Внеурочное занятие по курсу «В мире книг».
Тема: « Милосердие – закон жизни в сказках Г.Х.Андерсена».
Цели:
1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.
2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения,
3. Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.
4. Прививать любовь и интерес к чтению литературных произведений.
Задачи:
· Предметные:
· формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, добро как об основополагающих в этике;
· формировать умение рассуждать на тему морали и этики, опираясь на литературные произведения;
· Развивающие:
· развивать познавательный интерес к этике;
· развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
· развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
· развивать творческие способности;
· Воспитательные:
· формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
· воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.
· воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
Планируемые результаты:
· Предметные: задумаются над понятиями милосердие и сострадание;
· Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;
· Метапредметные:
· - регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;
· - познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;
· - коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;
· - предметные: научатся осознанно воспринимать литературные произведения, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.
Основные понятия: милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, конверты с заданием, сердце-плакат, отдельные сердечки для каждого, карточки для работы в группах.
Формы и виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Ход занятия:
1. Введение в тему. Целеполагание
- Ребята, послушайте одну притчу:
Если ты такой милосердный, то забирай даром
Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он. – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему-то очень заволновался. – Вот его-то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.
- О чём эта притча?
-Как назвал продавец мальчика?
- Каким качеством обладал мальчик?
- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?
2. Работа по теме урока.
Беседа
Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие.
- Объясните, как вы понимаете слово «милосердие»? милое сердце. Для того, чтобы понять, что же такое милосердие, мы не будем сегодня обращаться к словарям. Нам поможет творчество великого писателя-сказочника Г.ХАндерсена.
Ученики рассказывают факты биографии Г.Х.Андерсена.
- Его сказки уникальны тем, что их можно перечитывать в разном возрасте и открывать в них что-то новое для себя. На примере героев его сказок мы сегодня наполним наше сердце качествами, присущими милосердному человеку.
Инсценировка фрагмента из сказки «Снежная королева».
Вопросы: _Вы узнали сказку?
- О чем эта сказка?
- Кто помогал Герде? Почему? Что помогло Герде растопить сердце Кая? (ЛЮБОВЬ)
Работа в группах.
Каждая группа получает конверт. В нём –картинки, помогающие угадать сказку, карточка с вопросами по сказке, сердечко.
-Ребята, сейчас вы будете работать в группах. Откройте конверт. Перед вами иллюстрация . По ней вы должны определить, какая сказка досталась вашей группе.. Также в конверте у вас есть карточка с вопросами, которые помогут вам прийти к ответу. И сердце, в котором вы запишите качество, присущее милосердому человеку.
1 группа «Пятеро из одного стручка» (помогать тем, кто в трудной ситуации)
Карточка с вопросами 1 группы.
-Отличалась ли пятая горошина от остальных? Чем?
-Почему девочка пошла на поправку с тех пор, как стала наблюдать за ростом горошины?
-В чём видела смысл своей жизни эта горошина и что сделало её счастливой?
(Помогать и приносить пользу другим).
2 группа «Дикие лебеди» (ЗАБОТА и САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ)
Карточка с вопросами 2 группы.
-Какие отношения были между Элизой и её братьями?
-Почему фея Моргана помогла Элизе советом?
-Почему Элиза, жертвуя собой, превозмогая боль и сдерживая обет молчания, и даже под риском смерти продолжала вязать рубашки братьям?
-Какие чувства, помимо любви, вы увидели в её поступке?
3 группа «Старый дом» (СОЧУВСТВИЕ)
Карточка с вопросами 3 группы.
-Как мальчик понял, что старик одинок?
-Почему он решил подружиться со стариком?
-Как это решение характеризует мальчика?
-Какое качество проявил мальчик, когда почувствовал, что старику нужно общение?
Проектная деятельность.
-Ребята, в ваших конвертах лежали сердечки. На основе ваших обсуждений доставшейся вам сказки сформулируйте и запишите, какие же чувства и качества включает в себя понятие милосердие.
(Дети на сердечках пишут и прикрепляют на плакат).
Работа по теме.
-Ребята, у нас осталось одно сердечко.
Заполнить его нам поможет , наверное, самая грустная история Андерсена «Девочка со спичками».
Просмотр мультфильма.
Работа по содержанию.
-Почему маленькая девочка вынуждена была бродить по холодным улицам в канун Нового года?
-Что происходило вокруг неё?
-О ком она вспоминала, когда сил уже не оставалось? Почему?
-А давайте пофантазируем и изменим грустный конец сказки. От кого зависела судьба девочки?
Чего не проявили окружающие люди по отношению к бедной девочке и её страданиям? (СОСТРАДАНИЕ).
Рефлексия.
-А как вам кажется, легко ли стать милосердным? (дети отвечают)
-А можно ли научиться милосердию?
Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь. Научить кого-нибудь, кто младше тебя, какому-нибудь делу доброму и полезному, которому ты уже научился. …), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.
Итог.
Разговор о милосердии не может быть законченным, он бесконечен, так как само милосердие не имеет границ. А наш урок мне хотелось бы закончить следующими словами: Милосердие в моем понимании
– Это ласка, любовь, сострадание.
Это – маме усталой помочь
Это – бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь.
И того, кто обидел – простить.
Это – птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И
жалеть, и ценить, и прощать.
-Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей.
Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое.
Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.
Карточка с вопросами 1 группы.
-Отличалась ли пятая горошина от остальных? Чем?
-Почему девочка пошла на поправку с тех пор, как стала наблюдать за ростом горошины?
-В чём видела смысл своей жизни эта горошина и что сделало её счастливой?
Карточка с вопросами 2 группы.
-Какие отношения были между Элизой и её братьями?
-Почему фея Моргана помогла Элизе советом?
-Почему Элиза, жертвуя собой, превозмогая боль и сдерживая обет молчания, и даже под риском смерти продолжала вязать рубашки братьям?
-Какие чувства, помимо любви, вы увидели в её поступке?
Карточка с вопросами 3 группы.
-Как мальчик понял, что старик одинок?
-Почему он решил подружиться со стариком?
-Как это решение характеризует мальчика?
-Какое качество проявил мальчик, когда почувствовал, что старику нужно общение?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.