Конспект осенней прогулки в детей средней группы
Тема: «Как деревья готовятся к зиме»
Цель: Формирование обобщённого представления детей об осени, включающие знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, о состоянии растений осенью, об особенностях жизнедеятельности животных и птиц.
Задачи:
1. Закрепить знания о зависимости растительного мира от условий внешней среды.
2. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени.
3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
4. Приучать детей к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим.
5. Формировать способность реализовывать игровые замыслы и умение устанавливать взаимоотношения в игре.
6. Развивать подвижность.
Ход прогулки
В: Ребята, давайте сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочный мир природы, где нас ждут удивительные приключения. Но сначала отгадайте загадку.
Из-под листьев - черный нос.
Кто иголками оброс?
Вы конечно, догадались,
С кем мы с вами повстречались? (Ответ детей)
В: Сегодня к нам в гости из леса пришел ежик, а в корзиночке он для вас принес осенние листочки из своего леса.
На осеннюю прогулку
Приглашает вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти!
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
Будем с Вами мы гулять,
Кругозор свой расширять!
Вот мы и пришли на нашу полянку.
Ходит осень по дорожке,
промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета.
Затерялось где - то лето.
В: Ребята, какие приметы осени вы знаете? (ответы детей)
В: Да, осень – это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становиться холоднее день ото дня, часто идут дожди. К концу осени – заморозки. Перелетные птицы улетают на юг, зимующие – перебираются поближе к людям.
В: Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода? (ответы детей) Почему? Давайте подышим свежим, осеним воздухом. Какой воздух? Чем он пахнет?
Дыхательное упражнение «Запахи природы»
В: Ребята, посмотрите, какой разноцветный ковер укрыл землю. Что это за ковер? (осенние опавшие листья).
Почему к зиме деревья раздеваются кругом?
Осень к нам в окно стучится,
Холоднее с каждым днем!
А деревья вдруг разделись,
Знать, им холод нипочем?
Шапки и пальтишки сняли-
Листья на земле лежат.
Почему ж они на ветках
Оставаться не хотят?
В: Ребята, а как вы думаете, почему деревья осенью раздеваются, сбрасывают листья? (ответы детей)
В: Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень — и листья на деревьях меняют свой зеленый цвет на желтый или красный и опадают. Сбрасывая листья, деревья постепенно начинают готовиться к зиме. Что же происходит в природе осенью?
Осенью солнышко светит все меньше и меньше, оно уже не согревает дерево своим теплом. Листочки начинают терять свою силу, в них не вырабатываются вещества, которые все лето делали их зелеными, и листочки начинают менять свой цвет. Так, в начале осени - в сентябре (ранняя осень) - лишь на некоторых деревьях появились желтые листочки. Во втором месяце осени - в октябре (золотая осень) - все листочки изменили свой зеленый цвет на красный, желтый, бурый…и начался листопад. А уже в третий месяц осени – в ноябре (поздняя осень) – все деревья стоят без листочков.
Летом дерево пьет воду (извлекает влагу) из почвы. С каждым осенним днем становится все холоднее. Корням дерева очень трудно доставать воду из замерзшей земли, деревьям просто нечего пить.
С наступлением зимы деревьям грозит другая беда. Зимой тонкие, хрупкие ветки дерева могут сломаться под тяжестью выпавшего снега. Листопад- это приспособление деревьев к зиме. Все листочки облетели – дереву не страшны зимние морозы и снежные бури.
Зимой деревьям приходится экономить свои силы, энергию, поэтому они сбрасывают с себя все, что им не пригодится.
Экспериментальная деятельность «Почему опавшие листья шуршат?»
Цель: показать на примере опыта сравнения, почему шуршат сухие листья, развивать интерес к изучению окружающего мира, формировать умение делать выводы.
В: Давайте возьмём из нашей корзинки сухие листочки в руки, какие они на ощупь? (ответы )
В: Почему опавшие листья шуршат? Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать. (найти мокрые листочки на земле и «пошуршать»).
Листья на земле гниют и отдают полезные вещества, накопленные за лето, в землю. А из земли они обратно возвращаются к дереву. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.
В: Ребята, а как вы думаете, есть ли деревья, которые и зимой остаются зелеными? Посмотрите внимательно глазками вокруг. Посмотрите на наши красивые елочки.
В: Хвойные растения не сбрасывают свои иголки, выполняющие роль листьев. Хвоя прекрасно приспособлена к холодам. В иголках сосредоточено очень много пигмента хлорофилла, который и преобразует из света питательные вещества. Кроме того, они имеют маленький размер, что значительно уменьшает испарение с их поверхности столь необходимой зимой влаги. От холодов иголки защищены особым восковым покрытием, а благодаря веществу, в них содержащемуся, они не промерзают даже в сильные морозы. Воздух, который захватывают иголки, создает вокруг дерева своеобразный защитный слой.
Трудовая деятельность.
Цель: формирование умения выполнять коллективные поручения, договариваться с помощью воспитателя о распределении работы. Учить работать сообща, доводить начатое дело до конца.
В: Ребята, посмотрите какой беспорядок на нашем участке. Ночью был сильный ветер, и много меленьких веточек обломилось с дерева, а еще ветер принес на участок много опавших листочков. Давайте поможем нашему дворнику навести порядок на нашем участке, а потом мы сможем поиграть. Играть на таком грязном участке не приятно и небезопасно. Нам нужно разделиться на две группы. Одни будут собирать листочки в корзинку, потом мы укроем этими листочками наши цветы на клумбе, чтобы они не замерзли зимой. А вторая команда будет собирать веточки, и складывать их в кучку возле лестницы. Какие вы молодцы. Дружно поработали, участок чистый стал у нас. Теперь можно и поиграть.
Игровая деятельность. Подвижные игры «Как - то мы в лесу гуляли»
Задачи: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.
«Хитрая лиса»
Задачи: развивать ловкость, быстроту, координацию.
Игра малой подвижности «Осенние листочки»
Задачи: побуждать детей выполнять движения, согласовывая с текстом; развивать ловкость и координацию движений.
Дидактическая игра «Когда это бывает?» (с мячом)
Задачи: уточнять, расширять и закреплять имеющиеся представления у детей о предметах и явлениях природы, способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности, обогащать словарь, формировать умение анализировать, сравнивать, подбирать, обобщать.
Индивидуальная работа по развитию движений, физических качеств
«С кочки на кочку»
Задачи: Закреплять умение использовать прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Побуждать прыгать легко в разных направлениях, приземляясь на две ноги; развивать ловкость.
«Попади в ворота».
Задачи: совершенствовать прокатывание и ловлю мяча.
Самостоятельные игры детей с выносным материалом по интересам
Рефлексия.
Воспитатель подводит итоги, спрашивает у детей, чем они сегодня занимались, что больше всего запомнилось, понравилось во время путешествия.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.