Мир величины
Тема: Величина
Возрастная группа детей: 6-7
Задачи.
Обучающие задачи: формируем интерес к математике, на основе познавательной активности и любознательности.
Развивающие задачи: развиваем умение работать в группе, в парах; находить решение и делать выводы; любознательность, память, логическое мышление; двигательную активность.
Воспитывающие задачи: воспитываем интерес к математическим занятиям.
Коррекционные задачи: способствуем формированию представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине), стимулируем развитие умение устанавливать закономерность.
Словарная работа: длиннее, короче, самый длинный, самый короткий, равный по длине.
Оборудование: Разные по длине палочки, предметы разных размеров
Демонстративный материал: счетные палочки, 6-8 коробок разного размера.
Раздаточный материал: Три картонных дома разной величины с прорезями для дверей и окон, без крыш; картонные крыши, окна, двери трех величин, соответствующие размерам домов.
Предварительная работа: определять высоту предметов на рисунке и сравнивать их по высоте; составлять предложения, используя в речи слова
Индивидуальная работа: упражнять в сравнении предметов по высоте.
Организация детей на НОД:
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Появление Медуницы и Торопыжки.
-Здравствуйте, ребята! Вы умеете считать? Давайте посчитаем от 1 до 10 и обратно цепочкой.
-Молодцы! А сравнивать предметы по длине умеете?
-У меня две палочки. Посмотрите внимательно, чем они отличаются?
-Молодцы. Одна больше размером и длиннее другой.
-Кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься на занятии?
Сегодня мы будем сравнивать предметы по размеру и длине.
2. Основная часть.
-Какая палочка у меня в руках больше?
-Жёлтая больше.
-Какая палочка длиннее?
-Красная, верно. А как проверить?
-Правильно. Надо положить одну палочку на другую.
-На столе у вас лежат цветные счётные палочки. Возьмите самую длинную оранжевую палочку и положите на стол. Справа положите синюю палочку поменьше. Слева красную, она должна быть короче оранжевой.
Посмотрите на эти два дерева. Какое из них больше? Приведите еще пример разных по размеру предметов, которые вы видите вокруг себя.
Игра «Кто быстрее подберет коробки»
Содержание: Выяснив, чем отличаются коробки друг от друга, педагог объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие, узкие, высокие и низкие. Сейчас мы поучимся подбирать коробки нужного размера. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки по размеру. Вызывает детей, дает им по одной коробке. Потом дает команду: «Коробки, равные по длине, станьте на место!» (или по ширине, высоте). Первой паре детей предлагает подобрать коробки равные по высоте, поставить так чтобы было видно, что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд (например, от самой высокой до самой низкой).
Игра «Что таким бывает?»
Ведущий называет определение, игроки по очереди вспоминают объекты, которые к нему относятся. За правильный ответ игрок получает балл. Победителем становится собравший наибольшее число баллов. Например:
длинным бывает… платье, река, змея, веревка;
глубоким бывает… море, колодец, яма, пещера;
высоким бывает… дом, гора, человек, жираф.
Игра «Построим дома»
Цель: Продолжать учить зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения; развивать внимание; закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше», «одинаковые».
Ход игры: Педагог вставляет в наборное полотно крупные изображения трех домов, располагая их в случайном порядке, а не в ряд. На столе раскладывает вперемешку элементы дома (крыши, двери, окна). Затем говорит детям, что они будут строителями, достроят дома, которые должны быть аккуратными, ровными; все детали следует подбирать так, чтобы они подошли к нужным частям. Дети подходят и по очереди «достраивают» дома. Сидящие за столами принимают участие в оценке каждого этапа работы. В конце педагог подводит итог: «Самому большому дому мы подобрали самые большие окна, самую большую дверь, самую большую крышу. В дом поменьше мы поставили двери поменьше, крышу поменьше, окна поменьше. А в самом маленьком доме самые маленькие окна, самая маленькая дверь, самая маленькая крыша».
3. Заключительная часть. Рефлексия. Ребята, вам понравилось занятие? Что нового вы узнали? Что вам понравилось больше всего? Вы поделитесь своими знаниями с другими? Прощание с Медуницей и Торопыжкой.
Диагностика уровня представлений о величине у детей 6-7 лет
Задание №1
Цель: Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Материал: квадраты (20 шт на человека)
Ход: Игровое упражнение «Узнай, сколько пар».
У детей по 20 квадратов.
Воспитатель предлагает детям разместить квадраты парами и сосчитать их. Дети поочередно считают квадраты.
Затем воспитатель просит детей над каждой парой квадратов положить по одному кругу. По окончании выполнения задания спрашивает: «Сколько кругов вы положили? На что указывают круги? (Круги указывают на количество пар квадратов.) Сколько пар квадратов в числе двадцать?»(Десять пар.)
Задание №2
Цель: Делить
предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги,
ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части
целого (половина, одна часть из двух (одна
вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать
соотношение целого и части, размера частей; находить части целого
и целое по известным частям.
Материал: Д.И. «На Дне Рождения»
Ход: «На Дне Рождения» Дети, представьте, что у вас день рождения, к вам придут друзья. Мама попросила помочь ей: разделить на 4 части круглый и овальный торт, на 8 частей прямоугольный пирог, на три части калач (кольцо).
Задание №3
Цель: Формировать
у детей первоначальные измерительные умения. Учить
измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий)
с помощью условной меры (бумаги в клетку)
Материал: лист с заданием, условная мерка (ленточка)
Ход:
Нам нужно измерить стороны геометрических фигур, как мы можем это сделать? (с помощью мерки).
Задание №4
Цель: Учить
детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью
условной меры
Материал: мешочек с манкой, графин с водой, прозрачные мерные стаканы
Ход: Как ты думаешь сколько в мешочке манной крупы ? (ответ ребенка) А как мы можем узнать сколько там крупы? (с помощью прозрачного стакана -мерки)
Задание №5
Цель: Дать
представления о весе предметов и способах его измерения.
Сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их
на ладонях. Познакомить с весами.
Материал: мешочек с манкой, шишки (3 шт), игрушка ежик.
Ход: как мы можем определить сколько весит мешок, шишки и ежик?
«Тяжелый - легкий» с помощью весов устанавливать его массу
Взвесим сначала
мешочек- шишки- ежика
как ты думаешь, что тяжелее ежик или мешочек ?
Задание №6
Цель: Развивать
представление о том, что результат измерения (длины, веса,
объема предметов) зависит от величины условной меры
Материал: Д.И., условная мерка
Ход: Д/и «Определи длину» Выбирают в группе объекты, которые можно измерить условной мерой, предложенной педагогом, определяют их длину.
(в условной мере- полоска бумаги в клетку). Умеют измерять длину объекта с помощью условной мерки (полоса бумаги в клетку)
Критерии оценивания:
Точка роста – ребенок не ответил правильно на задание, ответил полностью с помощью взрослого
Стадия становления - при ответе ребенок делал ошибки, давал неполные ответы, ответил с частичной помощью взрослого
Стадия формирования – ребенок полностью справился с заданием без помощи взрослого.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.