Отчет по самообразованию
воспитателя Динской СРЦН Азановой Е.П.
Тема самообразования: «Художественно- эстетическое воспитание посредством дидактических игр с дошкольной разновозрастной группой СРЦН» мною выбрана не случайно. В нашей группе находятся дети- дошкольники в возрасте от 3 до 7 лет, в художественно-эстетическом развитии которых дидактические игры и игрушки являются ведущими средствами.
«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская
Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление детей об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.
Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Целью изучения темы самообразования было: «Создание условий для развития художественно - эстетического воспитания с дошкольной разновозрастной группой СЦРН посредством дидактической игры. Повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.»
Задачи моей темы самообразования:
1. Изучить научную и учебно-методическую литературу по теме самообразования;
2. Расширить представление о многообразии дидактических игр
Сформировать эстетическое отношение к окружающей действительности
3. Сформировать эстетический вкус, творчество, фантазию.
4. Развить ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
5. Воспитать художественный вкус и чувство гармонии
6. Подготовить картотеку дидактических игр.
Работу по данной теме, я начала с посещения методических и педагогических советов, где давались практические рекомендация по работе над темой самообразования. В сентябре был составлен индивидуальный план работы. Также в сентябре - октябре 2023 г. мною было изучены методическая и научная литература , статьи в журналах, а также инернет- источники по выбранной теме.
В ноябре мною было пройдено обучение на курсах повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» в объеме 72 ч.
С декабря по апрель мною были изучены основные виды дидактических игр, такие как «Игры с предметами», «Настольно- печатные игры», «Словесные игры».
В играх с предметами обычно используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Предметы в этих играх являются учебным материалом. Игрушки, бытовые предметы, природный материал, произведения декоративно-прикладного искусства — использовать можно всё.
Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Эти игры помогают решать важные учебные задачи:
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
По каждому виду дидактических игр мною была составлена картотека, куда вошли вышеперечисленные виды игр с дошкольниками. Всего в картотеке около 50 дидактических игр; ей можно воспользоваться другим воспитателям и надеюсь она будет полезна при проведении занятий с дошкольниками.
Работая над темой самообразования я пришла к выводу, что использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений.
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. п.
Если в процессе обучения систематически используются, разнообразные дидактические игры, то дети, начинают самостоятельно организовывать этот вид игр: выбирают игру, контролируют выполнение правил и действий, оценивают поведение играющих. Поэтому дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических средств воспитания дошкольников.
ВЫВОД:
По окончании изучения темы получила следующие результаты: повышение
педагогического мастерства в работе с дидактическими играми с
дошкольниками, усовершенствовала условия для проведения игр в группе с учетом возрастных особенностей детей (организовала удобную, спокойную обстановку, отвела достаточное время на проведение игр, пополнила дидактический материал), составила картотеку дидактических игр Обратила внимание, что дети стали чаще использовать дидактические игры, с большим интересом и успехом играют в них.
Таким образом, в результате реализации плана работы по самообразованию был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической
деятельности, ориентированной на успешное познавательное развитие детей,
результаты которого я вижу в проявлении интереса детей к различным видам
деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.