· Цель: дать детям представления о взаимосвязях живых организмов. Рассказать, что жизнь одних из них связана с дубом, а других с сосной. Обратить внимание детей на то , что с каждым из деревьев связаны разные организмы: растения, животные, птицы и грибы. Рассказать о возможных последствиях рубки отдельных деревьев и лесов в целом.
· 2.Опыт. летающие семена.
· Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.
· Развивающая среда: комплект карточек «Дуб и сосна» из пособия Н.Рыжовой «Невидимые ниточки природы»
Содержание:
1. Воспитатель предлагает детям вспомнить, что такое лес? (ответы детей). Говорит, что в лесу с каждым деревом связано огромное количество организмов. Одни используют его в качестве «дома» (место обитания), другие в качестве «столовой» ( дерево - звено пищевой цепи) .любое дерево создает особые условия (под деревом меньше света, меньше скорость ветра, летом прохладнее, а зимой теплее). Опадающая листва формирует почву. Все это объясняет то, что под разными деревьями растут разные растения, что в сосняке мы найдем совсем другие травянистые растения, кустарнике, чем в дубраве. С самыми разными видами деревьев связаны и разные животные.
Прикрепляет с детьми на ковролин картинку сосны и дуба. Почему сосну и дуб называют деревьями? (у них большой твердый ствол). Чем отличается дуб от сосны? (листьями, плодами, цветами).
Предлагает разложить карточки с изображениями растений , грибов животных, разделив их на связанные с дубом и сосной.
Во время работы берет по очереди каждую маленькую карточку, обсуждает с детьми, к какому дереву – дубу или сосне – её положить.
В итоге мы получаем две группы живых организмов. Жизнь одних из них связана с дубом, жизнь других – с сосной. Одни используют дерево как дом, другие – как столовую, третьи – и живут и питаются на этих деревьях, причем одни животные едят листья, другие желуди и шишки, третьи кору и т.д., то есть используется самые разные части деревьев.
Предлагает детям представить, что сосну (дуб) срубили люди. Вместе с детьми вспоминает песенку о зеленой елочке, которую «срубили под самый корешок». Кто из них видел деревья в лесу, парке?
Просит детей высказывать мысли, представления о том, что будет с каждым из животных связанных с сосной. Что будет с дятлом? Исчезнет его «столовая», он должен будет искать новое дерево, на котором живут насекомые и их личинки. А если в лесу все сосны уже заняты их другими дятлами? Или другой вариант: если срубили не одну сосну, а весь сосновый лес, и дятел не может найти другую столовую? Зимой не будет сосновых шишек, и дятел погибнет от голода.
Используя знания детей о животных, связанных с сосной, приходим к выводу, что случиться с животными, если сосна в лесу исчезнет.
В результате рубки сосны могут исчезнуть и животные, связанные с сосной и живут на ней. Пример : исчезают гусеницы, а вместе с ними могут исчезнуть и птицы, которые ими питаются. Если глухарям зимой не хватит сосновой хвои для питания, и они погибнут, уменьшиться и количество хищников, которые ими питаются, например рысь.
Аналогичная беседа с детьми о последовательности исчезновения в лесах дубов. Не будет лошадей – меньше станет животных, которые ими питаются ( кабанов, барсуков, белок и т.д.)
Поскольку дуб, в отличие от сосны, создает тень, после его рубки резко изменяются световые условия для растущих под его кроной растений, например ландыша, копытня. Уменьшится количество ландыша – уменьшается количество насекомых, которые его опыляют. Уменьшится количество птиц.
Воспитатель просит детей ещё раз перечислить, что случиться в лесу, если человек срубит или спилит дерево или весь лес?
А если человек посадит дерево в лесу или в парке? (появятся новые «дома» и «столовые» для животных).
Предлагает весной посадить деревья и понаблюдать, для кого они станут домом и столовой.
Экологический тренинг
Воспитатель : Вы хотели бы почувствовать себя деревом?
Мои корни глубоко вросли в землю.
Мой ствол, мои ветки тянутся к солнцу.
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
2. Воспитатель предлагает детям заняться опытнической работой, посмотреть, как летают семена, и кто им в этом помогает.
Дает детям (из коллекции семян)по одному летающему и по одному нелетающему семени. Предлагает поднять руки как можно выше, встать самим и одновременно отпустить оба семени из рук. Чем с большей высоты отпускать семена, тем нагляднее разница в скорости падение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.