Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия Кристаллик»
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте
«Буква «Х», звуки «Х» и «ХЬ»» для детей 4-6 лет группы общеразвивающей направленности
Автор: Лебедева С.Н., воспитатель
группа 2.2
г.Саратов
2022г.
Цель: познакомить детей с согласным звуком [х], буквой Х, х.
Задачи: развивающие:
развивать фонематический слух детей, речь, умение находить место звука в словах; развивать память, внимание, мышление.
Образовательные:
формировать представление о согласном звуке [х], учить делать анализ буквы х, продолжать упражнять в чтении слогов..
Воспитательные: формирование дружеских отношений, навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, умения слушать друг друга, воспитывать у детей самоконтроль за речью, положительную мотивацию к процессу обучения.
Предварительная работа: рассматривание азбуки.
Методические приёмы: Азбука, анализ звука, игра «Подними флажок», физминутка, анализ буквы, «Сложные слова», зарядка для глаз, работа в тетради, итог.
Материал и оборудование: картинки демонстрационные (хомяк, холодильник, утюг, пылесос); буква Х
Структура ОД:
I. Вводная часть
- сюрпризный момент;
- повторение алфавита
II. Основная часть
- звуки Х и ХЬ;
- ориентация в пространстве (верх, низ, лево, право);
- игровое упражнение «Подними флажок»;
-физминутка;
-«Бытовая техника», сложные слова;
-звуко-буквенный разбор слова
III. Заключительная часть
- обобщающие вопросы;
- подведение итогов
Ход ОД:
I. Вводная часть
— Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вас, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
— Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Ясно, громко говорим,
И, конечно, не спешим!
Давайте вспомним алфавит. Один человек говорит четко и громко, остальные в пол голоса повторяют
Начинает Эвелина (А-И), продолжает Марианна (Й-Т), за ней Ваня С.(У-Я)
Молодцы. Ева назови гласные буквы.
Давайте пройдем за наши рабочие места
Послушайте загадку:
Загадка:
Я устраиваюсь ловко,
У меня с собой кладовка,
Где кладовка? за щекой!
Вот я хитренький какой.
Кто это? (хомяк)
Сегодня у нас в гостях хомяк Хома и хорёк Хим. (Кто это?)
Покажите, какие у Хомы щёки (толстые), какие у хорька Хима (худые).
Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать? (х,хь).
II. Основная часть
Давайте расскажем Хоме и Химу про эти звуки. Почувствуйте, когда мы произносим этот звук, язык прижимается к небу в глубине рта, а кончик упирается в нижние зубы. Значит во рту есть преграда из языка. Как выдумаете, звук Х – гласный или согласный?
(Согласный) Верно. Мы не можем петь этот звук. Каким цветом мы его обозначим? (Синим) Этот звук глухой. Похож на выдох.
Игра «Подними флажок»
Ваня С. читает нам слова, а мы с вами попробуем определить мягкий или твердый звук Х. Поднимаем сигнальные кружки. Если звук твердый, то синий, если мягкий – то зеленый
муха – стихи – ухо – хек – хлеб – халат - хитрый
Образец ответа: « Я покажу синий сигнальный круг, потому что в слове муха слышится твёрдый звук Х»).
С Хомой какой звук будет дружить твердый или мягкий? А с Химим?
Молодцы! Хома и Хим довольны тем, как вы справились с заданием.
Физминутка.
Хомка-хомка,
хомячок,
Полосательный бочок.
Хомка раненько встает
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать!
Это буква Х. (Выставляю букву Х на магнитную доску).
— На что похожа буква Х?
— Их скольких элементов она состоит?
— Давайте изобразим букву Х в воздухе пальчиком. Нарисуем на своей
ладошке. Соорудим её из рук.
А вы знаете, что Хомка и Хим пришли к нам не с пустыми руками
У них с собой вот такие предметы (Холодильник, телевизор, пылесос, утюг) Как одним слово можно назвать эти предметы? (Бытовая техника)
Хорошо. Скажите, пожалуйста, есть ли в слове «холодильник» звук Х? Где он находится? (Звук Х находится в начале слова) Как считаете: он мягкий или твердый? (Этот звук твердый)
Отлично. А давайте разделим на слоги и посчитаем, сколько их в слове телевизор? (четыре) значит это слово… Длинное или короткое? (длинное) А в слове утюг сколько слогов? (два) Назовите еще длинное слово
Здорово у нас получается. (Пыль и сосать, засасывать. Два слова соединили в одно сложное) Может кто-нибудь знает еще сложные слова? (Пешеход – пешком ходит, самолет – сам летает, самовар – сам варит)
Молодцы. У нас остался утюг. Сделаем звукобуквенный разбор этого слова самостоятельно. Эвелина сделает это у доски. (У- гласный, красный квадрат, Т- согласный, мягкий, зеленый квадрат, Ю – гласная, красный квадрат, Г –согласный, твердый, синий) Самоконтроль. Проверьте свою работу. Исправьте ошибки
Очень хорошо потрудились.
Наши глазки устали.
— А теперь мы сделаем гимнастику для глаз. Напоминаю правила выполнения гимнастики.
Хома, Хома, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт, глазки свои Хомка трёт.
Поморгает, раз, два, три. Вдох и выдох – посмотри.
Далеко ручей бежит, на носу комар сидит.
Смотрит Хомка выше, ниже, вправо, влево, дальше, ближе.
Осмотрел он всё кругом – оп, и в норочку бегом.
Хома и Хим хотят убедиться в том, что вы хорошо запомнили букву Х. Они предложили вот такое задание на внимание: среди других букв отыскать букву Х и обвести её в кружок красного цвета.
Закрепить в тетради написание буквы Х.
Сегодня мы с вами вспомнили, чем отличаются гласные звуки от согласных, буквы от звуков, вспомнили азбуку; изучили новую букву «Х»; узнали, какие звуки прячутся в этой букве; делили слова на слоги - определяли длинные и короткие слова, сложные слова.
III. Заключительная часть.
- Вам понравилось занятие?
- Что запомнилось?
Спасибо вам за работу.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.