Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Безенчукский аграрный техникум»
Методическая разработка открытого обобщающего учебного занятия «Многогранники»
по предмету
ОУП.04 МАТЕМАТИКА
для студентов 1 курса
по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Безенчук, 2019 год
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии
математических и общих естественнонаучных Согласовано: зам.
дисциплин
Протокол №7 от 20.03.2019 года директора по учебной работе
20.03.2019
Председатель Л.А.Маринченко С.А.Антонова
Автор:
Т.Л.Большакова, преподаватель цикловой комиссии математических и общих естественнонаучных дисциплин государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения Самарской области «Безенчукский аграрный техникум (ГБПОУ БАТ), 1 квалификационная категория.
Большакова Т.Л.
Методическая разработка открытого учебного занятия «Многогранники» общеобразовательного учебного предмета ОУП.04 Математика для обучающихся 1 курса. ГБПОУ БАТ, 2019. - 13с.
Методическая разработка урока позволяет распространить педагогический опыт в условиях реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов с использованием современных технологий на занятиях математики не только в ГБПОУ БАТ, но и в других учебных заведениях (другие техникумы, средняя школа и так далее).
Методические разработка включает в себя учебную цель, перечень образовательных
результатов, форму и порядок проведения занятия.
Пояснительная записка 4
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ 5
ХОД ЗАНЯТИЯ 7
Приложения 10
Список литературы 14
Самоанализ 15
Анализ занятия «Многогранники» 16
Конспект урока разработан в соответствии с рабочей программой учебного предмета ОУП.04 Математики и предназначен для обучающихся 1 курса очной формы обучения по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Цель проведения занятия: повторить знания о многогранниках и научиться их применять в своей специальности при строительстве зданий и сооружений.
Занятие проводится в разделе 7 «Геометрия» по теме «Многогранники».
Для успешного выполнения заданий занятия обучающийся должен ознакомиться с теоретической частью, примерами и условиями выполнения заданий.
Педагогической целью является не только развитие навыков обучающихся по УД, но и заинтересованности в работе в команде, для дальнейшего самообразования и развития коммуникативных навыков.
Методическая разработка выполнена в соответствии с программой образовательных учебных дисциплин и на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Общеобразовательный учебный предмет: МАТЕМАТИКА. Группа: С-103.
Дата: 22.04.2019
Время: 3 пара (с 11.55 по 13.25) Место проведения: кабинет №310.
Тема: «Многогранники» Учебные цели:
Обобщение и систематизация знаний обучающихся, полученных в период обучения по теме «Многогранники».
Задача: формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций. В результате изучения темы, обучающиеся должны:
- уметь описывать и характеризовать различные виды многогранников, перечислять их элементы и свойства (УД.85).
- знать виды многогранников, его элементы и свойства.
Воспитательная цель: воспитание усидчивости, внимания, ответственности, серьёзного отношения к знаниям; формирование сознательной дисциплины, навыков коллективной работы и норм поведения.
Развивающая цель: развитие памяти, внимания, логического мышления, интереса к изучению математики, работоспособности, наблюдательности, развитие быстроты реакции, расширение представлений о применение многогранников в строительстве.
Тип занятия: комбинированный (обобщение ранее изученного материала, закрепление полученных знаний).
Нетрадиционная форма организации занятия: интеллектуальная игра
(групповая).
Основные методы обучения: инструктаж; демонстрация; выполнение заданий на знание теоретического материала по теме «Многогранники».
Основные понятия: многогранники, их виды, свойства, формулы объёма и площади поверхности.
Основные методы контроля: наблюдение, проверка ответов на предложенные задания, самооценка, обсуждение результатов в группе и с преподавателем.
Обеспечение занятия:
наглядные пособия - интеллектуальная игра, оформленная в виде презентации, электронная таблица для подсчёта набранных баллов командами для председателя членов жюри; методическое обеспечение - рабочая программа; раздаточный материал: таблица для подсчёта набранных баллов командами
(для членов жюри), карточки с заданиями (6 экземпляров);
технические средства обучения: мультимедийная установка для демонстрации презентации, экран, 2 ноутбука.
Прогнозируемый результат: умение находить различные геометрические формы в архитектуре, знать формулы для нахождения затрачиваемых материалов для их постройки.
Межпредметные связи: инженерная графика.
Литература: /1/ Башмаков М. И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 256 с.
/5/ Башмаков М. И. Математика. Задачник: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. — 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 416 с.
№ |
Наименование |
Метод обучения |
Продолжительность изучения, мин |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Деятельность членов жюри |
1 |
Организационный этап |
Словесный |
5 |
- приветствие всех присутствующих; - проверка присутствующих и готовность команд к занятию; - заполнение журнала. |
- приветствие - подготовка к занятию. |
Члены жюри - преподаватели и обучающиеся старших курсов. |
2 |
Мотивационноориентировочный этап |
Словесный, демонстрация |
5 |
- рассказ о содержании, целях и задачах занятия (слайды №1 и 2 презентации «Многогранники»); - пояснение и демонстрация (слайд №3 презентации «Многогранники» или Приложение 1) правил игры; - представление членов жюри.
|
-прослушивание информации и в случае возникновения вопросов о порядке проведения игры уточнение информации у преподавателя. |
3 |
Подготовительный этап |
Репродуктивный, частично поисковый |
5 |
- прослушивание выступления команд (название, девиз); - выдача карточки с текстом стихотворения, которое необходимо дополнить, соблюдая правила рифмы для выбора команды, которая первой начнет игру (Приложение 2).
|
-представление команд;
- получение карточки с заданием командирами команды; - знакомство с текстом стихотворения; - подбор рифмы (командное совещание); - выдача ответа. |
- определение команды, которая начнёт игру. |
Повторение пройденного ранее материала по теме «Многогранники» |
||||||
4 |
Технологический этап |
Словесный, иллюстративный, репродуктивный, частичнопоисковый. |
65 |
- обращение к команде, получившей право начать игру;
- фиксирование ошибок; |
- выбор на игровом поле темы вопроса (слайд №4 презентации «Многогранники» или Приложение 3); |
- контроль за ходом и соблюдением правил игры;
|
|
|
|
|
- присвоение баллов за вопрос, заработанной командой. |
- ответ на выбранный вопрос с объяснением своего решения, опираясь на теоретические знания; - сравнение своих ответов с правильными. |
- заполнение ведомости оценки результатов (Приложение 4). |
Заключительный этап |
||||||
5 |
Оценочнорефлексивный этап |
Словесный, иллюстративный |
10 |
- проведение анализа игры и допущенных ошибок; - награждение победителей; - выставление положительных оценок участникам игры; - благодарность за участие. |
- анализ результатов своей работы на занятии. |
-подведение итогов; - определение самой активной команды и победителей. |
Приложение 1
1. В игре принимают команды численностью по 5 человек.
2. Участники команд, пользуясь игровым полем, выбирают тему вопроса и его стоимость.
3. Время, отведенное для ответа на вопрос – 1 минута.
4. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса.
5. В случае неправильного ответа, право ответа на этот вопрос переходит к другой команде, первой поднявшей табличку с номером группы.
6. Игру начинает команда, которая первой дополнит стихотворение, соблюдая правила рифмы.
Приложение 2
Дополните отрывок стихотворения С. Островой недостающим словом, соблюдая правила рифмы
«Стоит на земле …,
И Боги о ней говорят.
На ней не рванье, не хламида, А вечного камня наряд.
Она здесь стоять не устала,
Хоть минуло много веков,
Она головою достала
До самых седых облаков...».
Слайд 1
Слайд 2
• В игре принимают команды численностью 5 человек.
• Участники команд, пользуясь игровым полем, выбирают тему вопроса и его стоимость. • Время, отведенное для ответа на вопрос – 1 минута.
• В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса.
• В случае неправильного ответа, право ответа на этот вопрос переходит к другой команде, первой поднявшей табличку с номером группы.
• Игру начинает команда, которая первой дополнит стихотворение, соблюдая правила рифмы.
Слайд 3
Слайд 4
Приложение 3
Слайд 5
Слайд 6
«2» – означает не количество баллов, а оценку. В набранных баллах – это 0.
Слайд 7
«5» – означает не количество баллов, а оценку. В набранных баллах – это максимально указанное количество баллов за вопрос (от 10 до 50).
|
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Здание вокзала построено в 2001 году. Высота здания со шпилем составляет 101 метров.
Фуллер Ричард Бакминстер – американский архитектор и инженер. Он разработал легкие и прочные «геодезические купола». Сфера представляется в виде многогранника (икосаэдра), то есть двадцатигранника со сторонами в виде правильных треугольников.
Самарский драматический театр расположился на площади Чапаева. Построен в 1888 году. Стиль: классицизм/русский стиль. Известный стилевой аналог: Исторический музей в Москве.
Стадион похож на летающую тарелку, с прозрачной крышей. Но избранная конструкция оказалась слишком сложной – самарский стадион превратился в долгострой, чтобы справиться с работами вовремя, пришлось сделать проект чуть дешевле и на крышу положить не прозрачный карбонат, а серые пластины. Но с ночной подсветкой да издалека Самара Арена вполне похожа на НЛО, тут не поспоришь.
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15 |
Слайд 18 |
Вторая половина 20-ого века выдалась как раз периодом дерзких строительных опытов. Особенно это коснулось сферы |
Слайд 19 |
проектирования многоквартирных домов -огромный 146квартирный комплекс «Habitat 67», созданный по плану конструктора Моше Сафди.
Танцующий дом в Праге — две цилиндрические части здания в стиле деконструктивизма, в шутку называемые «Джинджер и Фред». Как и многие деконструктивистские сооружения, резко контрастирует с соседствующим цельным архитектурным комплексом рубежа XIX—XX веков. Танцующий дом был построен на месте разрушенного в ходе бомбардировки Праги американской авиацией здания, построенного в стиле неоклассицизма в конце XIX века. Идея строительства нового здания на месте руин, портящих лицо города вплоть до 1960-х принадлежит Вацлаву Гавелу, бывшему президенту Чехии, который на протяжении многих
лет проживал по соседству. |
Слайд 20 |
Слайд 16
Слайд 21
Слайд 17
Приложение 4
1. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ, 2012 − 411 с.
2. Кукушин В.С., Теория и методика обучения. - М., Феникс, 2006. - 202 с.
3. Сивашинская Е.Ф. Педагогические системы и технологии: курс лекций для студентов педагогических специальностей вызов – Минск:
Экоперспектива, 2010. – 196 с.
4. Шапиро, И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики: Кн. для учителя / И.М. Шапиро. – М.:
Просвещение, 1990. – 96 с.
1. «Первое сентября»/ фестиваль педагогических идей «Открытый урок».Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/522077/, свободный.- Загл.
с экрана.
2. Игровое обучение // Википедия, свободная энциклопедия. - 2014 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 02.11.2014. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Игровое_обучение свободный.
Шайхетдинова Л. Р. Игровые технологии как фактор познавательной деятельноси учащихся [Электронный ресурс]/-Л.Р. Шайхетдинова //ИД
Тема данного занятия «Многогранники» изучается в разделе «Геометрия» на первом курсе.
Считаю, что поставленные цели и задачи занятия успешно реализованы в ходе всего урока.
При составлении конспекта я в первую очередь руководствовалась тем, чтобы сделать занятие интересным, ярким. Мне важно было, чтобы обучающиеся на занятии не просто отвечали на теоретические вопросы в форме опроса или развёрнутого ответа на поставленные вопросы, а с применением современных технологий и в командах.
Также я старалась составить урок таким образом, чтобы в заданиях были вопросы строительного характера – то, что им пригодится при изучении специальных дисциплин и модулей и конечно же в жизни.
На данном занятии презентация использовалась все время (обучающиеся видели задания и ответы), что позволяло создавать ситуации успеха.
На протяжении всего занятия была активность как со стороны обучающихся, так и с моей стороны, что позволило первым проявить познавательную и мыслительную деятельность, а мне – обеспечить на занятии такую деятельность.
Надеюсь, что моя разработка занятия позволит другим преподавателям воспользоваться ею на своих уроках.
Представление команд Ожидание результатов
Преподаватель математики ГБПОУ БАТ: Маринченко Любовь
Александровна.
Занятие начато с положительного психологического настроя. В качестве девиза взяты слова с пожеланиями удачи и большого успеха, которые обеспечивают нормальную обстановку для дальнейшей работы.
Наглядность и оборудование приготовлены заранее, до начала занятия.
Цели занятия поставлены в начале занятия преподавателем. Выстроена логическая последовательность всех этапов занятия – последующий этап является продолжением предыдущего. Содержание занятия соответствует поставленным целям. На протяжении всего занятия обучающиеся работают по группам, где предусмотрена работа в парах, где обучающиеся могут советоваться с любым членом группы.
Представлены задания по принципу от простого к сложному.
При подведении итогов занятия обучающиеся сделали вывод о необходимости изучения данной темы в перспективе, так как задания пригодятся при дальнейшем изучении спец предметов.
Несмотря на все предрассудки, старшеклассники не меньше, чем дети, любят игры, поэтому необходимо чаще проводить занятия в форме интеллектуальных игр.
Маринченко Л.А.,
преподаватель ГБПОУ БАТ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.