Артикуляционные упражнения как средство формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

  • Документация
  • pptx
  • 28.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблемы формирования звуковой культуры речи у дошкольников в психолого-педагогических исследованиях Современные подходы к использованию артикуляционных упражнений для формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста
Иконка файла материала Медведева призентация.pptx

Выпускная квалификационная работа Артикуляционные упражнения как средство формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Автор: Медведева Валентина Николаевна

Актуальность. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.
В дошкольном образовании наблюдаются противоречия между необходимостью формирования звуковой культуры речи дошкольников с одной стороны и отсутствием достаточного количества методических рекомендаций по работе в данном направлении в условиях дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида с другой. В соответствие с этим, возникает проблема того, что следует повышать эффективность обучения дошкольников правильному звукопроизношению по средствам проведения артикуляционных упражнений, так как это самый эффективный способ воздействия на артикуляционный аппарат ребенка.

Цель исследования: определить возможности эффективного использования артикуляционных упражнений в формировании звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: артикуляционные упражнения как условие формирования звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: формирование звуковой культуры речи по средствам использованием артикуляционных упражнений будет более эффективным при следующих условиях:
- учета актуального уровня сформированности звуковой культуры речи детей;
- создания системы работы с детьми по формированию звуковой культуры речи;
включения в систему работы артикуляционных упражнений.

Задачи исследования:
Изучить теоретические основы проблемы формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Рассмотреть особенности формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Проанализировать современные подходы к использованию артикуляционных упражнений для формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Разработать и апробировать систему работы по использованию артикуляционных упражнений для формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста, проанализировать ее эффективность.

Методологическая основа исследования:
- педагогические исследования по изучению проблемы формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста (А.М. Алексеевой, Т.А. Ткаченко, А.И. Максакова, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной);
- работы по формированию правильного звукопроизношения путем проведения артикуляционной гимнастики (М. Е. Хватцева, О. В. Правдиной, М. Ф. Фомичевой и др.);
- работы по проблеме развития артикуляционной моторики (В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук и др.)

Теоретическая часть исследования

Проблемы формирования звуковой культуры речи у дошкольников в психолого-педагогических исследованиях

Возрастные особенности формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста

Современные подходы к использованию артикуляционных упражнений для формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста

Целью экспериментального исследования являлось экспериментально доказать эффективность использования артикуляционных упражнений в формировании звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:
1. Выявить первоначальный уровень сформированности звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
2. Определить критерии и уровни сформированности звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать систему работы по использованию артикуляционных упражнений для формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ «Владимировская ОШ- детский сад». В исследовании приняли участие дети средней группы

Констатирующий этап

Цель: выявить первоначальный уровень сформированности звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:
1. Подобрать методику обследования уровня сформированности звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
2. Определить параметры, критерии и уровни сформированности звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста.
3. Путем диагностики выявить первоначальный уровень сформированности звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
4. Провести анализ полученных данных и оформить результаты исследований.

Методика диагностического обследования

Название: Диагностика звуковой культуры речи у детей 4-5 лет
Автор Е.А. Стребелева
Цель: выявление сформированности звуковой культуры речи

Задание 1. Игра «Отгадай, что звучит?»
Цель игры: определить умение ребенка дифференцировать звучащие игрушки

Задание 2. Игра «Эхо»
Цель: диагностика фонематического слуха, восприятия и умения воспроизводить слоговые ряды в заданной последовательности.

Задание 3. Упражнение «Назови правильно»
Цель: проверка звукопроизношения.

Количественный анализ результатов уровневой диагностики на констатирующем этапе эксперимента

Группа

Уровень сформированности звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста

высокий

средний

низкий

Экспериментальная

10%

40%

50%

Контрольная

50%

40%

Результаты констатирующего этапа эксперимента

Формирующий этап

Цель: разработать и апробировать систему работы по использованию артикуляционных упражнений для формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:
1. Разработать систему работы по использованию артикуляционных упражнений для формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
2. Апробировать систему работы по использованию артикуляционных упражнений для формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
3. Проанализировать эффективность использования артикуляционных упражнений.

Артикуляционные упражнения
на закрепления произношения свистящих звуков

Артикуляционные упражнения
на закрепления произношения звуков Ж, Ч

Артикуляционные упражнения
на закрепления произношения звуков
Р – РЬ, Л - ЛЬ

Проведение артикуляционных упражнений в свободной деятельности

Контрольный этап

Цель: выявить динамику сформированности звуковой культуры речи у детей средней группы.

Задачи.
1. Провести сравнительную диагностику уровня динамику сформированности звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
2. Сделать выводы об эффективности разработанной нами системы работы по использованию артикуляционных упражнений для формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.

Количественный анализ результатов уровневой диагностики на контрольном этапе эксперимента

Уровень сформированности звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста

Констатирующий этап

Контрольный этап

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Экспериментальная

10%

40%

50%

30%

60%

10%

Контрольная

50%

40%

20%

40%

Результаты контрольного этапа эксперимента

Выводы
Воспитание звуковой культуры – одна из важнейших задач развития речи в детском саду, так как звуковая культура речи является составной частью общей культуры речи.
В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение, что способствует закреплению правильного произношения всех звуков и слов, устранению имеющихся недостатков произношения.
Один из эффективных методов формирования произносительных возможностей, который обеспечивает успешное овладение навыками нормативного произношения, является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.
Нами были разработаны конспекты НОД по формированию звуковой культуры речи, включающие комплексы артикуляционной гимнастики. Данная система работы была апробирована в работе с детьми средней группы. Изменения, произошедшие после проведения формирующего этапа, свидетельствуют о том, что у детей экспериментальной группы повысился уровень сформированности звуковой культуры речи.