Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №75»
Конспект
ОО « Познавательное развитие»
Раздел: Ознакомление с миром природы, через художественную литературу
Конспект
« Зелёные странички писателя природоведа Виталия Валентиновича Бианки»
В старшем дошкольном возрасте (5 – 6 лет)
Выполнила воспитатель
I квалификационной категории
Порошина Наталья Вячеславовна
г. Череповец, 2021- 2022 учебный г.
Цель: Формирование уважительного отношения к природе, птицам и животным через анализ произведений В. В. Бианки.
Задачи:
Образовательные:
- Учить узнавать произведения В. В. Бианки по отрывкам.
- Выявить у детей знания о художественных произведениях В. Бианки.
- Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения и интереса к книгам о природе своей страны.
Развивающие:
- Развивать познавательные способности через природоведческую художественную литературу.
- Совершенствовать навыки анализа литературных произведений, философского содержания (умение видеть художественные средства воплощения авторской идеи и делать выводы)
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к птицам, животным и природе, через интерес к книге « Лесная газета».
- Прививать интерес к детской природоведческой литературе, через воспитание нравственных принципов.
- Воспитывать экологическую культуру у детей, учить быть внимательными, наблюдательными, замечать интересное, в обыденных вещах.
Интеграция: « Речевое развитие».
Оборудование:
- Мультимедийный проектор.
- Ноутбук.
- Экран.
- Стулья по количеству детей.
- Столы (для демонстрационного материала)
- Мольберт ( 2 штуки).
- Магнитофон с флешкой.
Демонстрационный материал: плакат « Правила природы», карточки к игре « Отгадай, чей след?», портреты писателей.
Материалы:
1.Плакат.
2.Указка.
3.Музыкальное сопровождение.
4. Материалы для творчества: раскраски с животными по произведениям В. Бианки, восковые мелки, цветные карандаши, простые карандаши.
5.Рекламный буклет причалов.
6.Книжка малышка « Волшебница природа»
7. Презентация (4 слайда для вывода детей и повторения)
8. Эмблемы для самооценки детей (кружки разного размера: большие, средние, маленькие, зелёного цвета; на них изображено – облако, солнце, ёлка, птица, силуэт животного)
9. Аншлаги с причалами по нумерации от 1 – 11(разного цвета картон и цифры)
10.Подготовка разметки: кружки зелёного цвета у картины лес, кружки синего цвета, кружки жёлтого цвета.
Предварительная работа с детьми:
1.Обогащение словаря:
1.круиз, тур, турне, гид – экскурсовод, лайнер, штурман.
2.бекас, куница, листопадничек, ворон, клёст.
2. Работа с детьми:
Коллективная работа:
-Чтение произведений В. Бианки.
- Заучивание пословиц и поговорок.
- Беседа о круизах и современных судах.
- Беседа о профессиях: штурман, гид – экскурсовод, создатель рекламы
Групповая:
- Вечер загадок и отгадок по произведениям В. Бианки.
- Дыхательная гимнастика «Волшебные цветы».
- Игра « Найди портрет писателя о природе».
- Игра «Отгадай, чей след?»
- Игра « Водный современный транспорт»
Индивидуальная:
- Проговаривание действий животных в произведениях В. Бианки.
- Заучивание небольших стихотворений для инсценировки» Птицы».
- Подготовка ролей гид – экскурсовод (имя ребёнка).
Предварительная работа с родителями:
1. Выставка книг В. Бианки.
2. Чтение детям произведений: « Чей, нос лучше?», « Лесные домишки», « Как муравьишка домой спешил», «Мышонок Пик», «Теремок», « Паучок пилот», «Синичкин календарь», «По следу», « Лесная газета», «Первая охота», « Хвосты».
3. Рисунки с родителями по произведениям В. В. Бианки для создания книжек малышек.
4. Подготовка детей гидов – экскурсоводов:
- Подготовка рассказа из жизни В. В. Бианки.
- Игровая деятельность, как залог успеха.
Приложение
Содержание НОД:
Дети встают полукругом в группе (около мольберта с плакатом)
Воспитатель: Как часто говорят о природе, что её надо не только любить, но и охранять?
( обращает внимание на плакат правила в природе)
Дети: Беречь и любить (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, о чём мы сегодня будем говорить?
Дети: Да.
Воспитатель: Говорить мы будем про писателя, которого вы все знаете, мы с вами и вы с родителями читали его произведения? Послушайте загадку!
Сколько часов терпеливых провел я
В легких шалашиках из корабельных корзин,
Высохшей тины и веток, — птиц наблюдая,
Птицам не видимый….
Дети: Это Виталий Бианки, мы про него и будем говорить (Да, правильно, вы угадали).
Воспитатель: Дети, а хотите мы с вами отправимся в круиз, а называется он «Зелёные странички писателя природоведа В.В. Бианки».
Дети: Да мы хотим поехать в круиз и всё узнать.
Воспитатель: А на каком водном транспорте мы можем отправиться в круиз, нас ведь много? (ответы детей)
Дети: Мы хотим поехать на лайнере (выставляется аншлагом картинка лайнера)
Воспитатель: Как вы думаете, что нам поможет в круизе?
Дети: Смекалка, быстрота ответа, карта.
Воспитатель: Молодцы! Для того чтобы отправиться в круиз на лайнере знаний, отгадайте загадки, чтоб приобрести рекламный буклет остановок турне - причалов лайнера:
- Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (ёжик)
- Без рук, без ног, а ворота отворяет (ветер)
- Не огонь, а жжётся (крапива)
- Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт (дождь)
- Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла (корова)
- Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг. По снежочку тык-тык (заяц)
- Зимой и летом одним цветом (ёлка)
- Злой, и серый, по лесам, полям рыщет,
Телят, ягнят ищет (волк)
- Крашеное коромысло
Над рекой повисло (радуга)
– На какие две группы можно разделить отгадки?
Дети: На жизнь природы, животных.
Воспитатель: Молодцы! И, так наш лайнер уже ожидает нас. И мы отправляемся по волнам знаний с рекламным буклетом турне. Выберите штурмана (дети выбирают штурмана), а ещё у меня будут помощники гиды - экскурсоводы (представление гидов – имя ребёнка)
( упражнение « Море волнуется раз» плавные движения рук)
1-й причал: «Любопытные глазки».
Гид – экскурсовод (имя ребёнка): Предлагаю пройти к столу, и рассмотреть внимательно портреты, рисунки и книги, найти портрет писателя, о котором мы будем сегодня говорить.
(Дети в группе встают вкруг около стола и внимательно рассматривают портреты писателей, рисунки детей и книги русских писателей о природе М. Пришвина, Е. Чарушина, Н. Сладкова, К. Ушинского, В. Бианки).
Дети: (Показывают жестом на портрет) Вот это портрет Виталия Бианки.
Воспитатель: О чем рассказывают эти книги?
Дети: Эти книги о природе, животных, птицах.
Воспитатель: О природе писали многие русские писатели среди них и Виталий Валентинович Бианки. Какие рассказы, сказки В. Бианки вы знаете?
Дети: «Мышонок Пик», «Теремок», «Чей нос лучше?», «Кто, чем поет?», «Синичкин календарь», «Хитрый лис и Умная Уточка», «Снежная книга», «По следу», « Как Муравьишко домой спешил».
Мы нарисовали рисунки по которым видно, какие сказки нам понравились и мы с родителями читали дома (дети называют что нарисовали дома)
Воспитатель (читает стихотворение)
Лес, природа, красота,
Река, болото, поле.
Неповторимы, и особенно красивы!
Когда побываешь у них в гостях…
Там, встречаются шорохи, шелеста страниц
Перелистываются книги – дневники
Оживают В. Бианки звери:
Птицы, насекомые, лягушки, звери.
И всё узнаешь ты, когда прочтёшь его творенья!
(идём большими шагами « Руки в стороны, вниз с повторением», отправляемся и плывём дальше)
2- причал « Волшебница природа»
Гид – экскурсовод (имя ребёнка, называет причал и приглашает детей к кружкам зелёного цвета выставленных вокруг изображения картины лес)
Воспитатель: Дети, вы верите в чудеса?
Дети: Да.
Воспитатель: У нас в группе сегодня произошло настоящее чудо! Вы хотите увидеть?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда закрывайте глаза и не подглядывайте (дети закрывают глаза), педагог достает книгу – «Волшебница природа»
- А теперь откройте и смотрите. Чудо? гид – экскурсовод показывает книгу, рассказывает, как она называется «Волшебница природа», какая она красивая? Она вам нравится? ( Да). Давайте откроем и заглянем на первую страницу. Что же нас там ждет?
Дети: Портрет Виталия Бианки и разные картинки.
Воспитатель: А вы знаете золотое правило, как нужно обращаться с книгой?
Дети: - Книги брать чистыми руками.
- Книги нельзя мять.
- Книги нельзя рвать.
- Нельзя рисовать на книгах.
- Нельзя загибать углы.
Воспитатель: Молодцы ребята! Умеете правильно обращаться с книгой. Но «Волшебница природа» подсказывает нам еще одно из правил, которое надо запомнить:
Гид – экскурсовод: Книги любят тишину и растения, и животные, сама природа» - поэтому нельзя громко разговаривать, шуметь и баловаться, надо быть внимательным, если хотите, что то сказать или ответить, надо руку поднимать. Все, запомнили это правило. ( Да)
- Как мы должны себя вести?
Дети: Тихо (тогда идём на носочках, руки на поясе - отправляемся дальше и плывём на лайнере, дети садятся на стульчики)
3-й причал: « Жизнь писателя » (гид – экскурсовод, имя ребёнка переворачиваем следующую страницу книги « Волшебница природа»)
Гид – экскурсовод (имя ребёнка): В доме маленького Виталика было очень много животных. Это был настоящий домашний зоопарк: котята, собаки, обитали они в доме, в большом саду, на окнах висели клетки с птицами, стоял аквариум с рыбками, но самым лучшим другом маленького Виталика был пес Бобка. Он всегда лежал на лестнице, все об него спотыкались, а Виталик жалел его и разговаривал с ним. В 6 лет маленький Виталик тяжело заболел и Бобка не отходил целый месяц от его постели, они вместе читали книги о животных, В. Бианки стал рисовать к ним иллюстрации. Так начался первый опыт общения с книгой писателя.
- Сейчас предлагаю вам совершить турне по произведениям В. Бианки.
Воспитатель: Я буду зачитывать отрывок, а вы мне назовете из какого оно произведения.
1. « Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли – один воздух вышел из них. Никакого пения»(« Кто? чем поет»)
2. « Вдруг упал с дерева черный комок шерсти, приподнялся с земли и пополз на локтях. Оказалось это не локти, а сложенные крылья. Повернулся комок боком сзади у него цепкие звериные лапки и хвост, а между хвостом и лапками кожа натянута» (« Чьи это ноги»)_
3. « Только успел муравьишка вскарабкаться жужилице на спину, она как пустится бежать! Ноги у нее ровные. Как у коня. Бежит шестиногий конь, бежит не трясет, будто по воздуху летит» (« Приключения муравьишки»)
4. « А какая у Витютня хата? Один пол, да и тот как решето – весь в дырьях. Просто прутики на ветви накиданы, как попало. На прутиках белые голубиные яйца лежат. Снизу их видно: просвечивают сквозь дырявый пол» (« Лесные домишки»)
( продвигаемся вперёд « Упражнение цапля», отправляемся и плывём дальше)
4- й причал « Я знаю» (подходим к кружкам на полу синего цвета)
Гид – экскурсовод (имя ребёнка): Виталий Бианки проявлял интерес к природе с самого раннего детства, с природой его познакомил отец. Животные окружали Бианки с детства. Ведь его отец был известным ученым-орнитологом (изучал птиц) и хранителем отдела птиц Зоологического музея.
Воспитатель: А кто такой орнитолог?
Дети: Он изучает птиц.
Воспитатель: Сейчас мы с вами немного повеселимся( дети садятся на стульчики), мне поможет провести этот конкурс гид – экскурсовод (имя ребёнка)
Веселый конкурс.
Воспитатель: Гид – экскурсовод будет задавать вам вопросы, а вы, если считаете, что нужно поступить именно так, говорите хором: «Это - я, это – я, это все мои друзья!» Если неправильно – молчите.
Гид – экскурсовод: Кто из вас поможет птичке, замерзающей синичке?
Дети: Это – я, это – я, это все мои друзья!
Гид - экскурсовод: Кто из леса шёл домой и взял птенчика с собой?
Дети молчат.
Гид - экскурсовод: Наш гусак встает на зорьке,
Он к реке сбегает с горки,
Он гусиную зарядку
Любит делать по порядку.
Кто, как наш гусак-загадка, утром делает зарядку?
Дети: Это – я, это – я, это все мои друзья!
Гид - экскурсовод: Кто из вас готов не раз птичьи гнезда разорять?
Дети молчат.
Гид - экскурсовод: Кто друзей имеет много среди птиц, зверья лесного?
Дети: Это – я, это – я, это все мои друзья!
Гид - экскурсовод: Кому на стульчике не сидится, считает всё время ворон и ленится?
Дети молчат.
Гид - экскурсовод: Кто птичкам помогает, лесные правила не нарушает.
Кто пример для всех ребят: малышей и дошколят?
Дети: Это – я, это – я, это все мои друзья!
Гид - экскурсовод: Кто задорный и веселый, лесные правила, храня, бережет природу от огня?
Дети: Э – я, это – я, это все мои друзья!
Воспитатель: Я вижу, что вы все любите птиц и помогаете им. Молодцы!
( а сейчас все встали вкруг, около жёлтых кружков)
Физкультминутка: Руки подняли и помахали,
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули
Ветер срывает росу.
В стороны руки плавно помашем,
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, сразу покажем.
Крылья сложим назад.
(шагаем поездом друг за другом парами, отплываем снова в путь, садимся на стульчики)
5- й причал: « Угадывай»
( переворачиваем следующую страницу книги « Волшебница природа»)
Игра «Летает, не летает» (гид – экскурсовод называет птиц, дети машут руками, если птица летает, а если не летает, то хлопают в ладоши)
Воспитатель: А сейчас мы поиграем, и мне поможет провести эту игру, гид – экскурсовод (имя ребёнка)
Гид – экскурсовод называет птиц (подсказка у него в руках, изображённые на карточках птицы)
Сова, аист, сокол, воробей, перепёлка.
Пингвин, ласточка, синица, грач, сорока, попугай.
Страус, журавль, фламинго, чайка, тетерев, глухарь, галка, ворона.
Курица, снегирь, жаворонок, соловей, скворец, лебедь, киви.
( изображаем ходьбу и повадки вороны, отправляемся дальше по нашему течению, дети садятся на стульчики)
6 –й причал «Знатоки»
Воспитатель: Хорошо спасибо. Переворачиваем следующую страницу нашей волшебной книги, здесь нас ждут вопросы (ответы детей), а поможет мне задавать вопросы гид – экскурсовод (имя ребёнка).
Гид – экскурсовод ( имя ребёнка) задаёт детям вопросы
- У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)
- Кого называют листопадничками? (зайчат родившихся осенью)
- У кого самый удивительный нос? (у клеста - крестом)
- Назовите птицу рыболова из произведения « Чей нос?» (пеликан)
- Какая птица не высиживает яиц? (кукушка)
- Птица с абсолютно черным оперением? (ворон)
- Птица, истребляющая грызунов? (сова)
- Какая птица поет хвостом? (бекас)
( « Упражнение паучки», отправляемся и плывём дальше, дети садятся на стульчики)
7 – й причал « Народный»
Воспитатель: Спасибо, молодцы! Переворачиваем следующую страницу нашей книги, задание такое, вспомнить пословицы и поговорки, в которых упоминается о птицах.
- Молодость пташкой, а старость черепашкой.
- Курица по зернышку клюет, да сыта живет.
- Ворон ворону глаз не выклюет.
- Птице крылья, а человеку разум.
- Яйца курицу не учат.
- Всякая птичка свои песенки поет.
- Наряд соколиный, а походка воронья.
- Одна ласточка весны не делает.
- Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.
( шагаем парами друг за другом, отправляемся и плывём дальше)
8- причал « Театральный».
Воспитатель: Открываем следующую страницу нашей книги, на ней нарисована волшебная палочка, значит, произойдет волшебство, одним взмахом руки я превращу вас в птиц, а вот в каких вы расскажите сами.
( Дети одевают шапочки птиц 4 мальчика и 5 девочек, рассказывают о птицах, в которых они превратились).
Игра « Зимующие и перелётные птицы» (под музыку М. Глинки « Жаворонок»)
Журавль: Я – журавлик длинноногий,
Нас осталось так немного.
Мы не любим города,
Мы – где чистая вода.
Синица: Я – проворная синица,
Мне на месте не сидится,
Я мороза не боюсь:
Вместе с солнышком проснусь.
Воробей: Я – воробушек обычный,
К русской зимушке привычный.
Хоть свирепы холода,
Мне морозы не беда.
Грач: Я – большой и важный грач
Для садов деревьев врач,
Собираю червяков
И вредителей жуков.
Ворона: Я – умнейшая ворона,
Мне бы царство да корону.
Хоть живу в своем гнезде.
Но бываю я везде.
Наблюдаю за людьми,
Их домами , их детьми.
Голубь: Я – самая мирная птица,
Я сизый простой голубок!
Привык рядом с вами селиться,
Мне нравится ваш городок.
Скворец: А у нас в саду жилец
Бойкий маленький скворец
Тихий сад повеселел,
От того, что он запел,
С солнцем скворушка встает,
Ест жучков, росинки пьет.
Снегирь: Мы зовемся снегири!
Наши грудки – цвет зари!
Прилетаем мы зимой,
Мы не любим летний зной,
Нам морозы не беда,
Семена для нас еда.
Галка: Я всем давно знакома,
Соседи мы с тобой.
Я – галка, не ворона.
Я хороша собой.
проводится игра « Я беру с собой»
(дети встают вкруг около жёлтых кружков, и превращаются в птиц и животных, отправляемся и плывём дальше)
Дети: Дятла, белку, куницу, лису, синицу, ворону, медведя и т д.
9 – й причал « Умелые ручки»
Воспитатель: Переворачиваем следующую страницу нашей волшебной книги, а на ней нарисована картинка «Лесная газета». Ребята, В. Бианки выпускал лесную газету, в ней он рассказывал о жизни животных, птиц, растениях леса. У меня есть раскраски, хотите, добавим красок природы.
Дети: Вот и мы, сейчас выпустим газету, дети отвечают: птиц, животных, деревьев поместим туда птиц и животных из произведений В. Бианки.
Воспитатель: Присаживайтесь за столы (Дети садятся за столы) перед вами шаблоны раскрасок надо их раскрасить и поместить в газету. ( Дети под музыку «Вальс» А. Гречанинова - разрисовывают цветными карандашами раскраски и помещают в газету).
(ходьба по коврикам для закаливания, отправляемся и плывём дальше)
10–й причал « Следопыты»
Воспитатель: Переворачиваем следующую страницу книги « Волшебница природа».
Я хочу посмотреть, как вы знаете природу, умеете ли вы читать «следы»?
А поможет мне провести эту игру гид – экскурсовод (имя ребёнка)
Игра «Где? чей след, и кто чем питается?»
(следы, выставлены на мольберте: зайца, медведя, белки, волка, лисы, птицы)
( ходьба с упражнением на дыхание « Волшебные цветы» вдох – выдох - расслабляемся, отправляемся и плывём дальше)
11- й причал « Прощальный»
Воспитатель: Вот и закончилось наш круиз по зелёным страничкам В. Бианки, и закончились страницы в книге « Волшебница природа». А значит и подошла к концу встреча с писателем В. Бианки.
Ребята, В. Бианки очень любил детей. Для них он писал интересные, веселые, познавательные рассказы и сказки. Давайте еще раз назовем их.
(Дети просматривают небольшую презентацию из 4- х слайдов.)
1-й слайд: Портрет В. Бианки (ответы детей)
2-й слайд: Картинки книг В. Бианки (ответы детей)
3-й слайд: Животный и лесной мир В. Бианки (ответы детей)
4-й слайд: Картинка « Лесная газета» (ответы детей)
Рефлексия
Воспитатель: Почему вам, ребята нравятся эти сказки?
Дети: Потому что они добрые, веселые, интересные, поучительные.
Воспитатель: Чему нас учат произведения?
Дети: Быть добрыми, любить окружающую природу вокруг нас, восхищаться ею.
Самооценка
Воспитатель: Дети, у меня есть большие, средние и маленькие кружки (выносит на подносе).
Возьмите большой кружок те, у кого сегодня круиз удался.
Средний кружок, возьмите те, у кого удался круиз и что – то не получилось.
Маленькие кружки возьмите те, у кого совсем немного получилось, но потом получится.
Эти кружки вы отнесите домой, и расскажите родителям, какой у нас с вами получился круиз (дети выбирают кружки, оценивая свои знания).
Воспитатель: Спасибо вам ребята. Я надеюсь, что мы ни раз, еще встретимся с произведениями не только В. Бианки, но и с другими произведениями писателей, которые писали о природе.
Список используемой литературы:
1. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?».
2. Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия».
3. С. Д. Сажина «Технология интегрированного занятия в ДОУ».
4. Н. В. Нищева «Кабинет логопеда. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».
Интернет ресурсы
Источники информации http://shalomfilm.com/1772-vitalij-bianki-sbornik-knig.html биографические сведения http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=595 биографические сведения http://www.aphorisme.ru/about-authors/bianki/?q=4632 биографические сведения http://biografii.my1.ru/index/bianki_v_v/0-75 биографические сведения http://www.biografguru.ru/about/bianki/?q=4632 биографические сведения http://lib.ru/TALES/BIANKI/kuku.txt кукушонок http://lib.ru/TALES/BIANKI/ohota.txt первая охота http://lib.ru/TALES/BIANKI/fishome.txt рыбий дом http://lib.ru/TALES/BIANKI/ktopoet.txt кто чем поёт
http://lib.ru/TALES/BIANKI/nos.txt чей нос лучше http://lib.ru/TALES/BIANKI/pik.txt мышонок пик http://bridge.artsportal.ru/index.php?template=magazin_inner&id=88&magazine=5 синичкин календарь
Приложение1
Плакат
Приложение2
Портреты писателей природоведов
К. Паустовский
Н. Сладков
В. Бианки
Приложение3
Приложение4
КАРТОЧКИ: «ГДЕ ЧЕЙ СЛЕД?» и «КТО ЧЕМ ПИТАЕТСЯ?»
Приложение 5
Обложка книги «Волшебница природа»
«ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»
Приложение 6
Домашнее задание
Читать рассказы и сказки В.Бианки. нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению.
Чьи это ноги Лесная газета Городские новости .
концерты на крышах
Синичкин календарь
Как муравьишко домой спешит
Первая охота
Медведь музыкант
Чей нос лучше
Анюткина утка
Как Муравьишко домой спешил
Синичкин календарь
Лесные происшествия
Приложение 7
Приложение8
Презентация
Приложение 9
Раскраски для творчества детей по произведениям В. Бианки
Раскраска: весна пришла
40049_600_820.jpg
40037_600_820.jpg
Мой хитрый сынишка: Приказ на снегу -...
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.