Конспект открытого урока по литературе в 6 классе на тему: "Нравственные уроки в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». "
Оценка 5

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе на тему: "Нравственные уроки в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». "

Оценка 5
docx
02.03.2021
Конспект открытого урока по литературе в 6 классе на тему: "Нравственные уроки в рассказе В.П. Астафьева   «Конь с розовой гривой».  "
конспект открытого урока Конь с розовой гривой.docx

Нравственные  уроки  в рассказе В.П. Астафьева  

«Конь с розовой гривой». 

Методическая литература

Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе:6 класс: к учебнику В.П.Полухиной «Литература: 6 класс» - Издательство «Экзамен», 2016.

Родин И.О. Литература: учебно-справочное пособие – М: Астрель, 2015.

Программа под редакцией проф. В.Я.Коровиной.

Тип урока: урок – закрепление.

Цель: Помочь учащимся понять, что спасение человека происходит через осознание своих ошибок.

 

Личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие зла на примере поступков героев.

Регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

Задачи:

1. Воспитывать нравственно и духовно развитого читателя.

2. Развивать читательскую культуру.

3. Развивать творческие способности, воображение учащихся.

4. Прививать любовь и внимательное отношение к слову.

5. Отрабатывать монологическую речь.

 

Методы: проблемно-поисковый, исследовательский.

Оборудование: учебник «Литература. 6 класс» под редакцией В.Я. Коровиной, портрет В.П. Астафьева, иллюстрации к рассказу «Конь с розовой                                                                        гривой», мультимедийный проектор, компьютер.

Формы работы: самостоятельная, работа в парах, индивидуальная работа, творческая работа.

Здоровьесберегающие методики и технологии: технология личностно-ориентированного обучения, смена динамических поз, гимнастика для глаз, физкультминутка.

 

Предварительная подготовка к уроку:

1.   Прочитать рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

2.   Выделить главные эпизоды рассказа.

3.   Нарисовать иллюстрации.

4.   Найти определение «нравственность», «нравственные ценности».

 

 

 

 

 

 

План урока

§  Организационный момент. Видеоролик о детстве. Работа с эпиграфом.

§  Постановка проблемного вопроса.

§  Понятие «Нравственность», «Нравственные ценности» (ученик 1).

§  Корзинка с ягодами (ягодки – нравственные ценности).

§  Целеполагание. Задачи и цель урока.

§  Актуализация знаний. Беседа.

§  Сообщение ученика о писателе. (ученик 2).

§  Работа в группах. Анализ эпизодов.

1      Группа - Бабушка и внук. «Пряник конем!» (инсценирование сценки);

2      Группа - «Левонтьевские орлы…» (работа с текстом);

3      Группа - Провокация Саньки (диалог Саньки и героя + слова автора);

4      Группа – «Душевные переживания» (выразительное чтение);

5      Группа – «Справедливая бабушка».

 

Цепочка нравственного взросления:

ИСКУШЕНИЕ – ПРЕСТУПЛЕНИЕ – МУКИ СОВЕСТИ – НАКАЗАНИЕ – ПРОЩЕНИЕ.

§  Итог урока. Оценивание.

§  Творческое домашнее задание.

§  Рефлексия.

 

Эпиграф  урока: «Все мы  родом  из детства».                

                                                                                                             Антуан де Сент-Экзюпери. 

 

 

 

Ход урока:

 

I. Организационный момент.

Учитель: Обстановка сегодня для вас непривычная,

                 Но работаете как обычно вы!

                 Я сегодня ваш учитель – АН

                 Там наши гости (обратить внимание на жюри). Вы им улыбнитесь!

                 Здравствуйте, ребята, садитесь!

 

 - А теперь все внимание на экран!!! ВИДЕО

- Какие ассоциации, воспоминания возникли?

 

- Какая связь между видео и высказыванием, записанным  на доске?

 Прочитайте пожалуйста  - «Все мы родом из детства» А. де Сент – Экзюпери. (ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ)

 

- Как вы понимаете данное высказывание?

 (Верно, воспоминания о чудной поре – детстве, с познанием мира, временем, когда  бывал невозможно счастлив).

Детство – это лучшая пора!

Детство – это радость и игра.

Детство – мама, бабушка, щенок…

Детство – в школе радостный звонок!

Детство – то, когда  среди людей,

Ты  находишь преданных друзей.

Детство помнить будем мы всегда,

Пусть проходят месяцы, года! (Выразительное чтение ученика) СЛАЙД

Действительно, детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой. Но бывает другая сторона медали, когда детишки представления не имеют что это такое – счастливое детство…О таких скажут: «маленькие взрослые или рано повзрослел»…

Именно в детстве, из детства мы выносим самые первые жизненные уроки нравственности, сталкиваемся со злом в очень простых и обычных обстоятельствах.

Проблемный вопрос:

- Знаете ли вы, что такое жизненные уроки?

- Что такое нравственность?

(Проверка д/з.) Детям было задание: дать толкование понятиям «нравственность», «нравственные ценности».

Дети отвечают:

«Нравственность» - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы: правила поведения, определяемые этими качествами.

«Нравственные ценности» - духовные качества человека, идеалы.СЛАЙД

 

Я как и все мы родом из детства и очень любила ходить за ягодами. СЛАЙД В руках у меня туесок, а у вас на партах ягодки, много ягод. Ягодки не простые. Выберите ягоды с нравственными ценностями. Какие ягоды соберем в наш туесок? (справедливость, милосердие, честность, доброта, доверие к людям, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм и т.д.)

- А какие ягоды мы бы не стали срывать? Почему? (они безнравственные).

 

Учитель: Как вы думаете, о чем будет наш сегодняшний разговор?

Мы будем говорить о том, как нравственные ценности делают человека лучше, о нравственных уроках рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Дети формулируют тему урока: «Нравственные уроки» в рассказе В.П.Астафьева Конь с розовой гривой». СЛАЙД

 

К вам на подмогу спешат слова – помощники: СЛАЙД

Итак, какие основные задачи предстоит нам решить сегодня, в чем

•разобраться …….(в содержании прочитанного),
понять  что  (авторский замысел);
участвовать  в чем (в коллективном обсуждении вопросов и проблем);

-учиться чему  (высказывать свое мнение);
развивать что  (устную речь);

 

Учитель: определить какую же роль играет нравственность  в жизни героев рассказа, в жизни людей.

 

Прежде чем приступить к анализу рассказа, предлагаю проверить, насколько вы внимательно дома прочитали рассказ. Возьмите телефоны в руки, пройдите по ссылке, выполните тест. Скришоты отправьте в группу в ватсапп. ТЕСТ ОНЛАЙН

 

 

II. Актуализация знаний.

Давайте обратимся к рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Поработайте в группах. Обсудите все вопросы, постарайтесь найти к ним ответы и выступить перед классом. Самая активная группа должна себя показать.

 

III. Работа в группах.

 

1 ГРУППА – БАБУШКА И ВНУК. «Пряник  конем!»

 

Вопросы:

1.     Что является завязкой (Завязка - событие, которое является началом действия) рассказа? С чего начинается рассказ?

(Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему «Пряник конем»).

2.     Что это такое  - «Конь с розовой гривой»?

3.     Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? (Он своим трудом хотел заработать на пряник, который в городе ему должна была купить бабушка).

 

Учитель: Обратите внимание на инверсию «трудом своим», которая выделяет слово «труд» - мальчик понимает, что даром ничего не дается. Но этому плану не суждено было сбыться, ведь вначале все складывалось хорошо…

 

4.     Почему мальчику очень хотелось, чтобы ему купили «Пряник конем»? (Ответьте текстом. «Это же мечта всех… цапнут, что от коня останется хвост да грива…»).

 

Учитель: Верно, для ребенка это и лакомство, и игрушка, и нечто большее. События происходят в сибирской деревне до начала ВОв. Тяжелое полуголодное время.

 

5.     Расскажите о героях этого рассказа (о бабушке и внуке). Как воспитывали Витьку?

 

 

2 ГРУППА  – «ЛЕВОНТЬЕВСКИЕ ОРЛЫ»

 

Вопросы:

1.   Расскажите о «левонтьевских» ребятах. Какие они?

2.   Какого они возраста? Из какой семьи?

3.   Кто их родители?

 

Учитель: Мы не случайно заговорили о семьях мальчишек. Вы согласны со мной, что жизнь и судьбу человека во многом определяет ВОСПИТАНИЕ? Как тебя воспитывали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и идешь по жизни. Подрастая человек уже может заниматься самовоспитанием, но в юном возрасте воспитательную среду представляет семья.

 

4.   Как воспитывали детей в семье Левонтия?

5.   Найдите в тексте эпизод (отдельное небольшое событие) сбора ягод.

 

Учитель: Как герой оказался в зависимости от Саньки, поможет понять чтение по ролям отрывка (задание для 3 группы).

 

 

3 ГРУППА – «ПРОВОКАЦИЯ САНЬКИ»

 

Провокация СЛАЙД  - побуждение отдельных лиц, групп, организаций к действиям, которые повлекут за собой тяжелые последствия.

 

Вопросы:

1.   Найдите в учебнике диалог Саньки и главного героя. («Бабушки испугался?! Эх ты!»)

2.   Как характеризует этот эпизод Саньку и Витю?

 

Учитель: Санька провоцирует героя, называя его «жадным и трусом». Витя еще слаб характером, он струсил и пошел на поводу у Саньки.

 

3.   Почему  главный герой пошел на поводу у Саньки?

4.   Какой совет дал Санька главному герою? («Ты в туес (устар. Ту́ес, туесо́к - небольшой берестяной короб с крышкой) травы натолкай, сверху ягод – и готово дело!»)

5.   Какой еще проступок  совершил главный герой, чтобы Санька не проболтался бабушке? (1. поступок, нарушающий какие-либо нормы, правила поведения. 2. юр. правонарушение, имеющее меньшую общественную опасность, чем уголовное преступление.)  (Чтобы вредный Ванька не проболтался, пришлось для него из кладовой украсть калач (Кала́ч - белый хлеб обычно в виде кольца с небольшим отверстием или в форме замка с дужкой, также белый пшеничный хлеб вообще.)).

 

4 ГРУППА – «ДУШЕВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ»

 

Вопросы:

1.   Какие чувства испытывает главный герой после обмана бабушки?

2.   Только ли страх перед бабушкой мучит героя?

3.   Как мальчик меняется в ходе своих размышлений?

4.   Почему же бабушка Катерина Петровна, всем, кого встречала в это утро, рассказывала про проступок внука?

5.   Осознал ли мальчик свою вину?

 

5      ГРУППА – «СПРАВЕДЛИВАЯ БАБУШКА»

 

Вопросы:

1.    Какова развязка истории? Чем заканчивается рассказ?

2.   Какой совет дает дедушка внуку?

3.   (Если вы были внимательны, то, наверное, заметили, что прощение у бабушки предшествовало наказанию, ведь пряник уже был куплен, а мальчик ещё не повинился).  Почему, уже зная об обмане, бабушка всё же покупает внуку пряник - коня с розовой гривой? (Редко бывала в городе, а только там продавали такие пряники. Понимала, что не обошлось без советов Саньки левонтьевского, внук был ещё маленький, бесхитростный.- Он был сиротой, она хотела его порадовать.- Верила, что такое больше никогда не повторится.- Очень любила внука и прощала ему всё.)

Учитель (вывод): Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих «злодеяниях». Милосердие и доброта сделали то, чего не сделало бы самое тяжелое наказание.

Помните, в начале урока я сказала, что пряник для мальчика был и игрушкой, и лакомством. Когда мы дочитали рассказ, к этому перечню можно ещё добавить слово «символ».

4.   Символом чего теперь можно назвать этот пряник? (Светлая радость детства. Символ преображения характера мальчика; становление его как настоящей личности.)

5.   О чём же, по-вашему, этот рассказ? (Ответы учеников.)

РАБОТА ПО ГРУППАМ (продолжение)

(на партах слова, встает группа и поднимает слово)

Учитель: Ребята, На ДОСКЕ  слова: искушение, преступление, муки совести, наказание, прощение (вперемежку). В КАЖДОЙ ГРУППЕ ФРАГМЕНТЫ ТЕКСТА, расположите эти слова в хронологической последовательности. Получается цепочка нравственного взросления героя

Цепочка нравственного взросления героя

Искушение

Преступление

Муки совести

Наказание

Прощение (записать в тетрадь)

Рабочие материалы

1-я группа. Главный змей-искуситель - сосед Санька - «был вреднее и злее всех левонтьевских ребятишек». Когда его сёстренки и братишки съели все свои ягоды, он упрекнул Витю в жадности и трусости. Этого стерпеть мальчик никак не мог и легко «попался на уду», позволил съесть и свою землянику (Искушение).

2-я группа. Этот же Санька посоветовал обмануть бабушку: «Ты в туес травы натолкай, сверху ягод - и готово дело!» Мальчик так и поступил. Чтобы вредный Санька не проболтался, пришлось для него из кладовой украсть калач (Преступление).

3-я группа. Вину свою мальчик почувствовал сразу: долго не мог уснуть, с тоской ожидал возвращения бабушки, думал: «Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чём не думай». Вечером он не спешит домой, спать ложится в кладовке. (Муки совести).

4-я группа. «И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня ещё уведёт, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврату нету...» (Наказание).

5-я группа. «Я зажмурился и открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл. По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой» (Прощение).

 

Ребята, Виктор Астафьев не рассказал нам, каким образом раскрылся обман в городе. Мы знаем, только по словам бабушки, что купила ягодки «культурная дамочка, в шляпке». Возможно, прямо на рынке, пересыпая ягоды, она увидела вместо ягод траву и стала справедливо возмущаться при виде столь явного мошенничества. Поставьте теперь себя на место бабушки, и вы поймёте, как стало стыдно и неудобно пожилому человеку.

• Приходилось ли вам в жизни кого-то обманывать? Что вы при этом испытывали?

• Раз есть проступок, значит должно быть и наказание. Что есть наказание?

• Какие виды наказания вы знаете? Какие из них, на ваш взгляд, наиболее действенны?

• Обязательно ли наказывать провинившегося?

• За что человека можно наказывать, а за что нельзя?

• Иногда возникает конфликт между «хочу» и «надо». Что помогает избежать этого конфликта?

• Если человек делает только то, что хочет… Что из этого может получиться?

• Кого можно назвать надежным человеком?

• Как случилось, что бабушка, такая строгая, такая принципиальная, не стала наказывать внука за обман?

• Наказание и прощение - это две стороны одной медали или принципиально разные явления?

IV. Итог - рефлексия:

Этот рассказ о детстве - чудной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, времени, когда ты бывал невозможно счастлив и безнадёжно одинок. «Все мы родом из детства…»

Мы закончили анализ текста. Давайте подведем итог. Вернемся к цели нашего урока. Какие нравственные  уроки извлек герой рассказа из сложившихся обстоятельств?

Учитель: Какие нравственные уроки получил герой?

Дети отвечают:

- Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок;

- Признайся в содеянном;

- Раскаяние приносит облегчение;

- Спешите делать добро;

- Надо быть милосердным всегда;

- Люби ближнего своего как самого себя.

 

V. Объяснение домашнего задания.

1. Написать сочинение (по выбору) на одну из тем:

«Уроки любви и доброты»

«Душевная щедрость бабушки».

2. В.Г. Распутин. Литературный портрет писателя.

Оценки за урок!!!!!!!!

Звучит песня-караоке Юрия Шатунова «Детство» (поют все)Учитель: Ребята, я хочу, чтобы и вы шли по жизни «белой дорогой». А когда будет трудно, вспоминайте героев произведения В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Живите по законам нравственности, Любви, Добра и Правды.

 

Самоанализ урока литературы в 6 классе

«Нравственные уроки в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Подготовила: Шаймухамбетова Алия Нуржановна, учитель русского языка и литературы.

Место проведения: МАОУ «СОШ №1 с.Акьяр » Хайбуллинского района

Дата проведения: 12.02.2021

Место урока в системе занятий - заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Урок проводится по программе Литература, 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В.Я.Коровина, - Москва: Просвещение, 2016.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, наглядный материал (распечатанные листы),  презентация к уроку, детские иллюстрации.

Сайт жизни и творчества В.П.Астафьев (http//www.library.template-cms.ru)

Данный урок проводился в 6 «А» классе. В классе 28 учеников. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика. Класс обучается по программе Коровиной.

По теме: ««Нравственные уроки в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Это заключительный  урок по творчеству В.П. Астафьева.

Тип урока – изучение новых знаний.

Цель урока –  продолжить анализ рассказа Астафьева;

 -рассмотреть нравственные вопросы, поднятые писателем (что такое честность, долг, истинная доброта, требовательность к человеку).

-Формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что все хорошее достигается большим трудом и с помощью семьи.

Этапы урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний, пробуждение интереса к теме

3. Работа по теме урока:  -  работа в группах;     - беседа – индивидуальная работа

4. Рефлексия

5. Домашнее задание

6. Заключительное слово учителя

 

 Структура урока содействовала конечному результату урока.

Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная (самостоятельная).

Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.

На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой  к предстоящей работе (стихотворение, видео). При проверки  домашнего задания использовала прием «Тестирование» и «Блиц-опрос».  При определении темы урока использовала технологию проблемного обучения «Корзина идей» (создание   в учебной деятельности  проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по  их разрешению), развития критического мышления (развитие мышления путем наложения новой информации на жизненный личный опыт и осмысление этой информации с целью самосовершенствования и саморазвития), ИКТ технологии (компьютерная презентация),

На начальном этапе изучения темы проводилась словарная работа, способствующая развитию абстрактного и логического  мышления.

Наглядный и словесный метод использовался при знакомстве с  иллюстрацией к рассказу.

При работе с художественным текстом предусматривала следующие приемы:  осмысление текста, сравнение и характеристика образов, поиск  языковых средств.

На заключительном этапе урока  использовала прием облако «тегов», что  способствовало развитию  личностных  и коммуникативных УУД. Поставленные задачи удалось реализовать на уроке. Большинство детей справились со всеми заданиями, выявили трудности в работе, оценили свою деятельность на уроке, что является важным компонентом  регулятивных УУД. Домашнее задание имеет оптимальный объем, доступность, поэтому не вызовет затруднения у учащихся. Цель урока достигнута.

 


 

Нравственные уроки в рассказе

Нравственные уроки в рассказе

План урока § Организационный момент

План урока § Организационный момент

Детство помнить будем мы всегда,

Детство помнить будем мы всегда,

III . Работа в группах. 1

III . Работа в группах. 1

Вопросы: 1. Найдите в учебнике диалог

Вопросы: 1. Найдите в учебнике диалог

РАБОТА ПО ГРУППАМ (продолжение) (на партах слова, встает группа и поднимает слово)

РАБОТА ПО ГРУППАМ (продолжение) (на партах слова, встает группа и поднимает слово)

Раз есть проступок, значит должно быть и наказание

Раз есть проступок, значит должно быть и наказание

Самоанализ урока литературы в 6 классе «Нравственные уроки в рассказе

Самоанализ урока литературы в 6 классе «Нравственные уроки в рассказе

Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми

Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2021