муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32 Дзержинского района Волгограда»
ТЕМА: «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЭКОКОРМУШЕК СВОИМИ РУКАМИ»
Конспект образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы (6-8 лет).
Направление содержание дошкольного образования
по освоению детьми образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, физическое развитие.
Номинация: методическая разработка
Автор: Никитина Елена Валентиновна
Должность: воспитатель
Волгоград, 2022 год
Актуальность:
Многие дети с дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего города. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы, вызвать интерес у детей к зимующим птицам, сострадание, желание узнавать новые факты из жизни, научить помогать им.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Тип: интегрированное.
Возраст детей: 6-8 лет.
Продолжительность мероприятия: 30 минут.
Формы образовательной деятельности: использование наглядности, объяснение воспитателя, художественное слово, вопросы.
Формы организации: подгруппа 8 человек.
Цель: Формирование представлений у детей о птицах, зимующих в Волгоградской области и бережного отношения к ним.
Задачи:
1. Образовательные:
• Расширять представления детей о птицах, зимующих в Волгоградской области.
2. Развивающие:
• Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы).
• Развивать связную речь у детей.
3. Воспитательные:
• Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Словарь новых слов: «Пойма».
Предварительная работа:
1. Наблюдения за живой природой на прогулке;
2. Разучивание стихов о природе, о птицах;
3. Наблюдения за птицами на территории МОУ;
4. Чтение литературы природоведческого характера;
5. Рассматривание иллюстраций о птицах.
Оборудование и материалы: иллюстрации птиц, аудиозапись пения птиц в лесу, мяч, зерно овса, пшеницы, ржи, мука, растительное масло, формочки для экокормушек, нитки, чашка для размешивания корма, желатин, стакан кипятка, пластиковая трубочка, поднос для сушки готовых изделий.
Последующая работа: Фотовыставка «Как я забочусь о птицах зимой».
Ожидаемые результаты: Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
Список методической литературы:
1) О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» - Спб.: «Детство-пресс», 2016.
2) https://www.vospitatelds.ru
Ход организованной образовательной деятельности.
Введение в ситуацию.
Дети входят в группу, где звучит пение птиц.
- Ребята, куда это мы с вами попали? (В лес)
- Почему вы решили, что это лес?
- Птицы поют, вокруг много деревьев.
- Хотите прогуляться по лесу? Тогда послушайте стихотворение:
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
- Ребята, а как называются птицы, которые не улетают в тёплые края, а остаются зимовать здесь?
- Зимующие.
- А как зимуют наши младшие друзья – птицы? Чем мы можем помочь им в это трудное время?
- Подкармливать их, оставлять небольшие отверстия под крышами, чтобы птицы могли погреться.
Педагог вывешивает картинку с изображением кормушки:
- К нам прилетели птицы на кормушку. Посмотрите, все ли правильно нарисовано? Выберите только тех птиц, которые остаются на зиму.
(Дети выбирают картинки и объясняют свой выбор).
- Ребята, расскажите, как зовут этих птиц. Почему убрали других птиц?
Что это за птицы?
- Перелетные: ласточка, мухоловка, зарянка.
- А какие птицы остались на кормушке?
- Воробьи, синицы, голуби.
- Да, на наши кормушки прилетают воробьи, синицы, вороны, голуби, в морозы прилетают и северные птицы – снегири и свиристели.
- А сейчас давайте поиграем в игру с мячом “Назови птицу”. Я бросаю мяч, а тот, кто этот мяч поймал, называет птицу (проводится игра).
- Чем похожи все птицы между собой?
- У них есть клюв, хвост, крылья, перья.
- Но не все птицы, которые вы назвали, обитают в Волгоградской области. Пойдемте дальше и узнаем, какие птицы обитают в нашем городе и в наших лесах. В Волгоградской области Волго-Ахтубинская пойма является одним из уникальнейших мест на земле по богатству животных, растений и птиц.
Актуализация знаний.
- Ребята, а вы знаете, что такое пойма? (ответы детей)
Пойма - это часть долины, которая оказывается под водой в периоды половодья или паводков. Волго-Ахтубинская пойма образована реками Волга и Ахтуба и находится она очень не далеко от того места, где мы с вами живём. Так вот сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые обитают в этой пойме и чем она знаменита.
Наступила зима, основная часть перелетных птиц уже в теплых краях активно кормится и набирается сил к следующему гнездовому сезону.
В наш же регион, пока его не засыпало снегом, откочевали на кормежку птицы из
более северных районов.
В конце осени – начале зимы в пойме появляются зимняк, полевой лунь и серый
сорокопут, изредка отмечаются беркут и филин. Все чаще в зимний период стала
встречаться желна (черный дятел). На зимовку прилетают мелкие
воробьинообразные: чижи, чечетки, коноплянки, свиристели.
Среди зимних гостей поймы есть и редкие виды. Так, филин и беркут занесены в
Красные книги РФ и Волгоградской области, а желна и серый сорокопут – в Красную
книгу Волгоградской области.
Физкультминутка.
Ну-ка,
птички, полетели,
Полетели и присели,
Поклевали зернышки,
Поиграли в полюшке,
Водички попили,
Перышки помыли,
В стороны посмотрели,
Прочь улетели. (Ходьба, переходящая в бег.)
- Чем дальше вступает в свои права зима, тем труднее зимующим птицам добывать корм. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
А как могут люди помочь птицам в такой трудный для них период?
- Люди вывешивают кормушки, которые заполняют разным кормом: семечками, несолёным салом, ягодами рябины, боярышником, пшеном, овсом и пшеницей.
Сегодня я предлагаю нам всем вместе сделать экокормушки, их называют ещё вкусными кормушками. Так как наш детский сад совсем новый и деревья, на которые мы смогли бы повесить обычные кормушки ещё не выросли, то экокормушки для птиц – сейчас для нас самый лучший вариант.
Для изготовления экокормушки мы с вами возьмём зерно овса, пшеницы, ржи, муку, растительное масло, формочки для экокормушек, нитки.
Сначала возьмём стакан кипятка и добавим туда пакетик желатина. Муку смешиваем с кормом и перемешиваем. Заливаем желатиновую смесь и перемешиваем. Форму смазываем маслом и заполняем её смесью. Пластиковой трубочкой делаем дырочку, чтобы подвесить потом кормушку на нитку. Оставляем свои работы на подносе на ночь, утром вынимаем изделия из формочек и продеваем в них нитку. Вкусные кормушки готовы, теперь мы можем пойти и развесить их на прогулочном участке нашего детского сада.
Итог ОД. Рефлексия.
- Ребята, от нас с вами зависит, будут ли вить гнезда веселые птицы. И тогда не придется заносить птиц в Красную книгу Волгоградской области только потому, что их очень мало осталось или они погибли от голода и мороза.
- Сегодня мы узнали только небольшую часть о птицах. За ними наблюдают и изучают их ученые – орнитологи. А наша с вам задача – помочь птицам в это трудное время, «чтоб без песен не пришлось нам встречать весну».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.