Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе на тему: С.А. Есенин "Черемуха"
Оценка 4.8

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе на тему: С.А. Есенин "Черемуха"

Оценка 4.8
docx
19.06.2021
Конспект открытого урока по литературному чтению  в 3 классе на тему: С.А. Есенин "Черемуха"
черемуха 3 класс.docx

                                                                         image1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Худигская средняя общеобразовательная школа"

            368386, Республика Дагестан, Агульский район, село Худиг тел.: 8 964 006 00 66

е-mail: [email protected]

 

Конспект открытого урока по литературному чтению

в 3 классе на тему:

С.А. Есенин "Черемуха"

 

Разработала урок

учитель начальных классов

Шабанова Гюлжаган Махмудовна

 

 

Цель:   - Учить чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения.

              - Развивать умения высказывать свои мысли.

              - Совершенствовать коллективные формы работы.

              - Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:  Учебник «Родная речь» 2 кл.,(2 ч.), автор Голованова М.В.

                Горецкий В.Г.,

        Климанова Л.Ф. .

Карточки, картины с изображением черёмухи, рисунок человека, портрет  С.Есенина, карточки с названиями: сравнения,  эпитеты, олицетворение.

 

1.     Орг.момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличие необходимых принадлежностей.

Наша речь полна величья, гордой простоты,

В ней прекрасных слов богатство, сила красоты.

Потому поэта слушай, будь прилежен впредь,

Чтоб могучей русской речью, хорошо владеть.

 

2.Постановка цели. Актуализация знаний.

В этом имени-слово «осень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень берез и синь-рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут - «Сергей Есенин»,

Всей России встают черты…(Н.Браун)

 

3.Речевая разминка.

- Для чего проводим речевую разминку?

-Прочитайте скороговорку 3 раза, каждый раз быстрее, чем предыдущий:

Ляля – плакса,

В тетради – клякса.

На горе, на горке

Горько ревёт Егорка.

-Прочитайте эти же скороговорки с вопросительной и восклицательной интонацией.

Есенин родился в крестьянской семье в селе Константинове. Оно и сейчас стоит на крутом берегу реки Оки среди рязанских раздолий. Место очень красивое. Подойдешь к Оке-широко видно вокруг: и заливные луга на другом берегу реки, и леса, и сама Ока вьется лентой далеко-далеко.

Нельзя не восхищаться красотой этих мест! И Есенин любит их, они навсегда остались для него родными. Он так и писал:

Рязанские поля,

Где мужики косили,

Где сеяли свой хлеб,

Была моя страна.

Константиново было дорого Есенину не только потому, что в этом селе прошло его детство, но и потому, что именно там он ощутил  себя поэтом, написал первые стихи. Его лирику пронизывает «любовь ко всему живому». Для него живым становится и то, что другому кажется бездушным: звезды, реки, облака, лес…

Все свою душу выплеснул поэт в свои стихи.

 

4. Изучение нового материала.

-стихотворение Сергея Есенина, которое мы прочитаем сегодня, тоже пронизано любовью к родной русской земле, ее природе.

А) словарная работа.

- в нем встретятся слова, значение которых сейчас уточним.

Медвяная - медовая, сравнивается по запаху, цвету, сиянию на солнце.

Пряная зелень - добавляют в еду, зелень с сильным запахом.

Проталинка-оттаявшая земля, на которой уже нет снега.

Вкрадчиво - тихо, на ушко.

Б)чтение стихотворения учителем

В) работа над первичным восприятием.

-какое настроение вызвало у нас стихотворение? Почему?

(Настроение радостное, приподнятое, вольное, т.к. начинается весна, природа просыпается и все это радует поэта.)

-На какие картины можно разделить это стихотворение?

(Черемуха, ручей, снова черемуха, опять ручей.)

-В стихотворении Сергея Александровича два героя-ручей и черемуха. Черемуха растет на берегу ручья, и ветки ее касаются воды.

-Нарисуйте словами картины, которые вы увидели.

-Какие краски вы использовали бы для иллюстрации? Почему?

 

4. Физминутка

Солнце землю греет слабо,

                                            (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,

                                           (Руки на поясе, повороты вокруг себя)

Во дворе у снежной Бабы

                                            (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос.

                                            (Дети показывают нос)

В речке стала вокруг вода

Неподвижна и тверда,

                                           (Прыжки на месте)

Вьюга злится,

Снег кружится,

                                          (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

                                           (Имитируют движения руками)

6.повторное чтение стихотворения детьми самостоятельно.

7.работа над вторичным восприятием.

-Нравится ли ручью черемуха

(Да, он ей песенки поет.)

-Хочется ли ручью понравится черемухе?

(Да, поэтому он ей вкрадчиво поет песенки.)

Какие звуки помогают поэту передать движение воды в ручье, чтобы не только черемуха, но и читатель услышал, как гремит его волна? Поищем их в строках о ручье со слов «А рядом, у проталинки…»

(Р-ПТ-Т-СТР-БР-Р)

-Прочитайте эти строки, подчеркивая эти звуки.

-Итак, ручеек вкрадчиво поет для черемухи песню, чтобы ей понравится. Какой прием использовал поет, чтобы ожил ручеек и стал похожим на человека.)

-Какой образ олицетворяет черемуха?

(Образ девушки.)

- А ручей?

(Образ юноши.)

 

8.Работа по содержанию .

-Найдите в тексте сравнения.

(Что кудри…)

-Что такое метафора?

(Слова, употребленные в переносном значении.)

-Найдите метафоры.

(Роса медвяная, сияет в серебре, серебряный ручей, зелень горит…)

-Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Когда хотят, чтобы читатели ощутили блеск, сияние, они часто подбирают слова, в которых повторяются слова, в которых повторяется звуки З-С. Воспользовался ли этим приемом Есенин? Попробуем про читать первые 8 строчек, подчеркивая эти звуки.

-А теперь прочитаем строки о черемухе со слов «Черемуха, душистая, развесившись, строит» и тоже подчеркнем звуки З-С.

-видите, и слова, и звуки помогают поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька. Чтобы картина была поной, поэт  хотел, чтобы и запахи представили.

-Какими словами поэт говорит о запахах?

(Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная.)

-Итак, поэт написал о красках, запахах и звуках, чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведет речь о черемухе и ручье.

(Он наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь.)

- Как будем читать стихотворение – быстро или неторопливо?

(Неторопливо, с любованием.)

-Какие слова, по-вашему, можно читать чуть быстрее?

(А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.)

-Перед этими словами можно сделать паузу чуть побольше.

 

9. Работа над средствами художественной выразительности.

Повторное чтение детьми стихотворения.

Учитель: - Назовите известные вам средства художественной выразительности? ( Сравнения, олицетворение).

Дети дают  понятиям  сравнение, олицетворение и находят в стихотворении.

 

10 . Работа в парах (дифференцирован.)

Карточки

1 уровень:  вставить пропущенные слова.

2 уровень:  вставить пропущенные слова, используя ключ (на обратной стороне карточки набор слов. Нужно выбрать подходящие по смыслу.)

3 уровень: вставит пропущенные слова известного Вам стихотворения.

Ответы:

1 и 2  уровень:  «Улыбнулись сонные берёзки,

        Растрепали шёлковые косы.

        Шелестят зелёные серёжки,

        И горят серебряные росы.»

3 уровень:          « И стоит берёза

                                 В сонной тишине

        И горят снежинки

        В золотом огне.»

После выполнения задания дети читают четверостишия. Объясняют, что обозначают вставленные слова, подводят итог и делают вывод, что существует ещё одно средство художественной выразительности – эпитет.

Затем находят эпитеты в стихотворении.

Чтобы прочитать выразительно нужно обратить внимание на:

Темп

Сила голоса

Паузы

(Подробный разбор) Затем 1-2 человека читают выразительно.

 

11.  Итог урока

Дети делают вывод: что узнали на уроке, чему научил урок через поэзию С.Есенина, какой вывод сделал каждый для себя, что в уроке понравилось, что -  нет.

Учитель подводит итог урока, выставляет и анализирует оценки.

 

12. Рефлексия

- Взяли оценочные листы

Раскрасьте тот листочек, кем вам больше понравилось быть: слушателями, художниками, исследователями.

- Среди нас есть и внимательные слушатели, и талантливые художники, и любознательные исследователи.

- А теперь раскрасьте один из листочков: стихотворение Есенина вам понравилось, не понравилось или вы сомневаетесь.

 

- И в заключении (звучит тихая музыка и горит свеча).

У русских людей есть традиция: «Всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча». Пожелайте в душе самым близким, дорогим и любимым людям, того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё. И пусть всё задуманное сегодня исполнится.

Мне было очень приятно сегодня работать с вами.

 

 

13.Задание на дом:  выучить стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Директор МКОУ  удигская СОШ"

__________  Ибрагимов Б.К.

 

Зам.директора по УВР  МКОУ  удигская СОШ"

__________ Курбанов К.Р.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         image1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Худигская средняя общеобразовательная школа"

            368386, Республика Дагестан, Агульский район, село Худиг тел.: 8 964 006 00 66

е-mail: [email protected]

 

Отзыв коллег об открытом уроке литературного чтения

в 3 классе на тему С.А. Есенин "Черемуха",

учителя начальных классов

Шабановой Гюлжаган Махмудовны

 

Данный урок являлся третьим уроком в теме «Русские писатели начала 20 века». Изучение стихотворения С. Есенина связано с предыдущими стихотворениями А. Майкова и А. Блока. Их объединяет то, что они являются лирическими произведениями.

Главный этап урока – открытие новых знаний. Учащиеся получают новые знания, занимаясь различными видами деятельности. Используются различные формы подачи материала, методы контроля.

В ходе урока учащиеся отрабатывали способы применения полученных знаний: при фронтальном опросе, при поиске информации в тексте стихотворения, при творческой устной деятельности.

При работе в парах, при осуществлении дискуссии осуществлялось формирование коммуникативных УУД.

При контроле формирующихся умений наблюдалось их изменение и развитие.

Наиболее удачным был приём подбора сравнений и метафор для слов. Дети проявили свои творческие способности, что повысило их самооценку и укрепило положительный настрой на дальнейшую работу на уроке.

Время на этапы было распределено рационально, что подтверждается полной и логичной структурой и законченностью урока, осознанием учащимися достижения поставленной цели урока на этапе рефлексии.

Очевидно, что хорошей работе учащихся на главном этапе способствовала работа на этапе актуализации знаний, так как была определена тема и цель урока, показана связь предыдущих уроков с настоящим.

В ходе урока использовались дидактические материалы: портрет С. Есенина, презентация.

Формы контроля были разнообразны: фронтальный опрос, творческая работа с последующей презентацией своей работы, проверка умения аргументировать свои ответы в дискуссии.

Все учащиеся были познакомлены с биографией С. Есенина и его стихотворением «Черёмуха».

Некоторые учащиеся проявили слабые знания предыдущих тем, что является следствием их отсутствия на занятиях, отсутствием мотивации или состоянием здоровья, недочётами при разработке урока.

Полноценному восприятию стихотворения Есенина помог видеоролик. Приёмы «Комментированное чтение», «Стилистический эксперимент» научили детей не только «вдумчивому чтению», но и вычитыванию подтекста Есенинского стихотворного слова, увидеть и прочувствовать стиль поэтической стоки.

К месту был поставлен и проблемный вопрос, который побудил детей найти истоки поэзии Есенина из его биографии. 

Выборочное чтение, работа по вопросам, просмотр презентации, сочетание разные формы работы: индивидуальный, групповой, парный, фронтальный позволяет говорить, что урок несёт для учащихся обучающий, воспитывающий характер.
Дети чувствовали себя комфортно, так как была создана доброжелательная обстановка, позволяющая им включаться в работу по собственному желанию.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

 

 

 

 

 

 

 

Директор МКОУ  удигская СОШ"

__________  Ибрагимов Б.К.

 

Зам.директора по УВР  МКОУ  удигская СОШ"

__________ Курбанов К.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         image1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Худигская средняя общеобразовательная школа"

            368386, Республика Дагестан, Агульский район, село Худиг тел.: 8 964 006 00 66

е-mail: [email protected]

 

Отзыв родителей об открытом уроке литературного чтения

в 3 классе на тему С.А. Есенин "Черемуха"

учителя начальных классов

Шабановой Гюлжаган Махмудовны

 

На этапе «Работа по теме урока» провела ознакомление учащихся со стихотворением Сергея Александровича Есенина, для этого использовала аудиозапись стихотворения «Черёмуха». Этап «Работа по теме» включил в себя первичный синтез, анализ текста, вторичный синтез. Через применение приёмов «Корзина идей» и «Тонкие и толстые вопросы» провела первичное освоение учащимися изученного материала. На данном этапе были поставлены следующие цели: познакомить учащихся со стихотворением Есенина, проверить уровень понимания и запоминания учащимися содержания текста. Применяла словесные, практические методы работы на уроке, фронтальную форму работы. На протяжении всего урока применяла разнообразные формы работы, для поддержания постоянного внимания учащихся. Использовала фронтальную, групповую, парную формы работы, использовала проблемный метод обучения, технологию критического мышления через применение отдельных приёмов работы. Дети отвечая на вопросы, постоянно аргументировали ответы.

 

 

 

Родители 3 класса


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Для чего проводим речевую разминку? -Прочитайте скороговорку 3 раза, каждый раз быстрее, чем предыдущий:

Для чего проводим речевую разминку? -Прочитайте скороговорку 3 раза, каждый раз быстрее, чем предыдущий:

По ночам трещит мороз, (Руки на поясе, повороты вокруг себя)

По ночам трещит мороз, (Руки на поясе, повороты вокруг себя)

Чтобы картина была поной, поэт хотел, чтобы и запахи представили

Чтобы картина была поной, поэт хотел, чтобы и запахи представили

Подробный разбор) Затем 1-2 человека читают выразительно

Подробный разбор) Затем 1-2 человека читают выразительно

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Полноценному восприятию стихотворения

Полноценному восприятию стихотворения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2021