Конспект открытого урока ОРКСЭ (Модуль основы православной культуры) Тема урока: «Не в силе Бог, а в правде!»
Оценка 5

Конспект открытого урока ОРКСЭ (Модуль основы православной культуры) Тема урока: «Не в силе Бог, а в правде!»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
религиоведение
10 кл
08.08.2023
Конспект открытого урока ОРКСЭ  (Модуль основы православной культуры)    Тема урока: «Не в силе Бог,  а в правде!»
Разработка урока даёт знания учащимся не только по ОРКСЭ, но и по истории России.
Открытый урок по ОРКСЭ.docx

 

«Тимошкинская ООШ»  – филиал МБОУ «Шиловская СОШ  №2»

 

 

 

 

 

Конспект урока ОРКСЭ

 (Модуль основы православной культуры)

 

 

 

Тема урока:

«Не в силе Бог,

 а в правде!»

 

Подготовил и провёл учитель истории и обществознания

 

Ирина Владимировна Зайцева

 

 

 

 

                                              2023год

е,  Ю.  С.  Васечко,  протоиерей

Виктор Дорофеев, О. Н. Яшина, тетради, письменные принадлежности.

1.Организационный этап.

Приветствие. Учитель предлагает детям проверить готовность к уроку. 

2. Проверка домашнего задания.

На  прошлом  уроке  учащиеся  получили  задания  на  дом  по  теме  Пастырь

добрый (Святой Николай Чудотворец). Задания были дифференцированные.

Желающие  могли  дома  подготовить  презентацию  об  одном  из  храмов

Москвы,  посвященных  Святому  Николаю.  Остальные  должны  были

выполнить рисунки, посвященные теме прошлого урока. Дети перед уроком

договариваются,  кто  первым  будет  показывать  презентацию,  загружают

материал  на  компьютер  учителя.  Сначала  демонстрация  презентаций,  затем

рисунки и краткие пояснения изображённого на рисунках.

Конспект урока ОРКСЭ

 (Модуль основы православной культуры)

 

 

Тема урока: «Не в силе Бог, а в правде!»

 

 

Цели урока:

- на основе христианской истории воспитывать любовь к Родине как главное нравственное убеждение, формирующее личность;

- знакомство учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;

-знакомство учащихся с житием святого князя Александра Невского и отношением христиан к врагам Отечества.

Задачи урока:

- научить пониманию ратного подвига в православной христианской

традиции;

- способствовать формированию активной позиции по защите родной культуры и Отечества, патриотизма;

- развитие навыков смыслового чтения и комментирования, структурирования знаний, выделения морального действия, идентификации поступка как морального на основе соответствия с моральным эталоном, решения моральной дилеммы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Виды деятельности: диалог, дискуссия, работа с текстом и иллюстрациями, демонстрация подготовленных дома материалов, ответы на вопросы.

 Оборудование: учебник Основы православной культуры О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, О. Н. Яшина, тетради, иллюстрации.

Разделы христианского правоучения к уроку:

1.Понимание истины в христианстве.

2.Князь Александр Ярославович Невский – духовный вождь и защитник Отечества.

3.Нравственность как встречное движение Бога и человека.

                                         Ход урока

1.Организационный момент.

Проверка подготовки класса к уроку.

2.Проверка домашнего задания.

- О каком святом познакомились на прошлом уроке?

- Кто такой Добрый Пастырь?

- Что вы узнали о жизни святом Николае Чудотворце?

 

3. Самоопределение к деятельности.

- Послушайте стихотворение, о чём сегодня у нас будет идти речь на нашем занятии.

Защитники Отечества


Защитники Отечества – поэты,
Хранители сердечного тепла.
Архангелы кладут, как эполеты,
На плечи им небесные крыла.

И воинство небесное готово
Вести извечный бесконечный бой.
И веру, и Отечество, и слово
Во мгле кромешной заслонить собой.

Всем воинам, в бою неравном павшим,
Стоять в небесном воинском строю.
А всем, стихов при жизни не читавшим,
Быть предстоит поэтами в раю.

Господь на золотые эполеты
Кладёт им негасимый горний свет…
Защитники Отечества – поэты!
Других у Бога не было и нет.

                                   (Автор: Евгений Семичев)

 

4.Мотивация к деятельности.

( Предположения учащихся )

- Верно, сегодня мы поговорим о защите Отечества как о священном долге христианина.

- При каких обстоятельствах нужно защищать Отечество?

5.Актуализация знаний.

( вопросы для рассуждения )

- Как вы думаете, как относится Православная Церковь к войне?

- Как должен вести себя человек, если начнётся война?

-Запомните, нельзя приравнивать к  убийству сражения за свою Родину, несмотря на то, что людям приходиться убивать друг друга.

Воин готов по заповеди Христовой положить душу (отдать жизнь ) свою для защиты веры и Отечества.

На доске записана тема урока «Не в силе Бог, а в правде!»

- Кто слышал эту фразу? Кому она принадлежит?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с подвигами князя Александра Невского.

- Вы знаете, кто такой князь?

- На Руси раньше так называли человека, который управлял княжеством, своими землями. Это богатый человек. Князь должен заботиться о своих людях, защищать от врагов.

6. Изучение новой темы.

Сообщение учащегося на тему: «Из жития святого благородного князя Александра Невского»

- До сих пор неизвестна точная дата рождения Александра Ярославовича, которого впоследствии народ прозвал Невским. По одной версии, он появился на свет в Переяславле-Залесском в мае, а по другой – в ноябре 1220 года. Он был вторым сыном князя Ярослава Всеволодовича, являвшегося правнуком Мономаха. Почти все детство и юность Александра прошли в Новгороде. В 1225 г. князь Ярослав произвел над своими сыновьями обряд княжеского пострига, или посвящения в воины. После этого Александра и его старшего брата отец оставил в Великом Новгороде, а сам уехал в Переяславль-Залесский по неотложным делам. Его дети были посажены на великое княжение, которое происходило под присмотром доверенных бояр во главе с Федором Даниловичем.

- Кто знает что значит дружина? (Это войско князя)

- Кого называют «дозорным»? (Воин, который наблюдает за врагом из укрытия)

- Прочитайте текст, который у вас на столах. (Приложение).

- Подумайте над следующими вопросами:

1) Сыном какого князя был Александр Невский?

2) Какой правитель пришел с большим войском, чтобы завоевать Новгород?

3) Кому принадлежат слова «Не в силе Бог, а в правде!»

4) Почему Александр Невский произнес эти слова своему народу?

5) Какую весть принес дозорный князю?

6) В каком году состоялась битва над шведами?

7) Кто одержал победу?

8) Почему Александр Невский уехал из Новгорода?

9) Какими качествами обладал князь? Докажите.

10) Какое сражение произошло 5 апреля 1242 года?

(Вывод записывается в тетрадь)

Вывод: Князь Александр Невский был мудрый правитель, талантливый полководец, справедливый судья и главное защитник веры и Церкви. Победа в Ледовом побоище надолго защитила Русь от нападений с запада.

 

Прокомментируйте фразу: Александр понимал, что всё зависит не от его физической силы и множества войска, а от Бога.

 

Соедини части пословиц:

Правда в огне не горит                    и  в воде не тонет.

Кто за правое дело дерется,             у того и сила двойная берется.

Истинно могуч тот,                           кто побеждает самого себя.

Чтобы правду сказать,                       много слов не нужно.

 

7. Самостоятельная работа.

Выполнение заданий в рабочей тетради №1, 2, 4.

Фронтальная проверка.

- Что можете вы сделать, какие подвиги совершить ради своей Родины в 11 лет?

Вывод: самое главное не причинять зло другим людям.

Не наша сила нужна для победы, а Божия, и Бог помогает тому, на чьей стороне правда.

 

8. Рефлексия.

Прочтите внимательно последний абзац параграфа на странице 142 после пословицы.

Согласны ли вы с прочитанным?

- Какие добрые дела во славу своего Отечества может совершить человек сегодня?

-Какие качества души ему для этого необходимы?

 

9. Итог урока.

 

             …Есть упоение в бою
У мрачной бездны на краю…
                               А. Пушкин

 

10. Домашнее задание.

- Прочитать в учебнике тему 26.

- Выполнить задание в рабочей тетради.

Приложение.

Святой благоверный князь Александр Невский был сыном князя Ярослава Всеволодовича. Когда Александру было около 20 лет, его отец уехал по делам, а в Новгороде (где он правил тогда) оставил Александра. В это время правитель Швеции Биргер пришел с большим войском, чтобы завоевать Новгород. Он послал сказать Александру: «Бейся со мной, если смеешь; я уже стою на твоей земле». У Александра была маленькая дружина, но послать за подмогой, уже не было времени.

Князь Александр собрал свою дружину и пошел помолиться в церковь. Ободренный духом, он вышел из храма и сказал своей дружине и всему народу: «Не в силе Бог, а в правде».

После этого русские войска подошли к реке Неве. Там князя встретил дозорный. Этого дозорного звали Пелгусий. И рассказал он князю, что на рассвете увидел он лодку, а в ней святых князей Бориса и Глеба, которые умерли задолго до этого. Борис и Глеб говорили, что плывут помочь Александру.

5 июля 1240 году русские ударили. Русская дружина теснила врага, который не мог прийти в себя от неожиданности. Победа была решительной. После этой победы Александра стали называть Невским.

Сначала Новгородцы очень уважали своего князя, но со временем они перестали его слушаться, и Александр Невский уехал от них, а в это время к Новгороду приближалось войско немецких рыцарей. Новгородцы испугались, что рыцари завоюют их город, и попросили князя Александра защитить их. Александр Невский простил новгородцев, потому что был очень милостив, и пошел со своей дружиной на немцев. Решающая битва на льду Чудского озера. Она так и называется Ледовое побоище.

5 апреля 1242 года, на восходе, русские воины увидели движущиеся на них острым клином немецкое воинство. Рыцари врезались в русскую рать, и тут же русские плотно окружили немецкий клин. Стали поражать немцев со всех сторон, боевой порядок немцев нарушился. Лед стал красным от пролитой крови. Потери врагов громадные. Наши же незначительные.






 

Тимошкинская ООШ» – филиал

Тимошкинская ООШ» – филиал

Конспект урока ОРКСЭ (Модуль основы православной культуры)

Конспект урока ОРКСЭ (Модуль основы православной культуры)

Послушайте стихотворение, о чём сегодня у нас будет идти речь на нашем занятии

Послушайте стихотворение, о чём сегодня у нас будет идти речь на нашем занятии

Кто слышал эту фразу? Кому она принадлежит? -

Кто слышал эту фразу? Кому она принадлежит? -

В каком году состоялась битва над шведами? 7)

В каком году состоялась битва над шведами? 7)

Есть упоение в бою У мрачной бездны на краю…

Есть упоение в бою У мрачной бездны на краю…

Лед стал красным от пролитой крови

Лед стал красным от пролитой крови
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.08.2023