Конспект открытого урока по изобразительному искусству в 4 классе
Оценка 4.6

Конспект открытого урока по изобразительному искусству в 4 классе

Оценка 4.6
docx
24.05.2022
Конспект открытого урока по изобразительному искусству в 4 классе
оо ууу.docx

Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе на тему: «Народные праздники»

 

Цели: формировать образные представления учащегося о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

Задачи: предметные: характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического);

Совершенствовать навыки изображения людей в движении.

Личностные: формировать эстетические потребности – потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности;

понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство;

создавать условия для активизации учащихся в поиске вариантов коллективной композиции.

Метапредметные: участвовать в художественной жизни класса, школы;

проявлять себя в роли знатоков, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов;

находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства;

развивать творческое воображение и умение работать коллективно;

создавать условия для активизации учащихся в поиске вариантов коллективной композиции.

Формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, коллективная работа.

Форма организации урока: урок-практикум

Тип урока: комбинированный

Оборудование и материалы:

1.Зрительный ряд:  картины.

2.Музыкальный ряд: русские народные песни.

3.Презентация «Праздничные народные гулянья»

Ход урока :

  • Организационный момент
  • Повторение изученного материала. Подготовка к восприятию.

-Прежде, чем приступить к изучению нового материала, давайте с вами вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке.

Ответ: на прошлом уроке мы изучали народный праздничный костюм, создавали эскиз праздничного костюма северного или южного региона, украшали одежду нарядным орнаментом.

Учитель: Верно. А для чего люди украшали свою одежду орнаментом?

Ответ: Люди украшали свою одежду орнаментом для красоты. Декоративные элементы крестьянского костюма играли защитную функцию В разных регионах России существовало разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. В форме, в цветовом решении, орнаменте костюма выражались черты национального своеобразия.

Учитель: Верно. На сегодняшнем уроке мы продолжим с вами разговор о том, как жили наши предки. И прежде чем раскрыть тему нашего сегодняшнего урока, отгадайте загадки:

В школе блинчики пекут,

На обед их нам дадут,

А в большую перемену

Возле школы непременно

Чучело зимы сожжем

И весну к нам зазовем.

В этот праздник всю неделю

Мы блины в обеды ели. (Масленица)

«Идет после Масленицы, часового не имеет, а называет себя?…» (Пост)

Этот праздник в воскресенье.

Будет дома угощенье,

В школе мы заранее

Проявим все старание.

Будут яйца расписные,

Храма купола златые.

Клеим, лепим, вырезаем,

Дома близких поздравляем.

В душах свет, добро и ласка

В этот ясный праздник… (Пасхи)

Учитель: Как вы думаете, судя по отгадкам, которые вы получили, о чем же сегодня мы поведем речь?

Ответ: О народных праздниках.

- Итак, тема нашего урока «Народные праздничные гулянья»

-Как вы думаете ,чем мы с вами будем заниматься сегодня на уроке (ответы детей).



III.  Знакомство с новым материалом

-Сегодня мы с вами познакомимся с народными праздниками и обрядами. Некоторые из них сохранились и до наших дней. Затем вы выполните коллективную работу на тему «Праздничные народные гулянья».

Учитель: Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «делу время, а потехе – час», крестьяне отдыхали и развлекались в основном в праздничные дни.

Древние люди олицетворяли, одухотворяли природу, наделяли сверхъестественными свойствами буквально всё, с чем им доводилось сталкиваться. Отголоски этих наивных верований мы находим в народных сказках о водяном, лешем, домовом и прочих мифических персонажах, которые в течение многих столетий существовали в сознании людей как реальные.

Просмотр презентации .

1.Коляда. Зимние святки (рассказ ученика и просмотр презентации)

Слайд 6

Зимние святки начинались колядованием 24 декабря, в канун Рождества (сочельник). Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок – песен, в которых славились хозяева дома и содержались благопожелания – богатства, урожая, многодетности и т.д. (обычно посредством идеализированного изображения чудесного терема). Колядки исполнялись детьми или молодежью (в некоторых местах после детей дома обходили и взрослые), которые несли на шесте звезду. Хозяева одаривали колядовщиков обрядовым печеньем (козюльками), конфетами, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные корильные колядки с шуточными угрозами.

Дары, полученные от хозяев, собирались обычно специальный мешок, а потом коллективно поедались.

2.Проводы русской зимы (масленица) .

Посмотрите, как изображали масленицу известные художники. Особенно любил изображать этот праздник Б.Кустодиев. Слайды 7-10

Веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы в России отмечаются празднованием масленицы. Это — самый веселый, народный и сытный праздник, длящийся целую неделю.

Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Масленица была воспринята христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели, но это не изменило ее внутренней сути. Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. Масленица — это, прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматриваются как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях. Начало Масленицы колеблется от 3 февраля (т. е. 21 января по старому стилю) до 14 марта (1 марта по старому стилю).

Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.

Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», " объедуха», «ясочка».

Масленица — это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, а самое главное — с обрядом славословия, кормления и сжигания самодельного чучела Зимы. Детям рассказывают о ритуальном значении масленичных закличек и игрищ, разъясняют, почему нужно сжигать Масленицу, заманивать Солнце блинами, славить Весну, просить доброго урожая.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», т. е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои и т. п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного

3.Праздник Пасхи

Учитель: Спасибо за интересное сообщение. А следующий праздник, о котором пойдет речь, празднуется весной, но дата этого праздника каждый год разная. Праздник относится к числу «переходящих». О каком празднике православном я говорю?

Ответ: О Пасхе.

Учитель: Верно, о Пасхе вам расскажет…

Ученик 3: Слайд 6 Весной все православные люди отмечают праздник светлой Пасхи Христовой. Пасха или светлый день, как и вся последующая неделя, относится к числу древнейших праздников, истоки которых теряются во времена язычества. Для земледельца это был величайший праздник прихода солнца, пробуждения природы, когда начинали “весну кликать”. Главные заботы земледельца во все времена были связаны с будущим урожаем, здоровьем семьи и домашнего скота. Это нашло отражение в праздничных рисунках и обрядовых действах

На пасху готовят специальную обрядовую еду. Она включает в себя пасху из творога, куличи и крашенные яйца.

Главный символ праздника – окрашенное яйцо.

Каждая хозяйка стремится наварить побольше яиц и обязательно их окрасить.

Кулич, пасха и яйца должны быть готовы к субботе, когда всё это понесут в церковь, чтобы освятить. Красят яйца обычно в Чистый четверг.

На Пасху принято христосоваться. Старые и молодые, дети и взрослые, мужчины и женщины целуют трижды друг друга. Принято, чтобы младшие словами "Христос Воскресе!" приветствовали первыми, а старшие отвечали им: "Воистину Воскресе".

Мы делаем так потому, что радость Воскресения Христова переполняет нас, а песнопения Пасхальной службы учат, что все люди действительно братья, и от радости мы больше не помним ни врагов своих, ни обидевших нас.

На Пасху существует обычай красить яйца.

Обычай красить яйца предполагает следующая легенда: Однажды к римскому императору Тиберию пришла Мария Магдалина с вестью: «Христос воскрес!». Император, усмехнувшись, ответил, что скорее яйцо станет красным, чем воскреснет Христос. В тот же миг яйцо в руках императора стало красным. С тех пор пошла традиция красить яйца в честь праздника пасхи. 

Первоначально яйца красили природными красителями: луковой шелухой, от этого они становились красно коричневыми. Позже научились окрашивать яйца в желтый (молодыми листьями березы), зеленый (шалфеем) цвета. Считалось , что окрашенное и освещенное яйцо бережет от сглаза, спасает от грозы и пожара, крашенные яйца прикладывали к лицу девушки, чтобы стать красивыми.

По виду оформления яйца можно разделить на два типа: писанки расписанные при помощи узоров и крашенки – покрашенные в один тон. Использовали также деревянные яйца называемые яйгатами .

Искусство росписи пасхальных яиц оказалось на гране краха за 70 лет борьбы с религий, но сейчас оно возрождается и не только мастерами Московского патриархата, но и молодыми художниками.

Перед вами фотографии расписных яиц, выполненные художниками. 

Учитель: Спасибо! А сейчас послушаем сообщение, которое подготовил..

 

Праздник  Троица – один из православных праздников

О Троице сложено множество народных поговорок;

— Бог любит троицу.

— Без троицы дом не строится.

— Троица перстов крест кладёт.

Есть у неё свои приметы и поучения: «На Троицкой дождь – много грибов», «от Троицы до Успения хороводы не водят».

Существовали на Руси и обычаи в честь Троицы, которую отмечали на седьмую неделю после Пасхи. Часто эта неделя называлась « русальной» или « зеленой», что у славян по большей части связано с язычеством.

Люди прощались с весной и радушно принимали в свой дом лето. Это время нередко называли грань-неделей, так как оно будто разграничивало весну и лето. Русальная неделя напоминала Святки. Именно в это время проводились различные ритуальные действия с целью защиты урожая от невзгод и опасностей. Крестьянские девушки устраивали молебны, прося высшие силы защитить и простить утопленников и других умерших « недолжной» смертью.

Троичные праздники длились около трех недель. Начинались они в субботу перед самой троицей. В этот день люди «встречались» с духами предков, угощали их и высказывали им свою любовь и благодарность. В этот же день крестьяне украшали свои дома зеленью – снаружи и внутри, чаще всего ветвями березы. Березка играла главную роль в обрядах на Троицу, без нее праздник считался неполноценным. Березовыми метлами обметали могилы, на Троицу девушки связывали ветви березы и проходили под ними с песнями и приговорками. Такой обычай назывался «кумиться» — целоваться под березой. Девушки плели венки из веток березы, которая символизировала девичью чистоту.

К этому празднику украшали зеленью не только дома и дворы, но и церкви и храмы. Считалось, что троицкая зелень могла защитить человека от болезней и невзгод .Ее нередко использовали как лекарство. Этот праздник всегда и везде отмечали на природе. Сопровождался он веселыми плясками и гуляньями. Слайд 10.Бабка — позывалка созывала всех девушек в рощу, где стелилась скатерть, на которую ставили празднично украшенные караваи. Девушки водили хороводы, а юноши приглядывали себе невест. Считалось, что троицкий каравай и скатерть играли огромную роль в будущей брачной жизни. Троицкая скатерть должна была притянуть будущего жениха к невесте. Каравай же сушили и хранили вплоть до самой свадьбы. Потом эти же сухари примешивали вместе с остальным тестом для свадебного каравая.

Учитель: Нам, людям ХХI века, есть чему поучиться – умению видеть поэтическую сторону жизни, умению беречь и любить природу, любоваться её красотой. А ещё не мешало бы нам позаимствовать душевности и человеколюбия.

Заглянули в старину мы –

Будто дождь омыл сердца.

Только не допели струны

Нашу песню до конца.

Всех не спеть нам славных песен,

Не сказать всех добрых слов,

Край российский наш чудесен,

Вечно юн и вечно нов!

Учитель: Я думаю, что вы немного устали, давайте проведем с вами динамическую паузу.



IV. Физкультминутка

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх – хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперёд.

(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)

И за парты все вернулись –

Вновь урок у нас идёт.



V.Объяснение задания

А теперь разделимся на группы для выполнения коллективной работы «Наш веселый хоровод» и на основе полученного материала будем делать эскизы для коллективной работы.Каждая группа будет стараться изобразить один из праздников, народных обрядов. Договоримся так, чтобы у разных групп праздники не повторялись. Выбираем технику: либо рисунок выполняется красками, карандашами, фломастерами, либо аппликация из бумаги, кусочков ткани (возможен коллаж с использованием иллюстраций из журналов). Приступаем к работе, желаю вам удачи.

1 Группа – праздник Рождество

2 группа – праздник Троица

3 Группа – Праздник Пасха

4 группа – Праздник Масленица

Учащиеся выполняют работу.

Во время самостоятельной работы звучит русская народная музыка.

Учитель: Работы крепятся на ватман, помещенный на доске. Просмотр и выставка готовых работ, обсуждение и оценка.

VI Практическая работа

Выполнение задания (самостоятельная работа с помощью учителя по мере необходимости.

VIII.Рефлексия

Учитель: сейчас я предлагаю вам выразить свое настроение, которое испытываете от урока. На магнитной доске вы видите так называемое «дерево чувств». На партах лежат разноцветные цветочки. На нем вы можете видеть, какое настроение выражает каждый цветочек:

красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий — неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.

Вам необходимо прикрепить с помощью магнитов к «дереву чувств» тот цветок, который больше соответствует вашему настроению.

Уборка рабочих мест.

Учитель: Спасибо, до свидания!

IX. Подведение итогов.

Просмотр и выставка готовых работ, обсуждение и оценка.





 


 

Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе на тему: «Народные праздники»

Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе на тему: «Народные праздники»

Ответ: на прошлом уроке мы изучали народный праздничный костюм, создавали эскиз праздничного костюма северного или южного региона, украшали одежду нарядным орнаментом

Ответ: на прошлом уроке мы изучали народный праздничный костюм, создавали эскиз праздничного костюма северного или южного региона, украшали одежду нарядным орнаментом

III. Знакомство с новым материалом -

III. Знакомство с новым материалом -

Начало Масленицы колеблется от 3 февраля (т

Начало Масленицы колеблется от 3 февраля (т

На Пасху принято христосоваться

На Пасху принято христосоваться

Крестьянские девушки устраивали молебны, прося высшие силы защитить и простить утопленников и других умерших « недолжной» смертью

Крестьянские девушки устраивали молебны, прося высшие силы защитить и простить утопленников и других умерших « недолжной» смертью

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки

Учитель: Работы крепятся на ватман, помещенный на доске

Учитель: Работы крепятся на ватман, помещенный на доске
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2022