Конспект открытого урока литературы в 7 классе «Л. Андреев и его рассказ «Кусака»
Оценка 4.8

Конспект открытого урока литературы в 7 классе «Л. Андреев и его рассказ «Кусака»

Оценка 4.8
docx
06.01.2021
Конспект открытого урока литературы в 7  классе «Л. Андреев и его рассказ «Кусака»
Конспект урока 7 кл Кусака.docx

МАОУ

Апрелевская средняя общеобразовательная школа №1

 

 

 

 

 

Конспект открытого урока литературы в 7 «А» классе

«Л. Андреев и его рассказ «Кусака»

 

 

 

 

 

 

Корсикова Валентина Григорьевна,

 учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

Апрелевка

18.03.2016

 

 

Цели:

1. образовательные: познакомить учащихся с биографией Л. Андреева; помочь им сформировать навыки анализа художественного произведения, понятия об авторской позиции и способах ее выражения в произведении;

2. развивающие: развивать творческие способности учащихся; логически выстраивать и излагать свои мысли; способствовать эмоциональному восприятию текста;

3. воспитательные: в соответствии с базовыми национальными ценностями содействовать нравственному воспитанию учащихся – доброты, сострадания, милосердия.

Формы и методы организации урока:

исследовательский;

диалоговое общение;

создание ситуаций успеха;

творческий;

групповой.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, портрет.

Ход урока.

 

I.Организационный момент.

Приветствие учителя. 

Проверка готовности к уроку.

 

II.Сообщение темы и целей урока

 

III.Знакомство учащихся с биографией Л.Андреева.

1. Слово учителя:

Сегодня наше первое знакомство с творчеством яркого, самобытного русского писателя Леонида Николаевича Андреева, который родился в России, в Орле, жил на русской земле, а умер в эмиграции, в Финляндии (слайд: портрет писателя).

В его произведениях найдем ответы на многие вопросы сегодняшней проблемы жизни. Максим Горький считал Андреева «человеком редкой оригинальности».

Каким же он в жизни был человеком?

Хотите узнать?

2. Чтение статьи учебника «В творческой лабаратории  Л. Андреева».

3. Беседа с учащимися.

·         Чем интересен характер писателя?

·         О каких особенностях творчества и личности Л. Андреева сообщает читателю ?

Вывод: Л. Андреев предстает перед нашим писателем – гуманистом. Он выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных.

Поверим писателю.

·         Что нам будет поучительно при знакомстве с его творчеством?

IV.Восприятие текста.

1. Учитель.

Предлагаю вам вспомнить содержание рассказа «Кусака» и стать – исследователями;

выяснить: какие нравственные ценности положены в основу рассказа.

Принимаете мое предложение?

( В начале урока учащиеся объединятся в 4 малые группы, выбирают треугольники разного цвета. В каждой группе оказываются ученики с четырьмя цветами треугольников:https://pandia.org/text/79/428/images/image001_96.gif

2. Беседа по вопросам.

·         Каков жанр произведения «Кусаки»?

·         Кто является главным героем? (Жанр – рассказ, главный герой – собака, описан один эпизод из жизни).

·         Какова композиция рассказа? (В рассказе пять частей, каждую можно озаглавить. Есть завязка, кульминация, развязка. (Ученики называют). Начало и финал рассказа очень схожи).

V.( Происходит перегруппировка учащихся, чтобы в каждой группе был один цвет)

1 группа.

·         Какие чувства у вас вызывает начало рассказа?

·         Что отличало эту собаку от дворовых собак?

·         Какие чувства рождались в собаке в одиночестве?

·         Как понимаете фразу: «Только один раз ее пожалели и приласкали?

·         Какую роль играет природа в передаче настроение кусаки?

·         Какой мы видим природу, когда собака одна, голодная, «грязная и некрасивая»?

1 (Рассказ начинается с описания живого существа без крыши, без еды, без имени.

2. Отличительные свойства – принадлежность к дому; собака должа иметь хозяина, иметь свои обязанности. Никакое живое существо не может вынести одиночества и ненужности.

3. В одиночестве копила «страх и злобу».

4. Измученная одиночеством, собака, виляя хвостом, поверила пьянице, который вдруг вспомнил обиды, нанесенные людьми. Когда Жучка легла перед ним на спину, «он ткнул ее сапогом в бок». Писатель тонко подметил, что собака в этот момент чувствовала обиду. И с тех пор она не доверяла людям.

5. В начале рассказа – зима – долгая, морозная.

«Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад».)

2 группа.

·         Что изменилось в жизни собаки с наступлением весны?

(Воздух стал весенний, пьянящий под воздействием тепла и света, травы и ласкового солнца собака стала живать.

·         Как отреагировала собака на появление девочки?

(«… беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувшейся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в кустах крыжовника и смородины»).

·         Что проявила собака в этом эпизоде? (злобу и страх).

·         Какую кличку и почему дали собаке?

·         Почему дачники ее не истребили?

·         Как Кусака преодолевала недоверие к людям?

·         Почему Кусака полюбила из всех дачников Лелю?

(Девочка была добра к собаке, ласкова с ней; проявила настойчивость в ее приручении).

·         Что произошло со злобой Кусаки? (Кусака учится любить: медленно происходит пробуждение ее души, время идет, она «оттаивает», обретает утраченную веру и надежду).

3 группа:

·         Как понимаете выражение: «… всей своей собачьей душой расцвела Кусака»? (у нее было имя. Она могла служить людям. Это – главное счастье собаки. Изменилась и внешность Кусаки – «длинная шерсть, прежде висевшая рыжими и сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, почернела и стала лоснится, как атлас).

·         Изменилось ли отношение к собаке за пределами дачи после перемен с нею? (да, теперь никому в голову не приходило дразнить ее или бросать в нее камень).

·         Почему Кусака не могла радоваться до конца?

·         Почему она была такая неловкая? (сказывались последствия перенесенных обид. Ничто в жизни не проходит бесследно).

4 группа

·         Какое чувство вызвало у вас описание осенний природы? Подтвердите ответ текстом рассказа. (Чувство щемящей тоски, предчувствие беды).

·         Почему Кусаку не взяли в город?

·         Проследите за настроением Лели. Почему готовилась заплакать, но не заплакала, узнав, что собаку в город не возьмут? Могла ли она настоять, чтобы собаку взяли в город? Как вы понимаете слова Лели: «Скучно, Кусака?»

·         (У нее не было глубокой привязанности к собаке; она приручила ее от скуки. Девочка – натура неглубокая, способная на предательство. Лето кончилось, кончилось и веселье, надоела и собака, поэтому «скучно» стало. Девочка, проявившая добрые чувства, не готова была нести ответственность за кого – либо).

·         Попрощалась ли Леля с собакой? (Нет).

·         С какой целью вставлен эпизод про дурачка Илюшу? (Равнодушие людей, их черствость, жестокость, бездуховность по отношению к людям. Издевательство людей над теми кто слабее. Беспричинно гоняют собаку, беспричинно издеваются над дурачком, заставляя его ценично и грязно ругаться в ответ на обиды).

 

VI. Рефлексия.

(Последний этап – происходит вновь перегруппировка учащихся. В каждой группе – разные цвета треугольников).

1.Беседа по вопросам.

·         В чем проявилось мастерство писателя при описании природы? Подтвердить текстом.

·         (Природа отражает душевное состояние Кусаки. Частый дождь, мрак осенней длинной ночи, борьба света с тьмою - все это обостряло чувство одиночества, усиливало безысходность и тоску).

·         Кусака стала такой же, как и в начале?

·         ( Да. Она голодная, грязная. Не доверяла вновь людям).

·         Предлагаю вам обсудить поступок девочки. Хорошо ли она поступила по отношению к собаке?

·         А как бы вы поступили в таком случае?

·         Какой вывод каждый из нас должен сделать из прочитанного?

·         Лис в сказке А. Сент –Экзюпери «Маленький принц» скажет: «Ты в ответе за тех, кого приручил».

·         Как связаны эти слова с идеей рассказа? (Нельзя обижать и бросать животных, которых ты приручил).

·         Прослушайте песню «Собака бывает кусачей» в исполнении Т. и С. Никитиных и определите, чем отличается интонация песни от интонации рассказа, сопоставьте слова песни и фрагменты первого и последнего абзацев:

Собака хватает прохожих за пятку,

Собака съедает гражданку лошадку,

А с ней – гражданина кота,

Когда проживает собака не в будке,

Когда у неё завывает в желудке.

И каждому ясно, что эта собака

Круглая сирота.

( Слова на экране).

Учащиеся делают вывод: интонации различны. В песне страдания собаки передаются схематично, шутливо. В рассказе Л. Андреева мы вместе с собакой переживаем то же, что и она, и сочувствуем ей.

·         Кто виноват в одиночестве собаки? (Да, вы правы. Конечно, виноваты люди ).

Вывод: своим рассказом писатель подводит читателей к мысли, что описанная им «доброта» дачников страшнее откровенного зла. Ко злу, к борьбе с ним Кусака была готова. Но, откликнувшись всей душой на добро, на ласку, она стала беззащитной, а люди её предали и покинули. В последних словах автора «собака выла» - боль, горе, одиночество и трагизм.

Отношение человека к животному сродни отношению к ребенку –и то, и другое свидетельствует о нравственных ценностях, нравственной зрелости и духовной состоятельности личности. Девочка в рассказе была ещё духовно незрелой.

 

VII. Домашнее задание:

Написать сочинение-миниатюру на тему: «О чем сегодня задумался впервые?»


 

Скачано с www.znanio.ru

МАОУ Апрелевская средняя общеобразовательная школа №1

МАОУ Апрелевская средняя общеобразовательная школа №1

Цели: 1. образовательные : познакомить учащихся с биографией

Цели: 1. образовательные : познакомить учащихся с биографией

В начале урока учащиеся объединятся в 4 малые группы, выбирают треугольники разного цвета

В начале урока учащиеся объединятся в 4 малые группы, выбирают треугольники разного цвета

Что произошло со злобой Кусаки? (Кусака учится любить: медленно происходит пробуждение ее души, время идет, она «оттаивает», обретает утраченную веру и надежду)

Что произошло со злобой Кусаки? (Кусака учится любить: медленно происходит пробуждение ее души, время идет, она «оттаивает», обретает утраченную веру и надежду)

Прослушайте песню «Собака бывает кусачей» в исполнении

Прослушайте песню «Собака бывает кусачей» в исполнении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2021