Урок в 6 классе.
Тема: «В рыцарском замке»
Цель урока:
сформировать образное представления о замке феодала, снаряжении рыцаря, об их быте и нравах;
познакомить с моральными ценностями, нормами и установками феодалов,
Задачи
Обучающие:
- создать условия для формирования представлений учащихся об условиях жизни феодалов, о снаряжениях рыцаря, турнирах, моральных нормах и установках, воспитания;
Развивающие:
- развивать память, внимание, мышление
Воспитательные:
- воспитание положительных личных качеств: отвага, честь, мужество, уважение к людям, готовность помочь в трудную минуту;
- воспитанию культуры делового общения.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные: научатся определять термины: замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир,. Получат возможность научиться: описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок.
Личностные: готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
Метапредметные
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы организации учебной деятельности:
· Фронтальная
· Групповая
Оборудование урока и ресурсное обеспечение:
· Компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
1.Организационный момент. Слайд 1
Здравствуйте, ребята, вы, конечно, уже поняли тему урока, глядя на оформление доски. Кого вы видете на доске? Про что сегодня будем говорить? (про рыцарей)
Готовясь к вашему уроку, я принесла много материала, и среди всего оказался гвоздь, как думаете, для чего я его принесла? ….Посмотрим, подтвердятся ли ваши предположения в ходе урока.
Итак, вы правильно поняли – мы поговорим сегодня о рыцарях.
2. Целеполагание:
-А верите ли вы, что снаряжение рыцаря доходило до 100 кг?
Ответы детей.
-Верите ли вы, что стоимость снаряжения стоило 60 быков?
Ответы учеников.
-Верите ли вы, что рыцари есть до сих пор?
Ответы учеников.
-Верите ли вы, что рыцари жили в замках?
А в каком из них, как думаете? Слайд 2
Ответы детей.
А вот все ваши предположения мы проверим в ходе урока.
- Учитель просит сформулировать тему урока.
- Дети называют тему урока: “В рыцарском замке” или “Рыцарский замок”, “Замок рыцаря” - Что бы они хотели узнать на уроке? Слайд 2
-……
-
-
3.Изучение новой темы:
1) «Мой дом – моя крепость». Слайд 4.
Начиная с VIII века, для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок: в зависимости от возможностей – огромный или скромный.
Замок – это жилище феодала и его крепость. Слайд 5 (Вы были правы – рыцари жили в замках)
Сначала замки строили из дерева, позднее из камня. Слайд 6.
Рассказ учителя об устройстве замка.
Над стенами замка возвышался донжон(цитадель) Слайд 7– самая высокая и большая башня замка, в которой феодал укрывался во время осады, когда вся территория замка была захвачена врагом. Внутри башни один над другим были расположены залы. Слайд 8.
На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в подземный ход.
Вывод
2) «Снаряжение рыцаря»
Проблемное задание.
В Средние века люди сравнивали общество с живым организмом. Крестьян сравнивали с ногами. А как вы думаете, с какой частью тела ассоциировались рыцари?
Ответы детей:(С руками, потому что в руках у рыцаря был меч).
Кто, по вашему мнению, мог стать рыцарем?
Первоначально рыцарем мог стать любой человек, способный купить себе доспехи и боевого коня (что по тем временам составляло стоимость 60 быков – Кто верил в это?), но позднее это звание передавалось по наследству. Включить видеоролик «Как снаряжали рыцаря» Слайд 9.
Параллельно учитель рассказывает. Вес снаряжения доходил до 100 кг. Поэтому у рыцаря были помощники.
Одевал снаряжение рыцарь около часа.
Так зачем же я принесла сегодня гвоздь? Кому он был нужен?
Вернуться к целеполаганию и сравнить предположения учеников. Кто был прав, что вес составлял 100 кг? .
(распечатанный лист с текстом: Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем. Нередко он пользовался боевым топором и палицей – тяжелой дубиной с металлическим утолщенным концом. Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног.
Тело рыцаря защищала кольчуга – рубаха, сплетенная из колец и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы – доспехи из стальных пластин :ожерелье, кираса, наручи, рукавицы, набедренники, наколенники, тапочки. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало – металлическую пластинку с прорезями для глаз.)
Раздаточный материал, на доске рыцарь, дети по очереди присоединяют части снаряжения». Слайд 10
2) Воспитание рыцаря. Слайд 11.
Дворянские дети, которых отцы прочили в рыцари, обычно начинали интенсивные ежедневные тренировки в 6-7 лет, каждые день упражняясь с оружием. 7-12 лет- мальчик был пажом. Помогал рыцарю, носил оружие, был для него слугой, с 12-20 года – обучался военным делом, навыками владения оружием. И в 21 год- происходило посвящение в рыцаря.
Вопрос детям: Есть ли рыцари в наше время?
(Возможные ответы детей: да, нет).Почему?Слайд 12
Перед просмотром задать вопрос: Как бы вы озаглавили данный отрывок Видеоролик из к/ф «Каникулы Петрова и Васечкина».
Васечкин – настоящий рыцарь! Согласны? Почему?А если бы Васечкин взял сосуд с водой у девочки?Можно было бы его назвать рыцарем? А вы бы как поступили? Девочки, а вы бы как поступили? (попросили бы помочь – надо позволять мальчикам чувствовать себя рыцарями).
Как вы считаете Какими качествами должен обладать рыцарь? Честью и благородством! А как вы понимаете, что такое честь? Человек держит своё слово, не предаёт друзей, приходит на помощь слабым. А как вы считаете, что такое благородство? Какая буква здесь пишется? Какое однокоренное слово? Из каких основ состоит? –Благо, -род. Значит это какой человек?
КАКОЙ ПОСТУПОК МОЖНО НАЗВАТЬ РЫЦАРСКИМ? (помочь маме, покормить котенка, выручить друга, одноклассника,…)
Такого человека можно уважать, восхищаться им, с ним хотят дружить…
-А верите ли вы, что в наше время есть до сих пор церемония посвящения в рыцари?
Ответы детей.
-Да, церемония посвящения в рыцарей проходит в Великобритании. Слайд 13. Традиционно церемонию посвящения в рыцари проводят королевские особы. А кто из вас хотел бы быть посвященным в рыцари?
Инсценировка посвящения:
После объявления его имени посвящаемый в рыцари преклоняет
колено на специальную скамейку пред Королевой, которая касается лезвием
обнаженного меча сначала правого, затем левого плеча рыцаря. После посвящения
новый рыцарь встает с колена и произносит клятву: Во имя Высшего Разума,
Силы Слова, и Святого Поиска Истины. Я, (Имя оруженосца) самолично
присоединяясь к Священному Воинству Ордена Рыцарей Слова и давая суровую
клятву, обещаю хранить обет добровольного и строгого послушания, честности и
прямоты.
Королева наделяет рыцаря эмблемой ордена.
4) «Развлечения рыцарей».
а) Беседа с учащимися.
-Как вы считаете, чем занимался рыцарь? Слайд 14.
Военное дело стало занятием исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков. Феодал зачастую сражался всю жизнь.
Турнир продолжался в течение 2 дней.
Турнир –это….Слайд 15
Приём стоп-кадр. Копья у рыцарей были тяжелые, в бою они были не эффективны, поэтому их использовали на скаку.
Давайте посмотрим фрагмента фильма по роману Вальтера Скотта «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Вопрос детям после стоп-кадра:
Как вы думаете, кто победит в этой схватке?
Ответы детей.
Продолжить просмотр до конца.
Другой любимой забавой была охота. (Охота была опасным занятием – нередко её участники погибали. Слайд 16
Еще одним из развлечений рыцарей являлись пиршества, которые они любили устраивать особенно зимой.
Слайд 17.
4.Подведение итогов: Приём «Закрой окно!»Слайд 18 Включить музыку на фоне.
Начиная с VIII века, для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Замок – это __________________________. Первоначально рыцарем мог стать любой человек, способный купить себе__________ и боевого ____________, что по тем временам составляло стоимость __________ быков, но позднее это звание передавалось по наследству. Рыцарь был вооружен большим ________ и длинным _________. Тело рыцаря защищала ___________ – рубаха, сплетенная из колец и доходившая до колен.
На голову рыцарь надевал __________, а в минуту опасности он опускал на лицо ___________– металлическую пластинку с прорезями для глаз. Любимым занятие рыцаря были ___________. Другой любимой забавой была _________.
Самопроверка. Слайд. 19
Вернемся к целям урока. Так есть ли рыцари в наше время?
5. Рефлексия: Слайд 20.
Сегодня на уроке я …
Лучше всего у меня получилось …
Больше всего мне понравилось…
Хотелось бы узнать…
Я считаю, что справился с заданием на (отлично, хорошо, можно и лучше)
6.Задание на дом: СОВЕРШИТЬ РЫЦАРСКИЙ ПОСТУПОК!!!!
Начиная с VIII века, для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Замок – это __________________________. Первоначально рыцарем мог стать любой человек, способный купить себе__________ и боевого ____________, что по тем временам составляло стоимость __________ быков, но позднее это звание передавалось по наследству. Рыцарь был вооружен большим ________ и длинным _________. Тело рыцаря защищала ___________ – рубаха, сплетенная из колец и доходившая до колен.
На голову рыцарь надевал __________, а в минуту опасности он опускал на лицо ___________– металлическую пластинку с прорезями для глаз. Любимым занятие рыцаря были ___________. Другой любимой забавой была _________.
Начиная с VIII века, для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Замок – это __________________________. Первоначально рыцарем мог стать любой человек, способный купить себе__________ и боевого ____________, что по тем временам составляло стоимость __________ быков, но позднее это звание передавалось по наследству. Рыцарь был вооружен большим ________ и длинным _________. Тело рыцаря защищала ___________ – рубаха, сплетенная из колец и доходившая до колен.
На голову рыцарь надевал __________, а в минуту опасности он опускал на лицо ___________– металлическую пластинку с прорезями для глаз. Любимым занятие рыцаря были ___________. Другой любимой забавой была _________.
«Снаряжение рыцаря»
Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем.
Нередко он пользовался боевым топором и палицей – тяжелой
дубиной с металлическим утолщенным концом. Большим щитом рыцарь мог прикрыться
с головы до ног.
Тело рыцаря защищала кольчуга – рубаха, сплетенная из колец и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы – доспехи из стальных пластин :ожерелье, кираса, наручи, рукавицы, набедренники, наколенники, тапочки. На ногах рыцаря были сабатоны— латные ботинки. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало – металлическую пластинку с прорезями для глаз.)
«Снаряжение рыцаря»
Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем.
Нередко он пользовался боевым топором и палицей – тяжелой
дубиной с металлическим утолщенным концом. Большим щитом рыцарь мог прикрыться
с головы до ног.
Тело рыцаря защищала кольчуга – рубаха, сплетенная из колец и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы – доспехи из стальных пластин :ожерелье, кираса, наручи, рукавицы, набедренники, наколенники, тапочки. На ногах рыцаря были сабатоны— латные ботинки. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало – металлическую пластинку с прорезями для глаз.)
«Снаряжение рыцаря»
Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем.
Нередко он пользовался боевым топором и палицей – тяжелой
дубиной с металлическим утолщенным концом. Большим щитом рыцарь мог прикрыться
с головы до ног.
Тело рыцаря защищала кольчуга – рубаха, сплетенная из колец и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы – доспехи из стальных пластин :ожерелье, кираса, наручи, рукавицы, набедренники, наколенники, тапочки. На ногах рыцаря были сабатоны— латные ботинки. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало – металлическую пластинку с прорезями для глаз.)
Клятва : Во
имя Высшего Разума, Силы Слова, и Святого Поиска Истины. Я, (Имя оруженосца)
самолично присоединяясь к Священному Воинству Ордена Рыцарей Слова и давая
суровую клятву, обещаю хранить обет добровольного и строгого послушания,
честности и прямоты.
Клятва : Во имя Высшего Разума, Силы Слова, и Святого Поиска Истины. Я, (Имя оруженосца) самолично присоединяясь к Священному Воинству Ордена Рыцарей Слова и давая суровую клятву, обещаю хранить обет добровольного и строгого послушания, честности и прямоты.
Клятва : Во имя Высшего Разума, Силы Слова, и Святого Поиска Истины. Я, (Имя оруженосца) самолично присоединяясь к Священному Воинству Ордена Рыцарей Слова и давая суровую клятву, обещаю хранить обет добровольного и строгого послушания, честности и прямоты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.