МАОУ
Апрелевская средняя общеобразовательная школа №1
Конспект открытого урока литературы в 7 «А» классе
«Л. Андреев и его рассказ «Кусака»
Корсикова Валентина Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
Апрелевка
18.03.2016
Цели:
1. образовательные: познакомить учащихся с биографией Л. Андреева; помочь им сформировать навыки анализа художественного произведения, понятия об авторской позиции и способах ее выражения в произведении;
2. развивающие: развивать творческие способности учащихся; логически выстраивать и излагать свои мысли; способствовать эмоциональному восприятию текста;
3. воспитательные: в соответствии с базовыми национальными ценностями содействовать нравственному воспитанию учащихся – доброты, сострадания, милосердия.
Формы и методы организации урока:
исследовательский;
диалоговое общение;
создание ситуаций успеха;
творческий;
групповой.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, портрет.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Приветствие учителя.
Проверка готовности к уроку.
II.Сообщение темы и целей урока
III.Знакомство учащихся с биографией Л.Андреева.
1. Слово учителя:
Сегодня наше первое знакомство с творчеством яркого, самобытного русского писателя Леонида Николаевича Андреева, который родился в России, в Орле, жил на русской земле, а умер в эмиграции, в Финляндии (слайд: портрет писателя).
В его произведениях найдем ответы на многие вопросы сегодняшней проблемы жизни. Максим Горький считал Андреева «человеком редкой оригинальности».
Каким же он в жизни был человеком?
Хотите узнать?
2. Чтение статьи учебника «В творческой лабаратории Л. Андреева».
3. Беседа с учащимися.
· Чем интересен характер писателя?
· О каких особенностях творчества и личности Л. Андреева сообщает читателю ?
Вывод: Л. Андреев предстает перед нашим писателем – гуманистом. Он выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных.
Поверим писателю.
· Что нам будет поучительно при знакомстве с его творчеством?
IV.Восприятие текста.
1. Учитель.
Предлагаю вам вспомнить содержание рассказа «Кусака» и стать – исследователями;
выяснить: какие нравственные ценности положены в основу рассказа.
Принимаете мое предложение?
( В начале урока учащиеся объединятся в 4 малые группы, выбирают треугольники разного цвета. В каждой группе оказываются ученики с четырьмя цветами треугольников:
2. Беседа по вопросам.
· Каков жанр произведения «Кусаки»?
· Кто является главным героем? (Жанр – рассказ, главный герой – собака, описан один эпизод из жизни).
· Какова композиция рассказа? (В рассказе пять частей, каждую можно озаглавить. Есть завязка, кульминация, развязка. (Ученики называют). Начало и финал рассказа очень схожи).
V.( Происходит перегруппировка учащихся, чтобы в каждой группе был один цвет)
1 группа.
· Какие чувства у вас вызывает начало рассказа?
· Что отличало эту собаку от дворовых собак?
· Какие чувства рождались в собаке в одиночестве?
· Как понимаете фразу: «Только один раз ее пожалели и приласкали?
· Какую роль играет природа в передаче настроение кусаки?
· Какой мы видим природу, когда собака одна, голодная, «грязная и некрасивая»?
1 (Рассказ начинается с описания живого существа без крыши, без еды, без имени.
2. Отличительные свойства – принадлежность к дому; собака должа иметь хозяина, иметь свои обязанности. Никакое живое существо не может вынести одиночества и ненужности.
3. В одиночестве копила «страх и злобу».
4. Измученная одиночеством, собака, виляя хвостом, поверила пьянице, который вдруг вспомнил обиды, нанесенные людьми. Когда Жучка легла перед ним на спину, «он ткнул ее сапогом в бок». Писатель тонко подметил, что собака в этот момент чувствовала обиду. И с тех пор она не доверяла людям.
5. В начале рассказа – зима – долгая, морозная.
«Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад».)
2 группа.
· Что изменилось в жизни собаки с наступлением весны?
(Воздух стал весенний, пьянящий под воздействием тепла и света, травы и ласкового солнца собака стала живать.
· Как отреагировала собака на появление девочки?
(«… беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувшейся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в кустах крыжовника и смородины»).
· Что проявила собака в этом эпизоде? (злобу и страх).
· Какую кличку и почему дали собаке?
· Почему дачники ее не истребили?
· Как Кусака преодолевала недоверие к людям?
· Почему Кусака полюбила из всех дачников Лелю?
(Девочка была добра к собаке, ласкова с ней; проявила настойчивость в ее приручении).
· Что произошло со злобой Кусаки? (Кусака учится любить: медленно происходит пробуждение ее души, время идет, она «оттаивает», обретает утраченную веру и надежду).
3 группа:
· Как понимаете выражение: «… всей своей собачьей душой расцвела Кусака»? (у нее было имя. Она могла служить людям. Это – главное счастье собаки. Изменилась и внешность Кусаки – «длинная шерсть, прежде висевшая рыжими и сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, почернела и стала лоснится, как атлас).
· Изменилось ли отношение к собаке за пределами дачи после перемен с нею? (да, теперь никому в голову не приходило дразнить ее или бросать в нее камень).
· Почему Кусака не могла радоваться до конца?
· Почему она была такая неловкая? (сказывались последствия перенесенных обид. Ничто в жизни не проходит бесследно).
4 группа
· Какое чувство вызвало у вас описание осенний природы? Подтвердите ответ текстом рассказа. (Чувство щемящей тоски, предчувствие беды).
· Почему Кусаку не взяли в город?
· Проследите за настроением Лели. Почему готовилась заплакать, но не заплакала, узнав, что собаку в город не возьмут? Могла ли она настоять, чтобы собаку взяли в город? Как вы понимаете слова Лели: «Скучно, Кусака?»
· (У нее не было глубокой привязанности к собаке; она приручила ее от скуки. Девочка – натура неглубокая, способная на предательство. Лето кончилось, кончилось и веселье, надоела и собака, поэтому «скучно» стало. Девочка, проявившая добрые чувства, не готова была нести ответственность за кого – либо).
· Попрощалась ли Леля с собакой? (Нет).
· С какой целью вставлен эпизод про дурачка Илюшу? (Равнодушие людей, их черствость, жестокость, бездуховность по отношению к людям. Издевательство людей над теми кто слабее. Беспричинно гоняют собаку, беспричинно издеваются над дурачком, заставляя его ценично и грязно ругаться в ответ на обиды).
VI. Рефлексия.
(Последний этап – происходит вновь перегруппировка учащихся. В каждой группе – разные цвета треугольников).
1.Беседа по вопросам.
· В чем проявилось мастерство писателя при описании природы? Подтвердить текстом.
· (Природа отражает душевное состояние Кусаки. Частый дождь, мрак осенней длинной ночи, борьба света с тьмою - все это обостряло чувство одиночества, усиливало безысходность и тоску).
· Кусака стала такой же, как и в начале?
· ( Да. Она голодная, грязная. Не доверяла вновь людям).
· Предлагаю вам обсудить поступок девочки. Хорошо ли она поступила по отношению к собаке?
· А как бы вы поступили в таком случае?
· Какой вывод каждый из нас должен сделать из прочитанного?
· Лис в сказке А. Сент –Экзюпери «Маленький принц» скажет: «Ты в ответе за тех, кого приручил».
· Как связаны эти слова с идеей рассказа? (Нельзя обижать и бросать животных, которых ты приручил).
· Прослушайте песню «Собака бывает кусачей» в исполнении Т. и С. Никитиных и определите, чем отличается интонация песни от интонации рассказа, сопоставьте слова песни и фрагменты первого и последнего абзацев:
Собака хватает прохожих за пятку,
Собака съедает гражданку лошадку,
А с ней – гражданина кота,
Когда проживает собака не в будке,
Когда у неё завывает в желудке.
И каждому ясно, что эта собака
Круглая сирота.
( Слова на экране).
Учащиеся делают вывод: интонации различны. В песне страдания собаки передаются схематично, шутливо. В рассказе Л. Андреева мы вместе с собакой переживаем то же, что и она, и сочувствуем ей.
· Кто виноват в одиночестве собаки? (Да, вы правы. Конечно, виноваты люди ).
Вывод: своим рассказом писатель подводит читателей к мысли, что описанная им «доброта» дачников страшнее откровенного зла. Ко злу, к борьбе с ним Кусака была готова. Но, откликнувшись всей душой на добро, на ласку, она стала беззащитной, а люди её предали и покинули. В последних словах автора «собака выла» - боль, горе, одиночество и трагизм.
Отношение человека к животному сродни отношению к ребенку –и то, и другое свидетельствует о нравственных ценностях, нравственной зрелости и духовной состоятельности личности. Девочка в рассказе была ещё духовно незрелой.
VII. Домашнее задание:
Написать сочинение-миниатюру на тему: «О чем сегодня задумался впервые?»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.