Конспект открытого урока на тему: «А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье».
Оценка 4.6

Конспект открытого урока на тему: «А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье».

Оценка 4.6
docx
21.07.2024
Конспект открытого урока на тему:  «А.П.Чехов. Рассказ  «О любви» как история об упущенном счастье».
a.p.chehov._rasskaz_o_lyubvi_kak_istoriya_ob_upushchennom_schaste.docx

Тема  «А.П.Чехов. Рассказ  «О любви» как история об упущенном счастье».

Цели: - Продолжить изучение темы любви в русской литературе.

            - Раскрыть особенности изображения взаимоотношений мужчины и

               женщины в рассказе «О любви».

            - Развивать умение учащихся анализировать художественный текст,

              определять конфликт произведения и авторское отношение к по-

              ставленному  вопросу.

            - Воспитывать чуткое отношение к любви, способность понимать

               переживания другого человека.

Методические приёмы: слово учителя, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Оборудование: портрет А.П.Чехова, репродукции портретов русских художников второй половины XIX –начала XX века с изображением женщин.

 

                                                         Ход урока.

I.Орг. момент.

II.  Слово учителя.   Сегодня на уроке мы  познакомимся с рассказом              «О любви». В своих рассказах А.П.Чехов старался показать пошлость окружающей жизни, показать людям, как плохо, неинтересно они живут, чтобы излечить их от этого. Не случайно он стал врачом, он хотел лечить людей и физически, и морально. Хотел выпрямить души людей, а не только врачевать их болезни.

  Писатель А.И.Куприн, вспоминая Чехова, высоко оценивал его личность: «Он мог быть благодетелем, не рассчитывая на благодарность… Он волновался, мучился и болел всем, чем болели лучшие русские люди». Чехов был борцом за лучшую, светлую жизнь. М.Горький писал: «Пошлость всегда находила в нём жестокого и строгого судью».

 

III. Выразительное чтение стихотворения А.А.Ахматовой.

    Столько просьб у любимой всегда!

    У разлюбленной просьб не бывает.

    Как я рада, что нынче вода

    Под бесцветным ледком замирает.

 

    И я стану - Христос помоги! –

    На покров этот, светлый и ломкий.

    А ты письма мои береги,

    Чтобы нас рассудили потомки.

 

    Чтоб отчётливей и ясней

    Ты был виден им, мудрый и смелый.

    В биографии славной твоей

    Разве можно оставить пробелы?

 

    Слишком сладко земное питьё.

    Слишком плотны любовные сети.

    Пусть когда-нибудь имя моё

    Прочитают в учебнике дети.

 

    И печальную весть узнав,

    Пусть они улыбнуться лукаво…

    Мне любви и покоя не дав.

    Подари меня горькою славой.

Беседа с учениками:

- Какое настроение выражено в этом стихотворении Ахматовой?

- Какими переданы образы лирической героини и её возлюбленного?

 

IV. Мы продолжаем говорить о любви. Каждый поэт, писатель раскрывает это чувство по-своему, но мы, как читатели, прислушиваемся, стараемся понять, выбрать свои ценности. Что такое любовь? Как она зарождается? На какие жертвы идут мужчины и женщины ради этого чувства? В этом мы и попытаемся разобраться.

 

1.Беседа по рассказу «О любви»:

 

Характеристика главных героев (судьба и характеры Алёхина и Анны Алексеевны Луганович).

- Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине?

- О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной? ( Обратить внимание на значительную деталь:  альбом матери героя. Это упоминание о матери объясняет духовное родство Алёхина с Анной Алексеевной.)

- Охарактеризуйте Анну Алексеевну Луганович.

- Как развивались отношения между героями?

 

(В это же время класс поделён на группы, которые в процессе работы «собирают» ключевые слова, цитаты, важные для понимания характеров персонажей.)

 

2. Подводим итоги работы, и на доске заполняется таблица, которая в графической, тезисной и схематичной форме отразить самые важные мысли.

      Алёхин                                                           А.А.Луганович

Долг , необходимость  работать                            Раннее замужество,

в деревне.                                                                     любовь – привычка,

Усталость, невозможность                                       заботы о семье.

заниматься самообразованием.                           Желание изменить

Скука,                                                                              окружающий мир, одиночество.                                                                одиночество.

 

  …почему она встретилась именно ему, а не мне, и для чего это нужно было, чтобы в нашей жизни произошла такая ужасная ошибка.

 

  Мы подолгу говорили. Молчали, но мы не признавались друг другу в нашей любви и скрывали её робко и ревниво…

  Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь… мне казалось невероятным, что моя тихая, грустная любовь вдруг оборвёт счастливое течение жизни её мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили и где мне так верили.

 

Итоги первого этапа рассуждения: персонажи были готовы к тому, чтобы полюбить друг друга, они похожи в своём одиночестве и неудовлетворённости жизнью.

  Автор романтизирует отношения героев, рисует тёплым чувство, которое они испытывают, приглашает к сопереживанию.

 

3. Работа с  репродукциями.

  Культура XIX – начала XX в. определяла трепетное отношение к любви, уважительное отношение к женщине, воспитывала высокие нравственные ценности в подрастающем поколении.

 

  Обратите внимание на репродукции русских художников. Перед вами женские портреты, сколько в них обаяния, нежности, тепла!

- Скажите, какой портрет, по вашему мнению, мог бы  стать иллюстрацией к рассказу А.П.Чехова?

 

4. Продолжение беседы.

А) (Выдвигается ряд проблемных вопросов, которые должны привести к дискуссии, потому что однозначного ответа на них дать невозможно.)

 

- Почему герои не говорили друг другу о своей любви? Почему не боролись за своё счастье?

- Какие вопросы мучат героев? Как они распорядились своим чувством?

- Как, по-вашему, герои поступали благородно, скрывая свою любовь?

Б) – Какие художественные средства применяет Чехов для раскрытия идеи произведения?

-  Какое значение имеют картины природы в рассказе?

 

V. Подведение итогов.

 Вернёмся к эпиграфу урока и ответим на вопрос:  как вы понимаете авторское отношение к поставленным перед читателем вопросам?

 

VI. Домашнее задание.

1.Прочитать рассказ И.А.Бунина «Кавказ»

2.Сопоставить сюжеты и героев рассказов А.П.Чехова и И.А.Бунина. Выявить сходство и различие позиций авторов к вопросам любви.


 

Тема «А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье»

Тема «А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье»

В биографии славной твоей

В биографии славной твоей

Долг , необходимость работать

Долг , необходимость работать

Б) – Какие художественные средства применяет

Б) – Какие художественные средства применяет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.07.2024