МКОУ «ШСОШ» МО «Унцукульский район»
Конспект открытого урока
по литературному чтению в 4 классе
И.А. Бунин «Листопад. Картина осени в стихах»
Подготовила и провела
Гитинмагомедова П.Г.
учитель начальных классов
ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с поэтом и писателем И.А.Буниным и его стихотворением «Листопад». Закрепить знания о средствах художественной выразительности.
ЗАДАЧИ:
1. Организационный этап
– Начинаем урок литературного чтения. Давайте улыбнемся друг другу, постараемся доставить радость и положительные эмоции от совместной работы себе и нашим гостям.
2. Речевая разминка: «Сентябрьская скороговорка»
– Прочитайте шёпотом:
Все клёны стали рыжие,
И ни один не дразнится:
Раз все равно все рыжие –
Кому какая разница!
– О каком периоде осени говорится в скороговорке?
Какое настроение у вас возникло?
А теперь читаем ещё раз, поддерживая радостное настроение.
– Вдохнули глубоко, на выдохе произносим скороговорку.
– Произнесите скороговорку громко, чётко выговаривая все
звуки.
3. Актуализация знаний
– Осень – это
время, которое вдохновляет художников, поэтов, композиторов … Они изображают
красоту осени доступными им средствами: красками, художественными образами,
звуками …
– Послушайте: это звучит музыка П.И.Чайковского...
Осень
заглянула в берёзовую рощу. Позолотила листья на деревьях. Не забыла кусты:
подарила им оранжевый платок. Не добралась Осень только до небольшого лесочка
на правом берегу реки. Он бодро зеленеет. Но к нему уже спешит с осенними
красками подружка–берёзка.
Скоро золотая Осень станет хозяйкой леса.
– Ученица прочитала отрывок из своего сочинения по картине И. Левитана «Золотая осень». На занятиях мы учились видеть разную осень, отражать её образ в сочинениях, рисунках. Вы подготовили прекрасные работы , отражающие многообразные лики осени. Продолжим разговор об осени на уроке литературного чтения.
– Я
приглашаю всех в Литературную гостиную, где нас ждет встреча с интереснейшим
поэтом. Я уверена, вам есть чему поучиться у него. Вот его портрет. Кто
это? (Портрет И.А.Бунина).
– Каким кажется вам человек, изображенный на портрете?
– Верно вы подметили: перед нами умный , интеллигентный человек с
проницательным взглядом. Какую же жизнь прожил он?
– В Литературной гостиной сегодня важная роль отведена ребятам, которые
исследовали биографию И.А.Бунина. Предоставляем им слово.
4. Работа по теме урока.
1.Сообщение заранее подготовленного ученика.
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, Ему рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей. Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.
- Что вы узнали об Иване Алексеевиче?
– Каким вы себе представляете Бунина, глядя на его портрет? (Высказываются учащиеся)
- Вспомните, с какими стихами мы уже знакомились. « Сегодня так светло кругом…» (2кл), «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги»(3кл)
2 . Работа над стихотворением.
Первичное закрепление. Работа в парах
– Прочитайте стихотворение
друг другу по четыре строки.
а) – В стихотворении есть слова, значение которых, как я думаю, вам не совсем
ясны. Эти слова лежат в конверте №1. (1 вариант) В конверте №2 на
карточках записаны значения этих слов. Соотнесите слово с его лексическим
значением. (2 вариант)
(Проверка на экране)
– Какое слово требует особого внимания? (терем). Что вы знаете о
тереме?
– Что скажет Консультант? ( Слово терем в Толковом словаре
Ожегова объясняется так: терем – в Древней Руси: высокий
богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками.) (слайд)
б) Какие цвета встретились в тексте. Проверьте соответствие цвета вашему
представлению о нем. (слайд)
3. Включение в систему знаний и повторений
– Разделите произведение на две части по настроению.
(весёлое и немного грустное)
– Посовещайтесь друг с другом, где граница этих частей? Кто хочет
прочитать первую и вторую части? (Чтение в паре)
4. Анализ первой части отрывка
– С чем сравнивает поэт
лес? Найдите и зачитайте этот отрывок.
– Давайте разберёмся, чем лес напомнил автору терем.
– Что представляют собой стены лесного терема? (деревья)
–С помощью каких слов и выражений автор рисует берёзы? Зачитайте.
– Что автор пишет о ёлочках? На что похожиёлочки? (навышки–башнитерема)
– Какие ещё деревья использует автор в качестве строительного материала для
стен своего терема? (клёны)
– Итак, терем почти готов:стены – деревья, башни – ёлочки, резьба –
берёзы с их жёлтыми листочками.
– Чего не хватает в нем? (окон)
– Прочитайте, как выглядят окна терема?
– Какой запах ощущается в тереме?
– Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом? Какие
художественные средства использовал автор, чтобы нарисовать образ леса–терема?
– Какие эпитеты использует для этого автор? Назовите сравнения.
– С какой целью употребляет их автор?
I часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой»
- Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет. О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный, наблюдательный). Выясним, что же представляет собой лес? С чем сравнивает Бунин лес?
Почему лес стоит стеной? А почему пёстрой, весёлой?
- Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья). Какие деревья использует автор при строительстве стен своего терема?
-Какие сравнения ещё использует Бунин, чтобы передать красоту осеннего леса?
Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.
Почему появились эти оконца? Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении?
- Как называет автор окна? (оконца). О каком чувстве поэта это говорит? Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? (ёлочки). Как вы прочитаете эти слова (ласково, с любовью).
- А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса.
- Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу? Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин? Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме.
- Зачем же автор использует в этой части стихотворения сравнения? (чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение).
- Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение.
- Найдите строки, в которых вы чувствуете его отношение к этой картине
1) он удивляется, восхищается "лес, точно терем расписной"
2) он любуется, любит то, о чём пишет "оконца", "ёлочки"
3) он радуется, ему весело: "весёлой, пёстрой"
- Какое настроение вызывает у автора эта картина?
Вывод по 1 части.
-А теперь сложный вопрос: Кто является главной героиней стихотворения? (ОСЕНЬ)
- В каком образе предстала Осень?
-А чем же является лес для Осени?
Объясните слова «И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой».
( Автор показывает внешнюю красоту леса, но близится конец этой красоте, она тихо угасает, как жизнь женщины, потерявшей мужа. В её жизни нет больше радости и веселья. Осень напоминает нам эту женщину.)
5. Физкультминутка.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем классе листопад!
IIчасть
-Прочитайте вторую часть.
1.Найдите сравнения в этой части?
2.Найдите слово, которое повторяется несколько раз.
-Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится). Случайно ли это?
- Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень?
- Прочитайте слова, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса (пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток).
- О каком душевном состоянии автора говорят эти слова и сравнения? (автор грустит).
- Как он пишет о тишине?
-Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину (вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье).
- Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (так, такое). Так, значит, ничто не нарушает эту тишину? (нет, нарушает).
- Докажите (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).
- А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья.
-Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч).
-Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ"
- Что же это такое? Прочитайте. (Специальный подбор согласных звуков для создания определённой картины, более точного описания образа называется звукописью, или аллитерацией.)
- Как же будете читать эти строчки? Почему?
- Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании? (Я представляю :)
- А можно ли судить о настроении автора по этой картине? Какое оно? Что же хотел показать нам автор в этой части? (красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк).
- В каком образе выступает осень в этой части?
6.Работа над выразительностью чтения.
-Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой восхищались не только поэты, но и художники, музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же как это делает П.И. Чайковский. Рассмотрите картину И.Левитана под музыку П.И.Чайковского
- Что изобразил художник? Совпали ли цвета Бунина и краски Левитана?
-Подберите к ней строчки из стихотворения.
7. Подведение итогов урока
- Со стихотворением какого поэта мы сегодня познакомились? Что вы запомнили о И. Бунине?
- Какие языковые средства использовал автор в стихотворении?
- Помогли ли вам картина Левитана и стихотворение И.А. Бунина по-новому увидеть природу? Какие же картины осеннего леса нарисовал поэт с помощью слов-красок?
- В учебнике нет иллюстрации к этому стихотворению. Что бы вы нарисовали? (Словесное рисование стихотворения учащимися).
- Каким настроением проникнуто это стихотворение?
8. Домашнее задание
Выучить стихотворение И.А. Бунина «Листопад»
9. Рефлексия
У вас на парте лежат два
листика красных и желтых.
Поднимите красный, если на уроке вам было понятно, и работа была интересной.
И – желтый, если не все понятно, и вам было скучно.
Директор МКОУ «ШСОШ» Газимагомедов Г.Г.
Завуч начальных классов Гасанова К.М.
МКОУ «ШСОШ» МО «Унцукульский район»
Отзыв коллег об открытом уроке литературного чтения
И.А. Бунина «Листопад. Картина осени в стихах»
в 4г классе, учителя начальных классов
Гитинмагомедовой Патимат Газимагомедовны
Это 6 урок в разделе «Поэтическая тетрадь». Урок проходил благоприятной атмосфере, создавая тем самым ситуацию успеха на уроке. В начале урока дети сами поставили учебные задачи, которых достигли в конце урока на этапе рефлексии. На протяжении всего урока дети учились рассуждать, мыслить, развивали воображение при составлении картин природы при анализе стихотворения, слушая музыку П.И.Чайковского, составляли цепочки слов: задание придумай ассоциативный ряд словосочетаний к слову - листопад. Анализ стихотворения строился по следующей схеме чтение 1 части. Нахождение средств художественной выразительности, работа с текстом по вопросам. Чтение второй части, работа по вопросам, работа в паре. 1и3 ряд находят в тексте сравнения, 2 ряд эпитеты.
Среди операций мышления на уроке присутствовали сравнение, обобщение, конкретизация. Среди форм мышления: понятие, суждение, умозаключение. Для успешного развития монологической речи Патимат Газимагомедовна на уроке обучает детей вести рассуждение вслух (по плану). Необходимость рассуждения вслух и обоснования своих решений ведет к рефлексии как важного качества ума, позволяющего человеку анализировать и осознавать свои суждения и поступки.
Схема на доске, вопросы плана помогали составлять связный устный рассказ. На протяжении всего урока учащиеся доказывали своё мнение, используя полные ответы. На уроке каждый ученик был опрошен. В течение всего урока совершенствовались общеучебные навыки учащихся при выполнении опытов, работе с учебником, выполнении самостоятельных заданий в тетради.
Особое место на уроке отводилось развитию санитарно-гигиенических норм. Учащиеся выполнили физкультминутку.
Среди современных педагогических технологий Гитинмагомедова П.Г. на уроке использовала следующие:
· педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества);
· педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение);
· педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (групповые технологии).
На уроке был организован контроль усвоения знаний учащихся, полученных на уроке. При проведении проверочной работы дети учились анализировать свою работу и оценивать её результат.
На уроке все учащиеся были активны. Атмосфера в классе была спокойная, доброжелательная.
Директор МКОУ «ШСОШ» Газимагомедов Г.Г.
Завуч начальных классов Гасанова К.М.
МКОУ «ШСОШ» МО «Унцукульский район»
Отзыв родителей об открытом уроке литературного чтения
И.А. Бунина «Листопад. Картина осени в стихах»
в 4г классе, учителя начальных классов
Гитинмагомедовой Патимат Газимагомедовны
На протяжении всего урока поддерживалась доброжелательная психологическая атмосфера с помощью создания ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, заинтересованности учеников. Данный урок включал в себя межпредметные связи с уроком окружающего мира. На уроке были применены следующие методы:
а) словесные ( приёмы: рассказ, беседа.)
б) наглядные (приёмы: иллюстрация, демонстрация.)
в) практические приёмы: упражнения, самостоятельная работа, в группах в парах.
На уроке был использован интересный материал, смена форм урока, менялся характер заданий, однообразий не было. Каждый этап урока сопровождался контролем учителя и самоконтролем обучающихся для выявления степени усвоения материала.
Обучающиеся сами себя оценивали поэтапно, рисуя разноцветные кружки в оценочной карте успеха. На этапе рефлексии проведено продуктивное самооценивание собственной деятельности учеников. Особенно активно проходил этап урока, где обучающиеся проводили работу над изобразительными средствами языка
Сильным учащимся заранее были даны задания. Слабым учащимся домашнее задание было упрощено. Во фронтальной беседе, к ответу на несложные вопросы, привлекались слабые ученики.
Родители учащихся 4г класса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.