Непосредственно образовательная деятельность по теме: «Юные путешественники» Возраст воспитанников: старший дошкольный (шестой год жизни).
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.
Цель: создать условия, способствующие развитию у детей познавательной активности, любознательности через экспериментирование.
Задачи:
- совершенствовать познавательные способности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения;
- закреплять знание детей о свойствах песка;
- обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов;
- развивать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания. Предварительная работа:
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Примечание |
(Воспитатель приглашает детей в группу) - Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Я предлагаю вам поздороваться со мной необычно. Обратите внимание на доске смайлики, нужно выбрать смайлик и |
Дети подходят, выбирают смайлик, здороваются с воспитателем. |
Смайлики с разными видами приветствия. |
- проведение экспериментальной деятельности с различными материалами; - знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования; - закрепление правил безопасной работы при проведении опытов. Материалы и оборудование:
- смайлики с разными видами приветствия, магнитная доска;
- глобус, географическая карта, компас, рюкзак;
- карта путешествия, флажки;
- емкость с грязной водой, палочки, соломинка, листики, бумажная салфетка, воронка, стакан, песок чистый, сачок, ложки;
- желтый песок, лупы, лейка с водой, тарелка;
- аппликация пустыня, шаблон верблюда, коричневый песок, влажные салфетки, клей ПВА, кисти;
- сундук, палатка, гелевые шары.
Список использованной литературы:
- Е. А. Дмитриева «Детское экспериментирование. Карты – схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками»/ Издательство «ТЦ СФЕРА» 2016г.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности, создаем проблемно – поисковую ситуацию.
поздороваться. (Воспитатель выбирает смайлик «Воздушный поцелуй», здоровается с детьми) |
|
|
- Ребята! А вы любите путешествовать? А как называются люди, которые любят путешествовать? - Посмотрите, какие предметы понадобятся путешественникам. - Глобус - это модель земного шара. Посмотрите, что означает синий, коричневый, зеленый цвет на глобусе?
- Географическая карта. Это тоже модель земли, только плоская!
- Компас.
- А путешественникам нужен рюкзак? - Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие на поиски клада. Хотите найти клад? -Чтобы нам не заблудится во время путешествия, нам нужна карта. Давайте рассмотрим ее. Что вы на ней видите? - Что же нас сегодня ждёт? Чтоб узнать, скорей вперёд! |
Ответы детей.
Рассматривают.
- Синий - это вода - моря, реки, океаны. Зеленый - леса. Коричневый - горы, пустыни. - Ориентируясь по ней люди, могут путешествовать. - По компасу путешественники определяют, в каком направлении им держать путь: на север, на юг, запад или восток. Ответы детей.
Рассматривают карту, рассказывают, что изображено.
|
Глобус, географическая карта, компас, рюкзак.
Карта путешествия.
|
2 этап: способствуем реализации умственной, практической, самостоятельной деятельности детей.
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Примечание |
- И так, отправляемся на поиски клада. Откуда начинается наше путешествие? - Ребята, мы должны с вами пройти мимо озера. - Обратите внимание, что здесь произошло?
- А может быть, мы попытаемся очистить воду? Хотите попробовать? Как мы можем очистить воду? - Чем мы будем собирать его? |
Педагог и дети двигаются по карте. Подходят к столу с грязной водой. Ответы детей: грязная вода, плавает мусор.
Ответы детей: собрать мусор.
- Можно вытащить |
Емкость с грязной водой, палочки, соломинка, сачок, ложки.
|
- Правильно! Я предлагают очистить озеро от мусора.
- Стала вода чистой?
- А как можно еще очистить воду? - Давайте попробуем через бумажную салфетку и песок. - Возьмем пустой стакан, вставим в него воронку, в воронку фильтр: бумажная салфетка, а сверху песок. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большой емкости тонкой струйкой в стакан. - Посмотрите, вода стала чище? Какой можно сделать вывод?
- Давайте флажком отметить на карте, где мы были и посмотрим, куда двигаться дальше. |
руками, ложкой, собрать сачком. Дети с помощью сочка, ложки вылавливают мусор из воды.
- Нет, вода грязная. Мы очистили ее только от крупного мусора. Ответы детей.
- С помощью салфетки и песка можно очистить грязную воду. Дети обозначают флажком озеро, смотрят, куда идти дальше. |
Бумажная салфетка, воронка, стакан, песок чистый.
Карта путешествия, флажок. |
- Что нам карта показывает? - Много желтого цвета. Что это означает? - А где очень много желтого песка? Там, где очень жарко. - Конечно, пустыня. - И так наше путешествие продолжается по пустыне. - Возьмите песок и медленно насыпьте его в тарелку. Рассмотрите песок через увеличительные стекла. Из чего он состоит? - Ребята, а вот интересно имеет ли песок форму? Как мы можем это проверить? Что нам для этого понадобится?
- Какой можно сделать вывод о песке? - Из сухого песка не получится фигура, а мокрого – получилась. В сухом песке между песчинками – воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им |
Предложения детей. - Вся земля покрыта желтым песком. - Пустыня.
Дети проходят к столам, садятся на стулья. - Песок сыпучий, легкий, состоит из маленьких песчинок.
- Нет. Песок рассыпается, нужно намочить песок водой, и сделать фигуру. Дети лепят песочные фигуры. Дети делают вывод. |
Карта путешествия.
Желтый песок, лупы, тарелка.
Лейка с водой.
|
передвигаться свободно, как в сухом песке.
|
|
|
- Молодцы! В пустыне много песка и очень жарко. А как вы думаете, какое животное поможет нам пройти через пустыню? А почему? - Верблюда называют кораблем пустыни. Караваны верблюдов перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные. Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей. На ногах толстые мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку. - Дети, я вам предлагаю раскрасить шаблон верблюда с помощью волшебного песка. - Посмотрите внимательно, как мы будем рисовать песком. На шаблон наносим кисточкой клей, и начинаем засыпать песком. После работы руки вытереть салфеткой. (Воспитатель показывает технику работы с песком) - Приятной вам работы!
- Молодцы! Все теперь у нас есть транспорт, в путь! - Мы с вами прошли пустыню, давайте флажком отметим на карте.
|
- Верблюды.
Ответы детей.
Дети рассматривают шаблоны, называют цвет песка.
Дети выполняют работу. Располагают поделки на аппликацию.
Дети флажком отмечают на карте пустыню. |
Аппликация пустыня, шаблон верблюда, коричневый песок, влажные салфетки, клей ПВА, кисти.
Карта путешествия, флажок. |
- Ребята, посмотрим, куда нам идти дальше. - Перед нами оазис – это остров посреди пустыни.
(Педагог и дети выполняют задание)
- Ура, мы нашли клад! - А почему мы нашли клад? Потому что мы дружные, сильные, смелые и |
Ответы детей. Крестиком на карте обозначен клад. До него нужно пройти 10 шагов вперед, два шага влево. Дети находят сундук.
Ответы детей.
|
Карта путешествия.
Сундук, гелевые шары.
|
ловкие! - Давайте попробуем открыть сундук. Смотрите, получилось! А ну-ка, посмотрим, что там внутри. |
Открывают сундук, вылетают гелевые шары. Дети разбирают шары. |
|
3 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности.
Деятельность воспитателя Деятельность детей Примечание - Предлагаю вам отправиться назад на воздушных шарах.
- Вам понравилось наше путешествие? Дети делают выводы,
- Что понравилось больше всего? делятся впечатлениями, - Что показалось трудным? получают положительные
- Что вам запомнилось? эмоции. - Хотели бы вы еще раз отправиться в путешествие?
- Вы все большие молодцы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.