Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Дубровская средняя школа»
Технологическая карта
открытого урока литературы на родном языке в 7 классе
«Проблемы доброты, милосердия и всепрощения в святочном рассказе
Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».
Учитель русского языка и литературы
Жуплова Анна Викторовна
2022 – 2023 уч.год
Предмет: литература на родном языке.
Категория: обучающиеся 6 класса.
УМК: Родная русская литература. 7 класс. Учебник. Александрова О.М., Аристова М.А., Беляева Н.В., Просвещение, 2021г.
Тема урока: «Проблемы доброты, милосердия и всепрощения в святочном рассказе Ф.М. Достоевского
«Мальчик у Христа на ёлке».
Эпиграф: «Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди…свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами». Чарльз Диккенс
Тип урока: урок-практикум с элементами исследования
Учитель: Жуплова А.В., учитель русского языка и литературы МКОУ «Дубровская СШ» Киквидзенского муниципального района Волгоградской области
Цели урока: - познакомить кратко с биографией Ф.М. Достоевского;
- выявить авторскую позицию в раскрытии нравственных понятий доброты, милосердия и всепрощения в рассказе
Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»;
- дать первое представление о мире художественных произведений Ф.М. Достоевского;
- познакомить учащихся с поэтикой рассказа «Мальчик у Христа на ёлке».
Задачи урока:
обучающие: углубление представления о жанре святочного рассказа, знакомство с жизнью и творчеством Ф.М. Достоевского, совершенствование умения выразительного чтения, пересказа; обучение характеристики героя, выявлению художественной идеи произведения;
развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать; развитие умения составлять план;
воспитательные: воспитание любви к культурному наследию: русского народа, его устному народному творчеству; формирование нравственно-этических представлений.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствование речи учащихся, отработка навыка выразительного чтения, понимание жанровых особенностей святочного рассказа; умение строить связное сообщение исследовательского характера в устной форме; совершенствование навыка пересказа; умение осмысленно читать и объяснять значение прочитанного.
Метапредметные:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; воспитание уважения к русскому фольклору и истории, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа.
Методы обучения: метод творческого чтения, методы репродуктивной, частично-поисковый и исследовательский в их сочетании
Формы работы учащихся: работа в парах, презентация результатов заданий, индивидуальная работа, рефлексия
Средства обучения: презентация, аудиозапись, портрет Ф.М. Достоевского, текст рассказа, небольшая наряженная ёлочка; ноутбук, проектор.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Организационный момент
2. Знакомство с биографией Ф.М. Достоевского
|
Звучит музыка П.И. Чайковский «Декабрь. Святки» (цикл «Времена года») - Добрый день! Ребята, это звучит музыкальная композиция Петра Ильича Чайковского «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года». - Ребята, кто из вас знает, что такое святки? Свя́тки — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды», то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды. - Как вы услышали, святки начинаются с кануна Рождества. Мы уже встретили Новый год, Рождество, старый Новый год. И сегодня вечером начинается Крещенский сочельник. Завтра 19 января мы отмечаем Крещение Господне. Этот день является лучшим в году для очищения души и тела. И как сказал Чарльз Диккенс: «Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами». - Давайте с вами составим кластер. С чем у вас ассоциируется Рождество? Посмотрите на иллюстрацию и скажите, какие ассоциации приходят вам на ум. - Посмотрите, что у нас получилось. Какие замечательные слова. В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время совершения добрых дел. У нас в Святки принято творить добрые дела. Посмотрите на доску. Чей это портрет? - 11 ноября 2021 года вся страна праздновала 200-летие со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского. С творчеством этого писателя мы сегодня знакомимся впервые. Ф.М. Достоевский – «взрослый» писатель. Он автор больших и нелегких произведений. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. - Ребята, посмотрите на портрет Ф.М. Достоевского. Что вы можете сказать об этом человеке, глядя на его портрет? - Кратко с биографией Достоевского вас познакомит Бородина Валерия. -Более подробно о жизненном и творческом пути Ф.М. Достоевского вы узнаете чуть попозже, когда будете учиться в 10 классе. Мне говорят: побереги себя! Всех не спасешь от бед и не накормишь! Бессмысленно ко всем бежать на помощь! На всех смотреть любя! Мне говорят: «Чужое не болит! И за чужих детей мы не в ответе!» Но разве в мире есть чужие дети???!!! И разве стоит по-другому жить???!!!
Через все творчество Ф.М. Достоевского проходит мысль о детях, об их ранних впечатлениях, обманутых ожиданиях. Ведь совсем просто обидеть и обмануть беззащитного ребенка, разрушить его веру, надежду и даже любовь… |
Приветствие учащихся.
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Высказывания учащихся
Слушают биографию Достоевского
|
Личностные УУД:формирование эмоционального настроя на урок. Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем. |
3.Целеполагание Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне; постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. |
Федора Михайловича тревожил вопрос, почему «дите плачет»? Почему же ребенок плачет? Почему все проходят мимо него? Ведь так не должно быть… Сегодня на уроке мы познакомимся с жанром святочного рассказа; проследим, как система средств соответствует авторскому замыслу; подумаем, что означают вечные категории: вера, милосердие, сострадание на основе святочного рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».
|
|
Познавательные УУД: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение. Личностные УУД:установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.положительное отношение к учебной деятельности. Коммуникативные УУД: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. Регулятивные УУД: контроль в форме результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. |
4.Этап усвоения новых знаний и способов действий Цель: построение и фиксация нового знания.
5.Исследование текста (комплексный анализ лирического произведения).
6. Физкультминутка
7. Работа с кроссвордом.
8. Работа по рядам
|
- Рассказ, который вы прочитали дома, написан Достоевским в 1876 году. Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в конце концов даже самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал рассказа, как правило, хороший. Популярность рождественского рассказа, особенно среди детской аудитории, объясняется тем, как и в волшебной сказке, на страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.
Давайте познакомимся с жанром святочного рассказа и запишем в рабочих листах.
Святочный рассказ – это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал – хороший.
1. Давайте прочитаем первый абзац рассказа «Мальчик у Христа на ёлке». - Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что «все это могло случиться действительно».
- Как вы думаете, почему же Достоевскому так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование реально произошедших событиях?
Достоевскому важно дать читателям возможность поверить в то, о чем он написал.
- В рождественском рассказе наиболее традиционна и ожидаема стихия авторского вымысла, что определяется особенностями жанра, поэтому автор с первых же строк «отказывается» от вымысла.
- Каким мы видим героя данного рассказа? Характеризуем его.
- Обратимся к сюжету рассказа. Вместе выстроим последовательность событий, происходящих в рассказе.
1. Знакомство с мальчиком, героем рассказа. 2. Мальчик в городе. 3. Чудо за большим стеклом. 4. Смело отворил дверь и вошёл. 5. Копеечка выкатилась и зазвенела. 6. Куколки в окне. 7. Обидели. 8. Чужой двор. 9. «Пойдём ко мне на ёлку, мальчик». Шепот тихого голоса. 10. «Христова ёлка». 11. Маленький трупик. - Такая последовательность событий дает право говорить, что у рассказа «Мальчик у Христа на ёлке» обычная композиция, свойственная жанру рассказа. Давайте вспомним и вычленим композиционные элементы.
- Ребята, вспомните, что такое композиция? Что образует композицию данного рассказа?
- Итак, завязкой в данном рассказе служит эпизод…
- Развитие действия…
- Самым ярким эпизодом в рассказе является…
- Это кульминация рассказа. А развязка?
Композиция обуславливает настроение рассказа. Какое настроение возникло у вас после прочтения рассказа?
Учитель показывает композиционную схему рассказа.
- Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя.
- Достоевский очень коротко говорит о внешности мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и «маленький рост», и возраст, и одежда «какой-то халатик» а главное, что это «безликое существо» «хотело кушать». Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид.
- Чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события. Найдем описание места, где живет герой.
- Какие чувства вызывают картины этого ужасного подвала?
- В рассказе Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город, улицу, шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик. Описания эти разные.
- Зачитайте, каким изображен город?
- А прекрасная зала за большим стеклом?
- Как вы думаете, для чего автор сопоставляет в рассказе эти картины: убогие, серые и празднично нарядные?
- Запишем в рабочих листах, что такое «портрет» и «пейзаж».
Портрет – изображение в произведении внешности персонажа; служит для характеристики героя.
Пейзаж – изображение в художественной литературе картин живой и мертвой природы; создает определенное, нужное автору настроение. Кроме портрета и пейзажа автор использует и другие приёмы, помогающие понять героя. Например, художественная деталь.
Художественная деталь – выразительная подробность художественного произведения; служит для выделения характерных черт героя.
- Вспомните, во что был одет мальчик? ________, сделай на доске морфемный разбор данного слова. Что мы скажем о суффиксе? Именно, слово употреблено с уменьшительно – ласкательным суффиксом.
- Для чего?
- И мы чувствуем, что автор жалеет ребенка, жалеет оттого, что ему холодно.
- Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку копеечку. А «копеечка выкатилась и зазвенела».
- Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали?
- Доля правды есть в ваших ответах, но самое главное здесь, я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И конечно же, все что дается не от души, - не нужно, мертво, обманчиво, ложно.
- Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло?
- Но «пальчики на ножках уже болят», а «на ручках стали совсем красные, не сгибаются, ими больно пошевелить».
- Какие глаголы употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя?
- Ребята, а от чего он убегал?
- Он убегал не от физической боли, а от душевной. Боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни.
- Читая этой рассказ, мы можем ощущать запахи, которыми пронизан рассказ. Попробуйте описать «запах бедности» и «запах сытости», используя фрагменты рассказа. - ребята, для чего Достоевский дает нам возможность ощутить эти запахи?
- Эти «запахи» дают не только узнать, но и почувствовать атмосферу среды обитания мальчика. Обратимся к главному эпизоду рассказа «Мальчик у Христа на ёлке».
- Что удивляет героя и что кажется ему неправдоподобным?
- Чем же отличаются ёлки на земле и у Христа?
На елке у Христа он попадает в атмосферу любви и участия, обретая то, чего у него не было на земле, – семью, дом, где его любят. “… о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом все куколки, – но нет, это все мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его…”.
- Мы провели с вами, ребята, так называемый сюжетно – композиционный анализ. Он необходим для понимания авторского замысла рассказа.
- Почему Достоевские не дает мальчику имя?
- Как вы думаете, для чего, с какой целью Федор Михайлович написал этот рождественский рассказ для детей?
- А в наше время есть такие брошенные и забытые мальчики и девочки?
- К чему призывает Достоевский людей?
- Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит. Несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет добрее, справедливее и милосерднее. - В начале урока я вам сказала, что у святочных рассказов хороший конец. Но ведь мальчик умер!? Финал рассказа никак не назовешь счастливым.
- А как вы считаете? Найдите ответ на мой вопрос в тексте.
- Это Достоевский предлагает тебе, читателю, решить счастливый ли здесь финал или нет. Если веришь в ёлку у Христа – то счастливый, ели нет – другое дело. Веришь или нет – вот что главное.
- Ребята, посмотрите на экран. Перед вами кроссворд. На столах тоже. КРОССВОРД
Посмотрите на ключевые слова. Что это за слова?
- Что такое милосердие?
Милосердие – готовность помочь кому – нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать – жалеть, сочувствовать.
Автор также использует прием противопоставления. Найдите, что противопоставляется в рассказе. Составление таблицы 1 ряд. Город – деревня 2 ряд. Мир Мальчика – мир за стеклом
Мир мальчика: в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно «Господи, как хочется поесть…и так больно стало вдруг пальчикам».
Мир за стеклом: Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то”. |
Записывают в рабочие листы.
Автор считает так, потому что все описанное им мало правдоподобно.
Мальчик несчастен, одинок, он беден, до него никому нет дела. Но он ребенок, способный радоваться чуду, сказке – живым куклам.
Композиция – это последовательность частей текста. Композиционные части рассказа – завязка, развитие действия, кульминация и развязка.
Знакомство с героем.
Мальчик в городе, картины, которые он там увидел.
Когда тихий голос приглашает мальчика на ёлку, и герой оказывается на Христовой ёлке.
Мальчик умирает.
Печальное, мрачное, угнетенное, но светлое, радостное, лучезарное.
«… был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой – то халатик и дрожал.»
«…в подвале… в сыром и холодном подвале… нары…тонкая, как блин, подстилка…узел под головой…темнота огня не зажигали…очень холодно»
Чувство брезгливости, безысходности, тупика.
«Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз… Все так толкаются»
«Комната, а в комнате дерево до потолка; это ёлка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают, дети нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то…»
Для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.
Определения записывают в рабочие листы.
ХАЛАТИК
Ответы обучающихся.
Достоевский обращает на это внимание потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки и он не смог сжать пальцы. Или эта копеечка ему была не нужна.
Чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался «деревом до потолка», его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку. Он позабыл, что голоден, что раздет, что он – изгой.
Вспомнил, заплакал, побежал.
«Запах бедности»: душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, не уютность.
«Запах сытости»: аромат ели, яблок, французских духов.
Мальчик услышал тихий голос. Он подумал, что его зовёт мама. Но нет… Он не видит, кто его позвал, ощущает, что кто – то нагнулся над ним и обнял его в темноте. И вдруг он увидел свет, увидел ёлку. Всё вокруг него блести и сверкает. Вокруг него кружатся, летают мальчики и девочки. Он видит маму.
На земной елке мальчик встречается с бездушием и эгоизмом «Видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие – миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали!»
События, описываемые в рассказе, могли произойти с любым брошенным и забытым ребенком.
Чтобы показать, как несправедливо устроена наша жизнь – есть в ней бедные, нищие, а есть – богатые. Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь.
«Мне всё кажется и мерещится, что всё это могло случится действительно, т.е. то, что происходило в подвале, за дровами, а там у Христа – то уже и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет».
ДОБРОТА МИЛОСЕРДИЕ
Город “Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…”.
Деревня «Там, откуда он приехал, по ночам такой черный мрак…Деревянные низенькие домишки запираются ставнями.. целые стаи собак… воют и лают всю ночь..» |
Личностные УУД:установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие. Коммуникативные УУД:выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений; владение умениями совместной деятельности и координациидеятельности с другими её участниками. Регулятивные УУД:способность к определению мотива учения; фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
Познавательные УУД:применение методов информационного поиска. самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера; анализ объектов с целью выделения признаков; умение оформлять свои мысли в письменной форме; преобразование информации из одной формы в другую. Коммуникативные УУД:умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные УУД:оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; контроль, коррекция. Личностные УУД:оценивание усваиваемого содержания; способность самооценки своих действий.
Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
|
5. |
1 ст |
||
9.Итог урока.
10. Рефлексия. Подведение итогов урока. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
11. Этап оценивания. Предъявление домашнего задания.
|
Заключительное слово учителя. -Почти все произведения Ф.М. Достоевского кончаются трагически, но нигде у писателя нет безысходного трагизма. Нет его и в рассказе «Мальчик у Христа на ёлке». Ведь если в этом несправедливом мире страдают дети, то значит надо не только изменить жизнь, но и преодолевать её. Но единственное, чем можно преодолеть жизнь, учит Достоевский - это любить её, как любят дети, которые у писателя обычно получают назначение непроизвольных проводников чистоты и искренности. Но любить жизнь- это значит всегда и везде делать людям добро!
- Ребята, перед вами коробка, в которой лежат новогодние игрушки. На каждой написано слово, которое даёт характеристику верующему человеку. Каждый выберите по две игрушки и украсьте ими нашу рождественскую ёлку.
- Посмотрите, какая замечательная праздничная ёлка у нас получилась.
Наш урок я хочу закончить притчей. Однажды некий человек спросил Иисуса Христа: «Кто мой ближний?» В ответ на вопрос Христос рассказал притчу. Шёл человек из Иерусалима в другой город и попал в руки разбойников. Они забрали его одежду, изранили и оставили на дороге едва живым. В то время шёл той же дорогой один человек. Он посмотрел на несчастного и прошёл мимо. Так же поступил и второй прохожий. Но некий самарянин, увидев на дороге раненого, сжалился над ним. Он перевязал его раны, посадил на своего осла и привёз в гостиницу. На другой день, отъезжая, дал хозяину гостиницы деньги и сказал: «Позаботься об этом человеке». Окончив притчу, Иисус спросил: «Кто из этих троих оказался ближним человеку, попавшему в руки разбойников?» Слушавший ответил: «Проявивший к нему милосердие». Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же». Я хочу, чтобы вы открывали свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры,
Рождество - светлый праздник, а по праздникам принято дарить подарки. Я вам сегодня подарю сладкие подарки. В каждом из них - частичка моего сердца. Я хочу, чтобы у вас в жизни все было хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны.
Домашнее задание: 1. Придумать другой конец рассказа 1. 2. Написать сочинение-миниатюру на тему «Вера, милосердие, сострадание — вечные, непреходящие человеческие ценности»
|
Дети "украшают" ёлку.
Записывают задание в дневниках |
Познавательные УУД:самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера; анализ объектов с целью выделения признаков; умение находить нужную информацию; умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме. Коммуникативные УУД:умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Личностные УУД:оценивание усваиваемого содержания; способность самооценки своих действий. применение методов информационного поиска. Регулятивные УУД:умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; контроль, коррекция, оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные УУД: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.