Конспект открытого урока окружающего мира "Живая и неживая природа". 2-й класс
Оценка 5

Конспект открытого урока окружающего мира "Живая и неживая природа". 2-й класс

Оценка 5
docx
18.09.2020
Конспект открытого урока окружающего мира  "Живая и неживая природа". 2-й класс
2 класс окр мир.docx

 

МКОУ «ШСОШ» МО «Унцукульский район»

 

Конспект открытого урока окружающего мира

"Живая и неживая природа". 2-й класс

 

Подготовила и провела

Гитинмагомедова П.Г.

учитель начальных классов

 

Цель: дать ученикам элементарные представления о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы.

Задачи:

-Дать учащимся первоначальное представление о природе в целом, о живой и неживой природе; определить связи между живой и неживой природой.

-Развивать умение анализировать полученную информацию, наблюдательность, внимательность и кругозор учащихся.

-Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

 

1.   Организационный момент.

Итак, друзья внимание -

Вновь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее

Сейчас начнем урок!

 

Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое. Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туман и роса, Человек и время года – Это все вокруг природа. 

- А что же такое «природа»? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

- Обратимся к источнику, в словаре Ожегова написано: Природа – всё существующее во Вселенной. Так ли это, давайте выясним.

- Я предлагаю вам задание. В конверте лежат карточки, вам  нужно найти  лишний предмет и

- Как можно назвать первую группу? (живая)

-А вторую?(неживая)

- А по каким признакам мы определяем , что один предмет живой, а другой неживой?

(предположения детей)

- На какой вопрос мы должны ответить?

К природе относится все, что нас окружает: солнце, воздух, вода, реки и озера, горы и леса, растения, животные и сам человек. К природе не относится только то, что сделано руками человека: дом, в котором ты живешь, стол, за которым ты сидишь, книга, которую ты читаешь. Всё это объединили в отдельную группу. 

Внимательно рассмотрите рисунки и определите, что относится к природе, а что сделано руками человека (карточки-рисунки в конвертах- работа в парах). 

Солнце, дерево и муравей – это природа.

 

Вывод: Природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека.  делится на живую и неживую. К неживой природе относятся солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды. К живой природе относятся растения, животные и грибы.

 

2.Актуализация опорных знаний.

– Приведите примеры того, что создано руками человека.

– Что создано природой?

– Какое отношение к природе можно назвать плохим?

– Приведите примеры.

– Что делают люди, чтобы природа «чувствовала себя лучше»?

Дети отвечают на вопросы теста по теме «Природа и рукотворный мир».

Тест

(Выдаётся на отдельных листах.)

1) Укажите, что сделано руками человека.

а) облако;                                    г) трава;

б) космический корабль;             д) воробей;

в) стол;                                      е) солнце.

2) Укажите, что не сделано руками человека.

а) река;                 г) вода;

б) кит;                  д) небо;

в) парта;               е) дом.

3) Какое утверждение верно?

а) Природой называется всё то, что окружает человека.

б) Природой называется всё то, что сделано руками человека.

в) Природой называется всё то, что окружает человека и не сделано его руками.

4) Укажите объекты природы.

а) шкаф;                     ж) телефон;

б) глина;                     з) сыр;

в) стекло;                   и) троллейбус;

г) обувь;                     к) речной песок;

д) воздух;                   л) песок сахарный.

е) магнитофон;

 

3. Изучение нового материала.

– Сегодня на уроке мы начинаем работу по новому разделу.

Прочитайте его название на странице 23. («Природа».)

– Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

Дети читают цели и задачи изучения раздела.

– Что привлекло ваше внимание? Что захотелось изучить? (Ответы детей)

– Отгадайте загадки Муравьишки.

(Учитель записывает отгадки на доске)

– Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук)

– У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба)

– Ходит, спесь надуваючи. (Индюк)

– Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей)

– По синему морю белые гуси плывут. (Облака)

– И тонок, и долог, а сядет – в траве его не видать. (Дождь)

– Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

– На какие две группы можно разделить наши отгадки? (Живое – паук, рыба, индюк; неживое – ручей, облако, дождь, арбуз.)

– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О живой и неживой природе.)

– Прочитайте тему урока на странице 24. (Неживая и живая природа.)

– Какие учебные задачи мы поставим перед собой на уроке? (Ответы детей.)

– Прочитайте, что об этом говорит Муравьишка.

3.2 Работа по теме урока.

Рассказ учителя.

– С давних пор люди стремятся узнать как можно больше о мире, в котором живут. Солнце и звёзды, горы и реки, растения и животные – всё интересует человека.

В результате долгих наблюдений за природой человек разделил все объекты природы на две большие группы: живую и неживую природу. На уроках в 1 классе мы с вами выделяли признаки живых существ. Вспомним их.

В результате обсуждения на доске появляется схема:

 развернуть таблицу

Живая природа

Растёт

Умирает

Питается

Дышит

Приносит потомство

 развернуть таблицу

 

4. Практическая работа. Работа по учебнику.

– Зная эти признаки, выполним следующее задание. Откройте учебник на страницах 24-25. Рассмотрите рисунки. На какие две группы можно разделить всё, что изображено на рисунках?

Заслушиваются ответы детей.

– Возьмите фишки синего и зелёного цветов. Синие фишки положите на изображения предметов, относящихся к неживой природе, а зелёные – на предметы живой природы. Объясните свой выбор.

Ученики работают в парах, проверяют работы друг друга.

 

5. Физминутка

А теперь все дружно встали

Руки дружно вверх подняли

Руки в стороны, вперед

А теперь наоборот

Влево-вправо повернулись

И друг другу улыбнулись

Тихо сели и опять будем дело продолжать.

 

6.Закрепление учебного материала.

На прошлом уроке мы говорили, что существуют предметы природы и предметы, сделанные руками человека. То, что сделано человеком, не относится к природе. На какие 3 группы можно разделить все предметы, которые нас окружают? (живая и неживая природа, предметы, сделанные человеком.)

– Предлагаю вам игру «Живая и неживая природа».

Учитель раздаёт детям карточки синего и зелёного цветов.

– Я буду называть предмет. Если он относится к неживой природе, то вы должны поднять синюю карточку, если к живой – зелёную.

Учитель называет 10 – 15 предметов.

Работа в группах.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и выполнение задания каждой группе даётся 5 минут. Затем работа проверяется.

Карточка 1.

 развернуть таблицу

 Задание 1.

Что относится к природе?

А) карандаши, тетради, парты, здание школы, дом, посёлок в котором ты живёшь, – всё это природа;

Б) человек, растения и животные, солнце, моря и океаны, космические корабли и пароходы, фабрики и заводы – всё это природа;

В) солнце, земля, воздух, вода, растения, грибы, животные, человек – всё это природа.

Задание 2.

Приведите примеры предметов, относящихся к живой, неживой природе и предметов, сделанных руками человека.

 развернуть таблицу

Карточка 2.

 развернуть таблицу

Задание 1.

Что относится неживой природе?

А) человек, животные, растения, грибы;

Б) солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано руками человека;

В) солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег.

Задание 2.

Приведи примеры предметов, относящихся к живой, неживой природе и предметов, сделанных руками человека.

 развернуть таблицу

Карточка 3.

 развернуть таблицу

Задание 1.

Что относится к живой природе?

А) человек, животные, растения, грибы;

Б) солнце, земля, воздух, вода, человек, и всё, что сделано руками человека;

В) солнце, небо, облака, Земля, вода, камни, дождь, снег.

Задание 2.

Приведите примеры предметов, относящихся к живой, неживой природе и предметов, сделанных руками человека.

 развернуть таблицу

7. Итог урока.

Цели для учителя: организовать рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности; дать качественную оценку класса и учащихся.

Цели для учеников: зафиксировать новое содержание урока; дать самооценку своим знаниям.

Метод: идеологический

 – Какие выводы вы можете сделать вы в конце урока? Сравните их с выводами Мудрой Черепахи. Вернёмся к целям, которые стояли перед нами в начале урока. Что вы узнали? Чему научились? В чём испытывали затруднения?

 – Ответьте на вопросы для самопроверки.

– Прочитайте вопросы на странице 15 в учебнике. Ответьте на них.

– Оцените свои достижения на уроке.

 

8. Подведение итогов урока

– Что нового для себя вы сегодня узнали сегодня на уроке?
– О чём сможете рассказать дома родителям?
– Назовите, что относится к живой природе.
– Назовите, что относится к неживой природе.

 

9. Домашнее задание

– В рабочих тетрадях на с. 8 дома вы сможете выполнить интересное творческое задание. Каждый из вас  может побыть исследователем и ответить на вопросы: 

Что называется природой?

Какая связь между живой и неживой природой?

– Спасибо всем за работу! Урок окончен.

 

10. Рефлексия

 - Что вы узнали?

- Чему научились?

- В чем испытывали затруднения?

 

 

 

 

 

 

Директор МКОУ «ШСОШ»                              Газимагомедов Г.Г.

 

Заместитель директора по УВР                      Магомедалиев А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МКОУ «ШСОШ» МО «Унцукульский район»

 

Отзыв коллег об открытом уроке

во 2 «А» классе

"Живая и неживая природа"

учителя начальных классов

Гитинмагомедовой Патимат Газимагомедовны

Для отработки материала, для первичного закрепления Патимат Газимагомедовна старалась применить групповую, индивидуальную и коллективную формы работы, учащиеся работали в парах, выполняли задания «Признаки живой и неживой природы» и малой группе делили слова на две групп живая и неживая природа.

Цель, отработать умение учащихся группировать предметы, выделять их признаки, а работа в парах способствовала развитию учащихся доказывать, обосновывать, делать выводы; на данном этапе урока применяла не только занимательный материал, но и для активизации мыслительной деятельности внесла в урок и логическое задание, что позволило выявить, как учащиеся могут различать объекты живой и неживой природы (главная задача учебного занятия). На этапе рефлексии учащимся предлагалось определить взаимосвязь между живой и неживой природой. Для отработки материала, для первичного закрепления старалась применить групповую, индивидуальную и коллективную формы работы, учащиеся работали в малой группе, принимали участие в игре «Наряди елочку», цели которых отработать умение учащихся группировать предметы, выделять их признаки, а содержание игры способствовало развитию учащихся доказывать, обосновывать, делать выводы; на данном этапе урока применяла не только занимательный игровой материал, но и для активизации мыслительной деятельности внесла в урок и логическое задание, что позволило выявить, как учащиеся по рассказу и рисунку могут различать объекты живой и неживой природы (главная задача учебного занятия).

На этапе подведения итогов учащиеся еще раз озвучивали цели урока и решали достигли ли мы поставленных целей или нет. Думаем, что дети тему усвоили, поставленные задачи реализованы (конечно судить комиссии), но кроме учебных  задач старалась реализовать задачи развивающего и воспитывающего характера (привитие любви к природе, умение рассуждать, делать выводы, доказывать, работать в паре постоянного состава, группе, уметь слушать друг друга), т.е. работала над формированием не только специальных умений, но и общеучебных как организационных, так и коммуникативных.

Надо сказать, что на данном уроке были использованы и различные методы мотивации, что важно особенно в начальной школе для организации учебной деятельности учащихся (это занимательный игровой материал, создание ситуации успеха поощрения, яркие образные представления, связь с жизнью, использование ТСО, различные средства обучения, применения методик КСО).

На уроке был создан нравственный и эмоциональный фон, очень хорошо работали принципы взаимодействия, взаимодополнения, видна была взаимосвязь учителя и ученика, ученика и ученика, оказывала ученикам различные виды поддержки: валеологическую, психологическую, педагогическую; содержание учебного материала было подобрано с учетом возрастных и индивидуальных особенностей класса.

Все это было направлено на реализацию основной цели – создание благоприятных условий для изучения новой темы учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Директор МКОУ «ШСОШ»                              Газимагомедов Г.Г.

 

Заместитель директора по УВР                      Магомедалиев А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МКОУ «ШСОШ» МО «Унцукульский район»

 

Отзыв коллег об открытом уроке

во 2 «А» классе

"Живая и неживая природа"

учителя начальных классов

Гитинмагомедовой Патимат Газимагомедовны

 

На организационном этапе дети определили настроение с помощью карточек: «Солнышко весёлое», «Солнышко грустит». Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро настроить обучающихся на продуктивную работу, послужил стимулирующим введением в учебную деятельность, а также создал эмоциональный и деловой настрой. Содержание урока направлено на формирование умения находить слова-признаки времени года, развивать мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;

прилежание, стремление хорошо учиться.

Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, Обучающиеся, на основе знаний, приобретённых на прошлых уроках, соотносили живую и неживую природу, что ку ним относиться.

  На основном этапе при изучении новых знаний для восприятия, осмысления и запоминания постаралась разнообразить виды деятельности. Использовала разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень познавательной активности. Здесь было инсценирование, задание в группах, чтение стихотворений детьми. Представленная на этих этапах информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

     Структура урока тщательно продумана. На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья у обучающихся. В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, физиологического, психического здоровья обучающихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности. А использование гимнастики для глаз позволило организовать зрительное восприятие обучающихся в соответствии с требованиями гигиены зрения. Подобранные учебные задания способствовали формированию здорового образа жизни обучающихся. Для увеличения двигательной активности я применяла физкультминутку, смену динамических поз, упражнение для глаз.

 

 

 

Родители 2 а класса


 

МКОУ «ШСОШ» МО «Унцукульский район»

МКОУ «ШСОШ» МО «Унцукульский район»

Вывод: Природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека

Вывод: Природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека

На какие две группы можно разделить наши отгадки? (Живое – паук, рыба, индюк; неживое – ручей, облако, дождь, арбуз

На какие две группы можно разделить наши отгадки? (Живое – паук, рыба, индюк; неживое – ручей, облако, дождь, арбуз

Учитель называет 10 – 15 предметов

Учитель называет 10 – 15 предметов

Какие выводы вы можете сделать вы в конце урока?

Какие выводы вы можете сделать вы в конце урока?

МКОУ «ШСОШ» МО «Унцукульский район»

МКОУ «ШСОШ» МО «Унцукульский район»

Все это было направлено на реализацию основной цели – создание благоприятных условий для изучения новой темы учащимися

Все это было направлено на реализацию основной цели – создание благоприятных условий для изучения новой темы учащимися

МКОУ «ШСОШ» МО «Унцукульский район»

МКОУ «ШСОШ» МО «Унцукульский район»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2020