Конспект открытого урока по биологии в 10 «б» классе на тему: «Генотип как целостная система. Взаимодействие генов»

Конспект открытого урока по биологии в 10 «б» классе на тему: «Генотип как целостная система. Взаимодействие генов»

Медиа
doc
28.11.2019
10кл. «Генотип как целостная система..doc

           

 

Конспект открытого урока

по биологии в 10 «б» классе

на тему:

«Генотип как целостная система.

Взаимодействие генов»

 

Цель урока: формирование знаний о влиянии генов на фенотип организма; развитие навыков работы с генетической символикой.

Задачи:

·       обобщить и углубить знания о генотипе как целостной, исторически сложившейся системе;

·       Раскрыть проявление взаимосвязи и взаимодействия генов друг с другом, влияющих на проявление различных признаков;

·       Продолжить формирование умений работать с генетической символикой

Структура и основное содержание урока. Методы и методические приемы.

1. Организационный момент.

2. Изложение нового материала.

Вопрос: Что такое генотип?   (Слайд 3)

Генотип – это совокупность генов  и цитоплазматических их носителей, которые определяют развитие наследственных признаков и свойств организма.

Реальное существование гена доказывается двумя группами фактов: относительно независимым комбинированием при расщеплении и способностью изменяться – мутировать. К числу основных свойств гена относится его способность к удвоению при удвоении хромосом. Гены обладают значительной устойчивостью, что и определяет относительное постоянство генотипа. Между генами осуществляется тесное взаимодействие, в результате которого генотип не может рассматриваться как простая механическая сумма генов, а представляет собой сложную, сложившуюся в эволюции организмов систему.

Вопрос: Что является носителем генов? (Слайд 4)

 Цитоплазматическими носителями генов служат хромосомы, в состав которых входят ДНК и белки. Основой перечисленных выше свойств гена является способность ДНК к самоудвоению. В основе действия генов лежит его способность через посредство РНК определять синтез белка. Этот механизм является общим на всех ступенях эволюции.

При формировании генетических представлений о связи между генами и признаком, предполагалось, что каждому признаку соответствует особый  наследственный фактор, обуславливающий развитие своего признака. Однако прямые и однозначные связи гена с признаком на самом деле скорее исключение, чем правило. Было установлено, что существует огромное количество свойств и признаков организмов, которые определяются двумя, тремя и даже многими парами генов, и, наоборот, один ген часто влияет на многие признаки. Кроме того, действие гена может быть изменено соседством других генов или условиями внешней среды. Таким образом, в онтогенезе действуют не отдельные гены, а весь генотип как целостная система со сложными связями и взаимодействиями между генами.

Что же такое Взаимодействие генов?

Взаимодействие генов – это совместное действие нескольких генов, приводящее к появлению признака, отсутствующего у родителей, или усиливающее проявление уже имеющихся признаков.

Схема: Взаимодействие генов. (Слайд 5)

Взаимодействие генов

 


               Аллельных                                                                                  Неаллельных

1. Полное доминирование                                                                          1. Комлементарность

2. Неполное доминирование                                                                      2. Эпистаз

3. Множественный аллелизм                                                                     3. Полимерия

4. Кодоминоирование

5. Сверхдоминирование.

 

Вопрос: Что такое полное доминирование? (Слайд 6, 7)

               Неполное доминирование? (Слайд 8, 9)

Множественный аллелизм  (Слайд 10)- это явление существования более двух альтернативных аллельных генов, имеющих различные проявления в фенотипе.

(Слайд 11)

Электронное приложение к учебнику «Биология. Живые системы и экосистемы», стр. 7, Анимированная таблица «Проявление множественного аллелизма»

Пример 1. Группы крови у человека определяются сочетанием в генотипе аллелей А, В и 0 одного и того же гена I.

Пример 2. Окраска шерсти у кроликов: темная, белая (альбинизм), горностаевая (аллели А (темная), А1 (горностаевая), а (белая)).

 

Пример 3. У мухи дрозофилы имеется серия аллелей гена окраски глаз, состоящая из 12 членов: вишневая, красная, коралловая, и т.д. до белой, определяемой рецессивным геном.

 

Пример 4. Окраска шерсти у домовой мыши: AY - желтая, A - серая, at – темная спинка, бежевое брюшко, a  - черная. Аллель AY оказывает влияние на жизнеспособность гомозигот    AY AY  .

Таким образом, множественный аллелизм  характеризует разнообразие генофонда целого вида, т.е. является видовым, а не индивидуальным признаком.

Кодоминоирование (Слайд 12) - явление независимого друг от друга проявления обоих аллелей в фенотипе гетерозиготы.

Пример. (Слайд 13)Взаимодействие аллелей, определяющих четвертую группу крови у человека.

Известна множественная серия аллелей гена I, определяющая признак группы крови у человека. Ген I отвечает за синтез ферментов, присоединяющих к белкам, находящимся на поверхности эритроцитов, определенные полисахариды. Эти полисахариды определяют специфичность групп крови.

Аллели IA и IB кодируют  разные  ферменты, аллель I0 – не кодирует никакого, рецессивна по отношению к IA и IB . а между IA и IB нет доминантно – рецессивных отношений.

Люди, имеющие IV группу крови, несут в своем генотипе аллели IA и IB, у них синтезируется два фермента и формируется соответствующий фенотип.

Сверхдоминирование (Слайд 14)– более сильное проявление признака в гетерозиготе, а не в гомозиготе.

Пример. У дрозофилы имеется рецессивный летальный ген, гетерозиготы по которому обладают большей жизнеспособностью, чем доминантные гомозиготы.

Комлементарность (дополнительное действие генов) (Слайд 15)– это явление, при котором неаллельные гены дополняют действие друг друга, а признак формируется лишь при одновременном действии обоих генов.

Пример. Форма гребня у кур (задача 1).

Эпистаз (Слайд 16)– вид взаимодействия неаллельных генов, при котором один из генов полностью подавляет действие другого гена.

Ген, подавляющий действие другого гена, называется ген – супрессор, ингибитор, эпистатичный ген. Подавляемый ген называется гипостатичным.

Эпистаз может быть доминантным (ген – супрессор доминантный) и рецессивный (ген – супрессор  рецессивный). (Слайд 17)

 

Пример 1. Доминантный эпистаз (задача 2). Пигментация оперения у кур.

Пример 1. Рецессивный  эпистаз (задача 3). Окраска шерсти у домовой мыши.

Групповая работа учащихся с примерами взаимодействия генов с последующим обсуждением полученных результатов.

Полимерия (Слайд 18)– один из видов взаимодействия неаалельных генов, при котором на проявление количественного признака оказывает влияние одновременно несколько генов. При этом, чем больше в генотипе оказывается доминантных генов, обуславливающих этот признак, тем ярче этот признак выражается – кумулятивная полимерия (накапливающаяся).  Некумулятивная полимерия (ненакапливающаяся) -  наличие хотя бы одного доминантного гена в генотипе определяет развитие признака.

Полимерные гены обозначаются одной и той же буквой латинского алфавита с числовым индексом, указывающим на число аллельных пар, например А1а1; А2а2 и т.д.

Электронное приложение к учебнику «Биология. Живые системы и экосистемы», стр. 7, Словарь

(Слайд 19)

Пример 1. Кумулятивная полимерия. ( задача 4). Цвет кожи у человека

Пример 1. Некумулятивная полимерия. ( задача 5). Оперённость ног у кур.

3. Закрепление и выводы.

Таким образом, мы с вами видим, что в результате взаимодействия неаллельных генов набдюдается отклонение от менделеевских расщеплений и вместо классического расщепления классов фенотипов 9:3:3:1 могут наблюдаться 13:3, 9:3:4, 15:1.

Давайте посмотрим, действительно ли рассмотренные нами примеры противоречат менделеевским законам. Заполним таблицу.

Таблица. Влияние взаимодействия неаллельных генов на соотношение фенотипических классов в F2 при дигибридном скрещивании. (Слайд 20)

(Самостоятельная работа учащихся)

Тип взаимодействия генов

Пример

Расщепление по фенотипу

Генотипический состав фенотипических классов

Комплементарность

Наследование формы гребня у кур

9:3:3:1

9 R-P-

3 R-pp

3 rrP-

1 rrpp

Доминантный эпистаз

Наследование пигментации оперения у кур.

 

13:3

9 I-C-

3 I-cc       белая     

3 ii C-

1 iicc    окрашенная

Рецессивный эпистаз

Наследование окраски шерсти у домовой мыши

9:3:4

9 A-C-   агути

3 aaC-   черная   

3 A-cc         белая

1 aacc

Кумулятивная полимерия

Наследование цвета кожи у человека

 

1:4:6:4:1

9 A1- A2-      промежут.

3 A1- a2a2       фенотип.     

3a1a1A2-      классы

1 a1a1a2a2     белая

Некумулятивная полимерия

Наследование оперённости ног у кур.

15:1

9 A1- A2-

3 A1- a2a2           оперенные

3a1a1A2-

1 a1a1a2a2  неопернные

Вывод: как вино из таблицы, расщепление в некоторых случаях притекает нетипично. Однако эти отклонения касаются только фенотипических классов. Расщепление же по генотипам во всех случаях происходит в полном соответствии с законами, установленными Менделем. Таким образом, рассмотрев различные виды взаимодействия генов, можно считать, что генотип является сбалансированной системой взаимодействующих генов; развитие признака есть результат проявления нескольких генов.

Примером влияния одного гена на несколько признаков является:

Плейотропия, или множественное действие генов – это явление одновременного влияния одного гена на несколько признаков. Электронное приложение к учебнику «Биология. Живые системы и экосистемы», стр. 7, Анимированная таблица «Множественное действие генов»

 

4. Домашнее задание: $ 43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзыв коллег об открытом уроке биологии

в 10 «б» классе по теме

«Генотип как целостная система.

Взаимодействие генов»

 

Данный урок проводился в рамках ежегодной школьной методической недели. На нем присутствовали учителя школы и представители МО естественных наук.

Это урок обобщения и систематизации знаний учащихся об основных законах и закономерностях генетики, а также о генотипе как целостной, исторически сложившейся системе.

Урок начался с фронтального повторения и решения генетической задачи, что развивало у учащихся навыки принятия самостоятельных решений, инициативы и активности.

Все этапы урока были выдержаны, логически связаны и сопровождались мультимедийной презентацией, созданной учителем, что позволило мотивировать их познавательную активность.

 Учитель умело использовала различные методические приемы: слушание, обсуждение проблем, отчет групп о результатах своей деятельности, применяя мультимедийную презентацию, электронное приложение по биологии, дополнительный познавательный материал, тестирование.

Все выбранные приемы и средства обучения соответствовали содержанию учебного материала, цели и задачам урока, возрастным особенностям и учебным возможностям класса, а разнообразие видов деятельности обеспечило занятость всех учеников.

На уроке был выдержан высокий темп работы. Сочетая различные формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, учитель  развивала умение учащихся работать в группе и предъявлять результаты своей деятельности, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения.

В течение урока отмечалась комфортная психологическая обстановка: царила атмосфера сотрудничества и взаимопонимания. Дети были раскрепощены, свободно общались с учителем и друг с другом.

Присутствовали оздоровительные моменты: физкультминутка, минуты релаксации.

Цель урока была достигнута полностью, что подтвердили результаты контрольного тестирования учащихся.

Урок прошел на высоком профессиональном и методическом уровне.

 

 

 

 

 

 

 

Отзыв родителей об открытом уроке биологии

в 10 «б» классе по теме

«Генотип как целостная система.

Взаимодействие генов»

 

Урок построен на основе технологии развивающего обучения. Применены здоровьесберегающие технологии.

Содержание урока соответствует требованиям программы. Структура урока соответствует его содержанию и поставленным целям. В течение урока учащиеся изучают новый материал и добывают необходимую информацию с помощью практической работы, который заставляет учащихся думать, искать ответы на вопросы в учебнике, запоминать новый материал.

Предусмотрены различные формы деятельности учащихся на занятии, способствующие развитию интеллектуальных и коммуникативных качеств, познавательной и социальной компетентности. В результате проблемного поиска дети узнают о различных группах живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотического факторов. Учитель умело использовала различные методические приемы: слушание, обсуждение проблем, отчет групп о результатах своей деятельности, применяя мультимедийную презентацию, электронное приложение по биологии, дополнительный познавательный материал, тестирование.

В ходе занятия тренируется память учащихся. Они учатся объективно оценивать работу товарища. Урок направлен на  решение задач личностного развития учащихся, обеспечивает их продвижение в развитии и усвоении знаний. Ученики являются соавторами урока и проявляют активность, умение делать выбор, давать оценку фактам, оценивать свою работу.

Четко рассчитано время, необходимое для выполнения задания на каждом этапе, в заключении сделаны выводы, объяснено задание, данное на дом, выставлены оценки учащимся за работу на уроке, проведена рефлексия.

        Урок прошёл в атмосфере сотрудничества, в непринуждённой обстановке. Все задачи удалось решить в полном объёме.

Урок цели достиг.

 

 

 

Родители 10б класса

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)