Конспект "Особенности строения опорно-двигательной системы человека в связи с прямо-хождением и трудовой деятельностью" (8 класс)
Оценка 5

Конспект "Особенности строения опорно-двигательной системы человека в связи с прямо-хождением и трудовой деятельностью" (8 класс)

Оценка 5
docx
27.02.2021
Конспект "Особенности строения опорно-двигательной системы человека в связи с прямо-хождением и трудовой деятельностью" (8 класс)
Особ. строен скелета в связи с прямохожд..docx

Биология 8 класс.

Урок №                                                        Дата

 

Тема: Особенности строения опорно-двигательной системы человека в связи с прямо-хождением и трудовой деятельностью. Профилактика травматизм.

 

Тип урока: урок открытия нового знания, приобретения новых умений и навыков.

 

Цели: Предметные: сформировать представление о развитии опорно-двигательной системы человека; выявить особенности скелета человека, связанные с прямо-хождением и трудовой деятельностью; показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы; узнать, что приводит к нарушениям осанки; как сформировать правильную осанку; ознакомиться с приемами оказания первой помощи при травмах скелета

Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные: формирование умений определять понятия, устанавливать аналогии.

 

Планируемые результаты:

Предметные УУД::учащиеся начаться выявлять особенности строения скелета человека в связи с прямо-хождением и трудовой деятельностью; узнают о причинах нарушения осанки,и о том как формировать правильную осанку; познакомятся с приемами оказания первой помощи при травмах.

Личностные УУД: формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Метапредметные  УДД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Регулятивные УУД: (организация  учащимися  своей  учебной деятельности):  определять цели и задачи урока, целеполагание, планирование, прогнозирование,  контроль, коррекция,  оценка, волевая  саморегуляция  в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: поиск  и выделение необходимой информации,(работа с таблицей) , смысловое чтение(находить отличия), умение  осознанно строить  речевое высказывание, логические действия (сравнивать и выделять признаки).

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

 

Основные понятия: осанка, грудной кифоз, поясничный лордоз, сколиоз, плоскостопие.

 

Оборудование урока: ИКТ, презентация «Особенности строения скелета в связи с прямохождением» скелет человека, таблицы с «видами травм» и « приемами оказания первой помощи при травмах».

 

Ход урока

1.Организационный этап.

Приветствие, проверка отсутствующих. Учащиеся проверяют на столах наличие учебника, тетради,  дневника, письменных принадлежностей, настраиваются на работу

 

2.Постановка цели, задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы с вами выясним, какие же особенности сложились в строения опорно-двигательной системы человека в связи с прямо-хождением и трудовой деятельностью. Узнаем о том, что приводит к нарушению осанки, и о мерах предупреждения этих нарушений.

 

3.Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос учащихся по вопросам.

1. Какие органы составляют ОДС?

2. Функция ОДС?

3. Назовите виды костей

4. Внутреннее строение трубчатой кости.

5. Какие части скелета составляют осевой отдел, а какие – добавочный?

6. Какое строение  имеет скелетная  мышца?

7. Назовите основные группы мышц?

 

4.Изучение нового материала.

При объяснении нового материала использую презентацию «Особенности строения скелета в связи с прямо-хождением»

Учащиеся делают записи в рабочих тетрадях.

Особенности строения опорно-двигательной системы человека в связи с прямо хождением и трудовой деятельностью:

1.     Мозговая часть черепа преобладает по объему над лицевой в 4 раза, в то время как у приматов это соотношение равно 1:1.

2.     Нижняя челюсть дугообразная, с выступающим подбородком, что связано с развитием мускулатуры языка и речевой деятельностью.

3.     Позвоночник имеет 4 изгиба: два вперед — шейный и поясничный лордозы и два назад — грудной и крестцовый кифозы, благодаря которым он приобрел S-образную форму и пружинит при ходьбе.

4.     Масса тел позвонков увеличивается в направлении от шейного к поясничному отделу, что связано с возрастанием нагрузки на позвонки нижних отделов позвоночника.

5.     Грудная клетка плоская и широкая (сдавлена в передне-заднем направлении).

6.     Таз массивный, чашеобразный, поддерживает лежащие над ним органы и является опорой для нижних конечностей.

7.     Кости верхних конечностей легче, подвижнее и короче нижних. Устойчивое положение туловища обеспечивается укорочением позвоночника.

8.     Большой палец кисти противопоставлен остальным.

9.     Кости стопы образуют свод, смягчающий толчки тела при ходьбе.

Осанка - привычное положение тела во время покоя и движения. Она формируется в детском возрасте.

При правильной осанке изгибы позвоночного столба умеренные, плечи развернуты, голова держится прямо или слегка откинута назад, грудь несколько выступает над животом. При этом обеспечивается оптимальная нагрузка на все группы мышц.

При неправильной осанке у человека голова наклонена или выдвинута вперед, грудная клетка вдавлена, плечи сведены к груди, живот выпирает. Это значительно усложняет работу внутренних органов, особенно органов дыхания, сердца, сосудов головного мозга.

 Различают такие основные типы нарушения осанки: поясничный лордоз, грудной кифоз, сколиоз.

Поясничный лордоз – чрезмерный изгиб позвоночника вперед в поясничном отделе.

Грудной кифоз – чрезмерный изгиб позвоночника в грудном отделе (круглая спина – сутулость).

Сколиоз – боковое искривление позвоночника, которые с возрастом могут привести к значительным осложнениям.

Дефекты осанки возникаю преимущественно в детском и юношеском возрасте, когда в позвонках и других костях грудной клетки еще много хрящевой ткани.

К нарушениям развития опорно-двигательной системы в детском возрасте относится плоскостопие – уплощение свода стопы, из-за которого он уменьшается и человек опирается на всю поверхность стопы. Как результат, снижаются кровеносные сосуды, нарушается кровообращение стопы, постоянно раздражаются нервные окончания. А это, в свою очередь, вызывает болевые ощущения в ступне, косточках, голени и изменение походки. Плоскостопие развивается в результате слабости мышц ступни, чрезмерной массы тела, постоянного ношения обуви на высоких каблуках.

Помните!  Перенося грузы, равномерно нагружайте обе руки; за столом сидите ровно не сгибайтесь в сторону; регулярно выполняйте физические упражнения для улучшения осанки.

Правильна осанка является условием нормального развития и функционирования внутренних органов и предупреждения нарушений опорно-двигательной системы. Формирование правильной осанки обеспечивает нормальный рост и развитие организма. Главная роль в формировании правильной осанки принадлежит физической культуре и соблюдению правили гигиены.

Растяжения – это повреждения связки, соединяющей кости в суставе. Основные признаки растяжения – сильная боль и отек вокруг сустава. При растяжении к поврежденному месту следует немедленно приложить холод, например, кулечек со льдом или снегом, ткань, смоченную холодной водой, плотно забинтовать сустав; обратиться в травм пункт.

Ушиб – это повреждение мягких тканей, часто сопровождающееся кровоизлияниями под кожу. Первая помощь и лечение такие же, как и при растяжении.

Вывих – смещение костей, при котором суставная головка выходит из суставной впадины. Он иногда сопровождается растяжением связок и мышц, разрывам суставной сумки. ЗАПОМНИТЕ!  Никогда не вправляйте сустав сами, это может привести к разрыву кровеносных сосудов и нервных волокон. При вывихах, как и при растяжениях, сначала прикладывают холод; неподвижно фиксируют сустав, прибинтовывая к нему досточки или другие твердые предметы. Пострадавшего отправляют в больницу.

Нарушение целостности костей называют переломами. Чаще всего происходят переломы костей конечностей. Реже – костей черепа, ключицы, тазового пояса.

Если кожные покровы и мышцы не нарушены, то перелом называют закрытым, если повреждены – открытым.

При переломах возникает резкая боль, усиливающаяся при прикосновении; движения не возможны. Важно обеспечить неподвижность кости.

Если повреждена рука или нога, на нее накладывают шину так, чтобы она захватывала участки конечности выше и ниже места перелома. Под шину обязательно подкладывают вату, марлю  или легкую ткань.

При переломе костей грудной клетки используют только тугую повязку.

При травмах позвоночника пострадавшего, не меняя его положения, кладут на ровную твердую поверхность.

5.Первичное закрепление нового материала.

1.     Особенности строения ОДС в связи с прямо хождением?

2.     Особенности строения ОДС в связи с трудовой деятельностью?

3.     Что такое осанка?

4.     Что приводит к нарушению осанки?

5.     Что нужно делать при растяжении связок и вывихах?

6.     Как правильно оказать первую помощь при переломах?

 

6. Итоги урока.

Комментирование оценок за урок.

 

7. Домашнее задание.

Параграф  21. Изучить и отвечать на вопросы. «Мои биологические исследования» - определение нарушение осанки.

 

8. Рефлексия.

1.Самым интересным для меня на уроке было…

2.Я научился…

3.Я хотел бы еще узнать…

4.У меня вызвало затруднение…

 


 

Биология 8 класс. Урок №

Биология 8 класс. Урок №

Коммуникативные УУД : учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,…

Коммуникативные УУД : учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,…

Нижняя челюсть дугообразная, с выступающим подбородком , что связано с развитием мускулатуры языка и речевой деятельностью

Нижняя челюсть дугообразная, с выступающим подбородком , что связано с развитием мускулатуры языка и речевой деятельностью

Плоскостопие развивается в результате слабости мышц ступни, чрезмерной массы тела, постоянного ношения обуви на высоких каблуках

Плоскостопие развивается в результате слабости мышц ступни, чрезмерной массы тела, постоянного ношения обуви на высоких каблуках

Как правильно оказать первую помощь при переломах? 6

Как правильно оказать первую помощь при переломах? 6
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2021