Конспект
открытого урока по литературному чтению
во 2 классе
по теме: «В.А.Осеева
«Волшебное слово»
Подготовила
учитель начальных классов
Караева Регина Александровна
2020 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: В.А. Осеева «Волшебное слово»
Цели урока:
1) познакомить детей с произведением В.А. Осеевой, формировать представление о добре и отзывчивости;
2) развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся;
3) воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.
Планируемые результаты обучения:
Метапредметные:
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
Коммуникативные УУД: развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Предметные УУД:
Этап урока |
Действия учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
|
1.Орг. момент |
-Здравствуйте, дети. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте подарим им улыбку. Давайте улыбнёмся друг другу и поприветствуем. -Что мы показываем человеку, когда улыбаемся ему? В мире существует много форм различных приветствий, например. Но всегда при встрече люди улыбаются друг другу. Жители России , люди при встречи желают друг другу здоровья и обмениваются дружескими рукопожатиями. В Японии ,при встрече люди кланяются одним из трёх видов поклонов – самым низким, средним с углом в 30 градусов или лёгким. В Индии люди в знак приветствия руки складывают вместе и уважительно прижимают их к груди. А Тибете при встрече люди снимают головной убор правой рукой, А левую закладывают за ухо и высовывают язык.
-Как можно назвать людей, которые всегда здороваются? -А как вы объясните, кто такой вежливый человек? |
Приветствуют гостей, друг друга, улыбаются. Ведь улыбка помогает нам показать своё доброе отношение, расположение. А когда мы здороваемся, мы желаем окружающим здоровья. Дети показывают, как здороваются в разных странах.
Вежливые |
|
|
2.Актуали-зация знаний
Проверка домашнего задания |
То есть вежливый человек использует в своей речи вежливые слова. Давайте проверим, все ли слова вы помните. Чтобы лучше вспомнить вежливые слова, мы поиграем в игру «Доскажи словечко».
Встретив зайку,
ёж-сосед
Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными.
-А почему их так называют?
С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека.
Ребята , а как вы думаете в нашем рассказе « Два пироженых» ,сестры воспитанные девочки? Которая из девочек вам больше понравилась? |
Проверка домашнего задания
|
|
|
3.Постановка учебной задачи
4.«Открытие нового знания» - Первичное чтение учителем и детьми.
-Словарная работа
|
Как вы думаете, о чем сегодня будем читать, чему будем учиться? - Имя автора, произведение которого мы сегодня будем читать, зашифровано в кроссворде. Давайте расшифруем.
1. Как звали снеговика с мультфильма « Холодное сердце». 2. Мужчина который живет на крыше и любит сладости. 3. Дурачок который поймал щуку. 4. Девочка не побоявшаяся Снежную королеву. 5. Царь зверей. 6. Девочка с рыбьим хвостом.
- Да сегодня мы будем работать с произведением Валентины Александровны Осеевой. - Давайте послушаем биографию Проектную работу Златы Гладиной ,которую она подготовила дома Валентины Александровны Осеевой. -Что такое биография? Биографию рассказывает учащийся.
Откроем страницу 87. - Как называется произведение, которое мы сегодня будем читать? (Волшебное слово) -Как вы думаете, о чем оно будет? - Послушайте рассказ и затем ответьте на вопрос : «О каком волшебном слове идет речь в рассказе?» Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте потренируемся читать слова, сложные слова. Под-ви-нулся Хо-ро-шенько При-го-ва-ри-ва-ла Сму-щён-но Про-бор-мо-та-ла Мор-щи-нис-тое Пу-те-шест-вен-ник
А теперь выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте.
Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил. Стряпала - готовила пищу. Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями.
|
(предположения детей)
(предположения детей)
Слушают чтение рассказа учителем, называют волшебное слово, о котором идёт речь в рассказе.
Выясняют значение некоторых слов встречающихся в тексте
|
|
|
5.Первичное закрепление -Проверка восприятия |
- Назовите главного героя рассказа.
- Понравился вам мальчик? Почему?
- Почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа?
Кто помог мальчику?
- Какое волшебное слово старик открыл мальчику? Слово оказалось по-настоящему волшебным. Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось просить о чём-то.
-А что такое просьба?
Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.
-Ребята, как, при помощи чего можно выразить просьбу?
|
Называют имя главного героя рассказа. Объясняют своё мнение. Отвечают на вопросы по содержанию рассказа.
С помощью жестов и мимики
Пожалуйста. |
|
|
6.Физ.минутка |
|
|
|
|
7. 7.Самостоятель-ная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. - -Повторное чтение - Работа над содержанием
-Работа в группах
-
|
Сейчас мы прочитаем рассказ «по цепочке.» -Как нужно произносить волшебное слово?
- Каким мы видим мальчика?
- Как он разговаривал с окружающими? - Нравится ли он вам? Чем он вам не нравится? - Что случилось с Павликом? - Можно ли было помочь мальчику? Чем? - Кто помог Павлику? - Прочитайте, как выглядел старик? - Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику? - Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово? - Почему мальчик поверил старику? - Изменило ли поведение Павлика волшебное слово? - Теперь давайте проследим, как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика. Найдите в тексте и прочитайте…. 1 группа: Найдите и прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово.
2 группа: Найдите и прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.
3 группа: Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке?
- Каким становилось настроение у людей, когда они слышали волшебное слово?
- Как звучит это слово? - Изменилась ли жизнь мальчика, после того, как он раскрыл тайну волшебного слова?
- Можно ли старика назвать волшебником? Почему? - Почему старик помог мальчику? - Каким стал мальчик, после общения со стариком? |
Спокойным голосом, ласково, с добротой.
Сердитый мальчик: красное сердитое лицо.Грубо
(Нет). (Он не воспитанный) (Его все гнали от себя, не хотели с ним общаться) (Помочь стать вежливым, воспитанным) (Старик). (Волшебное слово: «пожалуйста»).
( Потому что он был похож на волшебника) (Да, он стал добрым) (Лена широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала….) (Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке). (За столом сразу все замолчали. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы). Оно становилось хорошим) Пожалуйста
Изменилась, все стали относится к мальчику по-доброму, как он этого и заслуживал
Потому что он помог мальчику стать добрым
Потому что он поверил ему Вежливым |
|
|
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. |
- Перед вами конверты , в них вы найдете части пословиц. Ваша задача,собрать из частей целые пословицы и подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа. Добрый человек потом – говори. Сначала думай…добром и платят. Вырасти вырос …добру и учит. Век живи……… а ума не вынес. За добро………. век учись.
- Какая пословица подходит к нашему произведению? - Так какова главная мысль рассказа?
- Кто на самом деле творил чудеса?
- Как часто и в каких случаях вы употребляете волшебные слова? (Часто, когда кого – то благодарим, здороваемся, желаем доброй ночи, доброго утра, что – то просим, извиняемся, прощаемся) - Как бы вы хотели, чтобы люди относились к вам?
- Что для этого нужно?
Если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми. -Что посеешь, то и пожнешь. За добро добром и платят, волшебные слова действительно существуют, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой |
1Добрый человек добру и учит. 2Сначала думай, потом говори. 3Вырасти вырос, а ума не вынес. 4Век живи, век учись. 5За добро добром и платят. Добрый человек добру и учит За добро добром и платят Мальчик, когда говорил слово «пожалуйста»
По – доброму, с уважением.
|
|
|
9. Итог урока |
- Какие «волшебные» слова мы сегодня вспомнили?
- Как они действуют на людей?
-С какой целью надо употреблять «волшебные» слова? |
Люди становятся добрее, улыбаются в ответ Чтобы доставить людям приятное, чтобы не огорчать людей, а радовать
|
|
|
10. Рефлексия деятельности |
Прежде чем я назову отметки за урок, попробуйте вы сами оценить свою работу на уроке. Сделать это нам помогут карточки на парте. Но будьте внимательны:
Чемодан . В чемодан складывают багаж. Вы собрали багаж знаний .на сегодняшнем уроке ? тогда выбирайте смело Чемодан.
Мясорубка. В мясорубке как мы все знаем все перемалывают . Если вам не все было понятно .если все еще перемалываете информацию полученную на сегодняшнем уроке, тогда выбираем Мясорубку.
Мусорное ведро. В мусорное ведро выбрасывают мусор .если вам сегодня ничего не понравилось на уроке тогда выбросите сегодняшний урок в мусор.
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.