Тема «А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье».
Цели: - Продолжить изучение темы любви в русской литературе.
- Раскрыть особенности изображения взаимоотношений мужчины и
женщины в рассказе «О любви».
- Развивать умение учащихся анализировать художественный текст,
определять конфликт произведения и авторское отношение к по-
ставленному вопросу.
- Воспитывать чуткое отношение к любви, способность понимать
переживания другого человека.
Методические приёмы: слово учителя, беседа по вопросам, элементы анализа текста.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, репродукции портретов русских художников второй половины XIX –начала XX века с изображением женщин.
Ход урока.
I.Орг. момент.
II. Слово учителя. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом «О любви». В своих рассказах А.П.Чехов старался показать пошлость окружающей жизни, показать людям, как плохо, неинтересно они живут, чтобы излечить их от этого. Не случайно он стал врачом, он хотел лечить людей и физически, и морально. Хотел выпрямить души людей, а не только врачевать их болезни.
Писатель А.И.Куприн, вспоминая Чехова, высоко оценивал его личность: «Он мог быть благодетелем, не рассчитывая на благодарность… Он волновался, мучился и болел всем, чем болели лучшие русские люди». Чехов был борцом за лучшую, светлую жизнь. М.Горький писал: «Пошлость всегда находила в нём жестокого и строгого судью».
III. Выразительное чтение стихотворения А.А.Ахматовой.
Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.
И я стану - Христос помоги! –
На покров этот, светлый и ломкий.
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки.
Чтоб отчётливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый.
В биографии славной твоей
Разве можно оставить пробелы?
Слишком сладко земное питьё.
Слишком плотны любовные сети.
Пусть когда-нибудь имя моё
Прочитают в учебнике дети.
И печальную весть узнав,
Пусть они улыбнуться лукаво…
Мне любви и покоя не дав.
Подари меня горькою славой.
Беседа с учениками:
- Какое настроение выражено в этом стихотворении Ахматовой?
- Какими переданы образы лирической героини и её возлюбленного?
IV. Мы продолжаем говорить о любви. Каждый поэт, писатель раскрывает это чувство по-своему, но мы, как читатели, прислушиваемся, стараемся понять, выбрать свои ценности. Что такое любовь? Как она зарождается? На какие жертвы идут мужчины и женщины ради этого чувства? В этом мы и попытаемся разобраться.
1.Беседа по рассказу «О любви»:
Характеристика главных героев (судьба и характеры Алёхина и Анны Алексеевны Луганович).
- Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине?
- О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной? ( Обратить внимание на значительную деталь: альбом матери героя. Это упоминание о матери объясняет духовное родство Алёхина с Анной Алексеевной.)
- Охарактеризуйте Анну Алексеевну Луганович.
- Как развивались отношения между героями?
(В это же время класс поделён на группы, которые в процессе работы «собирают» ключевые слова, цитаты, важные для понимания характеров персонажей.)
2. Подводим итоги работы, и на доске заполняется таблица, которая в графической, тезисной и схематичной форме отразить самые важные мысли.
Алёхин А.А.Луганович
Долг , необходимость работать Раннее замужество,
в деревне. любовь – привычка,
Усталость, невозможность заботы о семье.
заниматься самообразованием. Желание изменить
Скука, окружающий мир, одиночество. одиночество.
…почему она встретилась именно ему, а не мне, и для чего это нужно было, чтобы в нашей жизни произошла такая ужасная ошибка.
Мы подолгу говорили. Молчали, но мы не признавались друг другу в нашей любви и скрывали её робко и ревниво…
Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь… мне казалось невероятным, что моя тихая, грустная любовь вдруг оборвёт счастливое течение жизни её мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили и где мне так верили.
Итоги первого этапа рассуждения: персонажи были готовы к тому, чтобы полюбить друг друга, они похожи в своём одиночестве и неудовлетворённости жизнью.
Автор романтизирует отношения героев, рисует тёплым чувство, которое они испытывают, приглашает к сопереживанию.
3. Работа с репродукциями.
Культура XIX – начала XX в. определяла трепетное отношение к любви, уважительное отношение к женщине, воспитывала высокие нравственные ценности в подрастающем поколении.
Обратите внимание на репродукции русских художников. Перед вами женские портреты, сколько в них обаяния, нежности, тепла!
- Скажите, какой портрет, по вашему мнению, мог бы стать иллюстрацией к рассказу А.П.Чехова?
4. Продолжение беседы.
А) (Выдвигается ряд проблемных вопросов, которые должны привести к дискуссии, потому что однозначного ответа на них дать невозможно.)
- Почему герои не говорили друг другу о своей любви? Почему не боролись за своё счастье?
- Какие вопросы мучат героев? Как они распорядились своим чувством?
- Как, по-вашему, герои поступали благородно, скрывая свою любовь?
Б) – Какие художественные средства применяет Чехов для раскрытия идеи произведения?
- Какое значение имеют картины природы в рассказе?
V. Подведение итогов.
Вернёмся к эпиграфу урока и ответим на вопрос: как вы понимаете авторское отношение к поставленным перед читателем вопросам?
VI. Домашнее задание.
1.Прочитать рассказ И.А.Бунина «Кавказ»
2.Сопоставить сюжеты и героев рассказов А.П.Чехова и И.А.Бунина. Выявить сходство и различие позиций авторов к вопросам любви.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.