Конспект занятия по развитию речи
в старшей группе
Тема: Чтение стихотворений о зиме - «Прогулка в зимний лес»
Целевые ориентиры:
- познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к поэзии;
- развивать интерес к художественной литературе, помогать детям выразительно читать стихотворения;
- развивать внимание, связанную речь;
- обогащать словарный запас, вызывать интерес к художественному слову.
Оборудование: перчаточная кукла (сова), снежок, иллюстрации, проектор, аудио носитель, декорации леса, елка, снежинки, корзина.
Словарная работа: снегопад, метель.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о зиме, чтение художественной литературы, наблюдения за изменениями погоды с приближением к зиме, беседы о погоде.
Ход занятия:
I Вводная часть.
- Ребята, подойдите ко мне. Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, я снова встретила Тетушку Сову! Вы ей прошлый раз так понравились, что она попросилась снова к вам! Но в этот раз она прилетела не с пустыми крыльями – она принесла с собой красивые солнышки (раздаточный материал) и вот что! (Воспитатель показывает мяч) Посмотрите, что у меня в руке? (Снежок). Скажите, а для чего нужен снежок? В какие игры мы играем со снежком? А как вы думаете, для чего я его взяла сейчас? (для того, чтобы поиграть) А вы хотите поиграть сейчас? Но раз вы хотите поиграть, то садитесь на стульчики! А Тетушку Сову пригласим посмотреть?
II Основная часть
Игра «Вопрос - ответ»
- Ребята, скажите какое время года у нас сейчас? (Осень. Поздняя осень)
- Какие осенние месяцы вы знаете?
- А какое время года совсем скоро наступит? (Зима)
- А какие зимние месяцы вы знаете?
- Какой месяц наступит после ноября? (Декабрь)
- Молодцы!
- Ребята, посмотрите, а наш снежок то необычный! Никто не заметил? А в чем он необычный? (на нем намотана ниточка)
- Правильно! Этот снежок волшебный – он принадлежит Тетушке Сове! В прошлый раз она приглашала нас в осенний лес, а сегодня она приглашает нас в зимний – хотите пойти? Тогда идем! (воспитатель кидает снежок и нитка указывает путь) Играет музыка, воспитатель и дети идут, имитируя прогулку по лесу. Мы забрались в самую чащу!
Рассматривание иллюстраций
- Ребята, закройте глаза, покружитесь, открывайте! Появляется елка (искусственная елка, на ней снежинки) посмотрите, где мы оказались? Ах, а под елкой стоит какая-то корзина, она наверняка волшебная! Откроем ее? (в корзине картинки/ иллюстрации – снегопад, сильный ветер, зимний лес, метель, снежинки)
- Ах! Ребята, да тут картинки, давайте скорее посмотрим, что изображено на них?
Словарная работа
- Снег! А что он делает? Идет! А как называется это явление в природе? Снегопад! Молодцы!
- А здесь что изображено? Какой ветер дует зимой?
- Ребята, а когда дует сильный ветер и идет снег, как такое явление называется? (Метель) Метель – значит метет!
Беседа, чтение стихотворений
- Ребята, а что еще происходит зимой на улице? (Понижается температура – ударяют морозы, идет снег, воет ветер, становится холодно)
- А вам нравится зима?
- Почему?
- Зимой на улице очень красиво! И знаете что, есть люди, у которых профессия поэт или писатель! Вы знаете кто это?
- Поэты рисуют зиму только не кисточкой, а словом – сочиняют красивые стихи о зиме. Вот сейчас мы поиграем и превратимся в поэтов, будем красиво рассказывать стихотворения!
Игра «Доскажи словечко»
На деревья, на лужок тихо падает... (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее... (снегопад)
- Егор становится у нас поэтом и расскажет стихотворение про снег! А ребята слушают внимательно, мы потом поговорим – о чем это стихотворение!
Легкий, беленький снежок
Так похож на творожок!
Только есть его не буду,
Ведь, снежинки – это чудо!
- Ребята, как автор называет ласково снег? (Снежок)
- С чем он его сравнивает? (С творожком)
- А какой снежок? (Легкий, белый, пушистый)
- Молодцы! Продолжаем играть и следующая загадка – досказка…
С неба все скользят пушинки - серебристые... (снежинки)
- И наши девочки превращаются в поэтесс и рассказывают стихотворения про чудо зимы - снежинки!
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь!
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь!
Встанем вместе мы в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли!
- Ребята, как поэт называет снежинки? (Балеринки)
- Значит они какие? (Стройные, изящные, красивые)
Физминутка (включается музыка)
Чтобы носик не замерз, топают ногами
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят снежинки.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом.
Продолжаем играть!
- Наши окна — как картинки. На стекле букеты роз. Кто художник-невидимка?
Их нарисовал... (мороз)
- И в поэта превращается Амиль.
Мороз- волшебник!
Это видно сразу:
Я свой альбом еще не открывал,
А он уже без кисточек, без красок
Все окна нам разрисовал!
- Ребята, как автор называет мороза? (Волшебник)
- А почему он волшебник?
Дальше приготовьтесь отгадывать загадки!
На реке без топоров
За ночь целый мост готов.
Скользко, весело , светло
Лёд прозрачен как...(стекло)
Даша, я дотрагиваюсь до тебя волшебным снежком и ты нам расскажешь про лед!
Не идется и не едется,
Потому что гололедица!
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется!?
- Ребята, когда все покрывается льдом, как это называется? Гололедица.
- А почему не радостно, когда падаем?
- Как нужно вести себя на льду?
- А весело кататься на коньках?
И последняя загадка, а то Совушка говорит, что ей уже пора…
Она зимой метет и злится
И грозно воет и кружится.
Стелет снежную постель
Наша белая... (метель)
Ангелина теперь поэт…
Снег кружится за окном в хороводе дружно
Нам дорожки прокопать
Завтра будет нужно!
Кружит снега карусель –
В гости к нам пришла метель!
- Ребята, с чем сравнивает поэт метель? (Карусель)
- Почему? (Потому что ветер кружит в воздухе снег)
Заключительная часть
- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, т. Сове уже совсем пора! Я взмахиваю волшебным снежком и произношу заклинание – а вы закрываете глаза, раз, два три, открывайте глаза! Где мы? О каком времени года сегодня говорили? Какие зимние явления запомнили? В кого сегодня превращались? Вам понравилось наше путешествие?
- т. Сова тоже в восторге и хочет вас всех наградить солнышками, потому что хоть и снегопад и метель – и это красиво, но без солнышка жить нельзя!
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром
Тема: «Леса и луга нашей родины»»
0,м,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,ира России; формировать представления о растениях и животных леса и луга; расширять представления взаимосвязи растительного и животного мира; р,,,,
3,азвивать познавательную активность, творчество, инициативность; воспитывать бережное отношение к природе; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; развивать чувство коллективизма.
Оборудование: перчаточная игрушка «Тетушка Сова», объёмные фигуры животных и насекомых, карта, муляжи растений луга, аудиозапись с музыкой и голосами птиц,
Словарная работа: лес хвойный, лиственный, лес, луг.
Предварительная работа: интерактивная игра «Чей след?», беседа «Обитатели леса», чтение книг о животных.
Ход занятия
I . Вводная часть (сюрпризный момент)
Слышна музыка – появляется тетушка Сова!
- Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Вот и закончилась зима, помните, мы несколько раз с вами встречались, я прилетала к вам из леса, чтобы посмотреть, как вы занимаетесь, вы такие умнички, я всегда вами гордилась и вот с приходом весны я к вам прилетела не с пустыми руками! Я принесла вам подарки – кусочек тепла и света – волшебные солнышки! Вот тут где-то мой волшебный сундучок…
Слышен голос Старика лесовика
- ха-ха-ха! Твой сундучок у меня!!!!! Теперь вам придется потрудится, чтобы раздобыть свои подарки! Следуйте по следам, рассказывайте, что знаете, отгадывайте задания, находите подсказки и собирайте карту, по которой вы и найдете свой приз!
II. Основная часть
- Вот это да! Ребята вы хотите идти по следам Старичка-Лесовичка? (Да) Ну тогда в путь! Для начала - осмотритесь вокруг, ничего не замечаете?
Отгадывание загадки
(На стене весит оборванный лист бумаги – срываю его и читаю) Отгадайте мою загадку и узнаете, куда вам нужно пойти:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем! (Лес)
- Правильно, молодцы! Значит, нам нужно попасть в лес. А как же в него пройти? А где же этот лес находится, а вот тут и карта! Смотрите, как думаете, куда нужно идти? (Где много животных, по стрелке – в дверь)
Играет музыка
Игра «Отгадай, где чей след?»
- Какая красота! Куда же мы попали? (В лес!) Вы уверены? А почему вы так решили? (Потому что здесь много животных!) Но ведь животные бывают и дома, какие это животные? (Нет, это дикие животные, а они живут в лесу!) Правильно, ребята! Это лес! Посмотрите под ноги – ничего необычного не замечаете? (Здесь следы!)
- А чьи это следы? (Кабана!) Давайте проверим, пойдем по этим следам - пришли к кабану. А вы знаете, что это за животное? (Сообщение). Ребята, а чьи следы похожи на следы кабана? (Лося) – Правильно, найдите картинку лося на полу – но лось немного больше, чем кабан, поэтому и следы у него будут больше, а еще лось после себя оставляет следы на деревьях – это объеденная кора с осин, обломанные и отгрызанные ветки, ведь лось питается растительной пищей.
- Я вижу еще следы – чьи они? (Лиса) А что же мы знаем о лисе? (Сообщение лиса)
Ребята, посмотрите, кто же еще живет в этом лесу? (на полу обгрызанная шишка) – белка! А почему вы так решили? (Потому что именно так обгрызает шишки только белка!) Значит белке тоже необходимы деревья, плоды, ягоды, грибы, не было бы всего этого - животные погибли бы… еще замечаете что-нибудь? (раздается стук дятла) – кто то в самой чаще долбит – кто это? (Дятел) А зачем он долбит (спасает от насекомых деревья). Еще какие животные живут в лесу? (Волк, медведь, рысь, ласка) – А кто такая ласка? (сообщение ласка) Конечно, ребята в наших лесах живет очень много животных, с которыми лучше не встречаться и не вторгаться в их 11жизнь, некоторые могут быть опасны. Да и нам они не мешают. Поэтому в лесу как нужно себя вести? (Тихо) а мы вот с вами кричим – поэтому все звери и разбежались. Где же подсказка – осматритесь – ничего не видите необычного?
Разгадывание ребуса
Смотрите – какая-то картинка! Написано – ищите кусочек карты у этого животного… Ребята, что нарисовано? (Иголка, следы, черви – еда) как вы думаете, что здесь зашифровано, какое животное? Еж!!! Ищем ежа… (Когда нашли ежа, достаем его из норки) Вот он - красавчик. А мы что-то знаем о ежах? Может они нам вовсе и не нужны в природе и лесу? (Сообщение еж)
Беседа
- Отлично! А теперь, поройтесь в норке и достаньте подсказку… (Кусочек карты, который указывает куда идти и подсказка, где нам искать наш клад…) с обратной стороны на карте нарисован (приклеен) дубовый лист… Что это ребята? – Дубовый лист… А где он рос? (на дереве) А в лесу есть деревья? (ДА и много!) Значит нам лес покидать не нужно, нам нужно идти дальше, но в какой лес нам нужно идти, кто догадался, если нам лесовик посылает листок с дерева? (Лиственный) Смотрим на карту – куда нужно идти? (Нужно выйти в дверь и искать деревья)
- Выходим, а там в одной стороне стоят елки и сосны, а в другой стороне лиственные деревья. Ах, ребята, куда пойдем? (Налево) Почему? (потому что направо растут елки и сосны, это хвойный лес, а нам нужен лиственный).
Игра «найди свое дерево»
На каждом дереве приклеен листок – по листку нужно узнать дерево и приклеить остальные. Так значит какие деревья могут расти в лесу? Ребята, но нам надо найти кусочек карты, вспомните от какого дерева нам прислал листок Лесовик? Дуб – бегите к нему и поищите!
- Ура! Мы нашли еще кусочек карты – так загадка… картинка – ромашка, василе, ягодка, бабочка… Ребята, кто догадался куда нам нужно идти, где все это есть? (На лугу) Тогда давайте попрощаемся с лесом и еще раз вспомним – что же такое лес? Лес – это место, где растут деревья, живут животные.
Молодцы итак, смотрим по карте – куда нужно бежать? - правильно в музыкальный зал! (перед входом в музыкальный зал весит большая ромашка)
Физминутка
Беседа, с элементами игры
Но путь будет долгим – поэтому встаньте все друг за другом и весело проведем время в пути! Забегаем в музыкальный зал – на полу лежат цветы, насекомые… Ребята, осматритесь вокруг!!! Кого и что вы видите? Так что же такое луг? Луг – это место где растут травы, цветы, ягоды и живут насекомые! Какие насекомые могут тут обитать? А почему они выбрали именно это место? (Наверное, именно им нужно больше света, тепла и нектар с растений). Молодцы! Но нам нужно найти подсказку – где же наши подарки спрятаны! Вспомните, что встретилось у музыкального зала? (Ромашка) – Так где искать подсказку? (под большой ромашкой).
- Доставай, Амиль!!! Что тут??? Тут фотография Елены Сергеевнаы и большой цветок!!!! Где же клад? (В раздатке у Елены Сергеевны!)
III. Итог
- Вот и нашли мы свои подарки, которые нам принесла Тетушка Сова! Но прежде, чем открыть, давайте вспомним, что с нами сегодня приключилось? Что такое лес? Кто в нем живет? Что такое луг? Чем отличается луг от леса? Почему нельзя губить растения в лесу и на лугу?
Вручение награды.
Кабан – очень сильное и мощное животное. Живет в лесу. Дикий кабан ест всё. Съев ветки и листья растения, сильной мордочкой вскапывает землю и съедает корни. Ест грибы, все виды фруктов, любит полакомиться ягодами, обожает жёлуди. Могут целыми стадами забредают на поля и уничтожают картофель и злаковые культуры. Очень любят яблоки.
Также едят и животную пищу — улиток, жаб и лягушек, мышей ежей. Встречая на пути гнёзда птиц, лакомятся сидящими в гнездовье птенчиками. В осенний период крупные кабаны могут даже задрать зайца или молодого слабого козлика. С кабаном в лесу лучше не шутить!
Лиса – лесной житель! Лисицы – это хищники, поэтому их основной рацион состоит из животной пищи. Лисы охотятся как на мелких животных (полевок, мышей, хомяков), так и на более крупных (зайцев и детенышей косуль). При случае, лиса не откажется поймать и птицу или птенца, может охотно полакомится яйцами из гнезда, найденного в траве. Иногда лисы утаскивают из дворов домашних птиц – гусей или кур, но случается это не слишком часто. Летом лисицы дополняют свой рацион растительной пищей – ягодами, травами, плодами. Лисы живут в норах. Они роют в земле глубокие норы с узкими ходами и широкой гнездовой камерой. Свои норы они обычно устраивают на склонах оврагов или холмах, защищенных густой травой и кустарником. Часто к гнездовой камере ведет не один, а сразу два и даже более ходов. Это позволяет лисам в случае опасности убегать от преследователей. Ну и, конечно, лисы очень хитрые!
Ласка – лесной житель. Ласка – это маленькое и хищное существо. Она очень шустрая и изворотливая. Зимой она свой мех меняет на белый, а летом приобретает коричневый окрас. Ласка часто заходит в деревни в курятники и ворует курочек, делает это осторожно и ласково – сначала гладится о свою добычу – входит в доверие, а потом хватает ее. Ласка живет в норе, которая напоминает лабиринт – там много входов и выходов. Питается мышами, птенчиками, любит кур, кроликов. Может приспособиться к любым условиям! Охотится ночью.
Ёж – это маленькое, милое, но хищное животное! Питается жуками, червячками, мышами, любит змей. В голодное время может полакомиться яблоками и арбузами, огурцами и дынями. Еж очень шустрый, часто обитает около жилища человека, но брать его в дом не рекомендуется – он может стать переносчиком болезней. Живет еж в норе и осенью впадает в спячку до марта-апреля!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.