Конспект НОД в старшей группе по художественной литературе на тему «Малые фольклорные формы»
Оценка 4.9

Конспект НОД в старшей группе по художественной литературе на тему «Малые фольклорные формы»

Оценка 4.9
docx
09.04.2020
Конспект НОД в старшей группе по художественной литературе на тему  «Малые фольклорные формы»
Конспект НОД в старшей группе по художественной литературе на тему.docx

Конспект НОД в старшей группе по художественной литературе на тему

 «Малые фольклорные формы»

Подготовила:

Воспитатель старшей группы

 ГДОУЛНР ДСКСВ «Подснежник»

Крамарева Юлия Сергеевна

 

Программное содержание.

Познакомить детей с разделами русского фольклора«загадки, пословицы, поговорки». Дать детям представление о жанровых особенностях пословиц и поговорок, их отличии от произведений других малых фольклорных форм. Учить детей понимать смысл загадок, пословиц и поговорок. Заучить некоторые из предложенных. Развивать логическое мышление детей и речь.

Предварительная работа.

Отгадывание загадок.

Чтение пословиц и поговорок.

Материал:

Иллюстрации к загадкам.

Иллюстрации к пословицам ми поговоркам.

Атрибуты к дидактической игре «Составь загадку»

Конверт с изображениями овощей.

 

 

 

 

 

 

Ход занятия.

Воспитатель держит в руках конверт с изображениями.

- Ребята, хотите узнать, что у меня в конверте? А вы любите отгадывать загадки? У меня в этом конверте отгадки, но я вам их покажу, если вы отгадаете загадки.

 1.Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать… (картошку)

2.Листья собраны в кочан

 В огороде у сельчан.

Без нее во щах не густо.

Как зовут ее?  (Капуста)

 3. Корешок оранжевый под землей сидит,

Кладезь витаминов он в себе хранит,

Помогает деткам здоровее стать,

Что это за овощ, можете сказать? (морковь )

  4.Под землею подрастала,

Круглой и бордовой стала.

Под дождем на грядке мокла

И попала в борщ к нам… (свекла)

5.Ох, наплачемся мы с ним,

 Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький… (лук)

Воспитатель открывает конверт. (В нем изображения овощей)

 

- Как одним словом можно назвать все что вы отгадали? (Овощи)

- А еще как можно назвать? (Урожай)

- Так скажите ребята, что такое загадка? (ответы детей)

- Загадка, это краткое, условное описание чего-нибудь или кого-нибудь, по которому можно отгадать кто это.

Загадки бывают разные, длинные и короткие.

Отгадайте короткие загадки, из одного предложения:

- Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста)

-Что без боли и без печали доводит до слез? (Лук)

- Маленький и горький, луку брат. (Чеснок)

 

 (Если дети затрудняются в отгадках, воспитатель задает наводящие вопросы)

 

-Ребята, а чем загадка отличается от рассказа, от сказки? (Ответы детей)

- Загадка короче, чем рассказ и сказка; В загадке не называется предмет, нужно самому догадаться, о чем идет речь;

- А сейчас ребята, мы с вами поиграем, теперь вы будете составлять загадки. Вы будете выходить ко мне по одному, а я вам буду показывать картинку, вы должны описать ее, не называя. А мы вместе отгадаем вашу загадку.

-Сейчас я вам покажу, как нужно это делать.

Вот у меня картинка, послушайте и отгадайте, что на моей картинке.

(Воспитатель описывает что изображено на картинке, а дети отгадывают.)

После этого дети  по очереди загадывают загадки по картинке.

Физ. минутка.

Стояла корзинка на полке без дела

 (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она 

(наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела,

 (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. 

(наклониться, изобразить сбор овощей)

Корзинка довольна 

(руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась

 (развести руки)

Что так много на грядке овощей уродилось!

 (подняться на носочки, показать руками большой круг)

- А теперь ребята, послушайте пословицы, ведь, народ сочинял не только сказки и загадки. (К каждой пословице показываю картинку.)

      Пословица - это народное изречение, которое учит нас как надо поступать и как не надо.

Послушайте:

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

- Чему учит эта пословица? (Ответы детей.)

(Если дети затрудняются в ответах, можно рассказать им сказку:  «Две подружки посадили цветы.

Одна хорошо землю вспахала, щедро землю засеяла семенами, каждый день ухаживала, поливала, и выросли у нее красивые цветы.

Другая, вспахала тяп - ляп и посеяла кое- как, не поливала, не ухаживала, и выросли у нее не красивые цветы.

Далее выводы детей)

- Ребята, как другими словами можно сказать о трудолюбивом человеке?

(ответы детей)

- А о ленивом? (ответы детей)

 

- Вот еще одна пословица:

 «Как аукнется, так и откликнется?»

(Обсуждение пословицы. Если требуется приводим пример)

 

-Молодцы! А вы знаете, что такое поговорки?

Поговорки - употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям.

«Голоден, как волк».

- О чем говорит эта поговорка? (Человек очень голоден.)

-«Друзья — не разлей вода»(Верные друзья.)

«Друг познается в беде»(другу нужна помощь)

«Не котёл варит, а стряпуха»(готовит повар, о не плита)

«Дело мастера боится» (Умелый человек)

 

А теперь ребята, я буду вам читать пословицы и поговорки, а вы должны сказать что это, пословица или поговорка?

-«Умел ошибиться, сумей и поправиться»(пословица)

«Земля заботу любит» (поговорка)

«Будет хлеб - будет и обед»(поговорка)

«Тот труда не боится, кто умеет трудиться»(пословица)

«За много дел не берись, а в одном отличись»(пословица)

«Друг познается в беде»(поговорка)

 

-Молодцы! Давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу. А теперь к нашей ситуации подходит пословица, которая звучит так:

«Сделал дело – гуляй смело».


 

Конспект НОД в старшей группе по художественной литературе на тему «Малые фольклорные формы»

Конспект НОД в старшей группе по художественной литературе на тему «Малые фольклорные формы»

Ход занятия. Воспитатель держит в руках конверт с изображениями

Ход занятия. Воспитатель держит в руках конверт с изображениями

Как одним словом можно назвать все что вы отгадали? (Овощи) -

Как одним словом можно назвать все что вы отгадали? (Овощи) -

Она удивилась (развести руки)

Она удивилась (развести руки)

А теперь ребята, я буду вам читать пословицы и поговорки, а вы должны сказать что это, пословица или поговорка? - «Умел ошибиться, сумей и поправиться»

А теперь ребята, я буду вам читать пословицы и поговорки, а вы должны сказать что это, пословица или поговорка? - «Умел ошибиться, сумей и поправиться»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020