕТЬ мы зашифровали, нарисовав глаз. Давайте сделаем упражнение для наших глазок.
Воспитатель: - Повторяем наше стихотворение:
СКУЧНАЯ КАРТИНА!
ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,
ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,
ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…
ЧАХЛАЯ РЯБИНА
МОКНЕТ ПОД ОКНОМ,
СМОТРИТ ДЕРЕВУШКА
СЕРЕНЬКИМ ПЯТНОМ.
Воспитатель продолжает: - ЧТО ТЫ РАНО В ГОСТИ,
ОСЕНЬ К НАМ ПРИШЛА?
Воспитатель: - Нарисуем знак вопроса, слово осень зашифруем в виде деревьев, а слово пришла в виде следов и/или ног.
картина
|
тучи
|
Лужи, крыльцо, дождик |
Рябина, окно |
Глаз, домики, серое пятно |
Деревья, следы (или ноги) |
|
|
Физкультминутка с применением дорожек для босохождения
Воспитатель: - Давайте представим, что мы с вами осень, которая в гости к нам пришла.
Сначала мы будем идти быстрым шагом, а потом медленным.
Воспитатель: - Повторяем наше стихотворение:
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном
Что ты рано в гости,
Осень к нам пришла?
Воспитатель продолжает: - ЕЩЕ ПРОСИТ СЕРДЦЕ
СВЕТА И ТЕПЛА!...
Воспитатель: - А сейчас, я хочу вам сама подсказать, что можно нарисовать в последнем квадрате. Подойдите ко мне поближе. Давайте сядем на колени в круг и прижмемся друг к другу. Я хочу укрыть вас теплым пледом, под которым я люблю согреваться в холодные осенние деньки. А чтобы нам под пледом не было темно, я включу фонарик!
Воспитатель: - Так что же мы с вами нарисуем в последней клеточке на строки
- ЕЩЕ ПРОСИТ СЕРДЦЕ
СВЕТА И ТЕПЛА!...
- Нарисуем сердце, свечу (солнце) и плед.
картина
|
тучи
|
Лужи, крыльцо, дождик |
Рябина, окно |
Глаз, домики, серое пятно |
Деревья, следы
|
сердце, свечу (солнце) и плед |
____________ |
Воспитатель: - Дорогие мои друзья, смотрите, у нас получилось собрать рассыпанные мной листочки. Давайте подойдем к заветному сундучку и все вместе, дружно прочитаем стихотворение.
(Дети читают стих по самостоятельно нарисованной мнемотаблице)
Воспитатель открывает сундучок, где находятся памятные сувенирчики для ребят
- Ребята, наше приключение подошло к концу, я предлагаю вам забрать с собой ваши таблички, чтобы рассказать другим ребятам и своим родителям это прекрасное стихотворение, которое написал Алексей Николаевич Плещеев (показ фотопортрета).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.