Выпускная квалификационная работа Артикуляционные упражнения как средство формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Автор: Медведева Валентина Николаевна
Актуальность. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.
В дошкольном образовании наблюдаются противоречия между необходимостью формирования звуковой культуры речи дошкольников с одной стороны и отсутствием достаточного количества методических рекомендаций по работе в данном направлении в условиях дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида с другой. В соответствие с этим, возникает проблема того, что следует повышать эффективность обучения дошкольников правильному звукопроизношению по средствам проведения артикуляционных упражнений, так как это самый эффективный способ воздействия на артикуляционный аппарат ребенка.
Цель исследования: определить возможности эффективного использования артикуляционных упражнений в формировании звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: артикуляционные упражнения как условие формирования звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование звуковой культуры речи по средствам использованием артикуляционных упражнений будет более эффективным при следующих условиях:
- учета актуального уровня сформированности звуковой культуры речи детей;
- создания системы работы с детьми по формированию звуковой культуры речи;
включения в систему работы артикуляционных упражнений.
Задачи исследования:
Изучить теоретические основы проблемы формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Рассмотреть особенности формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Проанализировать современные подходы к использованию артикуляционных упражнений для формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Разработать и апробировать систему работы по использованию артикуляционных упражнений для формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста, проанализировать ее эффективность.
Методологическая основа исследования:
- педагогические исследования по изучению проблемы формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста (А.М. Алексеевой, Т.А. Ткаченко, А.И. Максакова, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной);
- работы по формированию правильного звукопроизношения путем проведения артикуляционной гимнастики (М. Е. Хватцева, О. В. Правдиной, М. Ф. Фомичевой и др.);
- работы по проблеме развития артикуляционной моторики (В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук и др.)
Теоретическая часть исследования
Проблемы формирования звуковой культуры речи у дошкольников в психолого-педагогических исследованиях
Возрастные особенности формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста
Современные подходы к использованию артикуляционных упражнений для формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста
Целью экспериментального исследования являлось экспериментально доказать эффективность использования артикуляционных упражнений в формировании звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Выявить первоначальный уровень сформированности звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
2. Определить критерии и уровни сформированности звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать систему работы по использованию артикуляционных упражнений для формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ «Владимировская ОШ- детский сад». В исследовании приняли участие дети средней группы
Констатирующий этап
Цель: выявить первоначальный уровень сформированности звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Подобрать методику обследования уровня сформированности звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
2. Определить параметры, критерии и уровни сформированности звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста.
3. Путем диагностики выявить первоначальный уровень сформированности звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
4. Провести анализ полученных данных и оформить результаты исследований.
Методика диагностического обследования
Количественный анализ результатов уровневой диагностики на констатирующем этапе эксперимента
Группа | Уровень сформированности звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста | ||
высокий | средний | низкий | |
Экспериментальная | 10% | 40% | 50% |
Контрольная | 50% | 40% |
Формирующий этап
Цель: разработать и апробировать систему работы по использованию артикуляционных упражнений для формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Разработать систему работы по использованию артикуляционных упражнений для формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
2. Апробировать систему работы по использованию артикуляционных упражнений для формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
3. Проанализировать эффективность использования артикуляционных упражнений.
Артикуляционные упражнения
на закрепления произношения звуков Ж, Ч
Артикуляционные упражнения
на закрепления произношения звуков
Р – РЬ, Л - ЛЬ
Контрольный этап
Цель: выявить динамику сформированности звуковой культуры речи у детей средней группы.
Задачи.
1. Провести сравнительную диагностику уровня динамику сформированности звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
2. Сделать выводы об эффективности разработанной нами системы работы по использованию артикуляционных упражнений для формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Количественный анализ результатов уровневой диагностики на контрольном этапе эксперимента
Уровень сформированности звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста | ||||||
Констатирующий этап | Контрольный этап | |||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
Экспериментальная | 10% | 40% | 50% | 30% | 60% | 10% |
Контрольная | 50% | 40% | 20% | 40% |
Выводы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.