Конспект открытого логопедического занятия в 1 классе «Автоматизация звука [с] во фразовой речи. Овощи и фрукты».
Оценка 4.9

Конспект открытого логопедического занятия в 1 классе «Автоматизация звука [с] во фразовой речи. Овощи и фрукты».

Оценка 4.9
docx
28.06.2021
Конспект открытого логопедического занятия в 1 классе «Автоматизация звука [с] во фразовой речи. Овощи и фрукты».
урок 2.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

 

Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18                                          Телефоны: (88722) 69-15-15

Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com                  Электронный адрес:[email protected]

 

 

Конспект открытого логопедического занятия в 1 классе

«Автоматизация звука [с] во фразовой речи. Овощи и фрукты».

 

Разработала занятие

учитель-логопед

Ахмедова Назибат Аликулиевна

Цели и задачи:

Коррекционно – образовательные:

1. Уточнить и закрепить знания о положении органов артикуляции при произношении звука [c].

2. Учить четкому и правильному произношению звука [c] в словах и во фразовой речи.

3. Обогащать словарный запас учащихся: расширять семантическое поле, углублять понимание значений слов.

4. Учить составлять краткий рассказ-описание, согласовывая существительные с прилагательными в роде, числе, падеже.

Коррекционно – развивающие:

Развитие фонематического слуха, внимания и памяти, ориентировки в пространстве, развитие зрительного восприятия.

Коррекционно – воспитательные:

Установление доверительных отношений между детьми и педагогом, поддержание интереса и положительного эмоционального настроя к логопедическим занятиям.

Наглядность:

Предметные картинки с изображениями овощей и фруктов, в названии которых есть звук [c], таблицы с органами артикуляции, со схемой рассказа-описания, зрительный образ буквы С (картинка с изображением месяца в форме буквы С), индивидуальные задания на карточках.

Оборудование:

индивидуальные зеркала, ручки, тетради для логопедических занятий.

Словарь существительных:

огород, сад, грядка, урожай, овощи, фрукты, капуста, смородина, слива, абрикос, ананас, свекла, редис, чеснок, фасоль, кокос, салат, сок, цвет, форма, размер, вкус, витамины.

Словарь прилагательных:

красный, сочный, вкусный, сладкий, хрустящий, острый, свежий, соленый, кислый, спелый, капустный, смородиновый, сливовый, абрикосовый, ананасовый, свекольный, кокосовый.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети хором, вместе с логопедом: Будем разговаривать,

Звуки проговаривать,

Четко, ясно говорить

И не будем мы спешить.

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения: «лягушата», «слонята», «лопата», «иголочка», «горка», «надуваем шарики».

-«Лягушата» – растянуть губы в улыбку до предела и удерживать в напряженном положении некоторое время;

-«Слонята» – вытянуть сомкнутые губы вперед, трубочкой;

-Попеременно, (пожевали витаминку и проглотили)

- «Лопата» – язык широкий, круглый, ненапряженный, положить на нижнюю губу;

«Иголочка» – рот открыть, язык высунуть и тянуть вперед, заострив кончик;

-Попеременно, «пожевали витаминку и проглотили».

«Горка» - рот открыть, кончик языка спрятать за нижние зубы

«Надуваем шарики» – надувать правую – левую щеки попеременно.

(одновременно: поднимать соответствующие руки.)

 

3.Актуализация опорных знаний.

-Вспомним, чему мы учились на прошлом уроке?

-Учились правильно произносить звук [c]

-В каком положении находятся органы речи, когда мы произносим звук [c]?

 

Анализ артикуляции звука [c] по схеме (индивидуальный опрос).

Губы – в положении улыбка

Зубы – сближены, между ними остается маленькая щель,

через которую проходит воздух.

Язык – кончик языка за нижними зубами. Воздушная струя – холодная и сильная.

Голосовые связки – не дрожат, поэтому звук [с] глухой.

Одновременно некоторым детям даются индивидуальные задания на карточках (соединить прямой линией предметы, в которых имеется звук [с] с буквой С).

 

4. Создание зрительного образа буквы.

- Какую букву мы пишем, когда говорим звук [с]?

- На что похожа эта буква?

- На месяц.(на банан, на сыр, и т.д. Демонстрация зрительного образа.)

- В какую сторону смотрит буква с?

5.Работа в тетрадях. Задание: Найти и зачеркнуть перевернутые буквы С. Взаимопроверка.

 

6.Объявление темы урока.

-Сегодня мы будем учиться правильно говорить звук [с] в словах и словосочетаниях.

 

7.Этап автоматизации звука [c]: отраженное проговаривание чистоговорок:

са–са–са – у Сани колбаса

су-су-су – очень холодно в лесу

со–со–со – у Сони колесо

сы–сы-сы - у кота усы

ас-ас-ас - вкусный ананас

ос-ос-ос - на поляне много ос

 

8. Этап развития связной речи.

I. Отгадывание загадок.

- А теперь мы узнаем, кто у нас мастер отгадывать загадки?

Хотя я сахарной зовусь, но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус, Узнали вы? Я – … (свекла).

Сверху шкурка золотая, в центре косточка большая.

Что за фрукт? Вот вам вопрос. Это сладкий…..(абрикос)

На сучках висят шары,посинели от жары. (сливы)

На мячик похожий, с оранжевой кожей,

Но в центре не пусто ,а сочно и вкусно…(апельсин) Щеки розовые, нос белый, В темноте сижу день целый. (редис)

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява,

Кто любит щи – меня ищи. ………………….. (капуста).

 

II. Развитие фонематического восприятия.

Итак, назовите овощи и фрукты, про которые мы сейчас говорили

(свекла, абрикос, слива, апельсин, редис, капуста)

Определение места звука в слове (в начале, середине или в конце слова)

 

III. Беседа об овощах и фруктах.

- Итак, про какие овощи и фрукты мы сейчас говорили? (свекла, редис, капуста, слива)

- Какие овощи и фрукты растут у нас, в Башкортостане?

- А скажите, дети, откуда берутся овощи и фрукты? (их сажает человек, это культурные растения.)

- Где растут овощи? (на грядке, в огороде).

- Где растут фрукты? (на дереве, в саду).

- Для чего нужны овощи и фрукты?(в них содержатся полезные витамины, все они нужны человеку для того, чтобы быть здоровым, не болеть)

- Помогаете ли вы своим родителям сажать и собирать урожай?

 

IV. Игра «Скажи, какой?» Составление словосочетаний.

Редис – красный

Салат - свежий

Слива – синяя

Смородина – кислая

Капуста – хрустящая

Ананас – сочный

Абрикос – сладкий

Кокос - спелый

Чеснок – острый

 

Из овощей и фруктов мы можем сделать вкусный витаминный сок.

Сок из смородины - …....(смородиновый)

Сок из сливы - ….............(сливовый)

Сок из абрикоса - …...….(абрикосовый)

Сок из капусты - ….……(капустный)

Сок из ананаса - ….…….(ананасовый)

Сок из кокоса - .….……..(кокосовый) и так далее.

 

V. Физминутка: «Овощи».

 

Овощей мы наберем, (шагают, высоко поднимая колени)

Если в огород пойдем.

Здесь поспели не бананы: (разводят руки, перед собой отрицательный жест

указательным пальцем)

Лук чеснок и баклажаны (повороты влево - вправо, наклониться)

И редиска и морковка - (поднять левую, правую руки вверх)

Им в земле сидеть так ловко. (приседание)

Мы их из земли достанем (наклон вперед - хватательные движения у пола)

И салаты делать станем. (потирающие движения ладонями друг о друга)

 

VI. Составление рассказа – описания по схеме.

 

- Что это? (Это редис)

- Какого цвета? (Редис красного цвета)

- Какой формы? (Круглой формы)

- Какой имеет размер? (Мелкого размера)

- Вкус? (Имеет острый вкус)

- Это овощ или фрукт? Почему? (Это овощ, потому что растет на земле,

На грядке, в огороде).

 

9. Подведение итогов. Оценка деятельности детей. Рефлексия.

 

- Чему мы научились сегодня на уроке?

(учились четко и правильно произносить звук [c] в словах и в словосочетаниях,

составлять рассказ об овощах и фруктах;

отгадывать загадки.

- Понравился ли вам наш урок? С каким настроением вы сейчас уходите? Покажите на лицах веселое настроение.

- Урок закончен. До свидания.

 

 

 

 

Директор МБОУ «Лицей №51» ____________Ильясов В. И.

Зам.директора по УВР___________ Насруллаева Л. Р.

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

 

Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18                                          Телефоны: (88722) 69-15-15

Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com                  Электронный адрес:[email protected]

 

Отзыв коллег на открытое занятие

учителя-логопеда

Ахмедовой Назибат Аликулиевны

«Автоматизация звука [с] во фразовой речи. Овощи и фрукты».

1 класс

Коррекционно – развивающая направленность занятия присутствовала в артикуляционных упражнениях, в использовании мнемотехнологий, схем и алгоритмов, в коррекционно-развивающих играх, при проведении физкультминутки, пальчиковой гимнастики и гимнастики для глаз, в работе с раздаточным материалом. Разнообразие методов, занимательная форма занятия, игровые приёмы, смена видов заданий, проведение специальных упражнений, сюрпризные моменты - всё это способствовало повышению познавательной активности и сохранению интереса на протяжении всего занятия. В ходе работы процесс обучения и научения превращался в интересную игру. Так вводная часть занятия дала положительный эмоциональный настрой, что способствовало быстрому вхождению воспитанника в работу. На начальном этапе занятия стремилась вызвать интерес к поставленной цели, была дана возможность воспитаннику высказать свои предложения по решению учебной задачи, был намечен совместный план действий, привлекался личный опыт ребёнка при решении учебной задачи. При актуализации опорных знаний стремилась сразу вовлечь ребёнка в эту работу. В ходе занятия предлагались разнообразные задания по типу, форме и материалу (словесные, графические, условно – символические). Избегала односторонней направленности в своей деятельности, когда педагог берёт всё занятие «на себя», что нарушает формирование обратной связи «от ребёнка к учителю». Методы и приёмы работы старалась скомбинировать таким образом, чтобы реализовалось соотношение знаний, полученных «в готовом виде» и в самостоятельном поиске. Помогала воспитаннику доказать свою точку зрения, а если ребёнок и принимал версию педагога, объясняла почему она верна. Используя имеющийся, пусть даже небольшой, интеллектуальный и творческий потенциал ребёнка, старалась грамотно направить его работу. Стремилась к формированию потребности в речи, обеспечивала мотивированность самого высказывания, используя при этом речевые опоры. Подводя итог занятия, оценивала не только правильность ответов, но и то, как ребёнок рассуждал, какой способ использовал, где возникали трудности и почему, использовалась и самооценка воспитанника. Рефлексия, проведённая с использованием синквейна, дала мне возможность оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала, так как синквейн носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций, При демонстрации наглядных пособий акцентировала внимание в нужном направлении, при необходимости поясняла рассматриваемый объект, проводила словарную работу, выслушивала ответы, использовала наглядность схематического плана. Применяя наглядные пособия, помнила о том, что они должны стимулировать интеллектуальный компонент, а не выступать в роли развлекательного фона. Любую картинку, схему, таблицу использовала для решения определённой дидактической задачи. Для активизации учебного процесса использовала компьютерные технологии. Система поощрения также позволила поддерживать интерес воспитанника на протяжении всего занятия. Эмоциональность, темп речи, смена интонации позволяли предупредить утомляемость ребёнка. Занятие старалась провести в соответствии с требованиями СанПиНа, для этого использовала здоровье сберегающие технологии:

соблюдение правильной осанки при различных видах учебной деятельности;

активный двигательный режим на занятии;

гимнастика для глаз;

пальчиковая гимнастика;

пропаганда ЗОЖ (где, когда, зачем тебе это пригодится в жизни).

На занятии уделялось внимание обогащению словаря прилагательных по лексической теме «овощи и фрукты» и развитию связной речи (составление рассказа по схеме).

Задания на нахождение изучаемого звука в словах и определению его местоположения давалось с целью развитие фонематического восприятия.

В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: слуховое и зрительное внимание, зрительное восприятие, память.

С целью решения задач по профилактике дисграфии на этапе обозначения звука буквой была организована самостоятельная работа в специальных логопедических тетрадях, а также индивидуальная работа на карточках со слабыми детьми.

Все занятие с моей стороны велся контроль за четкостью и внятностью речи.

Дети были активны, проявляли интерес.

Смена видов деятельности и физминутка способствовали профилактике усталости и активизации внимания.

На занятии был сделан акцент на характеристике артикуляции звука, так как по моему опыту это способствует более осмысленному пониманию детьми кинестетического положения органов речи, благодаря чему постановка и автоматизация звука происходит быстрее.

Речевой материал подбирался в соответствии с принципом от простого к сложному. При закреплении и изучении нового материала использовались различные схемы (схема артикуляции звука, схема составления рассказа).

На занятии я старалась выстроить личностно-ориентированное взаимодействие с учащимися, выслушать каждого ребенка, создать ситуацию успеха для каждого из них. Учащиеся успешно справились с заданиями, научились правильно произносить звук С во фразовой речи и составлять короткий рассказ.

 

 

Директор МБОУ «Лицей №51» ____________Ильясов В. И.

Зам.директора по УВР___________ Насруллаева Л. Р.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

 

Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18                                          Телефоны: (88722) 69-15-15

Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com                  Электронный адрес:[email protected]

 

Отзыв родителей на открытое занятие

учителя-логопеда

Ахмедовой Назибат Аликулиевны

«Автоматизация звука [с] во фразовой речи. Овощи и фрукты».

1 класс

На занятии были использованы практические, наглядные, словесные методы работы.  Учитывались следующие дидактические принципы:   принцип наглядности обучения, принцип сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип дифференцированного и индивидуального подхода.  Все эти принципы были реализованы на занятии.

    На занятии были использованы упражнение на развитие речевого выдоха, упражнение на развитие общей и  мелкой моторики, артикуляционной моторики, а также упражнение на развитие мимики, эмоционально-волевой сферы, развитие силы голоса. Речевой материал  был подобран с учетом возможностей ребенка, уровнем его речевого развития, возрастными особенностями. Проводилась работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза. Какое положение принимают губы, когда мы произносим звук [С]? - А зубы? Язык? - Какая воздушная струя? Характеристика звука [С]: Произнеси звук [С], воздух встречает преграду или проходит свободно? (воздух встречает преграду). Значит это звук согласный. (ребёнок берёт карточку синего цвета). Горлышко вибрирует? давай проверим (метод тактильно – вибрационного контроля). Молодец! (да, значит, это звук звонкий – ребёнок берёт картинку колокольчика). Спинка языка приподнята или опущена? (спинка опущена, значит, звук твёрдый, обозначается на письме синим цветом). Посмотри , это буква С (эс), которая обозначает звук [С]. Давай проведём по ней пальчиком, при этом проговаривая звук! Теперь нарисуем эту букву в воздухе! Хорошо! Молодец!  Развитие связной речи на материале лексической темы : «Овощи и фрукты».

 

 

 

Родители 1 класса


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Этап развития связной речи. I

Этап развития связной речи. I

Сок из кокоса - .….……..(кокосовый) и так далее

Сок из кокоса - .….……..(кокосовый) и так далее

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Применяя наглядные пособия, помнила о том, что они должны стимулировать интеллектуальный компонент, а не выступать в роли развлекательного фона

Применяя наглядные пособия, помнила о том, что они должны стимулировать интеллектуальный компонент, а не выступать в роли развлекательного фона

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2021