Конспект открытого урока литературы на родном языке "Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в святочном рассказе М.Ф. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"
Оценка 4.6

Конспект открытого урока литературы на родном языке "Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в святочном рассказе М.Ф. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"

Оценка 4.6
docx
28.05.2024
Конспект открытого урока литературы на родном языке "Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в святочном рассказе М.Ф. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"
Конспект открытого урока 7 класс ФГОС.docx

 

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Дубровская средняя школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта

открытого урока литературы на родном языке в 7 классе

«Проблемы доброты, милосердия и всепрощения в святочном рассказе

Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».

 

 

 

                                                                                              Учитель русского языка и литературы

                                                                                 Жуплова Анна Викторовна

 

2022 – 2023 уч.год

Предмет: литература на родном языке.

Категория: обучающиеся 6 класса.      

УМК: Родная русская литература. 7 класс. Учебник. Александрова О.М., Аристова М.А., Беляева Н.В., Просвещение, 2021г.

Тема урока: «Проблемы доброты, милосердия и всепрощения в святочном рассказе Ф.М. Достоевского

«Мальчик у Христа на ёлке».

Эпиграф: «Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди…свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами». Чарльз Диккенс

Тип урока: урок-практикум с элементами исследования

Учитель: Жуплова А.В., учитель русского языка и литературы МКОУ «Дубровская СШ» Киквидзенского муниципального района Волгоградской области

Цели урока: -  познакомить кратко с биографией Ф.М. Достоевского;

- выявить авторскую позицию в раскрытии нравственных понятий доброты, милосердия и всепрощения в рассказе

 Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»;

- дать первое представление о мире художественных произведений Ф.М. Достоевского;

- познакомить учащихся с поэтикой рассказа «Мальчик у Христа на ёлке».

Задачи урока:

обучающие: углубление представления о жанре святочного рассказа, знакомство с жизнью и творчеством Ф.М. Достоевского, совершенствование умения выразительного чтения, пересказа; обучение характеристики героя, выявлению художественной идеи произведения;

развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать; развитие умения составлять план;

воспитательные: воспитание любви к культурному наследию: русского народа, его устному народному творчеству; формирование нравственно-этических представлений.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствование речи  учащихся, отработка навыка выразительного чтения, понимание жанровых особенностей святочного рассказа; умение строить связное сообщение исследовательского характера в устной форме; совершенствование  навыка пересказа; умение осмысленно читать и объяснять значение прочитанного.

Метапредметные:

познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение  речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; воспитание уважения к русскому фольклору и истории, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа.

Методы обучения: метод творческого чтения, методы репродуктивной, частично-поисковый и исследовательский в их сочетании

Формы работы учащихся: работа в парах, презентация результатов заданий, индивидуальная работа, рефлексия

Средства обучения: презентация, аудиозапись, портрет Ф.М. Достоевского, текст рассказа, небольшая наряженная ёлочка; ноутбук, проектор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Знакомство с биографией

 Ф.М. Достоевского

 

 

Звучит музыка П.И. Чайковский «Декабрь. Святки» (цикл «Времена года»)

- Добрый день! Ребята, это звучит музыкальная композиция Петра Ильича Чайковского «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года».

- Ребята, кто из вас знает, что такое святки?

Свя́тки — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды», то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды.

- Как вы услышали, святки начинаются с кануна Рождества. Мы уже встретили Новый год, Рождество, старый Новый год. И сегодня вечером начинается Крещенский сочельник. Завтра 19 января мы отмечаем Крещение Господне. Этот день является лучшим в году для очищения души и тела.

И как сказал Чарльз Диккенс: «Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами».

- Давайте с вами составим кластер. С чем у вас ассоциируется Рождество? Посмотрите на иллюстрацию и скажите, какие ассоциации приходят вам на ум.

 - Посмотрите, что у нас получилось. Какие замечательные слова.

В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время совершения добрых дел. У нас в Святки принято творить добрые дела.

Посмотрите на доску. Чей это портрет?

- 11 ноября 2021 года вся страна праздновала 200-летие со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского. С творчеством этого писателя мы сегодня знакомимся впервые.

Ф.М. Достоевский – «взрослый» писатель. Он автор больших и нелегких произведений. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей.

- Ребята, посмотрите на портрет Ф.М. Достоевского. Что вы можете сказать об этом человеке, глядя на его портрет?   

- Кратко с биографией Достоевского вас познакомит Бородина Валерия.

-Более подробно о жизненном и творческом пути Ф.М. Достоевского вы узнаете чуть попозже, когда будете учиться в 10 классе.

Мне говорят: побереги себя! 

Всех не спасешь от бед и не накормишь! 

Бессмысленно ко всем бежать на помощь! 

На всех смотреть любя! 

Мне говорят: «Чужое не болит! 

И за чужих детей мы не в ответе!»

Но разве в мире есть чужие дети???!!! 

И разве стоит по-другому жить???!!!

 

Через все творчество Ф.М. Достоевского проходит мысль о детях, об их ранних впечатлениях, обманутых ожиданиях. Ведь совсем просто обидеть и обмануть беззащитного ребенка, разрушить его веру, надежду и даже любовь…

Приветствие учащихся.

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

Высказывания учащихся

 

Слушают биографию Достоевского

 

 

 

Личностные УУД:формирование  эмоционального настроя на урок.

Коммуникативные УУДвзаимодействие с учителем.

3.Целеполагание

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне;

постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

 Федора Михайловича тревожил вопрос, почему «дите плачет»? Почему же ребенок плачет? Почему все проходят мимо него? Ведь так не должно быть…

Сегодня на уроке мы познакомимся с жанром святочного рассказа; проследим, как система средств соответствует авторскому замыслу; подумаем, что означают вечные категории: вера, милосердие, сострадание на основе святочного рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».

 

 

Познавательные УУД: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

Личностные УУД:установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.положительное отношение к учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные УУД: контроль в форме результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

4.Этап усвоения новых знаний и способов действий

Цель: построение и фиксация нового знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Исследование текста (комплексный анализ лирического произведения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Работа с кроссвордом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Работа по рядам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Рассказ, который вы прочитали дома, написан Достоевским в 1876 году. Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в конце концов даже самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал рассказа, как правило, хороший. Популярность рождественского рассказа, особенно среди детской аудитории, объясняется тем, как и в волшебной сказке, на страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.

 

Давайте познакомимся с жанром святочного рассказа и запишем в рабочих листах.

 

Святочный рассказ – это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал – хороший.

 

 

 

1.      Давайте прочитаем первый абзац рассказа «Мальчик у Христа на ёлке».

- Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что «все это могло случиться действительно».

 

 

- Как вы думаете, почему же Достоевскому так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование реально произошедших событиях?

 

Достоевскому важно дать читателям возможность поверить в то, о чем он написал.

 

- В рождественском рассказе наиболее традиционна и ожидаема стихия авторского вымысла, что определяется особенностями жанра, поэтому автор с первых же строк «отказывается» от вымысла.

 

- Каким мы видим героя данного рассказа? Характеризуем его.

 

 

 

 

- Обратимся к сюжету рассказа. Вместе выстроим последовательность событий, происходящих в рассказе.

 

1.      Знакомство с мальчиком, героем рассказа.

2.      Мальчик в городе.

3.      Чудо за большим стеклом.

4.      Смело отворил дверь и вошёл.

5.      Копеечка выкатилась и зазвенела.

6.       Куколки в окне.

7.      Обидели.

8.      Чужой двор.

9.      «Пойдём ко мне на ёлку, мальчик». Шепот тихого голоса.

10.  «Христова ёлка».

11.  Маленький трупик.

- Такая последовательность событий дает право говорить, что у рассказа «Мальчик у Христа на ёлке» обычная композиция, свойственная жанру рассказа. Давайте вспомним и вычленим композиционные элементы.

 

- Ребята, вспомните, что такое композиция?

Что образует композицию данного рассказа?

 

 

 

 

 

- Итак, завязкой в данном рассказе служит эпизод…

 

- Развитие действия…

 

- Самым ярким эпизодом в рассказе является…

 

 

 

 

- Это кульминация рассказа. А развязка?

 

Композиция обуславливает настроение рассказа. Какое настроение возникло у вас после прочтения рассказа?

 

Учитель показывает композиционную схему рассказа.

 

- Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя.

 

 

- Достоевский очень коротко говорит о внешности мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и «маленький рост», и возраст, и одежда «какой-то халатик» а главное, что это «безликое существо» «хотело кушать». Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид.

 

- Чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события. Найдем описание места, где живет герой.

 

 

- Какие чувства вызывают картины этого ужасного подвала?

 

- В рассказе Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город, улицу, шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик. Описания эти разные.

 

- Зачитайте, каким изображен город?

 

 

 

- А прекрасная зала за большим стеклом?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как вы думаете, для чего автор сопоставляет в рассказе эти картины: убогие, серые и празднично нарядные?

 

- Запишем в рабочих листах, что такое «портрет» и «пейзаж».

 

Портрет – изображение в произведении внешности персонажа; служит для характеристики героя.

 

Пейзаж – изображение в художественной литературе картин живой и мертвой природы; создает определенное, нужное автору настроение.

Кроме портрета и пейзажа автор использует и другие приёмы, помогающие понять героя. Например, художественная деталь.

 

Художественная деталь – выразительная подробность художественного произведения; служит для выделения характерных черт героя.

 

- Вспомните, во что был одет мальчик?

________, сделай на доске морфемный разбор данного слова.

Что мы скажем о суффиксе? Именно, слово употреблено с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

 

- Для чего?

 

-  И мы чувствуем, что автор жалеет ребенка, жалеет оттого, что ему холодно.

 

- Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку копеечку. А «копеечка выкатилась и зазвенела».

 

- Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали?

 

 

 

 

 

- Доля правды есть в ваших ответах, но самое главное здесь, я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И конечно же, все что дается не от души, - не нужно, мертво, обманчиво, ложно.

 

- Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло?

 

 

 

 

 

 

- Но «пальчики на ножках уже болят», а «на ручках стали совсем красные, не сгибаются, ими больно пошевелить».

 

- Какие глаголы употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя?

 

- Ребята, а от чего он убегал?

 

- Он убегал не от физической боли, а от душевной. Боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни.

 

- Читая этой рассказ, мы можем ощущать запахи, которыми пронизан рассказ. Попробуйте описать «запах бедности» и «запах сытости», используя фрагменты рассказа.

- ребята, для чего Достоевский дает нам возможность ощутить эти запахи?

 

- Эти «запахи» дают не только узнать, но и почувствовать атмосферу среды обитания мальчика. Обратимся к главному эпизоду рассказа «Мальчик у Христа на ёлке».

 

- Что удивляет героя и что кажется ему неправдоподобным?

 

 

 

- Чем же отличаются ёлки на земле и у Христа?

 

На елке у Христа он попадает в атмосферу любви и участия, обретая то, чего у него не было на земле, – семью, дом, где его любят. “… о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом все куколки, – но нет, это все мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его…”.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Мы провели с вами, ребята, так называемый сюжетно – композиционный анализ. Он необходим для понимания авторского замысла рассказа.

 

- Почему Достоевские не дает мальчику имя?

 

 

 

- Как вы думаете, для чего, с какой целью Федор Михайлович написал этот рождественский рассказ для детей?

 

 

 

 

 

 

 

-  А в наше время есть такие брошенные и забытые мальчики и девочки?

 

 

- К чему призывает Достоевский людей?

 

- Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит. Несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет добрее, справедливее и милосерднее.

- В начале урока я вам сказала, что у святочных рассказов хороший конец. Но ведь мальчик умер!? Финал рассказа никак не назовешь счастливым.

 

- А как вы считаете? Найдите ответ на мой вопрос в тексте.

 

 

 

 

- Это Достоевский предлагает тебе, читателю, решить счастливый ли здесь финал или нет. Если веришь в ёлку у Христа – то счастливый, ели нет – другое дело. Веришь или нет – вот что главное.

 

- Ребята, посмотрите на экран. Перед вами кроссворд. На столах тоже.

КРОССВОРД

 

Посмотрите на ключевые слова. Что это за слова?

 

- Что такое милосердие?

 

Милосердие – готовность помочь кому – нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать – жалеть, сочувствовать.

 

 

 

 

Автор также использует прием противопоставления. Найдите, что противопоставляется в рассказе.

Составление таблицы

1 ряд. Город – деревня

2 ряд. Мир Мальчика – мир за стеклом

 

Мир мальчика: в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно

«Господи, как хочется поесть…и так больно стало вдруг пальчикам».

 

Мир за стеклом: Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в рабочие листы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор считает так, потому что все описанное им мало правдоподобно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мальчик несчастен, одинок, он беден, до него никому нет дела. Но он ребенок, способный радоваться чуду, сказке – живым куклам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Композиция – это последовательность частей текста. Композиционные части рассказа – завязка, развитие действия, кульминация и развязка.

 

 

Знакомство с героем.

 

Мальчик в городе, картины, которые он там увидел.

 

Когда тихий голос приглашает мальчика на ёлку, и герой оказывается на Христовой ёлке.

 

Мальчик умирает.

 

Печальное, мрачное, угнетенное, но светлое, радостное, лучезарное.

 

 

 

 

«… был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой – то халатик и дрожал.»

 

 

 

 

 

 

 

«…в подвале… в сыром и холодном подвале… нары…тонкая, как блин, подстилка…узел под головой…темнота огня не зажигали…очень холодно»

 

Чувство брезгливости, безысходности, тупика.

 

 

 

 

 

«Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз… Все так толкаются»

 

«Комната, а в комнате дерево до потолка; это ёлка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают, дети нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то…»

 

Для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.

 

 

 

 

 

 

Определения записывают в рабочие листы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХАЛАТИК

 

 

 

 

 

 

Ответы обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

Достоевский обращает на это внимание потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки и он не смог сжать пальцы. Или эта копеечка ему была не нужна.

 

 

 

 

 

 

 

Чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался «деревом до потолка», его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку. Он позабыл, что голоден, что раздет, что он – изгой.

 

 

 

 

 

Вспомнил, заплакал, побежал.

 

 

 

 

«Запах бедности»: душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, не уютность.

 

«Запах сытости»: аромат ели, яблок, французских духов.

 

 

Мальчик услышал тихий голос. Он подумал, что его зовёт мама. Но нет… Он не видит, кто его позвал, ощущает, что кто – то нагнулся над ним и обнял его в темноте. И вдруг он увидел свет, увидел ёлку. Всё вокруг него блести и сверкает. Вокруг него кружатся, летают мальчики и девочки. Он видит маму.

 

На земной елке мальчик встречается с бездушием и эгоизмом

«Видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие – миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали!»

 

 

 

 

 

 

 

События, описываемые в рассказе, могли произойти с любым брошенным и забытым ребенком.

 

Чтобы показать, как несправедливо устроена наша жизнь – есть в ней бедные, нищие, а есть – богатые. Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мне всё кажется и мерещится, что всё это могло случится действительно, т.е. то, что происходило в подвале, за дровами, а там у Христа – то уже и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОБРОТА

МИЛОСЕРДИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Город

“Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…”.

 

Деревня

«Там, откуда он приехал, по ночам такой черный мрак…Деревянные низенькие домишки запираются ставнями.. целые стаи собак… воют и лают всю ночь..»

 

Личностные УУД:установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Коммуникативные УУД:выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений;

владение умениями совместной  деятельности и координациидеятельности с другими  её участниками.

Регулятивные УУД:способность к определению мотива учения; фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения;

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:применение методов информационного поиска.

самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера;  анализ объектов с целью выделения признаков;  умение оформлять свои мысли в письменной форме; преобразование информации из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные УУД:оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

 умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; контроль, коррекция.

Личностные УУД:оценивание усваиваемого содержания;

способность самооценки своих действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

 

 

 

 

5.

1 ст

9.Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Этап оценивания. Предъявление домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительное слово учителя.

  -Почти все произведения Ф.М. Достоевского кончаются трагически, но нигде у писателя нет безысходного трагизма. Нет его и в рассказе «Мальчик у Христа на ёлке». Ведь если в этом несправедливом мире страдают дети, то значит надо не только изменить жизнь, но и преодолевать её. Но единственное, чем можно преодолеть жизнь, учит Достоевский - это любить её, как любят дети, которые у писателя обычно получают назначение непроизвольных проводников чистоты и искренности. Но любить жизнь- это значит всегда и везде делать людям добро!

           

- Ребята, перед вами коробка, в которой лежат новогодние игрушки. На каждой написано слово, которое даёт характеристику верующему человеку. Каждый выберите по две игрушки и украсьте ими нашу рождественскую ёлку.

 

- Посмотрите, какая замечательная праздничная ёлка у нас получилась.

 

Наш урок я хочу закончить притчей.

Однажды некий человек спросил Иисуса Христа: «Кто мой ближний?» В ответ на вопрос Христос рассказал притчу.

Шёл человек из Иерусалима в другой город и попал в руки разбойников. Они забрали его одежду, изранили и оставили на дороге едва живым. В то время шёл той же дорогой один человек. Он посмотрел на несчастного и прошёл мимо. Так же поступил и второй прохожий. Но некий самарянин, увидев на дороге раненого, сжалился над ним. Он перевязал его раны, посадил на своего осла и привёз в гостиницу.

На другой день, отъезжая, дал хозяину гостиницы деньги и сказал: «Позаботься об этом человеке».

Окончив притчу, Иисус спросил: «Кто из этих троих оказался ближним человеку, попавшему в руки разбойников?» Слушавший ответил: «Проявивший к нему милосердие». Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же».

Я хочу, чтобы вы открывали свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры,

 

Рождество - светлый праздник, а по праздникам принято дарить подарки. Я вам сегодня подарю сладкие подарки. В каждом из них - частичка моего сердца. Я хочу, чтобы у вас в жизни все было хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны.

 

 

Домашнее задание:

1.         Придумать другой конец рассказа

1.      2.         Написать сочинение-миниатюру на тему «Вера, милосердие, сострадание — вечные, непреходящие человеческие ценности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети "украшают" ёлку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают задание в дневниках

Познавательные УУД:самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера;  анализ объектов с целью выделения признаков;  умение находить нужную информацию; умение оформлять свои мысли в письменной и устной  форме.

Коммуникативные УУД:умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Личностные УУД:оценивание усваиваемого содержания;

способность самооценки своих действий.

применение методов информационного поиска.

Регулятивные УУД:умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; контроль, коррекция, оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

 

 

 

Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

Личностные УУД:  самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

 

 


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Дубровская средняя школа»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Дубровская средняя школа»

Предмет: литература на родном языке

Предмет: литература на родном языке

Предметные: совершенствование речи учащихся, отработка навыка выразительного чтения, понимание жанровых особенностей святочного рассказа ; умение строить связное сообщение исследовательского характера в устной форме; совершенствование навыка…

Предметные: совершенствование речи учащихся, отработка навыка выразительного чтения, понимание жанровых особенностей святочного рассказа ; умение строить связное сообщение исследовательского характера в устной форме; совершенствование навыка…

Этапы урока Деятельность учителя

Этапы урока Деятельность учителя

Знакомство с биографией Ф

Знакомство с биографией Ф

Знакомство с биографией Ф

Знакомство с биографией Ф

Приветствие учащихся.

Приветствие учащихся.

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Физкультминутка 7

Физкультминутка 7

Физкультминутка 7

Физкультминутка 7

Физкультминутка 7

Физкультминутка 7

Работа с кроссвордом. 8

Работа с кроссвордом. 8

Работа с кроссвордом. 8

Работа с кроссвордом. 8

Работа с кроссвордом. 8

Работа с кроссвордом. 8

Работа с кроссвордом. 8

Работа с кроссвордом. 8

Работа с кроссвордом. 8

Работа с кроссвордом. 8

Работа с кроссвордом. 8

Работа с кроссвордом. 8

Работа по рядам -

Работа по рядам -

Итог урока. 10

Итог урока. 10

Этап оценивания. Предъявление домашнего задания

Этап оценивания. Предъявление домашнего задания

Заключительное слово учителя

Заключительное слово учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2024