Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия Кристаллик»
Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему
«Моя семья» для детей 4-6 лет группы общеразвивающей направленности
Автор:
Сафарова З.К.,
воспитатель
группа 2.2
г. Саратов 2022г.
Образовательная область: Речевое развитие.
Вид деятельности: непосредственно-образовательная.
Тема: "Моя семья"
Цель: Воспитание
любви и уважения к семье, семейным ценностям. Знание своей фамилии, отчества,
имени родителей. Показать значение семьи в жизни человека. Закрепить
представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга,
заботятся друг о друге.
Задачи:
С детьми младшей
подгруппы:
- формировать представление о семье и её членах, о доброжелательных отношениях
родных людей; об
эмоциональном состоянии членов семьи;
- воспитывать любовь и уважение к своим родным;
- развивать связанную речь, общие речевые навыки.
С детьми средней
подгруппы:
- формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки,
бабушки, сестры,
брата;
- закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи;
- упражнять детей в подборе прилагательных и глаголе;
- развивать зрительное и слуховое внимание: учить слышать и слушать друг друга
и педагога;
- воспитывать положительное взаимоотношение в семье, взаимовыручку, любовь ко
всем членам семьи.
С детьми старшей
подгруппы:
- закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье;
- развивать диалогическую речь;
- воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою
семью.
- обогащать словарный запас воспитанников;
С детьми
подготовительной подгруппы:
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- упражнять в образование сравнительной степени прилагательных;
- учить детей отвечать на вопросы, развивать навыки правильного грамматического
строя речи;
- учить детей составлять устный рассказ о своей семье;
- развивать диалогическую и монологическую речь;
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание
высказывать свои чувства
близким людям.
Материал: плакат
«семья», ромашка с загадками, мяч, корзина.
Предварительная
работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа
по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; чтение стихов, пословиц о
семье; наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома
члены семьи.
Организационный
момент:
Здравствуйте ребята, сегодня у нас не совсем обычный день, к нам пришли гости
(здороваемся).
Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке! Мне очень приятно, что у
вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покинуло вас
в течение всего дня.
Я предлагаю вам поприветствовать друг друга.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
1 часть занятия(10
мин)
Воспитатель: Поудобней
садитесь, не вертитесь, не крутитесь.(сели прямо, спинка ровная, ножки вместе).
Сегодня мы поговорим о самом главном в жизни каждого человека - о семье.
Беседа по картинке.
Вопросы: - Как можно назвать этих людей одним словом? (семья)
- Почему вы так решили? - А кто ещё может жить в семье? (бабушка и дедушка) -
Расскажите, а с кем вы живёте? (отвечают дети младшей группы) Воспитатель: Посмотрите
ребята, сегодня и мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
У меня есть ромашка, на каждом лепестке для вас загадка.
1 лепесток.
Кто стирает, варит, шьет, на работе устает, просыпается так рано? —
Лишь заботливая... (мама)
2 лепесток.
Кто же трудную работу
может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
строит, трудится наш... (папа)
3 лепесток
Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша...
(бабушка)
4 лепесток
Кто всю жизнь работал, окружал заботой
Внуков, бабушку, детей, уважал простых людей? На пенсии уж много лет
Нестареющий наш... (дед)
5 лепесток
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе? Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка)
6 лепесток
Кто любит и меня, и братца, но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка)
7 лепесток
без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная... (семья)
8 лепесток
— это слово каждый знает, ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
Воспитатель: Дети
давайте ещё раз повторим. Семья-это (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра)
Да, действительно, самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди -
мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья и все родственники.
Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете,
потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе.
Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
- Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но, если они любят
друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. Семья – это
взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о
друге.
Дети младшей
подгруппы выходят в игровую и находятся под присмотром младшего воспитателя.
2 часть занятия (5
мин)
Воспитатель: Дети
давайте поиграем в игру: «Кто в домике живёт» (игра)
Дети, а кто в вашей семье занимается домашними делами? (мама)
Беседа с детьми: - Что делает по дому мама? - А что
делает папа? - А чем занимаются твои сестра? - А какие заботы по дому есть у вас?
Игра «Корзина добрых
дел» (Дети становятся в круг вокруг корзины. По очереди кладут
в корзину цветок (солнышко) вырезанные из цветного картона и передают корзину,
называя при этом доброе дело.))
Физминутка:
Раз, два ,три ,четыре (хлопки )
Кто живёт у нас в квартире?
Раз ,два ,три ,четыре ,пять
Всех могу пересчитать
Папа ,мама ,брат ,сестрёнка
Кошка Мурка ,два котёнка
Мой щегол ,сверчок и я,
Вот и вся наша семья.
Дети средней
подгруппы выходят в игровую и находятся под присмотром младшего воспитателя.
3 часть занятия(5
мин)
Воспитатель: В
семье друг друга называют ласково, нежно. Потому что любят друг друга. Как
можно назвать ласково.
Игра «скажи
ласково» (мягкая игрушка) Дочь-доченька, дочурка
Сын-сынок, сыночек
Папа-папочка, папенька
Мама- мамочка, мамуля
Бабушка-бабуля
Дед-Дедушка-дедуля
Сестра-сестрёнка
Брат-братишка
Дидактическая игра
"Подбери признаки"
Воспитатель: а
какие же они, родные и дорогие нам люди? Расскажите о своих родственниках,
какие они? Посмотрите это кто? (картинки)
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке,
бабушке и т. д.
- Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
а что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть) - Папа - строгий,
умный, сильный: а папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать,
пылесосить)
- Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая.
- Дедушка - старый, мудрый, седой:
- Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая,
большая.
- Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.
Дети старшей
подгруппы выходят в игровую и находятся под присмотром младшего воспитателя.
4 часть занятия(5
мин)
Все члены семьи связаны друг с другом как будто невидимыми
ниточками-родственными отношениями. Сейчас мы проверим, знаете ли вы кто в
семье кому и кем приходится (Вставайте в кружок. Я буду бросать мяч и задавать
вопрос, а вы бросаете мяч мне назад и отвечаете на вопрос.)
Поиграем в игру: «Назови родственников» (игра
с мячом.) - Для папы и мамы ты кто? (сын, дочь) - Для дедушки и бабушки ты кто?
(внук, внучка) - А мама для дедушки и бабушки кто? (дочь)
- А папа для дедушки и бабушки кто? (сын)
- А для сестры и брата ты кто? (сестрёнка, братишка) - А для тёти ты кто?
(племянник, племянница) В: Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных
отношениях.
Вам нравится ваша семья? А сейчас давайте будем называть комплименты и
располагать их в виде лучиков к нашему солнышку. Солнышко-это семья. Родная,
дружная, счастливая, трудолюбивая, хозяйственная, спортивная, культурная,
крепкая, жизнерадостная, гостеприимная, здоровая и т.д.
Воспитатель: Давайте
вместе повторим такие слова: Семья-это важно! Семья-это сложно! Но счастливо
жить одному невозможно! В: И так давайте в конце занятия повторим,
закрепим, что же такое семья? (отвечают дети)
Семья- это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся
друг о друге.
Итог занятия : Воспитатель заводит всех детей
и читает стихотворение.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнения и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель: Дети,
возьмите друг друга крепко за руки. Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была
дружная, счастливая и крепкая семья.
Спасибо!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.