Конспект ОД по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказку» с элементами театрализации.

  • Домашнее обучение
  • docx
  • 05.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основная образовательная область: речевое развитие. Форма работы: занятие-путешествие. Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере сказки. Задачи: Образовательные: активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Развивающие: развивать психические процессы: память, внимание, восприятие, воображение, эмоциональную отзывчивость, умение работать в коллективе. Совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образа героев сказок. Воспитательные: продолжать формировать навыки культурного общения, воспитывать любовь к сказкам. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие. Методы и приемы: Показ, художественное слово, беседа, игра с загадками, постановка сказки «Заюшкина избушка», познавательно-исследовательская деятельность. Предварительная работа: Чтение русских народных сказок «Курочка Ряба», «Теремок», «Заюшкина избушка» Игра-драматизация сказки «Заюшкина избушка» Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, составление рассказа по сюжетным картинкам к сказкам Материалы и оборудование: шапочки героев сказки «Заюшкина избушка», домики – лубяная и ледяная избушки для драматизации, волшебный мешочек, игрушка-лиса, картинки сказок (Лисичка со скалочкой, Колобок, Теремок, Рукавичка.), картинки зверей (заяц, медведь, петух, собака, лягушка), двухцветный квадрат.
Иконка файла материала бюджетное дошкольное образовательное учреждение.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №35

муниципального образования  Тимашевский район

 

 

 

 

 

Конспект ОД  по развитию речи

в средней группе

«Путешествие в сказку»

с элементами театрализации.

 

 

 

 

 

 

 

                 Подготовила воспитатель:

                                                               Миронова Л.Г.

 

 

 

декабрь  2024г.

Основная образовательная область: речевое развитие.

Форма работы:  занятие-путешествие.

Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере сказки.

Задачи:

Образовательные: активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи.

Развивающие:  развивать психические процессы: память, внимание, восприятие, воображение,  эмоциональную отзывчивость, умение работать в коллективе. Совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образа героев сказок.

Воспитательные: продолжать формировать навыки культурного общения, воспитывать любовь к сказкам.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие.

Методы и приемы: Показ, художественное слово, беседа, игра с загадками, постановка сказки «Заюшкина избушка», познавательно-исследовательская деятельность.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок «Курочка Ряба», «Теремок», «Заюшкина избушка»

Игра-драматизация сказки «Заюшкина избушка»

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, составление рассказа по сюжетным картинкам к сказкам

 Материалы и оборудование:  шапочки героев сказки «Заюшкина избушка», домики – лубяная и ледяная избушки для драматизации, волшебный мешочек, игрушка-лиса, картинки сказок (Лисичка со скалочкой, Колобок, Теремок, Рукавичка.), картинки зверей (заяц, медведь, петух, собака, лягушка), двухцветный квадрат.

                                         

 

                                        

                                             Ход занятия.

                               1.Организационный этап деятельности.

Дети входят в зал.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня  необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Приветствие: «Здравствуйте»

Улыбнемся солнышку:

Здравствуй золотое!

Улыбнемся небу:

Здравствуй голубое!

Улыбнемся дождику:

Лейся словно из ведра!

Улыбнемся мы гостям,

Пожелаем им добра!

                                    2. Основной этап деятельности.

Воспитатель:  Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей)

Предлагаю отправиться вам в интересное сказочное путешествие. На чём можно путешествовать?

(ответы детей). На поезде, на автобусе, на самолёте.

Воспитатель:  А мы сегодня полетим на воздушном шаре.

Но для начала нам с вами нужно его надуть. Давайте встанем в круг. Возьмем воображаемый насос и под звук «Ф-ф-ф! будем надувать шар. Воздух надо вдыхать через нос, а выдыхать – рывками, произнося звук «ф-ф-ф-ф» (дети имитируют надувание шара).

Воспитатель: ну что, шар надули и полетели!

С высоты все внизу кажется таким маленьким ( воспитатель вместе с детьми прикладывают руку «козырьком»), пролетаем моря, леса и поля. А вот и полянка, которая нам нужна. Надо приземляться, для этого немного сдуем шар.

Делаем вдох через нос и выдыхаем воздух со звуком «с-с-с-с». Вот мы и приземлились.

- Давайте оглядимся, куда это мы попали?

(ответы детей) В сказку!

 Сюрпризный момент. Появляется волшебный мешочек, в котором спрятана игрушка  лисы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

(ответы детей) мешочек.

 Воспитатель:  Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри мешочка.

Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.

(ответы детей) игрушка лисичка.

Воспитатель:  Правильно, ребята, это лиса, она прибежала к нам из сказки. Ребята, как в сказках называют лису?

(ответы детей) Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна.

Воспитатель:  А как вы догадалась, что в мешочке спряталась лиса?

(ответы детей) у нее пушистый хвост

Беседа.  — А теперь, ребята, присаживаемся на стульчики, и давайте попытаемся описать нашу гостью.

Воспитатель:  Анечка, что ты можешь рассказать о шерстке лисы?

Ребёнок :шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая.

Воспитатель:  Хорошо, Алеша, а что ты нам расскажешь о мордочке лисы. Ребёнок :Мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники.

Воспитатель: Молодец, Алеша. А Саша расскажет нам о хвосте лисы.  Ребёнок: Хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый.

Воспитатель: Алиса, а как ты думаешь, зачем лисе такой пушистый хвост?  Ребёнок : Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы.

Воспитатель: Молодец, Алиса. А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках?

Ребёнок: Лиса в сказках хитрая, обманщица.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали лису?

( ответы детей) Лисичка со скалочкой, Колобок, Теремок, Рукавичка. картинки сказок

 Воспитатель: Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка.)

Игра с загадками. 

 Воспитатель: Правильно, ребята, и лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и лишь потом говорим отгадку.

(картинки зверей)

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (заяц)

Кто большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой.

Скушал сладость и реветь.

А зовут его? (медведь)

 Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

Крыльями хлопает громко.

Курочек верный пастух

Как зовут его? (петух

У меня отличный слух

Острый взгляд и тонкий нюх,

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я (собака)

 Скачет по болоту

Зеленая квакушка.

Зелененькие ножки

Зовут меня (лягушка)

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали, а все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»?

(ответы детей) Нет, лягушка из другой сказки.

 

Игра «назовем ласково»

Заяц-зайка, зайчик, зайчонок, заинька, заюшка.

Петух-Петенька, петушок.

Медведь- мишутка, медвежонок, мишенька.

Собака- собачка, собачонка, собачечка.

 

Физминутка.

Воспитатель: Правильно, ребята, лисичка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда встаем в круг.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки потянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок!

А затем в присядку,

Чтоб не мерзли лапки!

Воспитатель: продолжаем наше путешествие. Дети подходят к столу, на котором подносы,  на них лежат кусочки льда и пластины из  дерева.

Воспитатель: Рассмотрите предметы на столе.

- Потрогайте  кусочки льда, какие они?

Дети: мокрые, холодные, прозрачные.

Воспитатель:  Где мы с вами можем встретить лед?

Дети: На катке, сосульки, на луже.

Воспитатель: Потрогайте кубики из дерева. Какие кубики?

Дети: теплые, твердые.

 Воспитатель: Что делают из дерева? –

Дети: мебель, дома.  

Дети вытирают руки салфеткой.

 

Игра «Какой дом»

Дом из дерева –деревянный

Дом из глины—глиняный

Дом из металла—металлический

Дом из пластмассы-пластмассовый

 

Воспитатель: Что это за избушки стоят? Из какой они сказки?

(ответы детей) Заюшкина избушк.

Воспитатель: Лубяная избушка – сделана из луба, а луб – это липовая кора. У меня есть волшебный сундучок, а в нем, посмотрите, шапочки  зверюшек. Все они герои этой сказки.  А теперь, ребята, я хочу вам предложить обыграть эту сказку. Мы с вами превратимся в артистов, а наши гости-зрители. Артисты должны быть артистичными, эмоциональными, воспитанными.

Воспитатель надевает нескольким детям шапочки или элементы костюма.

Воспитатель: На лесной опушке, в лубяной избушке

Жил-был серый зайчик, зайчик – побегайчик.

(Под музыку выпрыгивает Зайчик, заходит в свой домик.)

А рядышком, под горкой

Жила Лиса-плутовка,

Рыжая сестрица- хитрая лисица.

 од музыку выходит Лисичка.)

Воспитатель: Пришла холодная зима

Пришлось лисичке изо льда

Смастерить избушку

На лесной опушке.

Зимой в домишках - красота,

Мороз не пробирает.

Но вот пришла весна – красна  (музыка капели)

И лисий дом стал таять. ( накрываю зелёной тканью ледяной домик)

Лиса(ребёнок): Ой, ой, ой, сюда, косой!

Как же быть? Где домик мой?

 Заяц(ребёнок): Вся изба твоя с крылечком

Убежала в речку.

Очень не переживай,

Ты ко мне переезжай.

 Лиса(ребёнок):(в сторону говорит):

Повезло, скажу, косому

Выгоню его из дому.

Не хочу с ним вместе жить,

Хлеба корочку делить: (обращается к зайцу):

Эй, послушай, милый Зая!

Новость есть!

 Заяц(ребёнок): Да ну! Какая?

Лиса(ребёнок): Есть за лесом огород,

Там капуста — круглый год!

Заяц(ребёнок): Неужель уже поспела?

Ну-ка, ну-ка, побегу

И капусту поищу!

 Воспитатель: Побежал заяц капусту искать, а лиса шмыг — и заняла его домик. Прибежал зайчик, а дверь заперта.

Заяц(ребёнок):- Это что? Закрыта дверь.

 Лиса(ребёнок): (выглядывает из домика)   Я в избе живу теперь.

 Заяц(ребёнок): Да ведь это домик мой!

  Лиса(ребёнок): Не пущу тебя, косой!

(заяц отходит, садится рядом плачет)

  Воспитатель: Строил себе заяц очень крепкий дом,

Да лисица злая поселилась в нём.

Кто не побоится заиньке помочь?

Хитрую лисицу

Кто прогонит прочь?

                                од музыку выходит собака)

 

Собака(ребёнок): Гав, гав, гав!

У меня горячий нрав!

Не боюсь ни ссор, ни драк!

Покажи мне, где твой враг?

 Заяц(ребёнок): Вот сидит в моей избушке,

Вот торчат в окошке ушки.

Собака(ребёнок): Эй, лиса, слышишь лай?

Гав, гав, гав, прочь ступай!

 Лиса(ребёнок): Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

  Собака(ребёнок): (трусливо)

Ой, совсем забыл, косой!

Нужно мне скорей домой!

Воспитатель: На пеньке опять сидит

Бедный заинька, грустит.

Что же делать, он не знает,

Лапкой слёзки утирает.

                              (Под музыку выходит медведь)

Медведь(ребёнок): Я Мишка-лежебока,

Спал я долго и глубоко.

Не боюсь ни ссор, ни драк!

Покажи мне, где твой враг!

  Заяц(ребёнок): Вот сидит в моей избушке,

Вот торчат в окошке ушки.

 Медведь(ребёнок): Эй! Кто там в избе?

Вот достанется тебе!

  Лиса(ребёнок): Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

  Медведь(ребёнок): (трусливо)

Ой, совсем забыл, косой!

Нужно мне скорей домой!  (медведь уходит)

 Воспитатель: Кто не побоится

Заиньке помочь?

Хитрую лисицу

Кто прогонит прочь?

                                      (Под музыку выходит петушок) 

Петух(ребёнок): Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!

Я помогу, я помогу!

Ты не плачь, не плачь, косой,

Живо справимся с лисой!

  Лиса(ребёнок): Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

  Петух(ребёнок): Как тряхну гребешком -

И развалится весь дом!

У меня есть коса,

Ну-ка, выходи, лиса!

 Лиса(ребёнок): Ой, боюсь я петуха!

Ой, подальше от греха!

                    (Под музыку лиса выбегает из домика и бежит в лес)

  Заяц(ребёнок): Ну, спасибо, Петушок!

Справиться с лисой помог!

Будем вместе в доме жить,

Вместе жить и не тужить!

Воспитатель:   С той поры Зайчишка с Петей-

                   Лучшие друзья на свете.

                    На лесной живут опушке

                    В лубяной своей избушке.

                    И теперь из самовара

                    Чай морковный пьют на пару,

                    Сушки-пряники жуют,

                    Веселятся и поют…

Заяц и Петух(дети)  (вместе).

                  Убежала Рыжая

                  Рыжая - бесстыжая!

                  Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!

                  Испугалась Петуха!

Заяц и петушок танцуют танец дружбы.

Воспитатель: В дружбе жить такое чудо,

                         А без дружбы просто худо!

Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

 Воспитатель: молодцы, дети! Настоящие артисты!

А теперь, ребята, подойдите к столу и обратите внимание, что же случилось  со льдом. Почему он растаял?

(ответы детей)Потому что весной на улице тепло, так же как и  у нас в группе.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пожаловал его величество ВОЛШЕБНЫЙ ДВУХЦВЕТНЫЙ КВАДРАТ и сегодня он очень хочет с вами поиграть. Наш волшебный квадрат какой ?

Дети: (Большой) .

Воспитатель: Давайте превратим его в маленький. Сложите его пополам, а потом еще пополам. Что получилось? (ответы детей).

Воспитатель: А теперь давайте превратим наш квадрат в домик для лисы.

Но сначала сделаем зарядку для наших пальчиков. http://kaplyarosi.ru/wp-content/uploads/2012/12/32.png

Воспитатель:  Сделайте квадрат большим. Положите зеленой стороной к себе и согните 2 верхних угла – получился зеленый дом с красной крышей. Молодцы! 

Воспитатель:  Лисичка благодарит вас за домики и дарит вам раскраски по русским народным сказкам.

                3. Заключительный этап деятельности.

Воспитатель: Но пора возвращаться домой. Давайте вернемся в наш воздушный шар, надуем его снова и полетим домой (повторяется упражнение «Воздушный шар»).

- Вот мы и вернулись из нашего путешествия по сказке. Вам понравилось?

Дети: Да.

 Воспитатель: В какой   сказке мы побывали?

Дети: В сказке « Заюшкина избушка»

Воспитатель: Кто из героев вам больше понравился? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Какая избушка была у зайчика, у лисы? Бушка лубяная

Дети: у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная.

Чем закончилось сказка?

Воспитатель: Чему она нас учит?

Дети: Добру, справедливости, помогать друзьям, не обижать маленьких, не обманывать.

Воспитатель: Ну а нам пора прощаться, и  со сказкой расставаться.

Сказка новая опять, вас, детишки, будет ждать!