МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АШАГАСТАЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СУЛЕЙМАН – СТАЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
с.Ашагастал, ул. Идрисова 1, тел: 89285286704, E-mail: ashagastal.sosh@yandex.ru
Конспект открытого урока по истории в 7 классе
«Народные движения в XVII веке»
Разработала урок
учитель истории
Магомедова Румина Загидиновна
Тип урока: комбинированный
Цель урока: сформировать представление о народных движениях в XVII веке, о «бунташном веке»; развивать познавательные умения, навыки работы с источником, с таблицей, коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценки, взаимооценки; воспитывать патриотизм, стремление к порядку.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать представление о народных движениях в XVII веке; выявить причины, основных участников, рассмотреть ход и итоги народных движений в XVII веке.
Развивающие: развивать познавательные умения; мыслительные навыки; навыки работы с учебником; умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, делать выводы, умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Воспитательные: воспитывать уважение к историческому прошлому России; патриотизм, стремление к порядку.
Планируемые результаты:
Предметные: знать причины, особенности, итоги и последствия народных движений в XVII веке; уметь сравнивать социальные движения, давать оценку историческим личностям и событиям.
Метапредметные: К-участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; Р-формулируют целевые установки учебной деятельности, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществляют функции самоконтроля, самооценки и взаимооценки результатов деятельности; П-самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы для решения коммуникативных и познавательных задач, работают с различными источниками информации, анализируют ее, преобразовывают из одной формы в другую.
Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, воспитывать уважение к историческому прошлому России; патриотизм, стремление к порядку.
Основные понятия и термины: бунт, беженцы, «поход за зипунами».
Основные даты и события: 1648 г. – Соляной бунт, 1650 г. – восстания в Пскове и Новгороде, 1662 г. – Медный бунт, 1670-1671 гг. – восстание Степана Разина.
Персоналии: С.Т. Разин, Л.С. Плещеев, Б.И. Морозов, Гаврила Демидов, А.И. Хованский, Василий Ус, Федор Шелудяк.
Оборудование: учебник Н.М. Арсентьева История России, рабочие тетради, карта «Народные движения в XVII веке», пакет с рабочим материалом для работы в группах, в парах, индивидуально, презентация «Народные движения в XVII веке», листы самооценки.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный момент.
Здравствуйте ребята! Рада видеть вас всех на уроке истории. Надеюсь настроение у вас, как и у меня, отличное! Пожалуйста садитесь! Достаньте все, что нам нужно к уроку. Так, а сидим мы красиво, спинки держим ровно.
Перед тем как начать урок я бы хотела вам рассказать небольшую древнюю легенду о манкуртах.
Давным-давно рабовладельцы из племени Жуаньжуанов на чисто выбритые головы молодых пленников надевали шкуру только что убитого верблюда. Верблюжья шкура прилипала к черепу, ссыхалась, крепко сжимала голову. Волосы рабов врастали в верблюжью шкуру, но чаще загибались и уходили концами снова в кожу головы. И человек утрачивал память, становился манкуртом. Манкурт не знал, кто он, какого рода, племени, не знал своих предков, откуда он, одним словом не осознавал себя человеком.
О чем вам говорит эта легенда? (О необходимости изучать историю)
Действительно, нельзя считать культурным того человека, который не знает историю своей Родины, страны, в которой он родился. Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своем собственном опыте, на своих ошибках. И все же история былых времен должна учить нас всех. Ведь в этом заключается ее главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять ее уроки. Знать прошлое – значит во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.
2. Актуализация знаний
Теперь, ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке!?
Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.
Перед тем, как начать, работу хочу обратить ваше внимание на листы самооценки. (Приложение 3) Заполняйте их в течение урока после каждого вида деятельности. В конце урока вы их сдадите и по ним я выставлю вам оценки.
Тестовый контроль
Индивидуальная работа (Приложение 1. Тест на тему «Изменения в социальной структуре российского общества»)
3. Определение темы урока
17-век неспокойно прошел,
Народ на борьбу за волю пошел.
Восстания, бунты длись 100 лет
За это «бунташным» прозвали тот век!
На протяжении последних нескольких уроков мы с вами изучаем какой век? Именно XVII век в истории России назван «бунташным веком». Какие ассоциации у вас вызывает слово «бунт»? Приведите синонимы к этому слову (восстание, выступление, мятеж).
Бунт – стихийное восстание, мятеж.
Значит темой сегодняшнего урока будет…!? (Народные движения в XVII веке) Запишите тему урока.
4. Целеполагание. Мотивационный момент.
На какие вопросы нам сегодня предстоит ответить? Что вы хотите узнать по теме урока?
Проблемный вопрос
- Почему XVII век в России вошел в историю как «бунташный век»?
Давайте разберемся во всем этом, ответим на все вопросы!?
5. Изучение нового материала
План
1. Причины народных выступлений
2. Соляной бунт
3. Восстания в Пскове и Новгороде
4. Медный бунт
5. Восстание Степана Разина
Введение в новый материал
А.М. Романов был прозван Тишайшим. Это прозвище рождено христианским смирением в поведении царя, добродушным нравом, умением слушать своих приближенных. Однако время царствования А.М. Романова называют «бунташным веком». Нет ли здесь противоречия. Попробуем разобраться.
Как мы знаем бунты и восстания на пустом месте не возникают. Для этого всегда есть причины. Давайте выделим их.
Задание: Прочитайте раздел 1 параграфа 20 и ответьте на следующие вопросы.
Ø Причины народных выступлений
Ø Кто был участником народных выступлений
Ø Что придавало восстаниям ожесточенный характер?
А сейчас вы разделитесь на группы, и каждая группа будет исследовать анализировать народные выступления по предложенному алгоритму. Данные сразу же заносите в общую таблицу.
Восстание, дата |
Участники |
Причина |
Цели и требования восставших |
Ход восстания |
Итог |
Соляной бунт |
|
|
|
|
|
Восстания в Пскове и Новгороде |
|
|
|
|
|
Медный бунт |
|
|
|
|
|
Восстание Степана Разина |
|
|
|
|
|
Подведение итогов работы в группах. Заполнение таблицы «Народные движения в XVII веке».
Восстание, дата |
Участники |
Причина |
Цели и требования восставших |
Ход восстания |
Итог |
Соляной бунт, 1648 г. |
Посадские люди, жители Москвы и др. городов. |
Повышение пошлины на соль, недовольство московским градоначальником Л. С. Плещеевым. |
Снижение цен на хлеб, соль, наказание градоначальника за казнокрадство и т. д. |
Восставшие в течение нескольких дней удерживали город в своих руках. |
Разгром дворов московской знати, убийство Л. С. Плещеева. Власти пошли на уступки. |
Восстания в Пскове и Новгороде, 1650 г. |
Посадские люди и стрельцы, затем крестьяне, горожане. |
Принятие Соборного уложения, повышение цен на хлеб, большие подати. |
Снижение цен на хлеб, уменьшение податей. |
Восставшие в Пскове взяли под стражу воеводу и создали свое правительство во главе с Г.Демидовым. |
Город держался полгода. Арест руководителей восстания. |
Медный бунт, 1662 г. |
Посадские люди, стрельцы жители Москвы. |
Денежная реформа 1654 г.- обесценивание денег. |
отмена медных денег |
Разгром усадеб близких к царю бояр |
Подавление восстания войсками. Казнь зачинщиков бунта. Отмена медных денег. |
Восстание Степана Разина 1670-1671 гг. |
Казаки, крестьяне, беженцы из центральных районов. |
Введение Соборного Уложения. Розыск беглых крестьян, расправа над ними, разорение селян и горожан. |
Уничтожение бояр и дворян, ликвидация крепостного права, установление казацкого уклада жизни. |
Восстание делится на два этапа: 1 этап - поход «за зипунами», захват Яицкого городка, победа над персидским флотом, возврат на Дон; 2 этап – антикрепостническое выступление, поход на Волгу, взятие Царыцына, Камышина, Черного Яра, Астрахани, Казани, Саратова, Самары, Пензы, осада Симбирска. |
Поражение восставших, казнь С.Разина. окончательное подавление восстания. |
Вопросы классу
Ø Что объединяет эти восстания? (Ухудшение положения людей. Основная движущая сила в первых трех выступлениях – стрельцы и посадские люди)
Ø Чем они отличаются друг от друга? (Различия в поводах, масштабах, и итогах, в отличие от других восстаний в восстании С.Разина участвовали казаки и крестьяне)
6. Физминутка
Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
7. Закрепление
1. Работа с картой (в парах)
Ø Найдите места и годы изученных на уроке городских восстаний.
Ø Найдите самый удаленный от Москвы город, в котором вспыхивали восстания.
Ø Найдите основные города и территорию, охваченную восстанием в 1670-1671 гг.
2. Индивидуальные задания (Разноуровневые задания) (Приложение 2)
3. Работа с документом
Из народной песни о Степане Разине
Ты взойди, взойди, солнце красное,
Над горой взойди, над высокою.
Обогрей ты нас, людей бедных,
Людей бедных – солдат беглых…
Да не воры мы, не разбойнички,
Добры молодцы все охотнички,
Стеньки Разина мы работнички…
Ø Какую главную идею передает текст песни?
Ø Почему С. Разин стал народным героем?
Ø Какую оценку вы бы дали С. Разину?
4. Словарная работа
Бунт – стихийное восстание, мятеж.
Беженцы – лица, покинувшие постоянное место своего проживания в результате чрезвычайного ухудшения условий жизни (войны, эпидемии, голода и т. п.).
Поход «за зипунами» («за добычей») – казачий разбойный промысел.
8. Подведение итогов урока
Ø Каковы были цели урока?
Ø Достигли ли мы поставленных целей?
Ø Смогли ли мы ответить на проблемный вопрос?
XVII век вошел в историю как «бунташный». Усиление феодального и крепостного гнета, попытки ликвидировать остатки казачьего самоуправления, вели к народным выступлениям. Самым мощным из них было восстание С. Разина. Несмотря на то, что все народные волнения были подавлены, властям приходилось учитывать интересы недовольства народа: снижать налоги и т.п.
9. Рефлексия
Для того, чтобы понять с каким настроением вы уходите с урока, предлагаю выполнить задание «Смайлики». Выберите тот смайл, который соответствует вашему настроению и отражает степень удовлетворения своей работой на уроке.
10. Оценивание (осуществляется по листам самооценки)
11. Домашнее задание
Параграф 20 прочитать, вопр. к параграфу, работа с документами.
Инд. задание – Эссе на тему «Степан Разин – герой или разбойник».
Приложение 1
Тест на тему «Изменения в социальной структуре российского общества»
Вариант 1.
1. В XVII в. главной опорой царской власти становились
1) ремесленники
2) дворяне
3) крестьяне
4) купцы
2. Лично свободные крестьяне, которые владели общинными землями и несли государственные повинности, назывались
1) черносошными
2) удалыми
3) оброчными
4) царскими
3. Какой документ запретил переход владельческих крестьян от одного хозяина к другому?
1) Судебник 1497 г.
2) Судебник 1550 г.
3) Соборное уложение 1649 г.
4) Новоторговый устав 1667 г.
4. Самым крупным городом страны в XVII в. был
1) Архангельск
2) Новгород
3) Казань
4) Москва
5. Какой священнослужитель возглавлял организацию Русской православной церкви?
1) митрополит
2) патриарх
3) епископ
4) папа римский
6. Что из перечисленного относится к особенностям положения казаков в XVII в.?
1) исключительное право на занятие торговлей
2) право заниматься ремеслом и отдельными промыслами
3) обязанность нести военную повинность
4) исключительное право заниматься государственным управлением
7. Система замещения высших должностей по знатности рода, отменённая в 1682 г., называлась
1) чинопочитанием
2) олигархией
3) местничеством
4) старейшинством
8. В каком году было издано Соборное уложение, которое среди прочих мер ввело бессрочный розыск беглых владельческих крестьян?
1) 1649 г.
2) 1662 г.
3) 1682 г.
4) 1700 г.
9. Как назывался принудительный труд крестьян на земле помещика?
1) оброк
2) барщина
3) рента
4) община
10. Какая система налогообложения была введена к концу ХVII в.?
1) подушная
2) посошная
3) поземельная
4) подворная
11. В каких районах преимущественно проживали казаки, организовывались казацкие общины?
1) в центре государства
2) в крупных городах
3) на окраинах страны
4) в северной части государства
12. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.
«Которые государевы дворцовых сёл и чёрных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сёл и из чёрных волостей, то беглые крестьяне, или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые сёла и в чёрные волости, на старые их жеребьи по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет».
1) Как называется данный документ?
2) В каком году был принят
документ? 3)
Назовите государя, в правление которого был издан процитированный документ.
Критерии оценивания:
10-12 правильных ответов – 5
8-9 правильных ответов – 4
6-7 правильных ответов – 3
менее 5 правильных ответов – 2
Ключ 1-2; 2-1; 3-3; 4-4; 5-2; 6-3; 7-3; 8-1; 9-2; 10-4; 11-3; 12 1) Соборное уложение; 2) 1649 г.; 3) Алексей Михайлович Романов.
Приложение 2
Индивидуальные задания
1. Участие каких слоёв населения придавало дополнительную опасность народным волнениям?
1) крестьян
2) ремесленников
3) казаков
4) бояр
2. Во время Соляного бунта государь Алексей Михайлович был вынужден отдать на расправу народу градоначальника
1) Л. Плещеева
2) Б. Морозова
3) В. Никитина
4) А. Ордин-Нащокина
3. Причиной Соляного бунта было
1) объявление войны с Турцией
2) введение дополнительного косвенного налога на соль
3) недовольство отменой местничества
4) стремление усилить власть воспитателя царя Б. Морозова
4. Укажите один из итогов Медного бунта.
1) прекращение хождения медных денег
2) введение исключительно медных монет в обиход
3) переход на европейскую валюту
4) переход на бумажные деньги
5. Как историки называют первый этап народного выступле¬ния под предводительством Степана Разина?
1) охота на волков
2) поход за золотом
3) поход за зипунами
4) переход через Альпы
6. В каком году царским войскам удалось отвоевать у восстав¬ших Астрахань и подавить восстание разинцев?
1) 1666 г.
2) 1668 г.
3) 1671 г.
4) 1682 г.
7. Установите соответствие между событиями и датами.
События
А) принятие Соборного уложения
Б) Медный бунт
В) первый этап восстания Степана Разина
Г) Соляной бунт
Даты
1) 1648 г.
2) 1649 г.
3) 1662 г.
4) 1667-1669 гг.
8. Прочитайте отрывок из книги путешественника голландца Я. Стрёйса и ответьте на вопросы.
«Стенька, овладев без всякого боя такой большой силой, выдал каждому из них за два месяца жалованье, пообещав впредь свободу грабить и убивать по их желанию, и приба¬вил: «За дело, братцы! Ныне отомстите тиранам, которые до сих пор держали вас в неволе хуже, чем турки или язычни¬ки. Я пришёл дать всем вам свободу и избавление, вы будете моими братьями и детьми, и вам будет так хорошо, как и мне, будьте только мужественны и оставайтесь верны».
1) Назовите фамилию атамана «Стеньки», о котором говорится в тексте.
2) Представителем какого сословия был названный в тексте атаман?
3) В каком году был казнён атаман, о котором говорится в тексте?
Ключ.
1-3; 2-1; 3-2; 4-1; 5-3; 6-3; 7-2341; 8. 1) Разин; 2) Казак; 3) 1671
Приложение 3
ЛИСТ САМООЦЕНКИ Ф.И. уч-ся: ________________________________________ Класс: ___________ Дата: ______________________
|
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
менее 8 баллов – «2» 11-8 баллов – «3» 12-14 баллов – «4» более 15 баллов – «5»
|
Директор МКОУ «Ашагастальская СОШ» _____________Махмудов Ф. А.
Зам.директора по УВР_____________Абдулмеджидова Ф. А.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АШАГАСТАЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СУЛЕЙМАН – СТАЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
с.Ашагастал, ул. Идрисова 1, тел: 89285286704, E-mail: ashagastal.sosh@yandex.ru
Отзыв коллег на открытый урок по истории в7 классе
«Народные движения в XVII веке»
учителя истории МКОУ «Ашагастальская СОШ»
Магомедовой Румины Загидиновны
Проведённый урок соответствует тематическому планированию и относится к главе «Бунташнее время. Россия при Романовых». Материал урока опирается на знания обучающихся, полученные на предыдущих уроках. Урок является фундаментальной основой для изучения следующего за ним модуля.
При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный и дифференцированный подход.
Свой урок Румина Загидиновна строила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и обучающихся, использовала частично-поисковый метод. Была осуществлена связь с жизнью и межпредметные связи, такие как связь с географией, русским языком, литературой.
На уроке была использована фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа, использовалась смена видов деятельности и форм работы.
В ходе урока использовалась интерактивная доска, на которой были представлены задания, была проведена проверка правильности выполнения заданий, был представлен наглядный материал по теме. Структура урока отвечала целям урока.
Урок состоял из 11 этапов, логически связанных между собой.
Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению целей. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. Этапы урока были логично связаны друг с другом.
Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.
Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в проведении физминутки.
Директор МКОУ «Ашагастальская СОШ» _____________Махмудов Ф. А.
Зам.директора по УВР_____________Абдулмеджидова Ф. А.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АШАГАСТАЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СУЛЕЙМАН – СТАЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
с.Ашагастал, ул. Идрисова 1, тел: 89285286704, E-mail: ashagastal.sosh@yandex.ru
Отзыв родителей на открытый урок по истории в7 классе
«Народные движения в XVII веке»
учителя истории МКОУ «Ашагастальская СОШ»
Магомедовой Румины Загидиновны
Урок представляет собой целостную систему. Цель и задачи достигнуты, все учащиеся выявили и осмыслили причины и особенности событий периода Смутного времени в России , Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успеха, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с детьми, Этот урок объединил в себе несколько параграфов потому что они логически взаимосвязаны между собой, и во-вторых вид урока: изучение нового параграфа предоставляло мне большое количество времени урока для объяснения. При уроке использовал наглядность и приемы схематического изображения для лучшей сформированности представлений у учащихся. Организационный момент прошел четко: староста класса как обычно показал о готовности к занятиям, назвал фамилии отсутствующих, после чего Румина Загидиновна им разрешила присаживаться. В общих словах подвела под изучение новой темы небольшое логическое предисловие. Учащиеся записали число, тему урока переписали с готовой классной доски к уроку вместе с планом, в это же время устно проговаривал цели и задачи занятия. При объяснение материала в доступной наглядной форме применяя схемы, по откликам учащихся, материал они усваивали прекрасно, охотно подсказывая исторические знания, полученные прежде. При проверке домашнего задания учителем были использованы разнообразные задания: некоторые учащиеся получили карточки-задания для подготовки ответа по плану ,некоторые участвовали в блиц-опросе.
Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, в самом построении урока, в проведении физкультминутки, а также установления сотрудничества с детьми. Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, динамичностью урока и соответствием его содержания возрасту учащихся.
Родители 7 класса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.