Конспект ООД по развитию речи
по теме «Море, я к тебе бегу».
Задачи: Обогащать опыт содержательного познавательного общения. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Побуждать высказываться на темы из личного опыта. Активизировать прилагательные. Уточнять и закреплять правильное произношение звука «щ».
Материалы, инструменты, оборудование - картинки: акула, дельфин, кит, морская звезда, морская черепаха. Элементы костюмов рыбака и путешественника: удочка, ведро, шляпа, рюкзак, панама и т. п. — по усмотрению воспитателя.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, а самое настоящее увлекательное путешествие, причём не простое, а морское. А вы что вы можете сказать о море. Какое оно? (красивое, шумящее, беспокойное, прозрачное, синее, таинственное) А еще оно манящее, оно манит нас к себе. Вы готовы отправиться в путешествие.
У меня как раз есть волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, но сказать их нужно дружно и громко. Как только мы их произносим, сразу станем морскими жителями. Под музыку звуки моря (Встаем в круг, беремся за руки, все вместе произносим слова)
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился,
Мы отправимся гулять,
дно морское изучать!
Сколько водорослей разных,
Звёзд, медуз и рыб прекрасных,
Ламинарии, ежи
И ракушки хороши!
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами и оказались в морском царстве. Посмотрите, сколько вокруг нас рыб, морских животных! Вы кого-нибудь узнаете? Вы просто молодцы!
(Дети называют известных им обитателей морей, изображения рыб). Здесь, как и на земле есть «растения», но называются они водоросли. Есть рыбы, съедобные для человека, есть рыбы опасные. Многие люди уверены, что акулы очень смелые животные, поэтому они бесстрашно бросаются на свою жертву. На самом деле акулы трусливы и нападают, только убедившись в беззащитности жертвы. Но, учуяв запах крови, акула забывает об опасности. Голодная акула может набрасываться на все, что видит поблизости.
На морском дне живут осьминоги, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Они обладают способностью очень быстро менять окраску и становиться одного цвета с грунтом.
В море живет множество обитателей, которые совсем не похожи на тех, кто живет на суше. Есть здесь и морские коньки. Они не бросаются за добычей, а ждут, пока она сама не подплывет к ним. Питаются коньки мелкими рачками и креветками.
Морская звезда – хищник, обитающий на дне океана. Обычно эти животные имеют форму звездочки с пятью лучами. Ярко окрашенные морские звезды медленно ползают по дну или зарываются в ил. Питаются они моллюсками, а так же и морскими ежами.
А морские ежи могут уколоть ядовитым шипом и, уколовшись, человек почувствует жгучую боль. С помощью игл морские ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются с большой скоростью, можно даже сказать, что он не ходит, а бегает по морскому дну.
Некоторые даже могут ударить током, как морской скат. Давайте познакомимся с некоторыми из них поближе.
В это время дети берут соответствующую картинку о которых они будут рассказывать и прячут их за спину.)
Воспитатель: А сейчас к нам заплыли настоящие морские обитатели, они приготовили для вас загадки. Я предлагаю всем занять места на песчаном дне (на ковре) и попытаться отгадать, кто к нам заплыл.
1: Это самое большое животное в мире. Многие думают, что это рыба, хотя на самом деле – нет. Оно кормит своих детёнышей молоком. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды.
Властелин семи морей,
В океане всех сильней.
Он плывёт – вода бурлит.
Эта чудо-рыба-… (кит).
2: Это крупная хищная рыба, которая дышит жабрами. Часто их называют кровожадными, зубастыми, злыми. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них – в шесть рядов, и острые, как пила. Кроме того они всё время растут и постоянно меняются: выпадают, а на их месте растут новые. (Акулы)
3: Это морская рыба, похожа на доброго дракончика, любит жить в зарослях водорослей морских, похож на шахматную фигурку. Свое название он получил потому, что его туловище по виду напоминает лошадь. У него вытянутая морда, очень маленький рот и ребристое тело. Передвигаются по воде, благодаря спинному плавнику – веслу. Самка откладывает яйца, а самец их собирает и высиживает детенышей малышей. (Морской конек)
4: Любопытное морское существо. У нее грубая, жесткая кожа, покрыта коротенькими иголочками. В центре ее тела, сверху и снизу, расположены диски, похожие на пуговицы. Через эти диски втягивают или выпускают морскую воду. Нижние диски – это рот, глаза находятся на кончиках лучей и защищены кольцом из иголок. На брюшке находятся ножки с присосками, они помогают передвигаться. (Морская звезда)
5: Это моллюск, у которого восемь ног, щупальцы. У него есть мягкая мантия, покрывающая тело, щупальца у них длинные и гибкие, с присосками на нижней стороне. С помощью воды он дышит, как рыбы. Когда он лежит спокойно, его щупальцы могут быть разбросаны по дну. При приближении врага он может с помощью них бежать или обхватить противника. Если надо защититься, он может выпустить из себя жидкость фиолетового цвета, которая затемнит и закрасит воду вокруг. Они умеют менять свой цвет: бывают красными, серыми, желтыми, коричневыми или серо-зеленым. (Осьминог)
6: Это - самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно. Если их перевернуть
на спину, то они так и останутся лежать, потому что сами перевернуться не смогут. Про медлительного человека говорят: «ползет как.» (Черепаха).
Воспитатель: Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием, а теперь предлагаю немного отдохнуть и поиграть.
Воспитатель читает детям стихотворение Э. Мошковской:
Море,
Я к тебе бегу!
Я уже на берегу!
Я бегу к твоей волне,
А волна
бежит ко мне.
Воспитатель задает вопросы:
Ребята, а вы видели когда-нибудь море? Где?
Какое море? (Соленое, глубокое, синее и т. п.)
Что вас больше всего удивило и поразило?
Воспитатель выслушивает ответы детей и делится своим впечатлением: «Мне больше всего запомнилось, как вели себя рыбки в море. Когда я плыла, они плыли за мной. А когда я останавливалась, рыбки подплывали близко-близко, как будто хотели сказать: плыви дальше!»
Что вы делали на берегу моря?
Каких морских животных вы знаете? (После ответов детей выставляются картинки.)
Затем педагог предлагает детям отгадать загадку об обитателях моря: «В воде живет, нет клюва, а клюет. Кто это?»
Затем спрашивает детей:
Каких рыб вы знаете? Какие рыбы живут в море? (Акула, морской конек, электрический скат и т. п.)
Дети могут назвать кита и дельфина. Тогда педагог напоминает, что эти животные — не рыбы. Они, как и рыбы, живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Кто детеныши у кита и дельфина? (Китенок и дельфиненок.)
Читает стихотворение Б. Заходера «Кит»
Всю жизнь в воде проводит КИТ,
Хотя он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За что ему — спасибо:
Тесно было бы на суше
От такой огромной туши!
Затем воспитатель продолжает:
— Я вам расскажу удивительную вещь: есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов, а иногда даже больше.
— Как вы думаете, кто самый главный в море? Почему вы так думаете? (Рассуждения детей.) Вы правильно назвали гигантов моря — акул и китов. Но, оказывается, самые главные в море — крошечные водоросли, которые плавают в воде и кормят многочисленные стаи рыб, рачков, креветок. Без них не могли бы прокормиться морские гиганты.
Далее воспитатель читает стихотворение Л. Яхнина «Почему море соленое» (в сокращении):
Я бегу.
Босые пятки обжигает мне песок
Тень со мной играет в прятки.
Скок на камень,
В море — скок!
На шестах повисли сети,
В них, как рыба, бьется ветер.
У сетей сидит рыбак
С длинной трубкою в зубах.
Подошел я и спросил:
— Кто же море посолил?
Почему всегда-всегда В нем соленая вода?
Воспитатель задает детям вопрос: «Как вы думаете, что ответил рыбак?» Выслушивает рассуждения детей и читает стихотворение дальше.
— Если б в море стала сладкою вода.
То случилась бы огромная беда
Ведь тогда до дна могли бы
Воду в море выпить рыбы.
Воду пили бы киты,
Раздувая животы.
Пили, пили бы дельфины,
Выгибая жадно спины /…/
И тогда бы в самом деле
Появились в море мели.
И совсем бы не смогли
Плыть по морю корабли.
Затем дети играют в игру «Море волнуется».
Роль ведущего выполняет воспитатель вместе с кем-то из детей. Это наблюдатели. У них как будто есть бинокли. Все остальные дети — море, морские волны. Волны ходят по морю, накатываются на берег с шорохом: «щ-щ-щ-щ».
Водящий говорит:
Море волнуется — раз!
Море волнуется — два!
Море волнуется — три!
Морская фигура, замри!
На последние слова дети замирают в разных позах. Наблюдатели выбирают лучшую морскую фигуру. Этот участник становится наблюдателем, и игра повторяется еще раз. Воспитатель предлагает поиграть в эту игру после занятий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.