Формирование самоконтроля в поведении у детей старшего дошкольного возраста
Применительно к дошкольникам содержание понятия "самоконтроль в поведении" можно конкретизировать следующим образом: умение ребёнка предвидеть последствия предполагаемого поступка для себя, сверстника, взрослого, испытывать эмоциональные переживания (стыд, благодарность, обида), что позволяет утвердиться в его правомерности, либо изменить своё решение как несоответствующее ожиданиям окружающих. В основе самоконтроля лежит произвольность поведения, а ориентиром являются моральные нормы общества. Чтобы осуществить контроль за своими действиями, ребёнку необходимо: осознать смысл ситуации и определить свой поступок в ней; выбрать моральное правило, регулирующее ситуацию; понять справедливость этого правила, его моральный смысл; предвидеть последствия предполагаемого поступка; проявить волевое усилие, совершить поступок.
Формирование всех составляющих деятельности самоконтроля является содержанием работы педагога. Особенности представления о самоконтроле можно обнаружить в беседе на основе рассматривания картинки, путём наблюдений за реальным поведением в жизни или в специально создаваемых ситуациях. В ходе беседы педагог выясняет:
- как ребёнок понял и оценил ситуацию и поведение героя в ней;
- как ребёнок использовал правила регулирующее поведение в этой ситуации, насколько правило адекватно ситуации;
- сумел ли он мотивировать правило, оценивать его адекватность ситуации;
- смог ли он предположить последствия своего поступка в данной ситуации.
Детям старшего дошкольного возраста небезразлично мнение сверстников о нём, его положение в обществе детей, и потому выбор предполагаемого поступка другой частью детей отражает формирующуюся потребность в признании сверстников, тяготение к ним. Часть детей придают большое значение роли взрослого, сохранению положительных контактов с ним, что отражает потребность ребёнка во взаимопонимании и сопереживании, но порой связывается с желанием избежать наказания, замечания.
Наблюдения за поведением детей в повседневной жизни, их поступками позволяют выяснить:
1)применяют ли дети знакомые правила поведения в складывающихся ситуациях; 2)умеют ли дети использовать адекватное правило в данной ситуации. Вместе с
ребёнком можно обсудить его поступок, выяснить его умения анализировать совершённый поступок, его адекватность правилу, выяснить мотив, побуждающий ребёнка к выбору поступка.
Наблюдения за поведением детей позволяют педагогу определить степень соответствия их поступков правилам. Содержание работы по воспитанию у детей начал самоконтроля включает в себе:
* развитие у детей осознания нравственной ценности правил, регулирующих поведение, и использование их в деятельности;
* формирование у детей умения предвидеть последствия поступка, эмоциональных переживаний за него (чувства радости, стыда, смущения, гордости, недовольства собой);
* формирование у детей осознания личной значимости поступков, заключающих в себе моральный смысл.
В формировании самоконтроля большое значение имеет обсуждение с детьми конкретных ситуаций, которые требуют поиска выхода из них, опираясь на моральные правила. На фоне накопления представлений о последствиях поступка у детей возникают эмоциональные переживания и накапливаются соответствующий опыт поведения. В работе с детьми используется чтение и беседы по художественным произведениям, где в доступной форме описываются поступки героев и их последствия. Знакомясь с персонажами, ребёнок одобряет или осуждает их поступки, видят, к каким последствиям они приводят. В детях пробуждаются чувство переживания за героя, сочувствие ему и желание следовать примеру положительных героев, идентифицируя себя с его образом. Можно использовать рассказы Н. Носова "Огурцы",На горке", "Карасик", описывающие отрицательные поступки героев. Воспитатель делает заключение: "Надо всегда думать о последствиях своего поступка, к каким результатам он может привести, как ты себя будешь чувствовать после совершения поступка, будет ли тебе стыдно или, наоборот, радостно".
Психологические исследования подтверждают, что ребёнок идентифицирует себя с положительным героем, ему свойственно стремление к положительным поступкам желание представить себя на месте героя.
Детям можно предлагать самим придумывать рассказы, в которых бы описывались поступки героя вызывающие чувства симпатии, уважения, и последствия поступков. В своих рассказах дети пытаются выразить чувства героя от совершенного поступка, отношение окружающих к поступку, выражают собственные чувства, возникшие в связи с поступком героя. Можно предложить детям создать книжку: нарисовать ими сюжеты, написать тексты, а потом рассматривать, придумывать новые случаи. Так будут расширяться представления детей о хороших поступках.
Из наблюдений за поведением детей, бесед об их поступках можно судить об умении детей контролировать свое поведение.
Таким образом, умение представлять последствия предполагаемых конкретных поступков, выбирать верное решение позволяет ребёнку контролировать своё поведение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.