Рабочая
программа по культуре общения
в 6-ых классах
2023--2024 учебный год
Разработчик
программы:
Кузнецова Вероника Владимировна,
воспитатель
Г. Глазов
2023 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа реализуется в 6 классе в рамках рабочей программы внеурочной деятельности МБОУ «ФМЛ» по воспитанию и социализации учащихся.
Программа «Культура общения» имеет блочную структуру:
понятие речевого этикета, этикета поведения и внешнего вида.
Целью обучения является формирование коммуникативной грамотности учащихся, навыков правильного построения линии поведения, речевых оборотов, соблюдения этикета внешнего вида.
Для реализации заявленных целей и задач в рамках программы используются классные часы, практикумы, уроки-конференции, семинары, дискуссии, тестирование, практические и творческие задания.
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения предмета «Культура общения»:
· овладение целостными представлениями о коммуникативной грамотности;
· приобретение практических и устойчивых навыков культуры устной речи, навыков эффективного общения;
· освоение норм и правил повседневного общения и поведения,
· способность применять правила повседневного общения и поведения для эффективного общения;
· умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее культурологическую ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления норм коммуникативного поведения,
· готовность применять правила этикета поведения и общения (как надо? как принято?), и правила эффективного общения (как лучше? как эффективней?);
· уметь развернуто высказываться, применяя речевые формулы и речевые образцы;
Основными методическими принципами, положенными в основу преподавания культуры общения, являются следующие:
1. От простого к сложному (от освоения норм этикета и речевого этикета к навыкам ведения диалога и эффективному монологу).
2. От более конкретного к более абстрактному (от повседневных правил этикета и речевого этикета к общим правилам и принципам коммуникации).
3. От норм общения к правилам и приемам эффективного общения.
4. Концентрический (цикловой) принцип изучения материала: этикет и речевой этикет – диалог – монолог (циклы повторяются с учетом возрастной специфики учащихся трижды – в начальном, среднем и старшем звене)
Формы контроля:
· текущий контроль: устный опрос, беседа;
· промежуточный контроль: творческая работа, самостоятельная работа;
· итоговый контроль: тест, презентация.
К концу 6-го класса учащиеся должны знать понятия:
· вежливость, воспитанность, тактичность, этикет, мода, ансамбль, речевой этикет личной переписки языковой паспорт говорящего, интеллигентный человек;
· законы общения и правила общения; понятие ролевого поведения, виды ролей; понятия похвала, комплимент, лесть;
· принципы этикетного функции и виды этикета; национальные особенности этикета;
· функции одежды, виды одежды по назначению; функции речевого этикета;
· речевого этикета в стандартных коммуникативных с, прощание, просьба, извинение, отказ, благодарность, 1 на уроке, в транспорте, в общении с незнакомыми людьми);
· функции письма, виды писем; правила оформления и написания писем;
· правила выполнения стандартных ролей - ученика, сына, дочери, внука, брата, друга, подруги, одноклассника, мальчика и девочки, соседа, пассажира, теля, зрителя, гостя и хозяина, туриста и отдыхающего, причины конфликтов с ровесниками.
К концу 6-го класса учащиеся должны уметь:
· анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм этикета;
· строить собственное поведение в стандартных коммуникативных ситуациях с нормами этикета, ситуацией общения, возрастом собеседника, его;
· использовать формулы речевого этикета в стандартных коммуникативных ситуациях;
· определять и исправлять нарушения в этикете внешнего вида; соотносить внешний вид и ситуацию общения; произнести похвалу, комплимент и ответить на них; находить и исправлять нарушения норм речевого этикета;
· правильно оформлять письма различных типов в соответствии с адресатом и поводом;
· проявлять внешние формы уважения и доброжелательности;
· четко произносить не менее 25 скороговорок.
Содержание программного материала
I. Этикет. Понятие этикета. История этикета. 3 часа
|
Понятие вежливости и воспитанности. Признаки воспитанного человека. Происхождение и значение слов вежливый, невежа. Зависимость поведения человека от возраста собеседника, ситуации общения, культуры собеседников. Принципы правильного общения: кому? как? что? - говорить. Принципы правильного поведения: где? с кем? как? - поступать. Тесная взаимосвязь понятий поведения и общения. Понятие и функции этикета. Происхождение и значение слова «этикет». Правила приличия. Необходимость знания в выполнения этикетных норм поведения для каждого человека. Связь внешней культуры поведения (манер поведения) с внутренней культурой человека. Понятие норм этикета. Нарушение этикетных норм и их последствия. Основные виды этикета: этикет внешнего вида, этикет поведения, речевой этикет. История этикета. Возникновение этикета. Этикет в первобытном обществе. Этикет в средневековый период., Особенности и назначение придворного этикета. Расширение понятия «этикет» в Новое время. Этикет в России. Книга «Юности честное зерцало» как первый опыт обобщения этикетных норм в России. Современный этикет. Национальные особенности этикета. Различие норм этикета внешнего вида, поведения и общения в разных странах. Обращение к незнакомым людям, приветствие, гостеприимство, поведение в гостях и дома в разных странах. Русские пословицы об общении. • В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия вежливости и воспитанности, этапы развития этикета, понимать вопросы различия норм этикета внешнего вида, поведения и общения в разных странах; уметь: – отгадывать загадки; – различать загадки народные и авторские; – участвовать в диалоге при обсуждении темы урока, составлять свои загадки. формулировать принципы правильного общения: кому? как? что? – говорить, принципы правильного поведения: где? с кем? как? - поступать.
|
2. Этикет внешнего вида 2 часа
|
Понятие привлекательности человека. Значение внешнего вида' для отношений с людьми. Важность первого впечатления.. Влияние внешнего вида на внутренний мир человека. Составляющие внешнего вида: физический облик, позы и движения, оформление внешности. Правильная осанка. Походка человека. Жестикуляция. Прическа человека. Косметика. Одежда. Основные функции одежды: защитная, информационная, эстетическая. Понятие вкуса. Правила моды: соответствие погоде, ситуации, возрасту, индивидуальным особенностям человека, сочетание частей костюма друг с другом. Виды одежды по назначению: домашняя, праздничная, спортивная, рабочая. Спецодежда как разновидность рабочей одежды. Одежда для различных ситуаций. Понятие ансамбля в одежде и поведении. Украшения. Соответствие внешнего вида ситуации общения. Гигиена как составляющая культуры человека. |
3. Речевой этикет 4 часа
|
Понятие и функции речевого этикета. Вежливость, поддержание добрых отношений с окружающими как основное назначение речевого этикета. Нарушение норм речевого этикета и их последствия. Понятие тактичности. «Волшебные слова». Стандартные коммуникативные ситуации: приветствие, прощание, просьба, извинение, отказ, благодарность, поздравление. Формулы речевого этикета для различных ситуаций общения, необходимость их использования (в транспорте, в гостях, дома, па уроке, при общении с незнакомыми людьми). Влияние ситуации общения, взаимоотношений собеседников, их настроения, времени и места разговора, причин и целей общения на выбор формул речевого этикета. Практикум по речевому этикету. Речевой этикет и культура речи. Понятие «языкового паспорта» человека. Содержание «языкового паспорта» говорящего: пол говорящего, его возраст, место жительства, степень образованности, профессия говорящего, уровень его воспитанности. Значение интонации, ударения, неудачных выражений, речевых ошибок, некультурных и грубых слов в общении людей, последствия этого для отношений между людьми. «Языковой паспорт», культура речи, речевой этикет. Практикум по культуре речи. Понятие интеллигентности, интеллигентного человека.
|
Календарно-тематическое планирование
часы |
Тема |
Планируемые результаты |
Деятельность обучающихся |
Дата по плану |
Дата по факту |
||
Личностные |
Метапредметные (УУД, работа с текстом) |
Предметные |
|||||
1.
|
Понятие поведения. Мы живем среди людей. Инструктаж по ТБ. |
Проявлять уважение к коллективу, к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
|
Познавательные: ориентироваться в учебнике; коммуникативные: вступать в диалог, отвечать на вопросы; Регулятивные: организовывать рабочее место. |
Обучающийся с помощью учителя научится предполагать содержание изучаемого раздела. |
Знакомство с учебником и системой его условных обозначений. Групповая работа,
|
|
|
2. |
Понятие и функции этикета. Этикет и этикетка.
|
Принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
|
Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. 5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. Регулятивные УУД: 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
|
Обучающийся научится пересказывать текст с опорой на картинку; будет владеть понятием «действующее лицо».
|
Групповая работа, Парная работа.
|
|
|
3. |
История этикета. Как возник этикет. Этикет народов мира. |
Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Адекватно воспринимать оценку учителя Воспринимать литературные произведения как особого вида искусства; развивать эмоциональную отзывчивость на прочитанное; |
Осваивать приёмы поиска нужной информации; Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, |
Обучающийся с помощью учителя научится определять необходимость знания в выполнения этикетных норм поведения для каждого человека. Обучающийся с помощью учителя научится определять особенности и различия традиций и норм поведения народов мира. |
Групповая работа, Парная работа. |
|
|
4. |
Этикет внешнего вида. Что делает человека привлекательным. |
Соблюдать личную гигиену, безопасное поведение в школе, дома, на улице, в общественных местах. Адекватно воспринимать оценку учителя
|
На практическом уровне осознать значимость работы в группе и освоение правил групповой работы. Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников |
Обучающийся с помощью учителя научится практически определять составляющие внешнего вида: физический облик, позы и движения, оформление внешности. |
Групповая работа, Парная работа. |
|
|
5. |
Понятие и функции речевого этикета. |
Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; |
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. |
Обучающийся научится определять значение внешнего вида для отношений с людьми. |
Групповая работа, Парная работа |
|
|
6.
|
Формулы речевого этикета. Формулы речевого этикета. Практикум. |
Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения»Я» и хороший ученик» Положительное отношение к школе; чувство необходимости учения. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания.
|
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
|
Обучающийся с помощью учителя научится подбирать формулы речевого этикета для различных ситуаций общения, определять необходимость их использования в различных ситуациях. |
Групповая работа, практическая работа. |
|
|
7 |
Языковой паспорт человека. |
Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельности |
Формирование умения и навыков использования различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
|
Обучающийся с помощью учителя научится определять содержание «языкового паспорта» говорящего.
|
Групповая работа, Парная работа. |
|
|
8. |
Ролевое поведение в общественных местах. |
Развитие этических чувств. доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
|
Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
|
Обучающийся с помощью учителя научится формулировать влияние ситуации общения, взаимоотношений собеседников, их настроения, времени и места разговора, причин и целей общения на выбор формул речевого этикета.
|
Групповая работа, Практическая работа. |
|
|
9. |
Практикум по теме: «Речевой этикет “ |
Понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва;
|
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата |
Обучающийся с помощью учителя научится определять значение интонации, ударения, неудачных выражений, речевых ошибок, некультурных и грубых слов в общении людей, последствия этого для отношений между людьми. |
Групповая работа, Практическая работа. |
|
|
10. |
Практикум по теме: ”Речевой этикет “ |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
|
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата |
Обучающийся с помощью учителя научится формулировать влияние ситуации общения, взаимоотношений собеседников, их настроения, времени и места разговора, причин и целей общения на выбор формул речевого этикета.
|
Групповая работа, Практическая работа. |
|
|
Материально-техническое обеспечение
Учебно-методический комплект:
1. УМК для учащихся: Е.И.Грищук, Л.Д.Мудрова, И.А.Стернин. Культура общения. 6 класс: Пособие. Воронеж, 2011.
2. УМК для учителя: Культура общения. 6 класс. Книга для учителя. Вып. 1-4 /Под ред. И.А. Стернина. Воронеж, 2009.
Дополнительная литература для ученика:
1. И.А. Стернин, М.Е.Новичихина. «Культура делового общения. Учебное пособие», Воронеж, 2006
2. И.А. Стернин, М.Е.Новичихина. «Культура общения 6 класс. Книга для учащихся», Воронеж, 2006
Дополнительная литература для учителя:
1. Акишина А.А., Кано Х., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. – М. : «Русский язык», 1991.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М, 1988.
3. Бэндлер Р., ГриндерД.,Сатир В. Семейная терапия. Воронеж, 1993.
4. Гришина Н.В. и др. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. М., 1990.
5. Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 1986.
Интернет-ресурсы: festival.1september.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.