Статья на тему "Приёмы работы при изучении главных членов предложения на уроках русского языка"
Оценка 4.6

Статья на тему "Приёмы работы при изучении главных членов предложения на уроках русского языка"

Оценка 4.6
docx
28.05.2024
Статья на тему "Приёмы работы при изучении главных членов предложения на уроках русского языка"
ццццц.docx

Формирование функционально грамотной языковой личности младшего школьника невозможно без изучения синтаксиса. Значимость работы над предложением обусловлена прежде всего его социальной функцией. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением – значит
развить у них умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, соединяя слова в предложения [2]. Функциональный подход определяет, что для развития познавательной, мыслительной активности необходимо создать условия для понимания детьми сущности связи слов в предложении, для осознания особенностей главных членов, для развития умения ставить вопросы для установления связи между словами
Другими словами, работа над синтаксическими единицами выдвигает на первое место не информированность обучающегося о главных членах предложения, а умение решать различные учебные, в том числе нестандартные, задачи. [1]

Формирование функциональной грамотности в процессе изучения главных членов предложения связано с формированием знаний о языковых явлениях; развитием умения видеть задачу и решать ее при помощи правил или обращения к учебнику, таблицам, справочнику или словарю; формированием навыка чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. Необходимыми условиями при этом становятся: деятельностный характер обучения; ориентирование на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; использование продуктивных приемов работы. На наш взгляд, можно выделить следующие приемы: анализ предложения, беседа, «Шаг за шагом» (составление алгоритма), «Верно ли высказывание?»

Одним из важнейших направлений работы по синтаксису остаётся формирование синтаксического строя речи учащихся, в том числе умение анализировать предложение. Известно, что анализ – это приём умственной деятельности, связанный с мысленным или реальным делением на части. Это важная сторона мыслительной деятельности учащего в процессе овладения языком. Анализ предложения – это вычленение в нём единиц, установление их лексических и грамматических связей. Одним из важных признаков предложения является грамматическая основа, в которой сосредоточен смысл высказывания. Кроме того, это помогает понять связь слов внутри фразы. В ходе синтаксического разбора, как правило, даётся характеристика предложения, определяются все члены предложения и выясняется, какими частями речи они выражены. В данном случае, приём позволяет выделить грамматическую основу предложения, которая может состоять из двух главных членов: подлежащего и сказуемого.

На уроке по теме «Главные члены предложения» учащиеся читают предложение: Осенью расцвели белые астры. Сначала в предложении обязательно находим слово, которое производит действие. Детям легко удаётся находить глаголы. Здесь это слово – расцвели. Какой вопрос мы можем задать? (Что сделали?). Часть речи – глагол, подчёркиваем двумя чертами. Теперь узнаем, кто? или что? выполняет эту работу, действие. (Кто «хозяин» этого действия?) Это – слово астры, отвечает на вопрос что? Часть речи – имя существительное, подчёркиваем одной чертой.

Делаем вывод: слово «астры» является в предложении подлежащим, подчёркиваем одной линией, а слово «расцвели» - сказуемым, подчёркиваем двумя линиями. Итак, грамматическая основа предложения – астры расцвели. Остальные слова в предложении – второстепенные члены.

Процесс анализа предложения направлен на формирование следующих умений: определять и выделять главные члены простого предложения, находить грамматическую основу, соблюдать порядок слов в предложении, устанавливать связь между словами по вопросам.

Беседа – основной и самый распространённый приём, применяемый на уроках разных предметных областей, в том числе и на уроках русского языка. Данный вопросно-ответный приём обучения активизирует умственную деятельность обучающихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее. Особенности проведения беседы на уроках языка зависят и от цели занятий: активизация мышления учащихся при сообщении им новых знаний; повторение и воспроизведение изученного ранее, связанного с новой грамматической или другой темой; закрепление, систематизация, обобщение фактов; предупреждение ошибок; контроль и т. п.

Основным элементом беседы являются вопросы. Необходимо использовать вопросы различной сложности: как по содержанию, так и по форме. Особенно важны вопросы проблемного характера, требующие от детей умозаключений, суждений, устанавливающие связи между объектами.

Например, учитель проводит беседу, опираясь на предложения из упражнения: О чём говорится в каждом предложении? (О солнышке). Что говорится о солнышке? Ответьте одним словом. (Светит). Какие слова повторяются в каждом предложении? (Солнышко светит). Понятен ли будет смысл предложений, если бы этой пары слов не было? (Нет). Попробуйте прочитать 2-е и 3-е предложение без этой пары слов. Что получается? (Смысл предложений становится непонятен). Можно ли сказать, что слова солнышко светит являются главными членами каждого предложения? Чтобы убедиться в этом, давайте прочитаем правило на стр. 30. Так что же составляют главные члены предложения? (Основу предложения). Что в ней заключается? (Главный смысл предложения).

Участие в беседе прививает ряд умений: слушать, не перебивать, дополнять друг друга, высказывать предположения, строить доказательства, делать выводы и обобщения, логически мыслить, обосновывать свой ответ.

 «Шаг за шагом» (составление алгоритма). Один из базовых умений функциональной грамотности – умение решать грамматическую задачу. Часто учащиеся могут хорошо рассказать правила о подлежащем и сказуемом, но совершают ошибки в нахождении их в предложении. Причина в том, что нет осознания, как применять правило, в какой последовательности распознавать данное грамматическое явление. Для выработки навыков распознавания подлежащего и сказуемого в предложении учитель может использовать приём «Шаг за шагом». Алгоритм – это такое логическое построение, которое вскрывает содержание и структуру мыслительной деятельности ученика при решении грамматических задач. Оно является средством активизации познавательной деятельности, поэтому любое задание с применением алгоритмов всегда направляется на то, чтобы ученик мог разобраться в изучаемом материале по теме «Главные члены предложения», осознать связь подлежащего и сказуемого, закономерности их существования и взаимодействия. Путем наводящих вопросов учеников можно вывести учеников на самостоятельное составление алгоритма, что формирует умение представить языковой материал в различных информационных форматах (текст, алгоритм). Это способствует развитию логического мышления ребят, заставляет думать, а не получать готовый результат.

Например, учитель предлагает построить алгоритм нахождения главных членов в предложении. Как думаете, какой наш будет первый шаг? (Прочитать внимательно предложение). Затем, что нужно сделать? (Найти, о ком или о чем говорится в предложении). Как убедиться, что именно это слово является подлежащим? (Проверить, отвечает ли это слово на вопросы кто? или что?). Убедились. Дальше что? (Подчеркнуть одной чертой). Следующее действие? (Найти слово, которое обозначает действие этого предмета). Нашли. Следующий шаг? (Проверить, отвечает ли оно на вопросы что делает? что делал? и т.д.). Проверили. Что дальше? (Подчеркнуть его двумя чертами). Мы с вами составил алгоритм нахождения главных членов или эталон, который будем использовать в работе.

Использование алгоритмов особенно ценно тем, что оно, прежде всего, «работает» на достижение метапредметных результатов освоения

образовательной программы, а значит, на формирование функциональной грамотности.

Приём «Верно ли высказывание?» Учитель готовит высказывания по изученной теме и читает их в классе. Каждое высказывание начинается словами: «Верно ли, что...?» Учащиеся выбирают верные высказывания, полагаясь на собственный опыт и полученные знания, и обязательно устно обосновывают свой ответ.

Например, на уроке по теме «Как установить связь слов в предложении?» учитель предлагает высказывания: «Верно ли, что в предложении подлежащее подчеркивается двумя чертами?» (Нет, неверно. В предложении подлежащее подчеркивается одной чертой); «Верно ли, что сказуемое обозначает то, что говорится о подлежащем?» (Да, верно. Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем).

Данный приём основывается на технологии критического мышления, побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, которая является необходимым компонентом функциональной грамотности. Его использование направленно на формирование таких умений, как умение критически мыслить, анализировать результаты своей деятельности. Также приём помогает учащимся акцентировать ценность своей учебной деятельности.

Таким образом, применение ряда таких приёмов, как анализ предложения, беседа, «Шаг за шагом», «Верно ли высказывание?» на уроках русского языка способствуют эффективному формированию функциональной грамотности младших школьников.

 

Список использованной литературы.

1. Купалова А.Ю. Основы функционального подхода к изучению синтаксиса русского (родного) языка в школе: учебное пособие / А.Ю. Купалова. - М., 2013. - 231 с.

2. Перминова Л.М. Формирование функциональной грамотности учащихся: основы теории и технология / Л.М. Перминова. – СПб., 2014. – 25 с.

3. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина [ и др.]; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб. : КАРО, 2019 –  160 с.

4. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка. Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/426136-formirovanie-funkcionalnoj-gramotnosti-uchasc

Опубликовано: 11.05.2024


 

Формирование функционально грамотной языковой личности младшего школьника невозможно без изучения синтаксиса

Формирование функционально грамотной языковой личности младшего школьника невозможно без изучения синтаксиса

Что получается? (Смысл предложений становится непонятен)

Что получается? (Смысл предложений становится непонятен)

Купалова А.Ю. Основы функционального подхода к изучению синтаксиса русского (родного) языка в школе: учебное пособие /

Купалова А.Ю. Основы функционального подхода к изучению синтаксиса русского (родного) языка в школе: учебное пособие /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2024