Конспект организованной игровой ситуации
для детей подготовительной группы
Интеграция областей: «Социально –коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно- эстетическое развитие»
Тема: «Моя семья»
Цель: Уточнение и расширение знаний о семье, членах семьи, родственных связях.
1. Образовательные задачи:
-Формировать понятие о семье;
-систематизировать знания детей о том, кем приходятся друг другу члены семьи;
- дать представление об обязанностях, которые выполняют члены семьи.
2. Развивающие задачи:
- развивать зрительное и слуховое внимание: учить слышать и слушать друг друга и педагога;
- объяснить смысл пословицы: «Не нужен и клад, если в семье лад», чтение стихотворения «Семья»
-формировать представление о членах семьи, как о людях, которые помогают и заботятся друг о друге;
-совершенствовать общую и мелкую моторику.
3. Речевые задачи:
-активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи (мама, папа, дочь, сын и др.); прилагательные (весёлая, трудолюбивый, заботливая, смелый, седой и др.); глаголы (моет, стирает, чинит, шьёт, вяжет и др.);
-учить отвечать на вопросы взрослого полными предложениями, строить простые и распространённые конструкции.
4. Воспитательные задачи:
-воспитывать желание помогать старшим членам семьи, заботиться друг о друге.
Оборудование: мультимедийное оборудование, слайды: нарисованный ребус «7Я», «Дом»,«Семья»; мяч, коробочка с изображением членов семьи, коробка с камушками, корзинка, заготовки и материал для оберегов.
Предварительная работа: разучивание музыкального упражнения «Маме надо отдыхать» и физминутки «Семья»; объяснение лексического значения слова «лад», знакомство с пословицами о семье.
1. Орг. момент (В кругу)
Дети заходят в зал и встают в круг.
- Ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно видеть, что у вас хорошее настроение и я хочу, чтобы оно не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту, радость от нашей встречи! И чтобы наши все гости знали ваши имена, я предлагаю поиграть в игру «Знакомство»
– Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я –Виктория Андреевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Мишенька...).
Вот мои милые дети, они всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю присесть на стульчики.
2. Беседа о семье
Ребята, я приготовила для вас ребус, постарайтесь отгадать, что здесь зашифровано (ребус 7Я).
- Правильно, сегодня мы будем говорить о семье.
Ведь каждый вечер после детского сада вы торопитесь домой... А почему? Да, потому что вас там ждет ваша семья! Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. А кто живет в ваших семьях?
– Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая…)?
– А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть…)
– А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый…)
– А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить…)
3. Рассказ по картинкам
Ребята, посмотрите на экран.
- Что вы видите на картине? ( Это дом.)-Назовите людей, живущих в этом доме. (Бабушка, дедушка, папа, мама, девочка и мальчик)
-Как вы думаете, это родственники или посторонние люди? (Это родственники.)
- Как называют родственников, живущих вместе? (Правильно, это семья.)
- Семья – это родственники, живущие в одном доме, которые любят друг друга и заботятся друг о друге.
- Назовите всех членов семьи. (Бабушка, дедушка, мама, папа, сын и дочь.)
- Назовите самых старших членов семьи. (Бабушка и дедушка)
- Назовите самых младших членов семьи. (Мальчик и девочка)
- Как назвать одним словом мальчика и девочку, кто это? (Это дети.)
- Кем приходятся друг другу мальчик и девочка. (Они брат и сестра.)
- А кем приходятся мальчик (девочка) бабушке с дедушкой? (Мальчик для дедушки с бабушкой внук. Девочка для дедушки с бабушкой – внучка.)
- А как маму и папу назвать одним словом, кто они для детей? (Они родители)
- Кем приходится девочка родителям? (Девочка для них дочка)
- А кем приходится мальчик маме и папе? (Мальчик для мамы и папы – сын)
Итак, вывод: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге, радуются при встрече, вместе делают домашние дела, отдыхают. А дом, в котором проживает семья, называют СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ — место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья — самая счастливая». Что же такое согласная семья?
Дети. В такой семье все любят друг друга, помогают, заботятся друг о друге.
Воспитатель. Правильно, это семья, где все живут в согласии. Каждый — и старый и малый — ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и уверен, что его поймут. А сейчас давайте с вами немного разомнемся и - вместе выполним семейную зарядку:
Физминутка «Семья »
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
Молодцы, ребята, а теперь присаживайтесь и давайте мы с вами побеседуем о том, с чего начинается семья.
Семья начинается с любви между мужчиной и женщиной. Взрослые люди, встретившись и полюбив друг друга, женятся, вступают в брак, играют свадьбу. Как их называют до свадьбы?
Дети. Жених и невеста.
Воспитатель. Как их называют после свадьбы?
Дети. Муж и жена.
Воспитатель. Ребята, а что такое свадьба?
Дети. Это праздник, на котором жених и невеста бывают в красивых нарядах, гости их поздравляют, дарят им цветы, подарки.
Воспитатель. Да, ребята, свадьба — обычай, благодаря которому люди соединяют свои судьбы навсегда, создают свою семью. В день свадьбы жених и невеста обмениваются кольцами в знак любви и верности, надевают специальный свадебный наряд. Этот день служит началом совместной жизни двух людей и во многих семьях его отмечают каждый год. Как вы думаете, зачем люди создают семью?
Дети. Чтобы быть вместе, помогать друг другу.
– Все верно. Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.
«При солнышке тепло, при матери – добро» (на договаривание)
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
– А как вы понимаете смысл этих пословиц?
– А какие вы знаете пословицы о семье?
Игра «Кто какой?» (игра с мячом)
- Сейчас я предлагаю вам подобрать как можно больше слов о каждом члене семьи. Для этого давайте встанем в кружок.
Дети ловят мячик и ребёнок называет слово и бросает мяч обратно.
Мама (какая?), папа (какой?), бабушка (какая?), дедушка (какой?).
Игра «Распределим обязанности»
- Все члены семьи выполняют разную работу по дому. Давайте назовём, что делает каждый.
Воспитатель выставляет перед детьми коробочки, на которых наклеены картинки с членами семьи (мама, папа, бабушка, дедушка) и коробку с цветными камушками. Дети называют по одному виду работ и кладут один камушек в коробочку. В конце игры подводится итог, кто из членов семьи выполняет больше всего обязанностей.
- За день мама делает очень много дел и часто под вечер устаёт.
Игра малой подвижности «Маме надо отдыхать…»
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Маме надо отдыхать».
Дети поют и выполняют движения под музыку.
Маме надо отдыхать (дети на цыпочках идут по кругу)
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
Маму я не разбужу.
Тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук (дети останавливаются в кругу и громко топают)
Раздаётся пяток стук.
Наши пяточки идут. (дети подходят к «маме» и обнимают)
Прямо к мамочке бегу.
Дидактическое упражнение «Корзина добрых дел» (во время игры звучит спокойная музыка)
- Ребята, а вы хотите никогда не огорчать своих родных?
- Как вы думаете, чем можно порадовать своих мам и пап, бабушек и дедушек? (хорошими поступками)
- Тогда нам поможет корзина добрых дел.
- Давайте встанем вкруг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких.
- Ребята, я заметила, что корзинка стала очень тяжелой, ведь она и правда- наполнилась. Наверное потому, что каждый из вас очень любит своих близких.
- Я хочу прочитать вам стихотворение о семье.
У меня есть семья -
Мама, папа, брат и я.
Лучше всех мы живем,
Песни громко поем.
Никому не разрешу
Обижать свою семью.
Пусть всегда живет семья –
Мама, папа, брат и я.
Упражнение «Пожелание своей семье»
- А сейчас давайте, каждый из вас скажет пожелание своей семье. Какой бы вы хотели, чтобы была ваша семья.
Вы большие молодцы. Я вижу, как вы все любите своих родных. С давних времен существует обычай защищать свой дом и своих близких семейными оберегами. Их много и они очень разные.
4.Продуктивная деятельность.
Древнейшим домашним оберегом считается веник. На венике-домовушке размещают природные символы здоровья, любви, достатка и долголетия. Веник, подвешенный вверх метелкой, - к деньгам, а подвешенный возле двери метелкой вниз - выметал из дома нечистую силу, болезни, горе и напасти. В группе мы с вами уже начали изготавливать веники в индивидуадьной работе, а сейчас я вам предлагаю их закончить и подарить их сегодня вечером своей семье.Давайте перед работой разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это – мама,
Это – я,
Это – бабушка моя.
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.
А теперь –приступаем к работе. Пока вы украшаете ваши веники, я вам расскажу, что каждое «украшение», выбрано не случайно, каждое имеет свое значение
Символика оберегов.
Злаки, бобовые - символ достатка, сытой жизни, благоприятной в материальном аспекте.
Ягоды шиповника, лекарственные травы - символы крепкого здоровья.
Ягоды рябины - символ женской красоты, молодости.
Семена тыквы - символ плодородия, женское начало.
Хлеб - согласие и достаток дома.
Лавровый лист - слава, успех.
Семена подсолнуха - здоровье детей в доме.
Кукуруза - символ здоровья у детей.
Монетка - успех в делах.
Горох - мир и дружба.
Подведение итогов.
- Ребята, вы просто умнички, у вас получились очень красивые и могущественные обереги.
Я надеюсь, что ваши семьи обязательно будут дружными, здоровыми, весёлыми. А вы в свою очередь постарайтесь не забывать радовать своих близких хорошими поступками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.