Конспект открытого урока литературы в 6 классе "Роль метели в судьбах героев (по повести А.С. Пушкина «Метель»).
Оценка 4.8

Конспект открытого урока литературы в 6 классе "Роль метели в судьбах героев (по повести А.С. Пушкина «Метель»).

Оценка 4.8
docx
24.11.2023
Конспект открытого урока литературы в 6 классе "Роль метели в судьбах героев (по повести А.С. Пушкина «Метель»).
Конспект открытого урока_Метель.docx

Урок литературы в 6 классе

Тема урока

Роль метели в судьбах героев (по повести А.С. Пушкина «Метель»)

Имя урока

«Погружаясь в вихрь метели» (по повести А.С. Пушкина "Метель" )

Урок по предмету «Литература»

Представлен в системе уроков по внеклассному чтению

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний         

Форма урока

Урок-диалог

Продолжительность

 40 минут

Цель

Выяснить, в чем заключается судьбоносное значение метели в жизни главных героев повести А.С. Пушкина «Метель».

Общедидактическая цель

Создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Творчество А.С. Пушкина», выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Триединая дидактическая цель:

Обучающий аспект: создать условия для систематизации изученного материала по творчеству А.С. Пушкина, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности; создать условия для формирования умения анализировать литературные и музыкальные произведения в единстве содержательной и художественной сторон, сравнивать и обобщать; создать условия для расширения и углубления ранее полученных знаний о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

Развивающий аспект: создать условия для развития представлений о литературе как о виде искусства, создать условия для развития умственных способностей, ассоциативного, логического и творческого мышления, для развития умения анализировать, сравнивать, обобщать; создать условия для развития эмоционально-волевой сферы учащихся;

Воспитательный аспект: создать условия для воспитания нравственно-духовных качеств человека; создать условия для воспитания личностных качеств: наблюдательности, внимательности, целеустремлённости, артистизма; на основе эмоционального восприятия повести А.С. Пушкина и музыки Г.В. Свиридова воспитывать любовь к классической музыке и литературе, воспитывать потребность в духовной стороне жизни.

Ожидаемые результаты

Научатся анализировать произведение; смогут решать проблемные вопросы;

смогут найти выход из проблемной ситуации; смогут воспитать в себе нравственные качества на примере произведений А.С. Пушкина.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемного изложения материала.

Формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование

- текст повести А. С. Пушкина «Метель»;

- портреты А. С. Пушкина и Г. Свиридова;

- репродукции с картин и иллюстраций художников к повести «Метель»;

- индивидуальные листы с памяткой для составления синквейна;

- музыка Г. Свиридова «Метель»;

-ноутбук и колонки;

аздаточный материал для учащихся (фишки, снежинки, памятки)

Структура урока

1. Организационный этап.

2. Подготовительный этап. Актуализация. Целеполагание и мотивация.

3. Этап усвоения нового (поисково-исследовательский)

4. Применение учебного материала – использование знаний в новой учебной ситуации.

5. Подведение итогов. Выводы. Оценивание.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия

 

 

 

 

 

План-конспект урока «Погружаясь в вихрь метели» (по повести А.С. Пушкина "Метель" )

 

Этапы урока

Содержание урока,

ключевые слова учителя,

некоторые предположительные ответы детей

Используемый материал

1. Организационный этап 

Дети под музыку входят в класс, становятся возле своих мест. Жетоны одного из 3 цветов разложены на столах (музыку сделать тише, на фоне музыки).

Учитель: Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей, повернитесь к ним, поприветствуйте. Садитесь.

Звучит аудиозапись Г.В. Свиридова «Пастораль»

 

Мотивация.

Учитель:

Друзья мои, я очень рада

Зайти в приветливый наш класс.

И для меня теперь награда

Сиянье ваших умных глаз.

2. Подготовительный этап. Актуализация. Целеполагание и мотивация.

Учитель: «Ах, судьба, судьба! Вне сомнений, ты самая загадочная дама на свете. Иной раз и не понять: шутишь ли ты или осыпаешь нас своими странными капризами с каким-то особым умыслом. Закружишь вдруг в вихре вальса, опьянишь любовью, завьюжишь, запутаешь в непроглядной тьме, а потом посмеёшься над нами, да так, что только и останется — улыбаться в ответ и благодарить — за всё»

      Многие произведения Пушкина полны раздумий о непостижимой игре, которую ведет с человеком судьба. Ведь гения очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил что существуют фатальные (судьбоносные) обстоятельства, которые неподвластны воле человека. И одно из таких произведений – повесть А.С. Пушкина ….Название ее вы узнаете, отгадав загадку:

Кто зимой метет и злится,

Дует, воет и кружится,

Стелет белую постель?

Это – снежная ... (метель)

«Метель», знакомство с которой мы продолжим сегодня на уроке.

Учитель: Почему повесть называется «Метель»? Каково значение этого образа?

У.: В метель попадают все три героя: Марья Гавриловна, Владимир, Бурмин.

Учитель: Сегодня мы с вами проследим, как природная стихия вмешивается в жизнь главных героев и круто её меняет.

 

- Какой метель видится вам? Какие ассоциации она вызывает? Предлагаю поработать  в группах.

Работа в группах:

1 группа: составляют ассоциацию (кластер) (защита у доски)

У:  Метель – сильный ветер со снегом, вьюга, опасность, холод, мерзнуть, заблудиться, пурга, буран.

УчительПодберите, пожалуйста, синонимы к слову метель.

У: Вьюга – снежная буря. Буря – ненастье с разрушительным ветром. Пурга – снежная буря, метель в степи. Поземка – вьюга, во время которой дует низовой ветер.

Почему из такого количества синонимов А.С. Пушкин выбирает метель? 

У: Потому что она вбирает в себя несколько стихий.

 

2 группа «Синквейн»   «Метель». (защита у доски)

1 существительное:            Метель

2 прилагательных:      Сильная, грозная
3 глагола:                  
Воет, крутит, пугает.                             
1 предложение:       Грозная метель таит опасность
Общее слово:                        Судьба

 

3 группа рисует метель (выдать цветные карандаши и листы бумаги)

(Дети выполняют. Выступление 1 представителя от группы)

 

Учитель: А теперь из нашей метели мы перенесемся в пушкинскую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске помещены портреты Пушкина и Свиридова

 

 

Аудиозапись Г.В. Свиридова «Тройка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с эпиграфом.

Учитель: Повесть предваряет эпиграф. Вспомните, что называется эпиграфом и какова его задача?       

У:Эпиграф — небольшой текст, предваряющий произведение. В нем может быть сформулирована тема, сжато выражена основная идея или сформулирована проблема.      

Учитель: Давайте его прочитаем. (Подготовленный ученик читает наизусть). Назовите произведение, из которого взяты строки, ставшие эпиграфом с повести «Метель» (Баллада Жуковского «Светлана»).

- Как вы думаете, почему А.С. Пушкин взял эпиграф именно из этого произведения?

У.: Пушкин нам намекает на события баллады, в которой тоже есть невеста – «жених-призрак» – «подлинный жених»

Учитель: Выделим главные, несущие основную нагрузку слова. (Божий храм, вдруг метелица, черный ворон, вещий стон).

- Какую основную мысль, по-вашему, выражает эпиграф?

У: Печальное предзнаменование. Вдруг случается метель, которая несет что-то печальное, предвещает  трагические события: черный ворон — символ потустороннего, непонятного, вещий стон, темная даль — все это предвестники трагических событий, которые каким-то образом связаны с метелью.

Учитель: Вдруг — в этом слове заключается большое значение: многое в жизни начинается внезапно, случайно. А случай сродни судьбе, провидению. На это нас нацеливает эпиграф.

Учитель: Какая метель перед нами? (Суровая, снежная, опасная, судьбоносная).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка учебной задачи.

Учитель: Итак, в метель попадают все 3 героя: Марья Гавриловна, Владимир, Бурмин. Метель – та сила, которая меняет жизнь героев. 

Метель играет роль случая, от которого, по мысли Пушкина зависит судьба человека.

- Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока. (Роль метели в судьбах главных героев).

 - Как вы думаете, какова цель нашего урока? (выяснить, в чем заключается судьбоносное значение метели в жизни главных героев повести раскрыть образ метели в повести А.С. Пушкина «Метель»).



 





Звучит фоном отрывок «Тройка»

3. Этап усвоения нового (поисково-исследовательский)

Учитель: Давайте вспомним содержание повести.

Краткий пересказ сюжета учеником.

В основе сюжета лежит забавный случай непредвиденной женитьбы молодого военного и провинциальной девушки. Однако, если для Бурмина это всего лишь одно из весёлых приключений, то для другой — крах первой любви. Основной сюжет состоит из двух сюжетных линий, сходящихся в конце: первая линия — Марья Гавриловна и Владимир, вторая — Марья Гавриловна и Бурмин. В соответствии с этим и строится произведение.

Фоном звучит «Романс» Г.В. Свиридова

 

Поиск художественно-изобразительных средств.

Учитель: Давайте определим взаимоотношения героев с метелью. Герои втянуты в метель.

1 группа:

Учитель: Вспомните, как связана судьба Марьи Гавриловны с метелью. Найдите в тексте описание метели.

У: «Ветер выл. Ставни стучали, тряслись. Метель не утихала. Ветер дул, как будто силясь остановить молодую преступницу».

Анализ эпизода

- Как можно охарактеризовать состояние Марьи Гавриловны?          

 (сильно нервничает)

- Почему возникла метель в душе Марьи Гавриловны? (Она не хочет и очень боится уезжать)

-Какие два противоречия возникли в ее душе?    (Не хочет подвести Владимира и не хочет разочаровать своих родителей, пишет им прощальное письмо).

Давайте озвучим домашнее задание девочек. Послушаем написанное вами от лица Марьи Гавриловны письмо.

-Как описание метели связано с душевным состоянием героев? (Она реальная сила, мешающая осуществлению планов Владимира)

- Почему Маша названа «молодой преступницей»? (Она пошла против воли родителей).

Какой закон она нарушила? (Законопослушания )

- Кто выступает в роли судьи? (Сама жизнь в виде метели)

- Как метель наказывает Машу? (Машу наказывает чередой испытаний, которые выпадают на ее жизнь. (Замуж за незнакомца, смерть Владимира, смерть отца, невозможность выйти замуж, честное признание Бурмина).

-Какими худ. средствами нарисован метельный пейзаж? (Олицетворениие: ставни тряслись и стучали, ветер выл), метафора – лошади полетели. Аллитерация — это стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность.(ветер выл, была метель).

Обратите внимание на иллюстрации художника Кузина С.С., Шмаринова и Сурикова к данным эпизодам. Какое состояние Марьи Гавриловны передает метель?

Работа со схемой

 

 

 

Фоном звучит «Тройка» Свиридова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Репродукции картин Шмаринова

2 группа:

Учитель: Какую роль сыграла метель в жизни Владимира? Найдите описание метели в тексте.

- Зачитываем отрывок «В лесу».

- Какие худ. средства использует автор? (развернутое сравнение: «такая метель, что ничего не взвидел»; эпитеты: мгла мутная, желтая; много глаголов нес. вида прошедшего времени: ступала, въезжала, проваливались, опрокидывались)—действие как будто замедляется, останавливается.

 Послушаем, как это изображает музыкой Георгий Свиридов. (сначала весело, радостные хлопоты, затем нервное беспокойство, затем отчаяние….и внезапная остановка мелодии -  тупик ).

- Какие чувства, ощущения возникли у Вас сейчас? (Кружение, повторение чего-то).

. Метель не утихала. Небо прояснилось.

Посмотрите, как это изображено на картинах Ванециана А.

 -Как судьба наказывает Владимира?        (Он умирает)

 

Фоном звучит «Вальс»  Свиридова и чтение отрывка со слов:  «Но едва Владимир выехал за околицу ... он поехал на удач.

3 группа:

УчительКак воспринимает метель Бурмин? Почему для героя это просто весёлое приключение?

Дети: Бурмин не был в том взволнованном состоянии, в котором находились остальные герои. Для него это было всего лишь шуткой, очередным приключением в его скучной армейской жизни.

Дайте характеристику Бурмину, используя прилагательные (умный, наблюдательный, смелый, правдивый, пылкий характер, настоящий боец, гусар 1812 года. Служил храбро, получил звание полковника)

Почему он решил рассказать о своем дурном поступке? (правдив и честен).

Как действует метель на героя? Можно сказать, что метель стала судьбой с самого начала? (слово «вдруг», эпитет «ужасная», неопределенное местоимение кто-то, лексические синонимы ОГОНЕК (как призыв)- ОГОНЬ (как чувство). Все говорит о том, что действия происходят помимо воли человека.

Обратите внимание на иллюстрации к повести художника Шмаринова.

 

Учитель: А сейчас физминутка! Поднимайтесь со своих мест и повторяйте за мной движения.

Кружатся снежинки   (дети кружатся на носочках)
В воздухе морозном    (медленно приседают, руками показывая плавное движение снежинок)
Падают на землю         (встают, ловят воображаемую снежинку на ладошку)
Кружевные звёзды
Вот одна упала 
На мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка,  (бережно прикрывают снежинку) 
Подожди немножко.    ( на ладони другой ладошкой)

Физминутку завершаем

Наш урок мы продолжаем.

 

4. Применение учебного материала - использование знаний в новой учебной ситуации.

Учитель:  Итак, мы познакомились со всеми главными героями повести. У нас уже сложилось мнение об этих людях, мы уже можем дать каждому из них характеристику. Их настроения, чувства, переживания правдиво раскрыты и в музыке Георгия Свиридова, написанной к фильму «Метель» в 1964 году, снятому В. Басовым по повести Пушкина Действительно, музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл. Он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре – на эту музыку был поставлен балет..

Портрет

Г.В. Свиридова

 

Учитель: Как вы считаете, можно ли назвать Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова простым музыкальным сопровождением событий повести?

У. Нет, музыка не просто иллюстрирует страницы пушкинской повести, она дополнила их, сделала более яркими, интересными, понятными нам.

Учитель: 

Учитель. Подумайте и ответьте на следующие вопросы: закончилась ли метель в произведении и в душе героев? Возможно ли их счастье?

У: Да, это доказывает финал повести. Бурмин и Марья Гавриловна встретились. Всё уже пережито, супруги нашли друг друга, их ждёт счастье

Учитель: Предлагаем вашему вниманию инсценировку кульминационного момента повести «Метель» исполнении ваших одноклассников.

Инсценировка. 

 

 

 

 

 

Звучат: «Романс», «Венчание», «Вальс» Свиридова

 

5. Подведение итогов. Выводы.

Учитель. Вернемся к теме урока. Какова  роль стихии в судьбе героев?

У. Метель распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила пройти через страдание, но все-таки вознаградила за все переживания, которые пришлись на их долю. 

Закрепим знания посредством викторины между группами.

Учитель: Таким образом, и через музыку, и через слова метель показана, как реальная сила, воздействующая на героев.

УчительКакие же духовно- нравственные уроки мы извлекли сегодня с вами, читая повесть А. С. Пушкина «Метель» и слушая музыку Г.В.Свиридова?

У: не совершать поспешных поступков (не принимать влюблённость за любовь); беречь близких людей, прислушиваться к мнению родителей, советоваться с ними; быть ответственным, уметь смотреть в завтрашний день, вперёд; не поступать необдуманно, легкомысленно; жить в ладу с самим собой (не допускать «метели в душе»).

 

Учитель : Вернемся к цели урока.

Раскрыть образ метели в литературном шедевре – повести А.С. Пушкина «Метель». Достигли ли мы цели урока? (достигли)

 

 

 

 

6. Саморефлексия. Творческая работа.

Восприятие учащимися учебного материала

- Что же произошло в метельную ночь?

1.    Ролевая игра

а) Монолог Марьи Гавриловны на фоне записи вальса Г.Свиридова

- Как за этот необдуманный поступок наказывает вас, Марья Гавриловна, судьба? (Замуж за незнакомца, смерть Владимира, смерть отца, невозможность выйти замуж)

б) Монолог Бурмина о событиях метельной ночи

- Раскаиваетесь ли вы в своем поступке? (Я поступил необдуманно, жестоко, раскаиваюсь в содеянном, в чем честно признаюсь Марье Гавриловне)

Вывод: мотив наказания и прощения сводится к идее произведения.

Учитель: «Ох, судьба, судьба, судьба! Прости, что так жестоко клеветал на тебя ... Воистину, ты самая удивительная дама на свете. Самая удивительная и прекрасная…».

Сегодня на уроке мы познакомились с содержанием повести «Метель». Вместе с ее героями мы радовались, огорчались, переживали. Мы увидели, что чувства можно выразить по-разному. Как?

У: с помощью слов, музыки, рисунка.

Я надеюсь, что свои чувства вы передадите в своей творческой работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети пишут на снежинках по вальс Свиридова «Метель»

 

7. Домашнее задание:

1 уровень: Пушкин оставил своих героев в саду, дальнейшая их судьба нам неизвестна. Поразмышляйте над прочитанным и ответьте письменно на вопрос:

«Как сложится дальнейшая судьба Марьи Гавриловны и Бурмина?».

2 уровень: Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: Как музыка помогает раскрыть характеры героев в повести Пушкина «Метель».

Учитель: Летит к вам снежинка смелая. Какая чистая, какая белая!

Когда мы проходили древнеславянскую мифологию, я говорила, что у главного славянского бога Рода была книга, где отмечена была судьба каждого живущего на земле (как на роду написано) и изменить её нельзя. Верите ли вы в свою судьбу? Я вас попрошу написать на снежинках судьбы то, какой вы видите свою жизнь через 5 лет. В конце 11 класса мы проверим – верит ли вам судьба  или нет.

Свои снежинки положите на хранение в волшебный сундучок!

 

Оценивание. Оценки за урок. Урок окончен. Всем спасибо! 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети пишут на снежинках под вальс Свиридова «Метель»

 


 

Урок литературы в 6 классе

Урок литературы в 6 классе

План-конспект урока «Погружаясь в вихрь метели» (по повести

План-конспект урока «Погружаясь в вихрь метели» (по повести

Сильная, грозная 3 глагола:

Сильная, грозная 3 глагола:

Учитель : Вспомните, как связана судьба

Учитель : Вспомните, как связана судьба

Почему он решил рассказать о своем дурном поступке? ( правдив и честен)

Почему он решил рассказать о своем дурном поступке? ( правдив и честен)

Учитель : Таким образом, и через музыку, и через слова метель показана, как реальная сила, воздействующая на героев

Учитель : Таким образом, и через музыку, и через слова метель показана, как реальная сила, воздействующая на героев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2023