Экологический проект открытого занятия в МОУ «СОШ» №36
1 класс (внеурочная деятельность)
Тема: «ОГОРОД».
ЦЕЛЬ: развитие познавательных и творческих способностей
детей в процессе подготовки и разработки макета огорода.
ЗАДАЧИ:
- обобщить представления детей о росте и развитии растения, его последовательности и закономерной направленности;
- установить связи между ростом растения и удовлетворе-
нием потребностей в различных условиях среды, между стадиями развития;
- развивать речи-доказательство; речи-выступление;
- вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалисти-
ческие представления о природе;
- обогащать словарь детей, путём введения слов: семена, рассада, пикирование, селекционеры, садовый инвентарь, удобрение, опрыскиватель;
- совершенствовать стиль умения выстраивать партнёрские отноше-
ния в подгруппе.
- учить умению планировать результат деятельности (макет грядок).
Оборудование: земля, лейки с водой, фартуки, садовый инвентарь, линейка , дневники наблюдений выращивания томатов, макеты овощей, поролон, модель трудового процесса, модель – схема растения.
ХОД УРОКА.
1часть.
Учитель: Здравствуйте , дети ! Поздоровайтесь с нашими гостями. Сегодня у нас с вами необычное занятие. Дело в том, что к нам кроме гостей хотел снова приехать Незнайка, но он не может вылететь, поэтому он прислал нам письмо по электронной почте. Давайте, прочитаем и узнаем, что у него опять случилось и чем мы ему сможем помочь.
ПЕРВЫЙ СЛАЙД
( чтение детьми письма)
Здравствуйте, дети! У меня опять небольшая проблема. Я недавно был в зоопарке, посмотрел разных животных. Они просят о помощи, им не хватает овощей , зелени, поэтому похудели.
Милые , дети, сможете ли вы им помочь?
Учитель: Дети, можем ли мы как – то помочь бедным животным?
( ответы: купить в магазине, попросить у бабушки, а можно самим вырастить). А как мы будем выращивать? Умеем ли мы это делать?
(разные предположения детей)
УЧИТЕЛЬ: Ваши предположения, чем будем заниматься на уроке;
ЦЕЛЬ:
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧЕНИКОВ В ПРЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И РАЗРАБОТКИ МАКЕТА ОГОРОДА.
СЛАЙД №2
ЗАДАЧИ:
- обобщить представления учеников о росте и развитии растения;
-установить связи между ростом растения и удовлетворением потребностей в различных условиях среды;
-развивать речь- доказательство;
- вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе;
-обогащать словарь детей;
- совершенствовать стиль умения выстраивать партнёрские отношения в подгруппе;
- учить умению планировать результат деятельности (защита проектов, создание макета грядок)
СЛАЙД № 3
Учитель:
Приём загадки(схема)проблемная ситуация:
Что нарисовано на первой и последней картинках? (СЕМЯ ПОДСОЛНУХА)
Между семенами пять окошек. Что за ними спрятано?
(дети высказывают свои предположения, учитель фиксирует)
Возможно дети догадаются, что на схеме спрятана какая-то последовательность, связанная с ростом растения но не могут установить все её звенья.
Работа в группах, напомнить правила совместной деятельности.
Цель исследования: изучить материал о жизни растений, чтобы определить звенья последовательности, связанной с ростом растения.
Каждая группа получает текстовый и иллюстративный материал о той или иной части растения, связанной с ростом растения.
План ответа. ( РАБОТА В ГРУППАХ, ЧТЕНИЕ ТЕКСТА, СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ОТВЕТА, ФИКСИРОВАНИЕ НА ДОСКЕ)
Вывод: каждая часть растения важна и нужна для растения, если не будет хотя одной, то растение погибнет.
? Растение-живое существо.
(капитаны команд подготовили тексты- загадки, прослушав их вы найдёте подсказки к нашему тезису)
ВЫВОД: растение- живое существо: оно растёт, развивается, питается, дышит, размножается, двигается, обладает способностью
к восстановлению.
СЛАЙД № 4
Показ рассады томатов:
-одно фото здорового растения
-другое хилого, увядшего.
Скажите, пожалуйста, что случилось с рассадой томатов?
(оказывается ребята провели опыт….)
ВЫВОД: какие условия необходимы рассаде для полноценной жизни- СВЕТ, ТЕПЛО, ВОДА, ВОЗДУХ, ПОЧВА.
У нас всё есть.
Учитель: Дети, напомните,пожалуйста, как могут размножаться растения? С помощью чего можно посадить? ( ответы - семенами, рассадой, луковицей, дольками, клубнями), показ всего названного. Во время посадки семенами мы ничего не повреждаем у растения.
Учитель: А вот когда пересаживаем или пикируем, то можем повредить корни или сломать стебель. Новое для вас слово «пики-
рование». Знаете, что оно означает?
Сегодня мы с вами научимся правильно пикировать рассаду перцев. Давайте вспомним, что нам для этого нужно.
Модель трудового процесса нам напомнит СЛАВА
(Модель трудового процесса – рассказал один человек).
Учитель: Всё правильно, всё верно вспомнили, а теперь я вам покажу, как правильно необходимо производить пикирование перцев. ( Рассказ и показ учителем последовательности пересаживания перцев).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УРОКА.
-На тарелочках лежит земля, ложечки на каждого ученика , леечки, рассада перцев для пикирования, палочки; одевают фартуки и приступают к работе.
Учитель: Во время работы в подгруппах, будьте хорошими друзьями. Помогите, если вас попросят о помощи. Не забывайте, что работаем быстро, а то корешки могут подвять, растение может погибнуть. Работаем чисто и аккуратно.
По окончании все работы выставляются на общий поднос.
Учитель: После того, как рассаду распикировали и посадили на новое место её можно немножко подкормить удобрением ( выполняет сам воспитатель).
После того, как рассада еще подрастет, что нужно сделать дальше?(высадить на грядки).
Мы с вами уже конструировали разные клумбы для цветов на нашем участке.
Давайте попробуем сегодня спланировать расположение овощей на грядке. Где лучше посадить высокие и большие овощи? (Тыква и кабачок, перец и томат)? Где посадить корнеплоды? (Морковь, свекла, редиска,), луковичные (лук, чеснок).
Предложения детей и обсуждение вариантов.
ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ.
РЕФЛЕКСИЯ:
Перед вами, дети, три тарелочки, в каждой из них лежит перец (оценка), только разного цвета, вам нужно выбрать только тот, который подходит для вас, тем самым вы оцените свою работу на занятии:
-красный- я всё знаю, я всё вспомнил, делала правильно, помогал другим;
-жёлтый- вспомнил, но не всё, трудился, но неаккуратно, но я очень старался;
-зелёный- ничего не знаю, всё забыл.
Приклеить в корзину на ватмане.
Вывод: Вот какой урожай собрали. Почему ты выбрал такой цвет (выслушиваем ответ каждого ребенка).
ДОМ. РАБОТА( ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ): НАРИСОВАТЬ СВОЙ ОГОРОД, ПРАВИЛЬНО РАСПОЛОГАЯ РАСТЕНИЯ( УЧИТЫВАТЬ РАЗМЕР И ВЫСОТУ РАСТЕНИЙ).
СТЕБЕЛЬ
Стебель служит опорой для цветков и листьев растений. По стеблю от корней к листьям перемещаются вода, минеральные соли. Растения, у которых стебли зелёные и гибкие, называются травянистыми. Деревянистые стебли у деревьев. Они жёсткие и покрыты корой.
|
Задание:
Нарисуй растения с разными видами стеблей и подпишите их.
Травянистые стебли Деревянистые стебли
|
1. МЫ ПРОЧИТАЛИ О………………………………… 2. МЫ УЗНАЛИ, ЧТО СТЕБЕЛЬ СЛУЖИТ……. 3. ПО СТЕБЛЮ………………………………………….. 4. СТЕБЛИ БЫВАЮТ…………………………………..
ПЛОД
ПЛОД – это измененная часть цветка. Плод защищает зреющие семена. МНОГИЕ ПЛОДЫ – ценные продукты питания. Из многих плодов получают лекарства. Плоды бывают сочные : ягода, яблоко, костянка, тыквина И ДР. Плоды бывают сухие: орех, стручок, зерновка, коробочка, семянка и д.р.
|
Задание:
Соедините растение с его плодом.
СОЧНЫЕ ПЛОДЫ СУХИЕ ПЛОДЫ РАСТЕНИЕ ПЛОД РАСТЕНИЕ ПЛОД яблоня ягода мак зернОВКА малинА костянка горох орех ТЫКВА тыквина грецкий орех КОРОБОЧКА вишня яблоко пшеница стручок
|
СЕМЯ
СЕМЯ – это орган растения. Из него развивается новое растение. Растение не может путешествовать. Оно живёт на одном месте, где ухватился за землю его корень. Растение отправляет путешествовать своё семя. Для этого у него есть разные приспособления: крылышки, парашютики, крючки, вкусные, сочные плоды.
|
Задание:
Соедените растение с его семенем.
одуванчик крылышки груша парашютики липа крючки репейник сочные плоды
|
1.МЫ ПРОЧИТАЛИ ПРО…………………………… 2. МЫ УЗНАЛИ, ЧТО ПЛОД………………………. 3. ОКАЗЫВАЕТСЯ , ПЛОД……………………………. 4. ПЛОДЫ БЫВАЮТ………………………………………..
|
ЦВЕТОК
ЦВЕТОК - орган размножения растения В цветках есть тычинки. На них образуется пыльца. В центре цветка распологается пестик. Чтобы появились плоды с семенами, необходимо, чтобы пыльца с тычинок попала на пестик. В этом растениям помогают насекомые. Цветки привлекают насекомых яркми лепестками и различными ароматами.
1. МЫ ПРОЧИТАЛИ ПРО……………………………………………………… 2. МЫ УЗНАЛИ, ЧТО ЦВЕТОК СОСТОИТ ИЗ…………………………. 3. ОКАЗЫВАЕТСЯ, ИЗ ЦВЕТКА ПОЯВЛЯЮТСЯ……………………… 4. ЦВЕТКИ ПРИВЛЕКАЮТ…………………………………………………….. 5. МЫ ПОДПИСАЛИ ЧАСТИ ЦВЕТКА……………………………………. |
задание:
Подпишите на рисунке части цветка: лепестки, тычинки, пестик, цветоложе.
|
ЛИСТЬЯ
Листья улавливают солнечный свет. Свет необходим растениям, чтобы вырабатывать питательные вещества для роста. Большинство листьев плоские и широкие. Это позволяет улавливать больше света. Самые большие листья у пальмы рафии – около 20 метров.
|
задание:
Нарисуйте листья разных видов и подпишите их.
СЛОЖНЫЕ ЛИСТЬЯ ПРОСТЫЕ ЛИСТЬЯ
1. МЫ ПРОЧИТАЛИ ПРО……………………………………….. 2. МЫ УЗНАЛИ, ЧТО ЛИСТЬЯ НЕОБХОДИМЫ…………… 3. ОКАЗЫВАЕТСЯ,ЛИСТЬЯ БЫВАЮТ…………………………. 4. МЫ НАРИСОВАЛИ ТАКИЕ ЛИСТЬЯ………………………..
|
1. МЫ ПРОЧИТАЛИ ПРО …………………………………………………… 2. МЫ УЗНАЛИ, ЧТО ИЗ СЕМЕНИ………………………………………. 3. ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЧТО РАСТЕНИЕ……………………………………. 4. СЕМЯ МОЖЕТ………………………………………..
|
корень
В почве находятся корни растения. Они удерживают его на месте. Корни поставляют растению воду и минеральные соли, которые добывают из почвы. У некоторых растений множество тонких корней. Это мочковатые корни.
задание: Нарисуйте растения с разными видами корней и подпишите их.
СТЕРЖНЕВОЙ КОРЕНЬ МОЧКОВАТЫЙ КОРЕНЬ
|
1.МЫ ПРОЧИТАЛИ ПРО……………………………………….. 2.МЫ УЗНАЛИ, ЧТО КОРЕНЬ СЛУЖИТ…………………….. 3. ОКАЗЫВАЕТСЯ ,ПО КОРНЮ……………………………………… 4. КОРНИ БЫВАЮТ………………………………………………………… 5. МЫ НАРИСОВАЛИ ТАКИЕ ВИДЫ………………………………. |
№1 ПОСМОТРИТЕ НА КАРТИНКУ И СКАЖИТЕ, ЧТО ДЕЛАЕТ РАСТЕНИЕ?
РАСТЕНИЕ НЕ МОЖЕТ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ, НО ОНО МОЖЕТ ДВИГАТЬСЯ. РАСТЕНИЕ ПОВОРАЧИВАЕТСЯ К СОЛНЦУ, ЧТОБЫ УЛАВЛИ- ВАТЬ СВЕТ(ПОДСОЛНУХИ). А ЛЕПЕСТКИ МНОГИХ ЦВЕТКОВ МОГУТ РАСКРЫВАТЬСЯ И ЗАКРЫВАТЬСЯ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК.
|
№2 ЧТО ДЕЛАЕТ РАСТЕНИЕ?
В ПРЦЕССЕ РОСТА РАСТЕНИЕ РАЗВИВАЕТСЯ. СНАЧАЛА ПОЯВЛЯЕТСЯ КОРЕНЬ, ЗАТЕМ СТЕБЕЛЬ, ДАЛЕЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ЛИСТЬЯ, ПОТОМ ЦВЕТОК И ПЛОД С СЕМЕНАМИ. В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЯ МОЖНО НАБЛЮДАТЬ ПОЯВЛЕНИЕ ВСЕХ ЕГО ЧАСТЕЙ.
|
№.3 ЧТО ДЕЛАЕТ РАСТЕНИЕ?
ЛИСТЬЯ И СТЕБЛИ РАСТЕНИЙ ИМЕЮТ КРОШЕЧНЫЕ, НЕВИДИМЫЕ ГЛАЗУ ОТВЕРСТИЯ. ЭТИ ОТВЕРСТИЯ НАЗЫВАЮТ УСТЬИЦАМИ. С ИХ ПОМОЩЬЮ РАСТЕНИЯ СОВЕРШАЮТ ВДОХИ И ВЫДОХИ.
|
№4. ЧТО ДЕЛАЕТ РАСТЕНИЕ? ПЛОД ЗАЩИЩАЕТ ЗРЕЮЩИЕ СЕМЕНА. ИЗ СЕМЯН РАЗВИВАЕТСЯ НОВОЕ РАСТЕНИЕ. РАСТЕНИЕ НЕ ПУТЕШЕСТВУЕТ, НО ОТПРАВЛЯЕТ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ СВОИ СЕМЕНА. ДЛЯ ЭТОГО У НЕГО ЕСТЬ РАЗНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ:КРЫЛЫШКИ, ПАРАШЮТИКИ, КРЮЧКИ , ВКУСНЫЕ, СОЧНЫЕ ПЛОДЫ.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.