Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «город Дербент» «Гимназия Культуры мира»
Республики Дагестан
Ул. Оскара 26 г. Дербент РД 368600 тел. 4-24-10 факс: (8 240) 4-24-10
E-mail: gkm-18derbent@yandex.ru
Конспект открытого урока по истории
для учащихся 10а класса по теме
«Александр II. Отмена крепостного права»
Разработала урок
учитель истории
Султанова Раида Гусейновна
Цели: сформировать представление о сущности крестьянской реформы 1861 г.;
уяснить основные положения реформы и значение отмены крепостного права.
Задачи:
Образовательные:
- продолжить формирование комплекса умений по работе с текстом документов для установления причин и предпосылок отмены крепостного права
Развивающие: развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого , способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
Воспитательные: содействовать воспитанию нравственности гражданственности и уважения к истории России;
План урока:
■ I. Личность императора Александра II.
■ II. Причины отмены крепостного права.
■ III. Подготовка реформы. Основные положения реформы.
■ IV. Значение отмены крепостного права.
1. Изучение нового материала.
1.1. Мотивационный этап
Вопрос: При каких условиях Александр II взошел на престол? Обобщая ответы, учитель отмечает, что Николай I, умирая, сказал своему сыну: «Сдаю тебе команду не в лучшем виде». И действительно, Александр вступил на престол в феврале 1855 г., в самый разгар Крымской войны, из которой Россия вышла изнуренная
неравной борьбой, с истощенными финансами и подорванным денежным обращением. Увеличивающийся год от года дефицит бюджета (к 1856 г. он составил 307 млн руб.) поставил страну на грань финансового кризиса. На международной арене Россия оказалась в изоляции, чему свидетельствовали ход Крымской войны и условия Парижского договора 1856 г. В обществе началось брожение. Видный чиновник П. А. Валуев записал в своем дневнике 17 ноября 1855 г.: «Озлобление против порядков беспредельное и всеобщее». М. П. Погодин свидетельствовал: «Прежняя система отжила свой век». Александру II потребовалось в этих сложных внутри- и внешнеполитических условиях формировать свою политику
2.Знакомство учащихся с личностью Александра II.
Учитель: 18 февраля 1855 года при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Крымской войны, умирает император Николай I. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей. “Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот” – говорил своему сыну Александру, умирая, Николай I.
Николай I Александр II
Ученики отвечают на вопрос: Какие же проблемы оставил Александру II его отец?
Россия терпела поражение в Крымской войне, страна была разорена, в упадок пришли финансы и хозяйство страны, крепостное право мешало России развиваться наравне со странами Западной Европы.
Итог работы всего класса –кластер на доске.
Сообщение ученика: Александр Николаевич родился 17 апреля 1818 года и получил блестящее воспитание как будущий император. Ко дню совершеннолетия наследник престола изучил следующие предметы: Закон Божий, историю церковную, всеобщую и русскую, математику, физику, географию, правоведение, военные науки. Он свободно владел немецким, французским, польским и английским языками. Александр рос здоровым и жизнерадостным. Он хорошо плавал, стрелял, успешно учился. Поэт В.А. Жуковский был главным наставником цесаревича, старался привить ему либеральные взгляды на общество. М.М. Сперанский преподавал ему право. Е.Ф. Канкрин – экономику.
В.А. Жуковский М.М. Сперанский Е.Ф. Канкрин
Рассматривается слайды с изображением преподавателей Александра II – В.А. Жуковского, М.М. Сперанского, Е.Ф. Канкрина.
Сообщение ученика: Александр отличался большой впечатлительностью. Поэт Жуковский наставлял будущего царя: «Истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа. Люби народ свой…». Уроки Жуковского глубоко запали в его душу. Но не меньшее влияние оказывал на него отец, который настаивал на его усердии к военным наукам. Александр боялся его и восхищался им. Всю жизнь в душе Александра боролись два начала – гуманное, привитое Жуковским, и милитаристское, унаследованное от отца. Навсегда запомнилось будущему царю путешествие по России в1837г. Его сопровождал Жуковский. За 7 месяцев они посетили 30 губерний. В Сибири они встречались с декабристами, и по возвращении наследник просил о смягчении их участи.
Сообщение ученика: В 1838г. наследник предпринял, также в сопровождении Жуковского, путешествие за границу. Маршрут его включал все страны Западной Европы, за исключением Франции, Испании и Португалии. Весной 1840 г. вновь отправился за границу, в Дармштадт, где сердце его уже в первое путешествие наметило себе подругу жизни, в лице 15-летней дочери великого герцога Людвига Гессен-Дармштадтского, принцессы Марии. Августейшие родители одобрили этот выбор, и в сентябре того же года высоконареченная невеста прибыла в Санкт-Петербург., 5 дек. 1840 г. приняла святое миропомазание по уставу православной церкви, с именем великой княжны Марии Александровны, а 16 апреля 1841 г. совершилось бракосочетание Их Высочеств. Жена подарила Александру II двух дочерей и пятерых сыновей.
Жена Александра II
Ученики отвечают на вопросы: Как воспитание Александра II повлияло на его характер? Как личные качества царя могли отразиться на ходе исторических событий?
Всю жизнь в душе Александра боролись два начала – гуманное, привитое Жуковским, и милитаристское, унаследованное от отца. Александр был предрасположен к проведению реформ, но и много воевал. А его впечатлительность и неуверенность не позволят ему довести свои реформы до конца.
3. Ребята, а теперь поработаем с рабочими листами и запишем в них новые сведения.
Учитель: А теперь давайте выясним как относился Александр2 к крепостному праву? для этого исследуем речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства:
(Слайд) “Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это не справедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувства, враждебные между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или
поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу”.
Вопрос:
- Почему Александр II считает необходимой отмену крепостного права?
- Как вы понимаете слова, что крепостное право лучше отменить “свыше, нежели снизу”?
(По мнению Александра II, крепостное право должна отменить сама власть и как можно скорее, поскольку затягивание этого вопроса может привести к волнениям со стороны крестьян и даже революции).
(Физкультминутка для глаз)
Учитель:
С вступлением на престол Александра II в России наступает «оттепель» - смягчение политического режима. Откройте учебник на странице 138, найдите в словарике, в конце параграфа, определение «политического режима». Прочитайте его. Как вы поняли смысл понятия, что такое политический режим?
Предполагаемый ответ: Политический режим это метод правления в стране.
- Ребята а теперь докажите на конкретных примерах, используя последний пункт параграфа Российская «Оттепель», что в начале правления Александра 2-го действительно произошло смягчение политического режима?
(работа с текстом книги)
Предполагаемый ответ
Первыми шагами его стали:
1. Подписание мирного договора в Крымской войне;
2. Амнистия политических заключенных;
3. Приостановка на 3 года рекрутских наборов;
4. Ликвидация военных поселений;
5. Свобода выезда за границу;
6. Ослабление цензуры.
Молодцы, вы увидели прогрессивные шаги Александра 2, но не смотря на большие преобразования вопрос об отмене крепостного права оставался открытым, предпосылок отмены крепостного права было много это: экономические, внутреннеполитические, внешнеполитические, социальные, нравственные. В соответствии с этими предпосылками вы разделены на группы
Задание: Каждая группа получает одинаковые выдержки из документов.
Но задачи у вас разные, вы должны в тексте найти подтверждение своих предпосылок, времени вам на это 3-5 минут . Я поставлю песочные часы на 5 минут. Затем кто-то из группы зачитает отрывок и назовет автора.
Документы:
Кошелев А.И.
“Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается, и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить”.
Отчет III отделения: (Хрестоматия по истории. 1861-1917г. М. , 1980г.)
“Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же”.
Число крестьянских волнений в среднем за год
1801—1825 гг. |
1826—1850 гг. |
1851—1855 гг. |
26 |
43 |
32 |
Федоров В.А.
“Крепостной крестьянин фактически оказался полной собственностью помещика, который мог отнять у крестьянина все его достояние, а его самого с семьей или даже отдельно от семьи продать, подарить, отдать в залог; жену или детей крепостного крестьянина можно было обменять на борзых щенков, проиграть в карты. В своем имении помещик пользовался широкой административной и полицейской властью...”.
Тютчев А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания – дневники. М., 2008.
«Право, грустно становится, когда подумаешь, как вообще мы дурно вооружены - и солдаты и офицеры. Саблю нашу совестно обнажить: она гнется как проволока, пистолеты у нас только у верховых, и то своей тяжестью и неуклюжестью отвращают от изучения искусства цельной пистолетной стрельбы… Немудрено, что в таком положении офицеры приходили в отчаяние, а солдаты бредили изменой».
«…Грозный призрак могущества России, пугавший Европу, распался, исчез, и место его уступили в Европе чувства сожаления к русскому народу и презрения к петербургскому правительству.
(из речи Николая 1 пред представителями смоленских депутатов от дворянства)
Ружья, Пушки, сукно для казенных надобностей производились на фабриках, основанных на подневольном труде. Правительство всячески взращивало, лелеяло промышленность, но, тем не менее, она плохо развивалась, и это в самой значительной степени (зависело от невыгодности подневольного труда).
Развитие же частных фабрик и заводов возможно было лишь при наличности свободных, вольнонаемных рабочих, ля чего требовалось уничтожение крепостного права.
Саратовский журналист И. Горизонтов, вспоминая о Крымской войне, писал: «Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития.
Учитель: вешаю на доску таблички со словами предпосылки, в низу прикрепляю слова экономические, внешнеполитические, внутреннеполитические, социальные, нравственные.
Молодцы. А теперь давайте попробуем на основе предпосылок найти причины отмены крепостного права.
Предполагаемый ответ:
• Низкая производительность крепостного труда;
• Отсутствие личной свободы препятствовало развитию капитализма
• Крепостное право - угроза общественного спокойствия
• Возможность потерять статус великой державы
• Безнравственность крепостного права
А теперь вернемся к проблеме урока и попробуем на нее ответить.
Почему только к середине XIX в. отмена крепостного права стала необходимостью?
(Слайд с причинами в виде схемы)
Предполагаемый ответ:
Потому - что все сферы жизни общества были в отсталом состоянии и развиваться им мешало крепостное право
Вывод: Россия находилась накануне великих реформ
Рассматривается слайд “Значение отмены крепостного права”.
|
4. Заключительная часть урока.
Ученики получают задание составить синквейн по изученной теме.
§ 28-29, ответить на вопросы
Директор МБОУ ГКМ Юзбегов Н. З.
Зам.директора по УВР Агакеримова В.А.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.