Конспект открытого урока 5 «в» классе
по теме
«Царство Грибы»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений, и животных
Развивающие:
выделение существенных особенностей представителей царства Грибы.
Воспитывающие:
вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.
Технологии:
элементы технологии проблемного диалога, ИКТ.
Результаты:
Предметные:
формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.
Метапредметные:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой
(текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные:
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
видеофрагменты «Царство грибы», «Что общего у грибов с растениями и животными», «Строение грибов», «Питание Грибов», «Съедобные и ядовитые грибы», интерактивная игра «Собери грибы в лукошко»
Ход урока.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Радуюсь утру, радуюсь дню
Здравствуйте дети – я вам говорю.
С доброго слова начнём мы урок
К знаниям новым всегда будь готов!
Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Открываем тетради и записываем сегодняшнюю дату.
Актуализация знаний:
На прошлом уроке мы знакомились с представителями царства Бактерий. Проведем письменный опрос. Приложение 1. (тест), Приложение 2 (ключ)
Взаимопроверка и выставление баллов за задание. Обсуждение результатов.
Мотивация
Игра – загадка.
Сначала
я задам вопрос,
А ты затем над ним всерьез
Подумай и одно из двух
"Да" или "Нет" – ответь нам вслух.
Коль ты находчив, то сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
Терять не стоит время нам –
Играй и все увидишь сам.
– Скажи, приветствуя рассвет, поет ли сом усатый? (Нет.)
– А рассекая гладь пруда, умеют плавать гуси? (Да.)
– А если солнцем снег согрет, он станет льдом холодным? (Да.)
– А крокодил собрать букет из белых лилий может? (Нет.)
– Верблюд способен – дай ответ – идти 3 дня без пищи? (Да.)
– Скажи мне, злые холода для обезьян опасны? (Да.)
– В конце спросить пришла пора: тебе понравилась игра?
Молодцы ребята! Я вижу вы многое знаете о жизни животных.
Мы продолжаем путешествовать по царствам природы.Сегодня мы познакомимся с не менее интересными, древними и очень распространенными организмами.
Отгадайте загадку.
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы?
Догадались, какие организмы мы будем изучать на уроке? (Грибы).
Записываем тему урока в тетрадь.
А что вы знаете о грибах?
По цепочке дети делятся своими знаниями.
Как вы считаете, ваши знания полные? А хотелось бы вам узнать о грибах больше? Что именно?
(Составляем задачи урока по наводящим вопросам педагога).
Записываем на доске.
Строение грибов.
Питание грибов.
Как размножаются грибы?
Какие грибы съедобные, а какие ядовитые?
Вот на эти вопросы мы с вами и постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.
Изучение нового материала. Грибы известны людям очень давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. На Руси грибы собирали не только крестьяне, их подавали и на царский стол. По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. Есть в грибах витамины, микроэлементы. Белков в сушеных грибах в два раза больше, чем в говядине и в три раза больше, чем в рыбе. Видеофрагмент «Царство Грибы»
А кто скажет, грибы — это растения или животные? Выслушиваем предположения учащихся.
Давайте выделим признаки грибов и определим, к какому царству они принадлежат.
Работа в группах. Одна подгруппа выделяет признаки растений, вторая - животных. Каждая группа определяет выступающего. Видеофрагмент «Что общего у грибов с растениями и животными?».Записываем в тетрадь признаки и делаем вывод, что грибы не принадлежат ни к царству растений, ни животных. (остановить растения же готовят сами органические вещества)
Признаки грибов (Заготовка на доске)
как растения
· имеют прочные клеточные стенки
· постоянно растут верхушечной частью
· неподвижны
как животные
· не имеют хлорофилла
· являются гетеротрофами, так как, поэтому питаются готовыми органическими веществами.
· в клеточных стенках содержится хитин, как у животных, углеводы запасаются в виде гликогена. Они способны образовывать мочевину
А есть ли признаки, свойственные только грибам? (после изучения строения гриба)
свои особенности
· тело состоит из мицелия (грибницы, образованной нитями -гифами)
Вывод: ГРИБЫ – это клеточные ядерные организмы, сочетающие в себе признаки растений и животных, основу которых составляет мицелий.
(продолжение видефрагмента)
Грибы занимают особое положение в системе органического мира и объединяются в отдельное царство.
Наука о грибах называется микология (от греческого микес – «гриб», логос – «учение»).
Видеофрагмент «Строение грибов»,
«Питание грибов», «Размножение грибов»
Французский ученый ботаник Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы, как дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаянье самых талантливых ботаников. «Ведьмины круги»
Физкультминутка «ЗА ГРИБАМИ»
В лес пойдем мы за грибами, (ходьба на месте)
Соберем с тобой их сами.
Раз - грибок, два – грибок, (приседание)
Вот уж целый кузовок! (хлопки в ладоши)
Дождь закапал ой-ой-ой! (одна ладошка вытянута вперед, пальцы другой ее касаются)
Побежим скорей домой! (бег на месте)
Необходимо четко знать какие грибы съедобные, а какие ядовитые.
Съедобные и ядовитые грибы. Видеофрагменты.
Интерактивная игра «Соберем грибы в лукошко»
1. А какие еще правила надо знать при сборе грибов? Давайте попробуем сформулировать основные правила сбора грибов.( работа с учебником с.65-66)
Правило 1. Нельзя сбивать незнакомые и несъедобные грибы – ими лечатся животные.
Правило 2. Нельзя собирать грибы вдоль дорог, они накапливают вредные вещества.
Правило 3. Незнакомый гриб лучше не брать!
Правило 4. Нельзя срезать очень большие и старые грибы, они содержат в себе много вредных веществ, ими можно отравиться.
«Собери грибы в лукошко» интерактивная игра.
Закрепление. Тесты на экране
Рефлексия учебной деятельности. Мы много узнали и научились на уроке, как вы считаете, решили ли мы поставленные задачи? Рассуждения учащихся и вывод.
«Лесенка успеха»
– нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
Примите исходное положение.
1.Сегодня на уроке я узнал (а) новое (что)__________
2.Сегодня на уроке я научился (лась) (чему)_________
3. Мне было бы интересно еще узнать_______________
4. Урок дал мне для жизни _______________________
Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать.
Домашнее задание: параграф 12.
Творческое задание: оформить книжку-малышку с загадками о грибах.
Приложение 1
Тестовая работа по теме «Бактерии»
Вариант 1
Выберите один правильный ответ.
1. Одноклеточные организмы объединены
в царство:
1) грибов 3) растений
2) бактерий 4) животных
2. Оформленное ядро отсутствует в клетке:
1) грибов 3) бактерий
2) растений 4) животных
3. Жгутик бактерий представляет собой органоид для:
1) передвижения
2) запасания белка
3) размножения
4) перенесения неблагоприятных условий
4. Споры бактерий служат для:
1) питания 3) размножения
2) дыхания 4) перенесения неблагоприятных условий
Верны ли следующие утверждения?
А. Самородная сера и природный газ образовались в результате деятельности бактерий.
Б. Болезнетворные бактерии поражают только тело человека и не встречаются в организме растений и животных.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) неверны оба суждения
Заполните таблицу, используя слова и
предложения из словарика.
Строение бактериальной клетки
Части бактериальной клетки |
Значение частей клетки |
Жгутик |
|
Нуклеиновая кислота |
|
Оболочка |
|
Словарик: А. Служит для передвижения. Б. Защищает содержимое клетки.
В. Содержит наследственную информацию.
Бактерии.
Вариант 2.
Выберите один правильный ответ.
1. Самые древние обитатели нашей
планеты – это:
1) грибы 3) бактерии
2) растения 4) животные
2. Наследственный материал клетки расположен непосредственно в цитоплазме у:
1) грибов 3) бактерий
2) растений 4) животных
3. Бактериальную клетку от окружающей среды отделяет:
1) цитоплазма 3) ядерная оболочка
2) жгутик 4) наружная мембрана
4. Бактериальные клетки размножаются:
1) спорами 3) участками цитоплазмы
2) жгутиками 4) делением клетки
Верны ли следующие утверждения?
А. Бактериальные клетки могут иметь различную форму.
Б. Кефир получают, используя бактерии брожения.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) неверны оба суждения
Заполните таблицу, используя слова
и предложения из словарика.
Жизнедеятельность бактериальной клетки
Процесс жизнедеятельности бактерий |
Как осуществляется |
Передвижение |
|
Перенесение неблагоприятных условий |
|
Размножение |
|
Словарик: А. Путём деления надвое. Б. С помощью жгутика. В. В виде спор.
Приложение 2.
Ключ для проверки теста.
Вариант 1.
Выберите один правильный ответ.
1-2, 2 – 3, 3 – 1, 4 - 4
Верны ли следующие утверждения?
1
Заполните таблицу
Жгутик – А, Нуклеиновая кислота – В, Оболочка – Б
Вариант 2.
Выберите один правильный ответ.
1- 3, 2 – 3, 3- 4, 4- 4
Верны ли следующие утверждения?
3
Заполните таблицу
Передвижение - Б, Перенесение неблагоприятных условий – В, размножение – А
Оценивание: за каждый правильный ответ 1 балл.
8 баллов – «5»
6-7 баллов – «4»
4-5 баллов «3»
Менее 4 баллов «2»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.