МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АШАГАСТАЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СУЛЕЙМАН – СТАЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
с.Ашагастал, ул. Идрисова 1, тел: 89285286704, E-mail: ashagastal.sosh@yandex.ru
Конспект открытого урока по истории в 7 классе
«Опричнина»
Разработала урок
учитель истории
Магомедова Румина Загидиновна
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: достичь образовательных результатов
- Личностный результат – воспитывать интерес к историческому прошлому, воспитывать мотивацию к учебной деятельности, самостоятельность. Оценивать поступки современников Ивана Грозного (митрополита Филиппа, Андрея Курбского).
- Метапредметный результат – работать с текстом учебника, документами, предложенными в нем: - отвечать на вопросы, делать выводы; самостоятельно анализировать текст, делать выводы, развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету. Работать с исторической картой: показывать на карте территории, вошедшие в состав опричнины; - используя карту, сравнивать расположение и экономический потенциал земель опричнины и земщины.
- Предметный результат – раскрывать смысл понятий: опричнина, земщина; Высказывать и аргументировать мнение о причинах введения опричнины; Называть хронологические рамки опричнины; Называть и раскрывать последствия опричнины ( на основе работы с текстом учебника);
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. |
|
|
Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас на моём уроке! |
Демонстрируют своё настроение после приветствия учителя. Записывают число в тетради. |
Самоопределение, смыслообразование (Л) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
||
Фронтально: 1.Годы правления Ивана Грозного? 2.Год венчания на царство? 3.Год создания Судебника Ивана 4? 4.Год создания Земского собора?
Исторический диктант (взаимопроверка):
1. Сословно-представительный орган при царе (Земский собор) 2. Центральные органы управления, созданные Иваном Грозным (приказы) 3. Сборник законов (судебник) 4. Сборник документов о церкви, принятый церковным собором 1551 года (Стоглав). 5. Священник, деятель Избранной рады (Сильвестр). 6. Казак, возглавивший поход против Кучума (Ермак).
5 предложений по домашнему заданию.
1553 – 1554 ГГ.
Страна межу Ярославлем и Московской изобилует маленькими деревнями, которые так полны народа, что удивительно смотреть на них. Земля вся хорошо засеяна хлебом, который жители везут в Москву в таком громадном количестве, что это кажется удивительным. Каждое утро вы можете встретить от 700 до 800 саней, едущих туда с хлебом, а некоторые с рыбой. Иные везут хлеб в Москву, другие везут оттуда … Едущие хлебу – так он жесток. Они привозят в Москву рыбу, меха, шкуры животных.
ИЗ ОПИСАНИЯ ЗЕМЕЛЬ. 1571 г. Деревня Кумола, надел пуст Маковейка Никитина. Маковейка умер, дети безвестно сбежали от царевых подателей… В той же деревне надел пуст Марка Михайловича. Марка опричники убили, дети безвестно сбежали… двор сожгли. Надел пуст Якушка Максимова. Якуша опричники замучали, дети безвестно сбежали…Надел пуст Иевка Федотова. Иевка сбежал безвестно от опричнины. В деревни Тивроли…Полнадел пустые Сеньки Луцкьянова. Сенька умер, дети от голода примерли…двор опричные сожшли…опричнина имущество пограбила, двор сожгла.
Перед Вами 2 фрагмента из документа. Что изменилось в стране? Предположите, что могло бы произойти в стране?
«Царь учиниша опришнину, и оттого было запустение велие Русской земли», - писал псковский летописец.
Попробуйте объяснить, «перевести» слова летописца.
Что, по мнению летописца, является причиной запустения Русской земли.
|
Формулируют цель урока
|
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (P) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
А Вы знаете, что такое опричнина?
Опричнина совершенно новое для нас явление, что мы должны узнать о нём?
Поработав на сегодняшнем уроке, мы всё поймём, разберёмся, что такое опричнина, почему царь проводил политику, ухудшавшую экономическую и политическую ситуацую в России. Наконец, узнаем, чем закончилось противоречивое, зачастую очень жестокое правление Ивана Васильевича IV Грозного.
Проблемный вопрос
Псковский летописец говорил о запустении русской земли после опричнины. Только ли запустение принесла опричнины, а было ли что-то положительное? |
- что такое опричнина -цель опричнины - основные события - последствия опричнины |
|
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысление и первичного закрепления учащимися знаний … |
||
В 1553 г. Иван IV внезапно заболел, царь объявил преемником своего малолетнего сына Дмитрия. Бояре должны были присягнуть ему, но многие этого не хотели. Кричали, спорили, вспоминали о боярском правлении при малолетним Иване IV. Некоторые хотели присягнуть Владимиру Андреевичу (двоюродный брат царя). Князь Владимир настраивал народ против малолетнего Дмитрия. Среди сторонников Владимира Андреевича были и деятели Избранной Рады. Сильвестр говорил, что Владимир Андреевич добрый князь, любит советников Иван IV выздоровел, но не забыл эту историю.
У деятелей Избранной Рады сложились плохие отношения с родственниками жены царя Анастасии, во внезапной смерти жены Иван IV обвинил Адашева и Сильвестра. Иван IV был очень подозрительным, не терпел <мудрых советников>, он желал властвовать единолично, ни на кого не полагаясь. Если в начале царствования он набирался государственного опыта и без советников ему невозможно было обойтись, дальше они ему мешали в правлении ,он их возненавидел .
Избранная рада считал, что укрепить государственную власть нужно путем медленных постепенных реформ. Иван IV связывал укрепления государственной власти беспрекословным повиновением поданных. Стремление к усилению царской власти, недоверие к боярскому окружению подводили его к террору. Деятели Избранной Рады опасались опал, массовых казней, сознавая, что всеобщий страх-плохой помощник в государственных делах.
Определите другие причины, прочитав пункт «Разрыв Ивана IV с Избранной радой».
Выслушав ответы учащихся, учитель говорит о различных точках зрения ученых на причины перехода к политике террора.
-Куда уехал Иван IV в воскресный день 3 декабря 1564г.? -На каких условиях он согласился вернуться в Москву?
На доске написано слово «Опричнина». Учитель дает определение этому слову.
Столицей опричнина стала Александрова Слобода. Описание Александровой слободы из романа А.К. Толстого « Князь Серебряный», «Въехав в Слободу, Серебряный увидел, что дворец , или монастырь, государев отделен от прочих зданий глубоким рвом и валом. Трудно описать великолепие и разнообразие этой обители. Ни одно окно не походило на другое, ни один столб не равнялся с другими узорами или краской. Множество глав венчали здание. Они теснились одна возле другой, громоздились одна на другую, и сквозили, и пузырились. Золото, серебро, цветные изразцы, как блестящая чешуя, покрывали дворец сверху донизу. Когда солнце его освещало нельзя было издали догадаться, дворец ли это, или куст цветов исполинских, или то жар птицы слетались в густую стаю и распустили на солнце свои огненные перья.
Недалеко от дворца стоял печатный двор, с принадлежащею к нему словолитней, с жилищем наборщиков и с особым помещением для иностранных мастеров, выписанных Иоанном из Англии и Германии. Далее тянулись бесконечные дворцовые службы, в которых жили ключники, ситники, повара, конюхи и всякие дворовые люди на всякий обиход.
Немалым богатством сияли слободские церкви. Славный храм Богоматери покрыт был снаружи яркою живописью; на каждом кирпиче блестел крест, и церковь казалась одетою в золотую сетчатку.
…Они проехали мимо нескольких виселиц, стоявших одна подле другой. Тут же были срубы с плахами и готовыми топорами. Срубы и виселицы, окрашеные черною краской, были выстроены крепко и прочно, не на день, не на год, а многие лета. …Приезжие вошли на огромный двор…время от времени по двору прохаживали опричники. Другие сидели на скамьях и играли в шахматы или зернь…» |
- В тетрадь записывают причины опричнины: 1. Стремление Ивана Грозного к укреплению личной власти; 2. Борьба с остатками удельной старины, с отдельными личностями высшего боярства; 3. Болезненная подозрительность, злоба Ивана Грозного, усилившаяся после смерти жены Анастасии; 4. Необходимость вследствие ведения тяжелой Ливонской войны, неудачи в ней;
Учащиеся выделяют причины падения Избранной Рады: 1. Болезнь 2. Смерть жены 3. Предательство А. Курбского
Записывают в тетрадь :
Опричнина - часть княжества, которое выделяли вдове князя «опричь» всех уделов. В данном случае это слово имеет иной смысл - удел царя. В опричнину вошли наиболее развитые районы Русского государства, здесь создавался « государев двор» и особое войско, воинов называли опричниками.
Опричники были одеты в черные монашеские одеяния, к конскому седлу прикреплялись символы преданности царю: метла, чтобы «выметать измену» и собачья голова, чтобы « выгрызать ее».
Учитель задает вопрос учащимся: - С какой целью была создана опричнина?
Опричные годы. Рассмотрим, как дальше происходили события. Иван IV не любил тех, кто был честен, умен, независим. Работа с учебником стр. 82
1. Иван Грозный и митрополит Филипп. 2. Поход на Новгород.
|
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений (К)
|
IV. Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
||
Теперь ребята мы с Вами можем ответить на вопрос поставленный в начале урока.
Только ли к отрицательным последствиям привела опричнина?
Учитель задает вопросы: - Как Вы считаете, выполнены цели опричнины? - Какими методами шел Иван Грозный к намеченной цели? - Можно ли в этом случае руководствоваться принципом «Цель оправдывает средства?» - Существовала ли альтернатива опричнине? После всего сказанного учащимися делается вывод.
Вывод: Опричнина способствовала силению центральной власти, была направлена против пережитков удельного времени. Но этот путь был разорительным и гибельным для страны и не являлся прогрессивным.
Исследованиt какой темы вели на уроке? Какие получили результаты?
Рефлексия. Я благодарю… Подведение итогов урока. Оцените свою работу на уроке. Работу класса. Выставление оценок за урок.
V. Домашнее задание Параграф 10. Сообщение: Итоги правления Ивана Грозного.
|
Дают ответы.
Тяжёлый экономический кризис
Укрепление самодержавия Централизация страны, ликвидировалась самостоятельность удельных князей. |
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (II)
Самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
|
Директор МКОУ «Ашагастальская СОШ» _____________Махмудов Ф. А.
Зам.директора по УВР_____________Абдулмеджидова Ф. А.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АШАГАСТАЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СУЛЕЙМАН – СТАЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
с.Ашагастал, ул. Идрисова 1, тел: 89285286704, E-mail: ashagastal.sosh@yandex.ru
Отзыв коллег на открытый урок по истории в 7 классе
"Опричнина"
учителя истории МКОУ «Ашагастальская СОШ»
Магомедовой Румины Загидиновны
По тематическому планированию обучения истории данный урок является пятым в разделе «История России с древнейших времен до конца XVII века». Урок был построен по принципу «из общего частное», т. е. фронтальная беседа об основных, общих вопросах, связанных с личностью и делами Ивана Грозного переходила на решение частного, проблемного, вопроса. Систематизация материала была как коллективной (формулировка + и правление Грозного), так и индивидуальной (тестовые задания). В процессе урока учащиеся вовлекались в различные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, систематизацию.
В течение урока задания не повторялись и были направлены на закрепление и проверку знаний, умений, навыков всего, чем должны овладеть учащиеся, прежде чем они перейдут к более детальному научно-историческому анализу какой-либо эпохи.
Каждому устному вопросу и заданию было дано логически выстроенное
объяснение. По наиболее значимым моментам учителем была дана дополнительная информация. Использование репродукций картин художника С.Иванова позволило разнообразить урок, ярче представить анализируемые явления и осуществить межпредметные связи на уроке. Сопровождение урока презентацией сделало его живым и интересным для детей.
На уроке была создана атмосфера сотрудничества и доброжелательности.
В результате ученики быстро вошли в деловой ритм работы. Хороший темп
урока, привлечения всех возможных средств и методов обучения способствовали реализации поставленных целей.
Изучение нового материала темы «Опричнина»: задачи проанализировать конкретные факты, характеризующие политическое, социальное и экономическое положение России XVI века, сделать вывод о влиянии правления Ивана Грозного на развитие молодого государства. Разрешение задач достигается через анализ исторических фактов. Формируемые УУД познавательные – извлечение информации из предложенных исторических фактов, использование следующих методов: метод «Сделай по своему» - когда одна из групп должна придумать, как бы они смогли изменить события в России если бы они попали в эпоху правления Ивана Грозного; метод установления причинно-следственных связей, формулирование и обоснование выводов, построение оценочных суждений, анализ исторических фактов, коммуникативные – организация учебного взаимодействия обучаемых, путем работы в группах.
Этап подведения итогов урока: этап удался, обучающиеся сделали выводы о достижении целей урока.
Рефлексивный этап: выявление отношения обучающихся к содержанию урока. УУД личностные – чувство сопричастности к истории своей Родины. Этап удался, обучающиеся активно высказывали свою точку зрения в отношении опричнины, путем метода лесенка, каждая ступенька означала, определенный балл на который, учащиеся усвоили новый материал.
Контрольно-оценочный этап: Задача оценить работу на уроке. УУД оценка своего вклада в достижение цели урока. По итогам урока ребята смогли оценить свой вклад в достижение целей урока. Результаты урока: цели урока мне удалось достигнуть. Но возникла проблема, у ребят сложилось негативное отношение к Ивану Грозному, я предприняла попытку вывести их на понимание причин, по которым Иван Грозный установил опричнину.
За счет смены видов деятельности, применения современных образовательных технологий, урок был проведен на должном уровне.
Домашнее задание, учитывает личностные особенности ребят, это позволяет им свободно выбрать задание на свое усмотрение, помимо параграфа они могут подготовить кроссворд или сообщения о преемниках Ивана IV Грозного.
Директор МКОУ «Ашагастальская СОШ» _____________Махмудов Ф. А.
Зам.директора по УВР_____________Абдулмеджидова Ф. А.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АШАГАСТАЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СУЛЕЙМАН – СТАЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
с.Ашагастал, ул. Идрисова 1, тел: 89285286704, E-mail: ashagastal.sosh@yandex.ru
Отзыв родителей на открытый урок по истории в 7 классе
"Опричнина"
учителя истории МКОУ «Ашагастальская СОШ»
Магомедовой Румины Загидиновны
По тематическому планированию обучения истории данный урок является пятым в разделе «История России с древнейших времен до конца XVII века». Ранее учащиеся изучили личность правителя Ивана Грозного, а также частично его деятельность. Данный урок должен подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, её причинам, развитию и последствиям, а также задуматься об эпохе его правления как общественном явлении в целом.
Материал, использованный на уроке, полностью соответствует содержанию программы по истории и учебным задачам.
Соответствие данной структуры выбранному типу урока обеспечило целостность и завершенность его.
На уроке Румины Загидиновны были соблюдены основные принципы обучения: научности (работа с историческими источниками), наглядности (мультимедийная презентация), доступности (материал доступен, так как подобран с учетом возрастных особенностей учащихся и их знаний).
Систематичность и последовательность материала урока позволяют утверждать, что указанные принципы обучения также мною соблюдены.
Активность и самостоятельность учащихся достигалась на уроке путем привлечения их к работе с документами и таблицами. Положительное отношение студентов к учению стимулировалось словесной похвалой и одобрительным взглядом.
Родители 7 класса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.