Конспект НОД в средней группе по окружающему миру
«Как животные готовятся к зиме»
Задачи:
1. Обучающие задачи:
систематизировать знания детей о сезонных изменениях в неживой природе изменения в растительном мире, изменения в животном мире (осень);
продолжать учить детей отгадывать загадки, в некоторых случаях объясняя свой ответ;
упражнять детей в носовом дыхании, тренировать дыхательную мускулатуру.
2. Развивающие задачи:
развивать познавательную речевую активность по теме «Осень», «Жизнь диких животных осенью».
способствовать развитию психических процессов: памяти, воображения, мышления;
развивать активный словарь у детей: логово, линька.
3. Воспитательные задачи:
воспитывать навыки культурного поведения в процессе игры;
воспитывать бережное отношение к природе в процессе беседы о жизни диких животных осенью.
4. Словарная работа: логово, линька.
Предварительная работа:
Просмотр мультимедиа презентации с беседами о животных, какие животные живут в лесу и в домашних условиях.
Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные», составление рассказов по картинкам.
Проведение дидактических игр «Кто, где живёт», «Кто лишний?», «Кто, чем питается», «У кого кто».
Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике».
Чтение рассказов: Н.Сладков «Лиса и заяц», В.Бианки «Купание медвежат». Чтение сказок: «Колобок», «Три медведя», «Зимовье зверей».
Игровые ситуации по правилам обращения с животными.
Рисование "Угощенье для зверей".
Оборудование: Рисунки с угощением для животных, фигурки диких животных, макет дерева, мультимедиа презентация «Как звери к зиме готовятся», проектор, листочки, гелиевый шарик, панно «Как животные готовятся к зиме».
Ход занятия:
Дети: заняты своими играми.
Воспитатель незаметно для детей раскладывает осенние листья на ковре.Под фонограмму детской песни С. Насауленко «Осень наступила» приглашает детей к себе на ковер.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое?
Дети: это - листья.
Воспитатель: Правильно. А чем же еще это может быть? А может это следы осени? (Да)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас какое время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Кто мне скажет какой сейчас месяц осени?
Ребенок: Сейчас осенний месяц - октябрь.
Воспитатель: Молодец правильно. Ребята, а как вы догадались что сейчас осень?
Дети: (Индивидуальные ответы.) Листья желтеют и опадают, птицы улетают в тёплые края, солнце греет мало, частые дожди, небо серое, становится холоднее, люди надевают теплую одежду.
Воспитатель: А где мы можем увидеть следы осени?
Дети: На участке, в саду, в деревне, в парке, во дворе.
Воспитатель: (Достает воздушный шар.)Девочки и мальчики, я предлагаю пойти по следам осени и посмотреть куда они нас приведут. (Идут по листьям, которые ведут к большому воздушному шару.) Посмотрите, тут большой шар, и я предлагаю отправиться в необычное путешествие на воздушном шаре, скорее все возьмемся за ниточку. Все готовы? Полетели!
Воспитатель и дети:
Мы летим, летим, летим,
Много, много знать хотим.
Мы летим, летим, летим,
Много, много знать хотим.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красив наш город с высоты, внизу под нами дома, река Волга, поля. А вдалеке, смотрите, виднеется лес! (Смотрят на видеоролик.) Ой, что-то случилось с нашим воздушным шаром! Мы теряем высоту! Держитесь крепче! Мы приземлились! Куда же мы попали? Надо оглядеться. (Презентация.)
Дети: Мы попали в лес.
Воспитатель: Правильно, мы с вами в лесу! Посмотрите как красиво кругом.
Добрый лес, старый лес!
Полон сказочных чудес.
присаживайтесь, отдохнем. (Дети садятся на стульчики.)
Воспитатель: Ой, ребята, кто-то нас встречает? Узнаете кто, если отгадаете загадку.
В тёплой шубке меховой
Кто примчится в сад зимой,
Чтобы с яблони чуток
Сгрызть в обед коры кусок? (Заяц.)
(Слайд зайчик.)
Воспитатель: Правильно, а что зайчик делает осенью?
Дети: Зайчик осенью меняет серую шерстку на белую.
Воспитатель: Зачем зайчику белая шерстка?
Дети: Чтобы лиса или волк не заметили зайца на белом снегу.
Воспитатель: А где же находится домик зайца?
Дети: Заяц живет под кустом. (Слайд под кустом.)
Воспитатель: Тут еще какой-то зверь.
Большой хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюги вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
(Слайд медведь.)
Воспитатель: А вы знаете, что медведь делает осенью?
Дети: Все лето и осень медведь готовится к зиме: ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму.
Воспитатель: Молодцы, верно, медведь готовится к зимней спячке. В конце осени он находит себе место под сосной, приносит туда много листьев и веток, и у него получается берлога, в которой он ложится спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему в берлоге будет тепло.
Воспитатель:
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать. (Белка.)
(Слайд белка.)
Воспитатель: Молодцы, вы правильно догадались. А что делает белка осенью?
Дети: Белочка собирает грибы, орешки, шишки.
Воспитатель: Правильно, белочка делает запасы на зиму. А белочка меняет шерстку? (Да.)
Воспитатель: Какого цвета шёрстка становится у белочки? (Серая.)
Воспитатель: Почему серая? (Потому что деревья зимой серые.)
Воспитатель: домик белочки в котором она будет зимовать называется - дупло. Она его тоже готовит к зиме, белка принесет туда много листьев, сухого мха, перьев птиц, так она утепляет его, чтобы в зимнюю стужу в дупле было тепло.
Воспитатель:
Посмотрите-ка, какая.
Вся горит как золотая,
Ходит в шубке дорогой
Хвост пушистый и большой. (Лиса.)
(Слайд лисы.)
Воспитатель: Правильно. Днем лиса спит в своей норе, а ночью охотится на мышей и других грызунов. Иногда, из-за нехватки пищи, лиса может красть домашних птиц, готовясь к зиме лиса роет нору. Как называется жилище лисы?
Воспитатель: Посмотрите тут еще один лесной житель, догадайтесь кто это?
Он по лесу всё время рыщет,
И в кустах кого-то ищет.
Слышно, он зубами щёлк,
Угадай, кто это …(Волк.)
(Слайд волка.)
А вы знаете, что волки к зиме особо не готовятся, они не делают запасов, не уходят в спячку. Потому что, даже зимой они могут найти себе питание, а когда становится очень холодно, они прячутся в свое логово. Логово - это большая нора или расщелина, в которой живет волк.
Воспитатель: Повторим все вместе -логово.
Индивидуальные и хоровые ответы.
Воспитатель: А нужно ли менять медведю, лисе и волку свои шубки на новые, зимние?
Дети: Нужно.
Воспитатель: Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы нам не было жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линька. Повторим хором - линька. Индивидуальные и хоровые ответы. Кто мне скажет что такое линька?
Ребенок: Линька- это когда звери меняют мех.
Воспитатель: Правильно, молодец. Ой, ребята, а это что за зверёк?
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки — ни одной! (Ёжик.)
(Слайд ежик.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Это ёжик. А как вы догадались? — А как же ежики готовятся к зиме? (Ответ детей.)
Воспитатель: Бежит ежик по лесу, шуршит листочками, таскает в свою норку сухие листья и мягкий мох, готовит себе мягкую постельку на зиму. А как же носит ежик листочки? Правильно, ему помогают иголки. Он сворачивается клубочком, катается по сухим листьям, листья накалываются на иголки, потом ежик бежит в норку и стряхивает их. А еще иголки служат ему защитой от волка и лисы. Скоро заберется ежик в свою норку на всю долгую холодную зиму. Снег накроет его домик, и как под теплым пушистым одеялом будет спать ежик до весны.
Воспитатель: А как мы назовём всех этих животных?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Правильно, все эти животные – дикие. А как вы думаете, почему их так называют?
Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.
Физкультминутка. Ёжик
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)
Воспитатель: Девочки и мальчики, я предлагаю вам составить пано-шпаргалку, по которому и другие дети смогут узнать, как дикие животные готовятся к зиме. Вот у мня карточки, на которых изображены как животные готовятся к зиме (мех, жилище, спячка и запасы животных). На панно вы видите изображения животных. Вам нужно к каждому животному прикрепить карточки , которые рассказывают о том, как этот зверь готовится к зиме. (Работа с панно "Как дикие животные готовятся к зиме").
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю показать как же пыхтит ежик? А сможем изобразить его пыхтение? Давайте попробуем.
Дыхательная гимнастика "Ежик"
Вдох носом: короткий шумный («как ѐжик») с напряжением мышц всей носоглотки
(ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный через полу открытые губы.
Д/игра «Кто, где живет».
Воспитатель: Молодцы вы все правильно сказали. Я хочу рассказать вам интересную историю. Слушайте внимательно. У лисы был день рожденье, к ней пришло много гостей, а потом они заблудились и не могли найти дорогу домой. Тут пришел Лесовичек и показал им дорогу
Лисе – в нору
Белке – в дупло
Медведю — в берлогу
Волку – в логово
А зайцу – под кустик.
Молодцы, ребята, вы правильно назвали жилища диких животных
Воспитатель: Ребята мы сегодня пришли в гости к диким животным в лес, а когда приходишь в гости принято дарить гостинцы. Я знаю, что и вы приготовили угощенья для жителей леса. Сейчас вы можете их угостить.
Игра "Кому что дадим?" (На столе стоят фигурки животных, дети заранее нарисовали карточки с изображением корма, и они кладут их к соответствующим фигурам, комментируя свое действие.)
Мясо – волку.
Малину - медведю
Мёд - медведю
Морковку - зайцу
Орехи - белке
Грибы - ежику.
Воспитатель: Я думаю, все дикие животные очень вам благодарны! А сейчас беритесь за ниточку нашего воздушного шарика и полетели обратно в детский сад!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.