Формирование способов сотрудничества в совместной деятельности
Оценка 4.8

Формирование способов сотрудничества в совместной деятельности

Оценка 4.8
doc
09.02.2023
Формирование способов сотрудничества в совместной деятельности
Формирование способов сотрудничества в совместной деятельнос.doc

Формирование способов сотрудничества в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

 

         В старших группах детского сада  самостоятельная деятельность детей всё чаще принимает коллективный характер. Её устойчивость зависит не только от наличия у детей соответствующих навыков, но и от умения участников приходить к общему согласию, обсуждая вопросы организации деятельности. реализации замысла, распределения ролей, обязанностей, удовлетворения интересов партнеров. Самостоятельная деятельность детей нередко распадается потому, что у них не сформированы способы сотрудничества, тактичного воздействия друг на друга, умения прийти к согласию, отсутствуют ориентиры на состояние партнёров.

         Наличие у детей умения заметить огорчения сверстника, понять его эмоциональное состояние, оценить целесообразность его совета или предложить помощь способствует поддержанию интереса к совместной деятельности, созданию в группе положительного микроклимата.

         Дети, которые испытывают стремление к совместной деятельности, но не проявляют активности, нуждаются в формировании у них позиции активного партнера. Им следует помочь в овладении способами сотрудничества, поддерживая самые робкие предложения. Есть и такие дети, которых не интересует совместная деятельность. Они не владеют способами делового общения, предпочитают быть в стороне от сверстников. И у них ещё следует вызвать желание действовать совместно.

         Работу по формированию у детей способов сотрудничества следует проводить в 2 этапа, постепенно усложняя содержание их деятельности, учитывая их накопленный опыт.

         На 1 этапе надо сформировать у детей ориентацию на общий результат, умение осознавать свою значимость для получения общего качественного результата. Немаловажно обучать детей и способам делового и личностного общения, позволяющего в корректной форме делать замечания партнёрам, принимать советы участников, уступая их желаниям. При формировании  у детей первоначального опыта  от педагога требуется большое количество прямых воздействий на детей, разъяснение им всех способов взаимовлияния. Воспитатель использует приёмы и одновременно разъясняет, как следует поступать, чтобы высказывать свое отношение к мнению партнёров, проявлять активность. Одновременно педагог учить детей принимать предложения партнеров, выражая свое отношение к ним словами благодарности, или возражать в тактичной форме. В процессе деятельности дети иногда теряют уверенность в своих возможностях выполнить задание качественно, и воспитателю важно поддержать их предвосхищающей оценкой, некоторой помощью. Очень важно учить детей корректным формам выражения своего мнения. Такое поведение детей отражает усвоение ими первых способов проявления доброжелательного отношения к сверстникам как к партнерам по деятельности и позволяет переходить ко второму этапу воспитания гуманных чувств и отношений.

         На 2 этапе ставится задача закрепления сформированных способов взаимовлияния детей в более сложных условиях организации совместной деятельности. Продолжается формирование у инициаторов и пассивных детей позиции равноправных участников деятельности. Особое внимание уделяется воспитанию у детей положительной направленности, т.е. умения давать совет, делать замечания, оставаясь при этом вежливым.

         На 2 этапе большая самостоятельность детей не только позволяет закрепить уже приобретенные способы взаимовлияния, но и будет развивать умения применять их в разнообразной деятельности (игре, труде).

Инициативные дети с положительной активной позицией партнера, совместно выполняя задания с разными детьми, начинают поддерживать их, помогать им, побуждать к проявлению инициативы. Они замечают затруднения сверстников и оказывают им поддержку, последние реагируют на влияние инициатора.

         Формируя у детей способы сотрудничества в совместной деятельности, воспитатель обращает внимание на решение возникающих ситуаций, ведущих к рассогласованию между детьми:

         1. устанавливает и разъясняет возможные причины несогласия партнёров с предложением инициатора, предлагает возможные способы выхода из ситуации;

         2. разъясняет возможные действия, выражающие желание оказать помощь, поддержать огорченного сверстника;

         3. разъясняет инициаторам необходимость справедливого отношения к замечаниям партнёров, умения принимать эти замечания, признавать возражения, формирует способность порой отказаться от своего предложения в пользу мнений детей;

         4. обучает детей умению выражать свое несогласие в корректной форме, разъясняя мотивы, побуждающие к отказу от предложений сверстника, умению убеждать инициатора в несправедливости его претензий или возражений;

         5. одобряет всякие действия детей, направленные на  поддержку сверстников, на получение совместного результата, используя положительные оценки в адрес участников общих дел;

         Таким образом, в процессе постоянно организуемой совместной деятельности у детей старшего возраста успешно формируются способы активного взаимодействия, отношения равноправного партнерства: умения проявлять инициативу на всех этапах её осуществления, убеждать детей в справедливости своих предложений и в то же время принимать во внимание их интересы, поддерживать мнения участников деятельности, оказывая помощь и обращаясь за советом к партнёрам.

         Всё, вместе взятое, способствует воспитанию у старших дошкольников очень важного качества для жизни в обществе сверстников: коллективистической направленности личности.


Формирование способов сотрудничества в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование способов сотрудничества в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

На 2 этапе ставится задача закрепления сформированных способов взаимовлияния детей в более сложных условиях организации совместной деятельности

На 2 этапе ставится задача закрепления сформированных способов взаимовлияния детей в более сложных условиях организации совместной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2023