Внеурочная деятельность Рабочая программа Культура общения для 6 класса
Оценка 4.7

Внеурочная деятельность Рабочая программа Культура общения для 6 класса

Оценка 4.7
Документация
docx
воспитание +2
6 кл
17.01.2024
Внеурочная деятельность Рабочая программа Культура общения для 6 класса
Программа Культура общения 6 класс ФГОС.docx

 

Рабочая программа по культуре общения
в 6-ых классах
2023--2024 учебный год

Разработчик программы:
Кузнецова Вероника Владимировна,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Глазов

2023 г.


 

 

Пояснительная записка

Данная рабочая программа реализуется в 6 классе в рамках рабочей программы внеурочной деятельности МБОУ «ФМЛ» по воспитанию и социализации учащихся.

Программа «Культура общения» имеет блочную структуру:

понятие речевого этикета, этикета поведения и внешнего вида.

     Целью обучения является формирование коммуникативной грамотности учащихся, навыков правильного построения линии поведения, речевых оборотов, соблюдения этикета внешнего вида.

Для реализации заявленных целей и задач в рамках программы используются классные часы, практикумы, уроки-конференции, семинары, дискуссии, тестирование, практические и творческие задания.

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

·        осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

·        освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

·        осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

·        понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

·        способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

·        владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

·         способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

·         готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

 

 

Предметные результаты изучения предмета  «Культура общения»:

·        овладение целостными представлениями о коммуникативной грамотности;

·        приобретение практических и устойчивых навыков культуры устной речи, навыков эффективного общения;

·        освоение норм и правил повседневного общения и поведения,

·        способность применять правила повседневного общения и поведения для эффективного общения;  

·        умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее культурологическую ценность;

·        расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления норм коммуникативного поведения,

·        готовность применять правила этикета поведения и общения (как надо? как принято?),  и  правила эффективного общения (как лучше? как эффективней?);

·        уметь развернуто высказываться, применяя речевые формулы и речевые образцы;

Основными методическими принципами, положенными в основу преподавания культуры общения, являются следующие:

1. От простого к сложному (от освоения норм этикета и речевого этикета к навыкам ведения диалога и эффективному монологу).

 2. От более конкретного к более абстрактному (от повседневных правил этикета и речевого этикета к общим правилам и принципам коммуникации).

 3. От норм общения к правилам и приемам эффективного общения.

 4. Концентрический (цикловой) принцип изучения материала: этикет и речевой этикет – диалог – монолог (циклы повторяются с учетом возрастной специфики учащихся трижды – в начальном, среднем и старшем звене)

 

Формы контроля:

·        текущий контроль: устный опрос, беседа;

·          промежуточный контроль: творческая работа, самостоятельная работа;

·          итоговый контроль: тест, презентация.

 

 

 

 

 

 

К концу 6-го класса учащиеся должны знать понятия:

·        вежливость, воспитанность, тактичность, этикет, мода, ансамбль, речевой этикет личной переписки языковой паспорт говорящего,     интеллигентный человек;

·        законы общения и правила общения; понятие ролевого поведения, виды ролей; понятия похвала, комплимент, лесть;

·        принципы этикетного функции и виды этикета; национальные особенности этикета;

·         функции одежды, виды одежды по назначению; функции речевого этикета;

·        речевого    этикета    в    стандартных    коммуникативных с, прощание, просьба, извинение, отказ, благодарность, 1 на уроке, в транспорте, в общении с незнакомыми людьми);

·        функции письма, виды писем; правила оформления и написания писем;

·        правила выполнения стандартных ролей - ученика, сына, дочери, внука, брата, друга, подруги,     одноклассника,    мальчика и девочки,  соседа, пассажира, теля, зрителя, гостя и хозяина, туриста и отдыхающего, причины конфликтов с ровесниками.

К концу 6-го класса учащиеся должны уметь:

·        анализировать чужое и  собственное поведение  с точки зрения соблюдения и нарушения норм этикета;

·        строить собственное    поведение в стандартных коммуникативных ситуациях с нормами этикета,  ситуацией общения, возрастом собеседника,  его;

·        использовать формулы речевого этикета в стандартных коммуникативных ситуациях;

·        определять и исправлять нарушения в этикете внешнего вида; соотносить внешний вид и ситуацию общения; произнести похвалу, комплимент и ответить на них; находить и исправлять нарушения норм речевого этикета;

·        правильно  оформлять письма различных типов  в  соответствии  с  адресатом  и поводом;

·        проявлять внешние формы уважения и доброжелательности;

·        четко произносить не менее 25 скороговорок.


 

 

Содержание программного материала

I. Этикет. Понятие этикета. История этикета.

3 часа

 

Понятие вежливости и воспитанности. Признаки воспитанного человека. Происхождение и значение слов вежливый, невежа. Зависимость поведения человека от возраста собеседника, ситуации общения, культуры собеседников.

 Принципы правильного общения: кому? как? что? - говорить. Принципы правильного поведения: где? с кем? как? - поступать. Тесная взаимосвязь понятий поведения и общения.

 Понятие и функции этикета. Происхождение и значение слова «этикет». Правила приличия. Необходимость знания в выполнения этикетных норм поведения для каждого человека. Связь внешней культуры поведения (манер поведения) с внутренней культурой человека.  Понятие норм этикета. Нарушение этикетных норм и их последствия.

 Основные виды этикета: этикет внешнего вида, этикет поведения, речевой этикет.

 История этикета. Возникновение этикета. Этикет в первобытном обществе. Этикет в средневековый период., Особенности и назначение придворного этикета. Расширение понятия «этикет» в Новое время.

 Этикет в России. Книга «Юности честное зерцало» как первый опыт обобщения этикетных норм в России. Современный этикет.

 Национальные особенности этикета. Различие норм этикета внешнего вида, поведения и общения в разных странах. Обращение к незнакомым людям, приветствие, гостеприимство, поведение в гостях и дома в разных странах. Русские пословицы об общении.

•          В результате изучения курса обучающийся должен

знать

 основные понятия вежливости и воспитанности, этапы развития этикета, понимать вопросы различия норм этикета внешнего вида, поведения и общения в разных странах;

уметь:

– отгадывать загадки;

– различать загадки народные и авторские;

– участвовать в диалоге при обсуждении темы урока, составлять свои загадки.

формулировать принципы правильного общения: кому? как? что? – говорить,

 принципы правильного поведения: где? с кем? как? - поступать.

 

 

2. Этикет внешнего вида

2 часа

 

Понятие привлекательности человека. Значение внешнего вида' для отношений с людьми. Важность первого впечатления.. Влияние внешнего вида на внутренний мир человека.

 Составляющие внешнего вида: физический облик, позы и движения, оформление  внешности. Правильная осанка. Походка человека. Жестикуляция. Прическа человека. Косметика. Одежда.

 Основные функции одежды: защитная, информационная, эстетическая.

 Понятие вкуса. Правила моды: соответствие погоде, ситуации, возрасту, индивидуальным особенностям человека, сочетание частей костюма друг с другом. Виды одежды по назначению: домашняя, праздничная, спортивная, рабочая. Спецодежда как разновидность рабочей одежды. Одежда для различных ситуаций. Понятие ансамбля в одежде и поведении. Украшения. Соответствие внешнего вида ситуации общения.

 Гигиена как составляющая культуры человека.

3. Речевой этикет

4 часа

 

Понятие и функции речевого этикета. Вежливость, поддержание добрых отношений с окружающими как основное назначение речевого этикета. Нарушение норм речевого этикета и их последствия. Понятие тактичности. «Волшебные слова».

 Стандартные коммуникативные ситуации: приветствие, прощание, просьба, извинение, отказ, благодарность, поздравление.

 Формулы речевого этикета для различных ситуаций общения, необходимость их использования (в транспорте, в гостях, дома, па уроке, при общении с незнакомыми людьми). Влияние ситуации общения, взаимоотношений собеседников, их настроения, времени и места разговора, причин и целей общения на выбор формул речевого этикета.

 Практикум по речевому этикету.

 Речевой этикет и культура речи. Понятие «языкового паспорта» человека. Содержание «языкового паспорта» говорящего: пол говорящего, его возраст, место жительства, степень образованности, профессия говорящего, уровень его воспитанности. Значение интонации, ударения, неудачных выражений, речевых ошибок, некультурных и грубых слов в общении людей, последствия этого для отношений между людьми. «Языковой паспорт», культура речи, речевой этикет.

 Практикум по культуре речи.

 Понятие интеллигентности, интеллигентного человека.

 

 

 

 


 


 

Календарно-тематическое планирование

часы

Тема

Планируемые результаты

Деятельность

обучающихся

Дата по плану

Дата по факту

Личностные

Метапредметные

(УУД, работа с текстом)

Предметные

1.       

 

Понятие поведения. Мы живем среди людей. Инструктаж по ТБ.

Проявлять уважение к коллективу,  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

 

Познавательные: ориентироваться в учебнике; коммуникативные: вступать в диалог, отвечать на вопросы;

Регулятивные: организовывать рабочее место.

Обучающийся с помощью учителя научится предполагать содержание изучаемого раздела.

Знакомство с учебником и системой  его  условных обозначений. Групповая работа,

 

 

 

2.       

Понятие и функции этикета. Этикет и этикетка.

 

Принимать образ «хорошего ученика».

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

 

 

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

 

Обучающийся научится пересказывать текст с опорой на картинку; будет владеть понятием «действующее лицо».

 

Групповая работа,

Парная работа.

 

 

 

3.       

История этикета. Как возник этикет.

Этикет народов мира.

Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.    Адекватно воспринимать оценку учителя          

Воспринимать лите­ратурные произведения как особого вида искусства; развивать эмоциональ­ную отзывчивость на прочитанное;

Осваивать приёмы поиска нужной информа­ции;

Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,

Обучающийся с помощью учителя научится определять необходимость знания в выполнения этикетных норм поведения для каждого человека.

Обучающийся с помощью учителя научится определять особенности и различия традиций и  норм поведения народов мира.

Групповая работа,

Парная работа.

 

 

4.

Этикет внешнего вида. Что делает человека привлекательным.

Соблюдать личную гигиену, безопасное поведение в школе, дома, на улице, в общественных местах. Адекватно воспринимать оценку учителя

 

 

 

 

 

 

На практическом уровне осознать значимость работы в группе и освоение правил групповой работы.

Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников

Обучающийся с помощью учителя научится практически определять составляющие внешнего вида: физический облик, позы и движения, оформление  внешности.

Групповая работа,

Парная работа.

 

 

5.

Понятие и функции речевого этикета.

Осознание значимости чтения для своего дальней­шего развития и успешного обучения; формирование потреб­ности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Обучающийся научится определять значение внешнего вида для отношений с людьми.

Групповая работа,

Парная работа

 

 

6.

 

Формулы речевого этикета.

Формулы речевого этикета. Практикум.

Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения»Я» и хороший ученик»

Положительное отношение к школе; чувство необходимости учения. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания.

 

 

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

 

Обучающийся с помощью учителя научится подбирать формулы речевого этикета для различных ситуаций общения, определять необходимость их использования в различных ситуациях.

Групповая работа, практическая работа.

 

 

7

Языковой паспорт человека.

Установление связи между учением  и будущей профессиональной деятельности

Формирование умения и навыков использования различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

 

Обучающийся с помощью учителя научится определять

содержание «языкового паспорта» говорящего.

 

 

Групповая работа,

Парная работа.

 

 

8.

Ролевое поведение в общественных местах.

Развитие этических чувств. доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

 

Умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

 

Обучающийся с помощью учителя научится формулировать влияние ситуации общения, взаимоотношений собеседников, их настроения, времени и места разговора, причин и целей общения на выбор формул речевого этикета.

 

Групповая работа,

Практическая работа.

 

 

9.

Практикум по теме: «Речевой этикет “

Понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва;

 

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата

Обучающийся с помощью учителя научится определять значение интонации, ударения, неудачных выражений, речевых ошибок, некультурных и грубых слов в общении людей, последствия этого для отношений между людьми.

Групповая работа,

Практическая работа.

 

 

10.

Практикум по теме: ”Речевой этикет “

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

 

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата

Обучающийся с помощью учителя научится формулировать влияние ситуации общения, взаимоотношений собеседников, их настроения, времени и места разговора, причин и целей общения на выбор формул речевого этикета.

 

Групповая работа,

Практическая работа.

 

 

 


 


Материально-техническое обеспечение

Учебно-методический комплект:

1.      УМК для учащихся: Е.И.Грищук, Л.Д.Мудрова, И.А.Стернин. Культура общения. 6 класс: Пособие. Воронеж, 2011.

2.      УМК для учителя: Культура общения. 6 класс. Книга для учителя. Вып. 1-4 /Под ред. И.А. Стернина. Воронеж, 2009.

 

Дополнительная литература для ученика:

1.      И.А. Стернин, М.Е.Новичихина. «Культура делового общения. Учебное пособие», Воронеж, 2006

2.      И.А. Стернин, М.Е.Новичихина. «Культура общения 6 класс. Книга для учащихся», Воронеж, 2006

 

Дополнительная литература для учителя:

1.      Акишина А.А., Кано Х., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. – М. : «Русский язык», 1991.

2.      Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М, 1988.

3.      Бэндлер Р., ГриндерД.,Сатир В. Семейная терапия. Воронеж, 1993.

4.      Гришина Н.В. и др. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. М., 1990.

5.      Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 1986.

 

 

Интернет-ресурсы: festival.1september.ru


 

Рабочая программа по культуре общения в 6-ых классах 2023--2024 учебный год

Рабочая программа по культуре общения в 6-ых классах 2023--2024 учебный год

Пояснительная записка Данная рабочая программа реализуется в 6 классе в рамках рабочей программы внеурочной деятельности

Пояснительная записка Данная рабочая программа реализуется в 6 классе в рамках рабочей программы внеурочной деятельности

Предметные результаты изучения предмета «Культура общения»: · овладение целостными представлениями о коммуникативной грамотности; · приобретение практических и устойчивых навыков культуры устной речи, навыков эффективного общения;…

Предметные результаты изучения предмета «Культура общения»: · овладение целостными представлениями о коммуникативной грамотности; · приобретение практических и устойчивых навыков культуры устной речи, навыков эффективного общения;…

К концу 6-го класса учащиеся должны знать понятия : · вежливость, воспитанность, тактичность, этикет, мода, ансамбль, речевой этикет личной переписки языковой паспорт говорящего, интеллигентный человек;…

К концу 6-го класса учащиеся должны знать понятия : · вежливость, воспитанность, тактичность, этикет, мода, ансамбль, речевой этикет личной переписки языковой паспорт говорящего, интеллигентный человек;…

Содержание программного материала

Содержание программного материала

Этикет внешнего вида 2 часа

Этикет внешнего вида 2 часа

Календарно-тематическое планирование часы

Календарно-тематическое планирование часы

Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом)

Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом)

Формулы речевого этикета. Формулы речевого этикета

Формулы речевого этикета. Формулы речевого этикета

Практикум по теме: «Речевой этикет “

Практикум по теме: «Речевой этикет “

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2024