Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе "Колосок"

  • docx
  • 30.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала колосок.docx

Конспект урока

Украинская народная сказка « Колосок».

Класс – 2 «Г» кл.руководитель Чувилева Л.В.

Тема и номер урока в теме: Раздел «Лис Миккель и другие…» Урок 1

Дата проведения: 9 февраля  2017 года

Цели:- Раскрыть содержание произведения, совершенствовать технику чтения и выразительность чтения, учить понимать смысл, настроения произведения, формировать осознанность чтения вслух и про себя.

-формировать морально-этические представления; воспитывать любовь к труду, осознание значимости труда, воспитывать бережное отношение к учебникам.

Здоровьесберегающая направленность урока:

- коррекция правильной осанки на основе коррекционных упражнений во время физкультминутки, правильной посадки в течении всего урока, корригирующие упражнения для глаз во время расслабляющей паузы.

Материал к уроку: Учебники, предметные и сюжетные картинки по теме сказки, презентация-викторина

 

Ход урока.

1.     Организационный момент. Проверка готовности к уроку, правильная посадка.

2.     Речевая разминка.

Скороговорка. «Семь мышат в камышах шуршат». Повторим 5 раз с увеличением темпа.

Отгадаем загадку.

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Песни распевает,

Время считает.   (Петух)

·         Ребята, скажите к какому виду творчества можно отнести: скороговорки, пословицы, загадки, потешки? (ответы: устное народное творчество)

·         А какие жанры устного народного творчества вы знаете ещё? (ответы: сказки).

    Что такое сказка?

                Сказка – это жанр устного народного творчества. 

  • какие виды сказок вы знаете? (волшебные, богатырские, о животных, бытовые)
  • по авторской принадлежности сказки бывают …(авторские и народные) 
  • что объединяет сказки разных народов? (главная тема - борьба добра со злом)

 

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с украинской сказкой «Колосок». А кто из вас знает, что такое колосок? Как он выглядит?

А давайте посмотрим в словаре. Колосок – это соцветие, в котором находится плод – зерновка, а стебелек – это соломинка.

Для чего нужен колосок? Какой путь он должен проделать, чтобы попасть к нам на стол в виде свежего душистого хлеба?

Перед прочтением сказки хочу обратить ваше внимание на такие слова, как лапта и чехарда. Они встретятся вам в сказке. Давайте разъясним их значение.

Лапта – русская игра, в которой игроки разделяются на две команды и перебрасывают небольшой мяч битой.

Чехарда – это игра, в которой один из игроков, разбежавшись, перепрыгивает через второго игрока, подставляющего ему для упора спину.

 

А сейчас откроем учебники на страничке 38 и внимательно послушаем сказку.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Мы осанку исправляем, спинку дружно прогибаем,

 Вправо влево мы нагнулись, до носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись.

 

Работа над сказкой

Беседа по содержанию прочитанного.

Что вы слушали?

Докажите? О чём она?

Назовите героев сказки.

Как звали мышат?

Почему народ дал такие имена мышатам? Как звали петушка

Почему его так назвали? Понравилась ли вам сказка? Чем именно?

   Подумайте, какими в сказке изображены мышата. Укажите

  • Каким народ изобразил в сказке петушка?
  • Как отвечали мышата петушку в самом начале произведения?
  • А в конце произведения?
  • Почему меняется тон их речи?
  •  Ребята из нашего класса подготовили инсценировку сказки. Давайте посмотрим.

 

Тебе теперь хорошо знакома украинская народная сказка «Колосок», не правда ли? А сейчас ответь :

  • За что ты хотел бы похвалить Петушка?
  • а что ты осуждаешь мышат?

Герой многих сказок Голосистый Петушок решил проверить, внимательно ли вы читали сказку.

   Просмотр презентации

·             Человек без друзей - что дерево без корней. (Пословица)

·         Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди,
Кто не верит - выходи. (Считалка)

·         Дождик, дождик поливай
Будет славный урожай! (Закличка)

·         Ой ду-ду! На дубу
Грянул ворон во трубу.
И пошли чудеса:
Засинели небеса,
Вышли в море паруса,
Встали тёмные леса,
А в лесной избушке затопилась печь:
Пироги с морошкой начал зайка печь.
Пирогов покушай,
Сказочку послушай. (Присказка)

·         Огуречик,огуречик,
не ходи на тот конечик -
Там мышка живет
Тебе тебе хвостик отгрызет. (Потешка)

·         Зелененький листочек
Скакал меж бурых кочек.
Проквакал в тёплой луже
И муху съел на ужин! (Загадка)

 

 

 

 Подведение итогов

Какой путь проходит хлеб, перед тем как попасть на стол?
Хлеб проходит такой трудный путь и нужно бережно относиться к хлебу.
Хлеб – наше богатство.

9.1.Работа в группах  Собери пословицу (на карточках)

Пот на спине - так и  хлеб на столе.

Доплясались, что без хлеба остались.

Не трудиться – хлеба  не добиться

Хлеб –всему  голова!

Будет хлеб – будет  и  обед.

Какие неизвестные слова встретились нам в сказке?

  • Молотить - выколачивать зерна из колосьев
  • Молоть - Размельчая зерна, превращать их в муку или порошок.
  • Мельница - машина для измельчения различных материалов.

 

 

10. Рефлексия.

  • С каким произведением познакомились на уроке?
  • Легко ли вырастить хлеб
  • Как нужно относиться к хлебу?
  • Чему учит нас сказка?

    11. Домашнее задание.
а) Согласись, ведь плохо, что Круть и Верть остались голодными.
Измени ситуацию и продолжи содержание
в) Нарисуй иллюстрацию и перескажи содержание по ней.