Конспект открытого урока для семинара по ОРКСЭ "Милосердие в сказках Г.Х.Андерсена"
Оценка 4.9

Конспект открытого урока для семинара по ОРКСЭ "Милосердие в сказках Г.Х.Андерсена"

Оценка 4.9
docx
20.06.2024
Конспект открытого урока для семинара по ОРКСЭ "Милосердие в сказках Г.Х.Андерсена"
Милосердие в сказках Андерсена открытый урок класс.docx

Внеурочное занятие по курсу «В мире книг».

Тема: « Милосердие – закон жизни в сказках Г.Х.Андерсена».

Цели:

1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.

2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения,

3. Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.

4. Прививать любовь и интерес к чтению литературных произведений.

Задачи:

·    Предметные:

·     формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание,  добро как об основополагающих в этике;

·         формировать умение рассуждать на тему морали и этики, опираясь на литературные произведения;

·    Развивающие:

·     развивать познавательный интерес к этике;

·     развивать  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

·     развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

·     развивать творческие способности;

·    Воспитательные:

·         формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

·          воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.

·         воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Планируемые результаты: 

·         Предметные: задумаются над понятиями милосердие и сострадание; 

·         Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

·         Метапредметные:

·         - регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

·         - познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

·         - коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

·         - предметные: научатся осознанно воспринимать литературные произведения, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.  

 

Основные понятия:  милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, конверты с заданием, сердце-плакат, отдельные сердечки для каждого, карточки для работы в группах.

Формы и виды деятельности: беседа,  устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Ход занятия:

1.      Введение в тему. Целеполагание

- Ребята,  послушайте одну притчу:

Если ты такой милосердный, то забирай даром 

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь.  – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он. – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина.  Тогда мальчик почему-то очень заволновался.  – Вот его-то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось.  – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок.  – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло.  – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца.  – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы  понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его  глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться.  – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.

- О чём эта притча?

-Как назвал продавец мальчика?

- Каким качеством обладал мальчик?

- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?

 

2.      Работа по теме урока.

 Беседа

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие.

- Объясните, как вы понимаете слово «милосердие»?   милое сердце.  Для того, чтобы понять, что же такое милосердие, мы не будем сегодня обращаться к словарям. Нам поможет творчество великого писателя-сказочника Г.ХАндерсена.

Ученики рассказывают факты биографии Г.Х.Андерсена.

- Его сказки уникальны тем, что их можно перечитывать в разном возрасте и открывать в них что-то новое для себя. На примере героев его сказок мы сегодня наполним наше сердце качествами, присущими милосердному человеку.

 Инсценировка фрагмента из сказки «Снежная королева».

 

Вопросы: _Вы узнали сказку?

                  - О чем эта сказка?

                  - Кто помогал Герде? Почему? Что помогло Герде растопить сердце Кая? (ЛЮБОВЬ)

Работа в группах.

Каждая группа получает конверт. В нём –картинки, помогающие угадать сказку, карточка с вопросами по сказке, сердечко.

-Ребята, сейчас вы будете работать в группах. Откройте конверт. Перед вами иллюстрация . По ней вы должны определить, какая сказка досталась вашей группе.. Также в конверте у вас есть карточка с вопросами, которые помогут вам прийти к ответу. И сердце, в котором вы запишите качество, присущее милосердому человеку.

1 группа «Пятеро из одного стручка» (помогать тем, кто в трудной ситуации)

Карточка с вопросами 1 группы.

-Отличалась ли пятая горошина от остальных? Чем?

-Почему девочка пошла на поправку с тех пор, как стала наблюдать за ростом горошины?

-В чём видела смысл своей жизни эта горошина и что сделало её счастливой?

(Помогать и приносить пользу другим).

2 группа «Дикие лебеди» (ЗАБОТА  и  САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ)

Карточка с вопросами 2 группы.

-Какие отношения были между Элизой и её братьями?

-Почему фея Моргана помогла Элизе советом?

-Почему Элиза, жертвуя собой, превозмогая боль и сдерживая обет молчания, и даже под риском смерти продолжала вязать рубашки братьям?

-Какие чувства, помимо любви, вы увидели в её поступке?

 

3 группа «Старый дом»  (СОЧУВСТВИЕ)

Карточка с вопросами 3 группы.

-Как мальчик понял, что старик одинок?

-Почему он решил подружиться со стариком?

-Как это решение характеризует мальчика?

-Какое качество проявил  мальчик, когда почувствовал, что старику нужно общение?

 

Проектная деятельность.

-Ребята, в ваших конвертах лежали сердечки. На основе ваших обсуждений доставшейся вам сказки сформулируйте и запишите, какие же чувства и качества включает в себя понятие милосердие.

(Дети на сердечках пишут и прикрепляют на плакат).

 

Работа по теме.

-Ребята, у нас осталось одно сердечко.

Заполнить его нам поможет , наверное, самая грустная история Андерсена «Девочка со спичками».

Просмотр мультфильма.

Работа по содержанию.

-Почему маленькая девочка вынуждена была бродить по холодным улицам в канун Нового года?

-Что происходило вокруг неё?

-О ком она вспоминала, когда сил уже не оставалось? Почему?

-А давайте пофантазируем и изменим грустный конец сказки. От кого зависела судьба девочки?

Чего не проявили окружающие люди по отношению к бедной девочке и её страданиям? (СОСТРАДАНИЕ).

 

 Рефлексия.

-А как вам кажется, легко ли стать милосердным? (дети отвечают)

-А можно ли  научиться милосердию?

Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь. Научить кого-нибудь, кто младше тебя, какому-нибудь делу доброму и полезному, которому ты уже научился. …), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.

 Итог.         

 Разговор о милосердии не может быть законченным, он бесконечен, так как само милосердие не имеет границ. А наш урок мне хотелось бы закончить следующими словами: Милосердие в моем понимании

– Это ласка, любовь, сострадание.

Это – маме усталой помочь

Это – бабушку навестить.

И обиду свою превозмочь.

И того, кто обидел – простить.

Это – птичек и кошек кормить.

И цветы на окне поливать.

Всё живое на свете любить,

И жалеть, и ценить, и прощать.

-Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей.

 Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое.

 Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.

 

 

 

                                                                                                                                

Карточка с вопросами 1 группы.

 

-Отличалась ли пятая горошина от остальных? Чем?

-Почему девочка пошла на поправку с тех пор, как стала наблюдать за ростом горошины?

-В чём видела смысл своей жизни эта горошина и что сделало её счастливой?

 

 

 

 

Карточка с вопросами 2 группы.

 

-Какие отношения были между Элизой и её братьями?

-Почему фея Моргана помогла Элизе советом?

-Почему Элиза, жертвуя собой, превозмогая боль и сдерживая обет молчания, и даже под риском смерти продолжала вязать рубашки братьям?

-Какие чувства, помимо любви, вы увидели в её поступке?

 

 

 

Карточка с вопросами 3 группы.

 

 

-Как мальчик понял, что старик одинок?

-Почему он решил подружиться со стариком?

-Как это решение характеризует мальчика?

-Какое качество проявил  мальчик, когда почувствовал, что старику нужно общение?

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Внеурочное занятие по курсу «В мире книг»

Внеурочное занятие по курсу «В мире книг»

Только один из них, почему-то явно от всех отставал

Только один из них, почему-то явно от всех отставал

Почему Элиза, жертвуя собой , превозмогая боль и сдерживая обет молчания, и даже под риском смерти продолжала вязать рубашки братьям? -Какие чувства, помимо любви, вы…

Почему Элиза, жертвуя собой , превозмогая боль и сдерживая обет молчания, и даже под риском смерти продолжала вязать рубашки братьям? -Какие чувства, помимо любви, вы…

Карточка с вопросами 1 группы. -

Карточка с вопросами 1 группы. -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2024